Сущность категории человеческий капитал — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Сущность категории человеческий капитал

2019-08-04 238
Сущность категории человеческий капитал 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Сущность категории человеческий капитал

2. Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки

3. Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально–экономического развития

Заключение

Список использованных источников

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития белорусской экономики важно осознать ключевую роль человеческого капитала в преодолении кризисной ситуации.

Причиной данной роли является то, что возможности эксплуатации всех ресурсов не бесконечны. Единственный ресурс, возможности разумного использования которого практически безграничны, – производительные способности людей, реализующиеся в современных условиях в форме человеческого капитала, значительная часть которого «изношена», отсутствуют источники и резервы его замены и накопления. В этой ситуации человеческий капитал расценивается как наиболее ценный производительный ресурс по сравнению с капиталом материальным.

В последние годы стало всеобщим мнением, что эффективность развития экономически современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие. Так, в США, по некоторым оценкам, доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превышает «чистые» валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудования и складские помещения. И даже если специальные исследования по этому вопросу не проводились, можно с высокой долей уверенности предположить, что одним из самых важных показателей уровня вложений в человеческий капитал в мире положительно связан с самыми высокими в мире показателями уровня развития экономики [21].

Практика побуждает переоценивать и корректировать многие прежние подходы к формированию человеческого потенциала, своевременно реагировать на новые проблемы, возникающие в ходе социально–экономических преобразований. Решение практических вопросов невозможно без разработки научно – обоснованной концепции развития и сохранения человеческого капитала. В рамках этой концепции важно, прежде всего, исследовать базу, глубинную основу его воспроизводства и сохранения.

В наиболее развитых странах Запада сформировалась постиндустриальная экономика, основанная на знаниях, широком применении интеллектуалоемких технологий, расширении масштабов профессиональной мобильности, актуализирующая роль человеческого капитала. Переход к такой модели развития, предотвращение необратимого отставания от передовых экономик возможно только при усиленном внимании к этой проблеме, активной и результативной политике накопления и развития человеческого капитала. Отдача от вложений в человека сегодня обеспечивает от половины до трех четвертей добавленной стоимости в западных экономиках.

Сказанное позволяет заключить, что проблемы изучения человеческого капитала как фактора управления и потенциала развития современной экономики являются высоко актуальными в нынешнем состоянии белорусского общества.

Целью написания данной курсовой работы является изучение человеческого капитала и его роли в развитии современной белорусской экономики.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

– дать определение сущности категории человеческий капитал;

– проанализировать структуру человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки;

– оценить состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально–экономического развития.

Теоретической и методической основой послужили постановления Правительства Республики Беларусь, данные Министерства анализа и статистики Республики Беларусь, труды белорусских и зарубежных ученых по проблемам состояния и использования человеческого капитала в Беларуси мире. Наиболее широко данные вопросы раскрыты в трудах Волгина Н.А., Воловской А.М., Дятлова С.А., Капелюшникова Р.И.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые этот термин использовал Теодор Шульц, а его последователь Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Человеческий капитал – главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Основоположники теории человеческого капитала дали его узкое определение, которое со временем расширялось и продолжает расширяться, включая все новые составляющие. В результате человеческий капитал превратился в сложный интенсивный фактор развития современной экономики — экономики знаний.

Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т. д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.

Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций:

– образование, подготовка на производстве;

– здравоохранение;

– мотивация;

– поиск информации и миграция;

– фундаментальные научные разработки;

– экология и здоровый образ жизни;

– культура и досуг.

Наиболее обобщенным подходом к определению составляющих человеческого капитала является:

– биологический человеческий капитал – ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения;

– культурный человеческий капитал – совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью.

Основными драйверами развития человеческого капитала являются конкуренция, инвестиции, инновации.

Для эффективного функционирования человеческого капитала необходимо конкурентоспособное качество жизни, включая безопасность, экологию и жилищные условия, причем на уровне развитых стран мира. Иначе лучшие специалисты уезжают туда, где им удобнее жить и комфортнее и безопаснее работать.

Инвестиции в составляющие человеческого капитала и составляют его структуру: воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и т. д.

Человеческий капитал как производительный фактор по степени эффективности можно разделить на отрицательный (разрушительный) и положительный (созидательный). Между этими крайними состояниями и составляющими совокупного человеческого капитала существуют промежуточные по эффективности состояния и составляющие ЧК.

Согласно докладу ООН 2009г. «О человеческом развитии» Беларусь занимает 68–е место в общем рейтинге, входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития и опережает все страны СНГ.

По уровню образования Беларусь опережает многие государства, входящие в группу стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала и находится на второй позиции в СНГ.

В 2009 году снижается доля населения в возрасте 40–49 лет, однако растет доля населения возрасте 25–34 года, которое является наиболее инициативным, что положительно для развития человеческого капитала.

Проведенный анализ показывает, что достаточно высокий уровень накопленного человеческого капитала Республики Беларусь является одним из основных факторов стабильного развития страны.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Беккер Гэри. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, политика, идеология. – 2008. – № 2–3.

2. Виноградский Б.Б., Сизов В.С. Менеджмент в китайской традиции: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2007. – 255 с.

3. Волгин Н.А., Плакся В.И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. М., 2004. – 354 с.

4. Волгин Н.А., Николаев С.В. Доходы работника и результативность производства: Проблемы, реалии, перспективы. - М., 2004. – 298 с.

5. Волгин Н.А. Опыт развития человеческого капитала. – М., 2006. – 504 с.

6. Владимирова Л.П. Экономика труда. – М., 2007. – 624 с.

7. Воловская А.М. Экономика и социология труда. – М., 2005. – 355 с.

8. Гойло В.С. Современные западные теории воспроизводства рабочей силы. – М.: Наука, 2006. – 299 с.

9. Дайновский А.Б. Экономика высшего образования. – М., 2006. – 316 с.

10. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Курганский С.А. Производительные силы человека: структура и формы проявления. – СПб.: СПбУЭФ, – 2003. – 382 с.

11. Долан 3.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика; под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. — СПб., 1994. – 447c.

12. Дятлов С.А. Человеческий капитал Китая: проблемы эффективности использования в условиях переходной экономики. – СПб.: СПбУЭФ, 2005. – 550 с.

13. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. – СПб.: СПбУЭФ, 2004. – 469 с.

14. Дятлов С. А. Экономика образования в условиях переходного периода. – СПб.: СПбУЭФ, 2005. – 394 с.

15. Ефременко Н.В. Национальная стратегия как инструмент борьбы с бедностью/ Н.В. Ефременко // Белорусский экономический журнал. – 2010 г. – №1.

16. Завельский М.Г. Экономика и социология труда. – М., 2005. – 366 с.

17. Кардашов В. Мотивация персонала: Теория и практика // Человек и труд. 2008. – №10.

18. Капелюшников Р.И. Современные западные концепции формирования рабочей силы. – М.: Наука, 2005. – 502 с.

19. Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология. – 2009. – № 11.

20. Капелюшников Р.И. Концепция человеческого капитала. Критика современной буржуазной политической экономии. – М.: Наука, 2007. – 462 с.

21. Мажилис Марат Оспанов. // Начнем с понедельника, – 1998. – № 24 (193). url: www.eurasia.org.ru/articles/Dop05.htm

22. Материалы Мин – ва анализа и статистики Республики Беларусь. – url: www.belstat.gov.by

23. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. Пособие / В.Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2009. – 514 с.

24. Управление персоналом: Учебник; под ред. Е.А. Аксенова [и др.]. М.: ЮНИТИ, 1998. – 560 с.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Сущность категории человеческий капитал

2. Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки

3. Состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально–экономического развития

Заключение

Список использованных источников

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития белорусской экономики важно осознать ключевую роль человеческого капитала в преодолении кризисной ситуации.

Причиной данной роли является то, что возможности эксплуатации всех ресурсов не бесконечны. Единственный ресурс, возможности разумного использования которого практически безграничны, – производительные способности людей, реализующиеся в современных условиях в форме человеческого капитала, значительная часть которого «изношена», отсутствуют источники и резервы его замены и накопления. В этой ситуации человеческий капитал расценивается как наиболее ценный производительный ресурс по сравнению с капиталом материальным.

В последние годы стало всеобщим мнением, что эффективность развития экономически современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие. Так, в США, по некоторым оценкам, доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превышает «чистые» валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудования и складские помещения. И даже если специальные исследования по этому вопросу не проводились, можно с высокой долей уверенности предположить, что одним из самых важных показателей уровня вложений в человеческий капитал в мире положительно связан с самыми высокими в мире показателями уровня развития экономики [21].

Практика побуждает переоценивать и корректировать многие прежние подходы к формированию человеческого потенциала, своевременно реагировать на новые проблемы, возникающие в ходе социально–экономических преобразований. Решение практических вопросов невозможно без разработки научно – обоснованной концепции развития и сохранения человеческого капитала. В рамках этой концепции важно, прежде всего, исследовать базу, глубинную основу его воспроизводства и сохранения.

В наиболее развитых странах Запада сформировалась постиндустриальная экономика, основанная на знаниях, широком применении интеллектуалоемких технологий, расширении масштабов профессиональной мобильности, актуализирующая роль человеческого капитала. Переход к такой модели развития, предотвращение необратимого отставания от передовых экономик возможно только при усиленном внимании к этой проблеме, активной и результативной политике накопления и развития человеческого капитала. Отдача от вложений в человека сегодня обеспечивает от половины до трех четвертей добавленной стоимости в западных экономиках.

Сказанное позволяет заключить, что проблемы изучения человеческого капитала как фактора управления и потенциала развития современной экономики являются высоко актуальными в нынешнем состоянии белорусского общества.

Целью написания данной курсовой работы является изучение человеческого капитала и его роли в развитии современной белорусской экономики.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

– дать определение сущности категории человеческий капитал;

– проанализировать структуру человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки;

– оценить состояние человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально–экономического развития.

Теоретической и методической основой послужили постановления Правительства Республики Беларусь, данные Министерства анализа и статистики Республики Беларусь, труды белорусских и зарубежных ученых по проблемам состояния и использования человеческого капитала в Беларуси мире. Наиболее широко данные вопросы раскрыты в трудах Волгина Н.А., Воловской А.М., Дятлова С.А., Капелюшникова Р.И.


СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

 

Некоторые люди рождаются с определенными способностями или, по крайней мере, с необычными возможностями для их развития. Огромные зарплаты профессиональных спортсменов, первоклассных оперных певцов и других суперзвезд являются прямым следствием проявления этих возможностей. Но те способности, с которыми люди рождаются – лишь полдела. Обучение и образование важны, по крайней мере, не меньше, чем врожденная способность для выполнения многих специальностей: от юристов и бухгалтеров до стеклодувов и парикмахеров.

Пойти на курсы, чтобы стать бухгалтером, с этой точки зрения практически то же самое, что купить грузовик, чтобы заняться перевозкой гравия. В обоих случаях человек в данный момент совершает затраты, чтобы в будущем получить то, что даст ему возможность зарабатывать больше. Основное различие в данном случае состоит в том, что водитель грузовика приобретает капитал в виде машины, а бухгалтер получает человеческий капитал — капитал в виде умственных способностей [11, с. 255–256].

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению [7, c. 124].

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду – образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы – затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.

Если кратко, то человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Это главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является высокий индекс экономической свободы.

Понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых–экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера (1992 г.) [16, c. 62]. За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории человеческого капитала и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике в 1971 г.

Основоположники теории человеческого капитала дали его узкое определение, которое со временем расширялось и продолжает расширяться, включая все новые составляющие человеческого капитала. В результате человеческий капитал превратился в сложный интенсивный фактор развития современной экономики — экономики знаний.

В настоящее время на базе теории и практики человеческого капитала формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран.

На основе теории человеческого капитала когда–то отставшая Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000–х годах лидерские позиции в мировой экономике.

Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной. И создала свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей переработки своего главного природного богатства — леса.

Сумела выйти на первое место в мире в рейтинге по конкурентоспособности экономики в целом. Более того, именно на доходы от переработки леса в товары с высокой добавленной стоимостью и создавали финны свои инновационные технологии и продукты.

Все это имело место не потому, что теория и практика человеческого капитала реализовала в себе некую волшебную палочку, а потому что стала ответом экономической теории и практики на вызовы времени, на вызовы зарождающейся во второй половине XX века инновационной экономики (экономики знаний) и венчурного научно–технического бизнеса.

Человеческий капитал является сложным и распределенным интенсивным фактором развития. Он, словно кровеносные сосуды в живом организме, пронизывает всю экономику и общество. И обеспечивает их функционирование и развитие. Или, напротив, угнетает – при низком его качестве. Поэтому существуют объективные методологические трудности с оценкой его отдельной экономической эффективности, его отдельной производительности, его отдельного вклада в рост ВВП и в повышение качества жизни. Человеческий капитал через специалистов и информационные технологии вносит вклад в развитие и рост экономики всюду, во всех видах экономической и производственной деятельности.

Человеческий капитал вносит свой вклад в повышение качества и производительности труда во всех видах жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Во всех видах экономической деятельности, управления образованные профессионалы определяют производительность и эффективность труда. А знания, качественный труд, квалификация специалистов играют решающую роль в эффективности функционирования и работы институтов и организации всех форм и видов.

Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т. д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.

Инвестирование в человеческий капитал предполагает преследование для инвестора каких–то выгод как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника – это повышение уровня доходов, удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения, улучшение качества жизни. Для работодателя – это повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и рост эффективности производства, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства – это повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение экономической активности граждан [8, c. 44].

Осуществление инвестиций – очень важный процесс в воспроизводстве человеческого капитала, в котором он выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Таким образом, инвестиции лишь создают основу для производства человеческого капитала в системе образования, здравоохранения, повышения квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т. д. Их содержание – не просто вложение средств, а еще и реальная, осознанная и целенаправленная деятельность инвестора. При этом важную роль в создании человеческого капитала играют затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию. Произведенные затраты неизбежно включаются в общественные затраты во всем воспроизводственном процессе.

Современный подход к вложениям в социальную сферу исходит из того, что инвестиции в человека, человеческий капитал наиболее эффективны. По сути, первичная производственная мощность, первичная производственная способность человека и первичный природный ресурс, когда–то использованный им, и есть тот самый главный источник накопления нового производственного потенциала, производительной силы, новых потребительских благ.

И сегодня все больше инвестиций осуществляется не в технику, а в первую очередь – в реальный качественный рост производительной силы человека. Большинство передовых стран мира ищут подходы к инвестиционной политике, при которой оценка результативности, все факторы экономического роста, обусловленные инвестициями, будут достигаться посредством прироста производительной силы человека и ее влияния на изменение структуры и объема национального богатства страны [20, с. 62].

Несмотря на отличие физического и человеческого капитала, их формирование имеет определенное сходство. И физический, и человеческий капитал требуют значительных отвлечений средств в ущерб текущему потреблению. И тот, и другой накапливаются в результате привлечения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ в целях текущего потребления. От обоих зависит уровень развития экономики в будущем. В течение времени и тот и другой производят определенный продукт. И, наконец, они ограничены сроком использования – машины изнашиваются, люди умирают.

Инвестиции в формирование эффективной элиты, в том числе в организацию конкуренции, являются одними из важнейший инвестиций в человеческий капитал. Еще со времен классиков науки Д. Тойнби и М. Вебера известно, что именно элита народа определяет вектор направления его развития.

Предпринимательский ресурс – творческий ресурс, интеллектуальный ресурс развития экономики. Поэтому инвестиции в предпринимательский ресурс — это инвестиции в развитие человеческого капитала в части повышения его конструктивности, креативности и инновационности. В частности, бизнес–ангелы — необходимая составляющая человеческого капитала [3, c. 98].

Инвестиции в институциональное обслуживание направлены на создание комфортных условий обслуживания государственными институтами граждан, включая врачей, преподавателей, ученых, инженеров, то есть ядро человеческого капитала, что способствует повышению качества их жизни и труда.

Инвестиции в развитие гражданского общества и в экономическую свободу способствуют повышению креативности и законопослушности граждан, формированию оптимистической и конструктивной, и, одновременно, рациональной идеологии, формированию государственных институтов, стимулирующих рост качества жизни. Способствуют формированию здорового образа жизни. И, в итоге, ведут к росту эффективности труда и экономики.

Эти инвестиции формируют коллективный гражданский разум, коллективный интеллект, направленный на созидание. В состав человеческого капитала необходимо включать также инвестиции в создание среды, обеспечивающей его эффективное функционирование.

В развивающейся стране невозможно повсеместно создать конкурентоспособные комфортные условия для специалистов высшей квалификации, необходимых для формирования эффективной инновационной системы и сектора инновационной экономики. Поэтому создаются Особые экономические зоны, технополисы и технопарки (например, Китай и Индия). В них реализуется особый режим проживания, повышенная безопасность, улучшенная инфраструктура, повышенное качество жизни. Создаются комфортные условия для общения ученых и инженеров с целью реализации синергетических эффектов усиления творческой мощи научных и инновационных коллективов.

В то же время, например, в криминализированной и коррумпированной стране человеческий капитал не может функционировать эффективно по определению. Даже если это «ввезенный» внешний высококачественный человеческий капитал, обеспеченный за счет его притока. Он либо деградирует, ввязываясь в коррупционные схемы, как это было, в том числе с иностранными и прочими советниками, приведшими Россию к дефолту. Либо «работает» неэффективно.

Известно, что любые существенные изменения в трудовых ресурсах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. В ближайшие десять лет нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций.

Основной проблемой является расширение зоны деградации человеческого капитала. Это понятие означает многослойный социальный феномен, складывающийся из целого ряда взаимосвязанных процессов, одним из важнейших в которых является депопуляция и, прежде всего, сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.

Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций [10, c. 60]:

– образование, подготовка на производстве;

– здравоохранение;

– мотивация;

– поиск информации и миграция;

– фундаментальные научные разработки;

– экология и здоровый образ жизни;

– культура и досуг.

Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а значит, увеличивают объем и качество человеческого капитала.

Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные.

Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр.

Неформальные инвестиции– это самообразование индивида: чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства.

При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.

Накопление интеллектуального капитала подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям в свою пользу.

В развитых странах особое значение имеют профессиональная подготовка на производстве и курсы переподготовки. Профессиональная подготовка выступает как механизм, с помощью которого человек, приходящий на предприятие, может лучше ознакомиться со своей работой, больше узнать о предприятии. Курсы переподготовки предоставляют работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.

Во время обучения человек часто лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в свободном времени, работник соглашается на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы из сферы экономической деятельности [13, c. 75].

Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действительно продлевает жизнь человека, а значит, и время функционирования человеческого капитала.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.