Раздел II. Украина и международные организации — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Раздел II. Украина и международные организации

2019-08-04 117
Раздел II. Украина и международные организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Украина и НАТО

 

Отношения между Украиной и НАТО начали развиваться сразу же после получения Украиной независимости в 1991 году. It was as early as in January 1992 when a representative of Ukraine took part for the first time in the work of Work Group of high level in North Atlantic Cooperation Council (NACC). Это было в январе 1992 года, когда представители Украины в первый раз принимали участие в работе Рабочей группы высокого уровня Североатлантического сотрудничества (ССАС).

22 - 23 февраля 1992 Генеральный секретарь НАТО М. Вернер в первые приехал в Киев. В ходе визита Украина была приглашена к ССАС. С тех пор началось активное сотрудничество Украины с НАТО [12].

21 апреля 2005 в Вильнюсе в рамках неформальной встречи глав МИД стран НАТО прошло заседание комиссии "Украина-НАТО", открывшее новый этап в отношениях Украины с альянсом - "интенсивный диалог", который призван был стать первым шагом на пути вхождения Украины в НАТО. МИД Украины Б. Тарасюк заявил после встречи, что "к 2008 году Киев завершит все реформы, необходимые для вступления в альянс".

Ещё при президенте Кучме, 6 апреля 2004, был принят закон о свободном доступе сил НАТО на территорию Украины. А 9 июля 2002, в рамках программы "Партнёрство во имя мира", Украина и НАТО подписали меморандум о поддержке операций НАТО со стороны Украины.

Тогда Украина, сделав два шага вперёд, сделала и шаг назад - в июле 2004. В преддверии президентских выборов, чтобы успокоить Россию, Кучма выпустил указ, в котором говорилось о том, что вступление в НАТО больше не является целью страны - необходимо лишь "существенное углубление отношений с НАТО и ЕС как гарантами безопасности и стабильности в Европе" [19].

С победой Ющенко движение Украины в сторону НАТО ускорилось. На Западе отношение к победителю было хорошим и до "оранжевой революции": он хорошо зарекомендовал себя на посту шефа Центробанка и в свою короткую бытность премьером запустил экономические реформы, чей положительный эффект ощущается по сей день. И то, как ответственно и зрело повел себя Ющенко во время революции, только упрочило его рейтинг, который остается высоким, несмотря на передряги в правительстве.

Лишь в апреле 2005 В. Ющенко вернул упоминание о стратегической цели Киева - "полноправном членстве в НАТО и Европейском союзе" - в военную доктрину Украины. Новый текст звучал так: "Исходя из того, что НАТО и ЕС являются гарантами безопасности и стабильности в Европе, Украина готовится к полноправному членству в этих организациях". Как и в прежнем варианте, задача "глубокого реформирования оборонной сферы государства в соответствии с европейскими стандартами" называлась "одним из важнейших приоритетов внутренней и внешней политики".

Экс-глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Г.К. Крючков: "О характере сотрудничества с НАТО красноречиво говорит и такой факт. За период с 1 октября 2001 года по 1 ноября 2005 года воздушное пространство Украины пересекали в рамках выполнения заданий международными силами содействия безопасности в Афганистане 3686 раз боевые самолеты США. За предоставленное Украиной аэронавигационное обслуживание самолетов были выставлены счета США на сумму 5752347 долларов. Американцы не уплатили ни цента. Вот вам и "стратегическое партнерство"" [16].

20 января 2006 в Будапеште по итогам встречи министров обороны восточноевропейских стран-членов НАТО - Венгрии, Чехии, Польши и Словакии - было объявлено, что эти государства готовы поддержать вступление Украины в НАТО. Необходимым условием для этого должна быть поддержка этого шага украинским обществом и достижение внутренней стабильности на Украине.

В начале 2008 года произошел скандал, поводом для которого стало заявление генсека НАТО о том, что организация получила письмо с подписями Президента Украины, премьер-министра и спикера с просьбой присоединить Украину к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ).

Скандал парализовал работу украинского парламента на 2 месяца. Оппозиция блокировала трибуну с воздушными шариками с надписями "Нет НАТО". В марте 2008 года спикер А. Яценюк сумел достичь компромисса в парламенте, и по договоренностям ведущих политических сил, парламент возобновил свою работу.

2-3 декабря 2008 года в Брюсселе состоялось заседание Совета НАТО на уровне министров иностранных дел, на котором рассматривался вопрос о присоединении Украины к Плану действий по членству в НАТО. Генеральный секретарь Североатлантического альянса Яап де Хооп Схеффер заявил, что "решение по ПДЧ принято не было".8 февраля Схеффер заверил, что в позиции НАТО по отношению к Украине после Бухарестского саммита ничего не изменилось.

Начиная с февраля 2009 года, Украина и НАТО обсуждают возможность внести в Хартию об особом партнерстве дополнение, в котором будет записано, что Украина станет членом альянса. Были проведены консультации, согласовывающие практические аспекты разработки годовой национальной программы, которая должна стать механизмом подготовки к вступлению Украины в НАТО [29].

В последнее время на саммитах НАТО украинский вопрос фигурирует все реже.

Как считают некоторые эксперты, время для быстрого вступления в НАТО для Украины потеряно, как из-за внутренних проблем Украины, так и из-за проблем самого НАТО. Из этого следует, что нужно отказаться от деклараций и начать вести активный поиск других путей сотрудничества с альянсом.

Во-первых, это более широкое участие Украины в выработке стратегических концепций альянса и вместе с тем более полный учет этих концепций в планировании безопасности Украины.

Во-вторых, развитие практических возможностей для Украины сотрудничать с НАТО, прежде всего со США, а также странами ЕС в оборонительной плоскости и в плоскости безопасности. Украина как должна получить реальные результаты для своей безопасности, так и быть реальным контрибьютором Евроатлантической безопасности. Речь идет и о логистике, и о планировании, и о прямом взаимодействии не только войск, но и спецслужб.

В-третьих, необходимо продолжать информационную кампанию относительно НАТО, сменив акценты от часто бестолковой пропаганды откровенно советского пошиба до реального информирования населения о том, что такое альянс. Использовать для этого возможности Национальной ежегодной программы.

Главные договоренности в рамках сотрудничества Украина - НАТО:

Создание механизма регулярного мониторинга сотрудничества и политических консультаций в рамках Украина - НАТО, на уровне Комиссии министров иностранных дел, министров обороны, а также послов;

Создание механизма на неофициальных совместных заседаниях Государственной Межведомственной Комиссии НАТО - Украина, сотрудничества по политическим комитетам;

Создание информации и документации НАТО в Украинском центре в 1997 году;

Создание мисси Украины в НАТО в 1997 году и назначение военного представителя;

Создание совместной военной реформы Рабочей группы в 1997 году;

Создание совместной группы Украина - НАТО в 1998 году в рамках меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в области чрезвычайного гражданского планирования;

Открытие в апреле 1999 года Управления по связям с НАТО в Украине;

Подписание в июле 2002 года Постановления Президента Украины" О принятии Украиной стратегии как Организации Североатлантического договора"

Подписание в июле 2002 года Меморандума о взаимопонимании между Украиной и НАТО как для страны принимающей поддержку в многонациональных учениях и миротворческих операциях;

Ратификация Верховной Радой Украины в сентябре 2002 года соглашения о безопасности между правительством Украины и НАТО (подписан 13.03. 1995);

Создание Государственного совета Украины по европейской и североатлантической интеграции;

Подписание" Целевого плана действий Украина - НАТО на 2003 год" [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что за последние десять лет мы проделали большой путь по присоединению к НАТО. Одной из главных проблем на данный момент являются противоречия среди населения и руководства страны, однако если не останавливать политический диалог на всех уровнях и продолжать вести подготовительные работы, то возможно уже скоро Украина станет членом Альянса.

 

Украина и Европейский Союз

 

Впервые главной стратегической целью Украины вступление в Европейский союз назвал Президент В. Ющенко сразу же после его избрания в начале 2005 года [30].

Украинские аналитики и политологи называли несколько дат возможного вступления Украины в ЕС, однако на данный момент государству было предложено только принять Европейскую политику соседства. К предложенному проекту отношений в рамках соседства Администрация президента отнеслась критически.

В апреле 2004-го года на саммите Украина-ЕС евроожидания Украины были подорваны в связи с неполучением статуса страны с рыночной экономикой от Совета министров ЕС.

21 февраля 2005 Украина и Евросоюз подписали трёхлетний план действий по приближению Украины к стандартам европейских стран. Этим документом были предусмотрены 270 неотложных мер, которые украинская сторона должна осуществить при проведении реформ. В первую очередь это вступление в ВТО, а также усиление роли органов, отвечающих за обеспечение демократии и верховенства права. Особый упор был сделан на обеспечение демократичности предстоящих в 2006 году парламентских выборов, гарантии свободы слова, проведение налоговой реформы и улучшение инвестиционного климата.

1 декабря 2005 года Евросоюз заявил, что признаёт Украину страной с рыночной экономикой [10].

Однако не только для Украины интеграция в ЕС является важным шагом. Как заявил председатель Директора Европейской Комиссии по вопросам стран Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии Х. Мингарелли на встрече с Н. Азаровым 26 сентября 2006, одной из основных целей для Евросоюза является постепенная интеграция Украины.

В ходе встречи было обсуждено состояния Плана действия Украина - ЕС перспективу заключения нового соглашения между ЕС и Украиной в замену Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, срок которого истек в 2008 году [9].

6 апреля 2006 года на сессии Европарламента в Страсбурге была принята резолюция, в которой Европарламент призвал Еврокомиссию начать переговоры с Украиной об ассоциированном членстве в ЕС [10].

В 2007 году поступило предложение Украине о принятие Договора про зону свободной торговли с Европейским Союзом. Хотя это предложение вызвало более доброжелательную реакцию украинской стороны, но оно всё же не содержит конкретных планов присоединения Украины к ЕС в ближайшее время.

Фактически все политические партии на Украине являются сторонниками вступления Украины в ЕС и выступают за развитие отношений Украины с Западной Европой:

Б. Тарасюк заявил сразу же после своего назначения, что первоочередной целью Украины является получение статуса страны с рыночной экономикой, подготовка соглашения о зоне свободной торговли с ЕС и вступление во Всемирную торговую организацию. По его мнению, путь в Евросоюз проходит через НАТО, но руководство страны должно учитывать и общественное мнение.

Президент Ющенко, выступая перед студентами Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко, заявил в этой связи: "Все понимают, что без национального референдума никто не пойдёт в НАТО, никто не пойдёт в Европейский Союз, никто не пойдёт в любой международный институт, которому необходим акцепт населения".

Для получения членства в ЕС необходимо согласие всех стран-членов. Некоторые политики в ЕС имеют серьёзные сомнения по поводу возможного членства Украины в ЕС. В 2002-м году Комиссар по расширению ЕС Г. Верхоген сказал, что "европейская перспектива для Украины не означает обязательное членство Украины в ближайшие 10-20 лет, хотя это возможно".

13 января 2005-го года Европарламент фактически единогласно (467 "за",19 "против") принял постановление о рассмотрении возможности вступления в будущем Украины в ЕС. Еврокомиссия акцентрировала внимание на том, что, хотя должен пройти длительный период, присоединение новых стран-членов не исключено. На это президент В. Ющенко ответил про свои намерения подать заявку на членство "в ближайшем будущем".

Несколько влиятельных в ЕС руководителей в тот период высказались о поддержке улучшения связей с Украиной. Министр иностранных дел Польши А. Ротфельд 21 марта 2005-го года заявил, что Польша при каких-либо условиях будет поддерживать евроинтеграционное стремление Украины. Кроме того, он сказал: "На данном этапе мы должны сконцентрироваться на конкретных шагах кооперации вместо внешних разговоров про общую еврокооперацию". Опросы в шести самых больших странах ЕС показали благосклонность к приёму Украины в состав ЕС как полноценного члена.

В октябре 2005-го года Президент Еврокомиссии Ж.М. Баррозо сказал, что будущее Украины в ЕС. Но 9 октября 2005-го года Еврокомиссия в новой редакции документа о стратегии развития заключила, что выполнение планов по расширению (Хорватия и республики бывшей Югославии) могут заблокировать возможность вступления Украины, Белоруссии и Молдавии. Комиссар О. Рен сказал, что ЕС должен избежать "слишком большого расширения", сказав при этом, что план расширения выглядит полностью завершённым [18].

Украинские наблюдатели выделяют так называемую "основную группу" поддержки приёма Украины в ЕС. При подписании текста Усиленного сотрудничества между Украиной и ЕС в марте 2007-го года из него были вычеркнуты всякие указания на перспективу членства. "Какие-либо" намёки на перспективу вступления Украины в Евросоюз были вычеркнуты из проекта усиленного сотрудничества "Украина-ЕС" из-за позиции Франции, пишет известное немецкое издание Frankfurter Allgemeine. Позиция Италии зависит от внутреннего политического состояния этой страны. Также во время предвыборной агитации Сильвио Берлускони давал сигналы, что готов поддержать евроинтеграционные стремления Украины. Его политический оппонент Р. Проди наоборот заявлял, что "перспективы вступления Украины в ЕС такие же, как и у Новой Зеландии"

Одной из главных предпосылок интеграции Украины в ЕС было вступление Украины во Всемирную Торговую Организацию.5 февраля 2008 Президент Украины В. Ющенко и генеральный директор Всемирной торговой организации П. Лами подписали в Женеве протокол о присоединении Украины к ВТО [31].

Как утверждают некоторые эксперты у Украины и сегодня отношения с НАТО весьма крепкие, так что в обозримой перспективе у нее больше шансов вступить в Североатлантический, нежели Европейский союз. В 94 году Украина с энтузиазмом примкнула к программе Партнерство во имя мира; в 97, на саммите в Мадриде она подписала с НАТО Хартию об особом партнерстве; в 2002 году при Кучме Совет национальной безопасности и обороны Украины объявил, что республика берет курс на членство в НАТО; при этом, однако, предполагаемая причастность Кучмы к убийству журналиста Георгия Гонгадзе вынуждала альянс настороженно взирать на режим в Киеве.

Представляется несомненным, что сближение Украины с НАТО поддержат многие члены альянса, особенно в Центральной и Восточной Европе. Республики Балтии и Польша неоднократно предлагали использовать перспективу членства в НАТО для стимулирования экономических реформ в Украине. Болгария и Румыния выражали заинтересованность в активизации контактов Киева с евроатлантическими структурами. Понятно, что при таком настрое соседей интересы Украины в НАТО будут продвигаться очень плавно. Более того, шаги, которые должна сделать Украина для принятия в НАТО, облегчат ей и вступление в Европейский союз. Хотя критерии членства в ЕС более строгие, чем членства в НАТО, в них есть целый ряд общих элементов, пусть формально нигде не закрепленных. Так или иначе, Киев лучше поймет, что требуется от него как от члена западных организаций [7].

В данный момент Европейский Союз обещает ускорить процесс интеграции для Украины после реализации экономического проекта модернизации газотранспортной системы (ГТС). Как только это произойдет появиться новый проект по ускоренной интеграции. В пользу этого свидетельствует, как логика энергетических конфликтов между Киевом и Москвой последних лет (заложниками которых оказывались европейские государства), так и стремление Евросоюза обеспечить свою энергетическую безопасность, в том числе и на уровне транзита энергоресурсов из России.

Учитывая это, вряд ли стоит надеяться на то, что европейские кредиторы Киева, приступив к реализации проекта модернизации ГТС, ограничатся исключительно ремонтом труб и техническим переоснащением компрессорных станций. Можно с большой вероятностью предполагать, что вслед за технологической модернизацией украинской трубопроводной системы, Евросоюз предпримет и политические меры для удержания обновленной ГТС под европейским, а не российским контролем. В нынешних условиях едва ни не единственным надежным механизмом решения этой проблемы является начало процедуры вступления Украины в Европейский союз [24].

Основные моменты Плана реализации Украина - ЕС:

В реализации Плана действий Украина-ЕС был достигнут значительный прогресс. Принимая во внимание тот факт, что на данный момент все еще продолжаются переговоры о заключении нового усиленного соглашения между ЕС и Украиной, План действий Украина-ЕС остается в силе, и будет служить инструментом для сотрудничества между ЕС и Украиной максимум еще на один год.

Обе стороны осуществят краткую, неформальную совместную оценку реализации Плана действий, которая также определит ряд конкретных дополнительных мер, которые необходимо принять в 2008 году.

В конце 2008 - в начале 2009 года обе стороны разработают новый совместный инструмент, учитывающий те вопросы, по которым будет найдено понимание на переговорах по новому усиленному соглашению, и готовящий его вступление в силу [11].

Еще одним шансом для интеграции Украины политологи считают, что при участии в создании европейской системы безопасности Украина могла бы получить новые гарантии от ЕС и России.

Украинский политолог А. Орел подчеркнул: "Идея создания новой системы коллективной безопасности в Европе разработана как будто для Украины - страны, которая не желает вступать в НАТО, о чем говорят социологические исследования, и для которой закрыт доступ в ЕС. Я глубоко убежден, что страны восточной Европы, в том числе, страны Южного Кавказа, должны быть крайне заинтересованы в создании такой системы безопасности. Чем быстрее в Украине будет провозглашен принцип неприсоединения к военным блокам, тем быстрее в Европе начнут прислушиваться к мнению Киева. И, тем более, авторитетным станет его голос" [23].

Таким образом, наиболее вероятными в ближайшем будущем будут эффективные улучшения отношений Украины и ЕС, которые будут осуществляться через посредников, таких как Польша.

Хотя Украина считает НАТО евроинтеграционным паллиативом ЕС, история дает основание полагать, что членство в первой организации - это этап на пути попадания во вторую. Стратегически членство в НАТО и членство в ЕС - вещи тесно взаимосвязанные и плавно друг в друга перетекающие. Если членство в НАТО для Украины является задачей среднесрочной перспективы, то членство в ЕС - долгосрочной, и это, может быть, единственная разница.

Рекомендации, выработанные в результате глубокого изучения такого опыта, должны намечать реальные пути интеграции Украины в европейское и мировое сотрудничество и быть реально осуществимыми для Украины.

Появление проекта ускоренного вступления Украины в Евросоюз больше не кажется неосуществимым (так как членами ЕС уже стали страны Балтии, которые по своему экономическому потенциалу уступают Украине), а значит, вскоре этот проект сможет реализоваться и помочь Украине сделать новый шаг на пути присоединения к мировому сообществу.



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.