Национальной безопасность Украины — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Национальной безопасность Украины

2019-08-04 110
Национальной безопасность Украины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Анализ безопасности должен исходить прежде всего из адекватной оценки и прогноза основных тенденций развития обстановки в мире, вызовов и угроз.

По этим оценкам, система международных отношений кардинально меняется в направлении формирования многополярного мира. При этом происходит:

1. Увеличение мощности новых центров силы и углубление глобализационных процессов.

2. Перемещение центра экономического влияния с Запада на Восток, что не исключает перенесения промышленных мощностей и целых экономических отраслей в страны Азиатского региона.

3. Значительное обострение глобальных проблем человечества. Речь идет прежде всего об обострении конкурентной борьбы за энергоносители, продукты питания и питьевую воду, осложнение демографической ситуации (количество людей увеличится на 1,2 млрд. на протяжении прогнозируемого периода), глобальные климатические изменения, распространение опасных болезней.

4. Повышение потенциала конфликтности в мире, что прежде всего связано с увеличением разрыва между богатыми и бедными, сохранением высокого уровня террористической активности и неконтролируемого распространения оружия массового поражения и технологий двойного назначения, межэтнической вражды, радикального фундаментализма [17].

В последние месяцы ведущим фактором изменений стратегической ситуации в мире стал глобальный финансово-экономический кризис, который, по оценкам многих известных экспертов, продлится не один год. Согласно прогнозам Дж. Сороса результатом кризиса станет существенная перестройка мировой финансовой системы и экономики в целом, что, в свою очередь, определит значительные трансформации политической системы [25].

Финансовый экономический кризис постепенно меняет как позиции ведущих международных игроков, так и их потенциал. И первым следствием экономических проблем стал рост национального эгоизма. На мировой арене ведущие мировые лидеры, включая очень далеких от либерализма, клянутся в верности и преданности высоким идеалам свободы и свободной международной экономической конкуренции. При этом на практике прибегают к протекционистским мерам.

Следовательно, происходит относительное ослабление международных структур в пользу национальных.

Среда безопасности вокруг Украины, сохраняя остроту и конфликтность, может потерять приоритетность для стран Запада в контексте первоочередности решения своих проблем.

В этой среде есть также ряд специфических вызовов для Украины. Основные из них следующие:

1. Международная правовая система поддержки общеевропейской и мировой безопасности находится на стадии разрушения. В то время, когда основы новой системы еще не определены, прослеживаются попытки демонтировать опоры уже существующей. В частности, Россия инициирует вопрос о создании новой системы безопасности путем как пересмотра ключевых решений ОБСЕ, так и ревизии договоров в сфере контроля над вооружением, полноправной участницей которых является Украина.

2. Членство Украины в ООН, ОБСЕ, Совете Европы, партнерские отношения с НАТО и ЕС не создают надежных механизмов защиты национальной безопасности. Гарантии, полученные Украиной в связи с отказом от ядерного оружия в 1994 году, институционно не оформлены и фактически не выполняются.

Ядерные государства - постоянные члены Совета Безопасности ООН или игнорируют предоставленные Украине гарантии, или трактуют их как юридически необязательные, сугубо политические декларации. Консультации по этим вопросам, инициированные Украиной на международных форумах и на двустороннем уровне на протяжении 2008 года, дали ограниченные результаты.

Исключением стали только США, подтвердившие свои гарантии подписанием 19 декабря 2008 года в Вашингтоне украинско-американской Хартии о стратегическом партнерстве. Диалог с другими странами продолжается.

3. Затормозился процесс присоединения Украины к Евроатлантической системе коллективной безопасности, хотя эта задача на протяжении последних лет была и есть главным внешнеполитическим приоритетом. Ведущие страны Европы и США на саммитах стран НАТО в ходе газового конфликта продемонстрировали неготовность к осложнениям в отношениях с РФ ради поддержки интересов Украины. Для Киева это, несмотря на все заверения, становится причиной состояния неопределенности и необходимости поиска действий, адекватных ситуации.

Последние заявления генерального секретаря Яапа де Хооп Схеффера в Кракове относительно продолжения расширения альянса с учетом интересов России свидетельствуют об отсутствии новых подходов и определенном интеллектуально-волевом вакууме в Брюсселе. Тем более, нельзя не заметить, что, несмотря на существующие проблемы, усиливается трансатлантическая солидарность.

4. Основной проблемой восточной политики Европы является неспособность эффективно согласовывать в режиме реального времени требования безопасности и проблемы, связанные с развитием процессов демократизации в соседних странах. В среднесрочном измерении ЕС требует от восточных государств прежде всего безопасности, а следовательно, - предсказуемости. Вместе с тем фундаментальным интересам Европы необходима демократизация, что в тактической перспективе приводит к стремительному росту вызовов. Пока примирить и сбалансировать эти две составляющие не удается, но от них в значительной степени будет зависеть эффективность дальнейших действий ЕС на своих восточных территориях.

5. Достаточно реальна угроза военной эскалации вблизи границ Украины из-за наличия так называемых замороженных конфликтов в регионе. Подтверждением таких реалий стало российско-грузинское вооруженное столкновение. Не тождественной по форме, но близкой по смыслу стала и вторая российско-украинская газовая война 2009 года.

6. Распространение традиционных и формирование новых глобальных рисков и угроз (терроризм, наркотрафик, распространение ОМП, пиратство, торговля людьми и т.д.).

Украина - одна из самых активных транзитных стран, связывающая страны Востока и Запада. Это создает серьезные угрозы того, что ее транзитный потенциал будет использоваться для нелегальной миграции, поставки наркотиков, деятельности международных преступных группировок, занимающихся торговлей людьми, распространением ОМП. Появлению и существованию этих проблем способствует нерешенность вопросов пограничного режима, демаркации и делимитации границы с Молдовой, РФ и Беларусью.

Отсюда: следует интенсифицировать сотрудничество в этой сфере со странами-партнерами, усовершенствовать миграционное законодательство в соответствии с международными нормами, усилить режим функционирования границ, особенно на северо-восточном участке, создать базы данных относительно пребывания на территории Украины мигрантов и членов международных криминальных группировок.

Следует использовать опыт, полученный в ходе выполнения Меморандума о взаимопонимании между правительствами Украины и Молдовы и Европейской комиссией по предоставлению последней помощи в вопросах границы в Украине и Республике Молдова.

Также будет необходимым выделить планы Украины на 2009-2012 года направленные на стабилизацию и укрепление нашей системы национальной безопасности:

1. Укрепление собственных оборонительных возможностей, в частности путем создания неядерных стратегических сил сдерживания.

2. Усиление внешних гарантий Украины, предоставленные ей 'де-юре' ядерными странами в связи с присоединением к ДНЯО и зафиксированные в Будапештском меморандуме 1994 года.

3. Поддержка инициативы Восточного партнерства, которое можно рассматривать как определенный паллиатив, предложенный ЕС для развития Украины и других стран Восточной Европы. Наполнение этого рамочного предложения конкретным содержанием, в частности в измерении безопасности, должно стать приоритетной задачей политики нашего государства в ближайшие годы.

4. Усиление уровня сотрудничества с ЕС в рамках Европейской политики безопасности и обороны. Речь идет, в том числе, об участии Украины в миротворческих миссиях, в частности на Балканах, Европейской политике по противодействию актуальным угрозам (терроризм, бизнес-преступность, энергетика, кибер-угрозы и т.п.)

5. Углубление сотрудничества с Советом Европы в рамках работы Группы Помпиду (группа сотрудничества в борьбе против злоупотребления и незаконной транспортировки наркотиков) и GRECO (группа государств по противодействию коррупции СЕ).

6. Восстановление и развитие диалога с Российской Федерацией по всем актуальным проблемам двусторонних отношений, одним из механизмов которого может стать использование соответствующих положений Большого договора 1997 года [8].

Таким образом можно сказать, что украинская система безопасности будет неэффективной без политического и общественного одобрения. Украине предстоит проделать долгий путь, чтобы достичь европейского уровня безопасности.

 



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.