Теория и практика средств массовой информации — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Теория и практика средств массовой информации

2019-08-04 89
Теория и практика средств массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Теория и практика средств массовой информации

Анализ эффективности интервью в омской деловой прессе

 

 

Омск 2007


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Интервью как жанр периодической печати

1.1 Определение интервью, его разновидности

1.2. Этапы работы над интервью

1.3. Критерии оценки качества интервью (особенности интервью в деловой прессе)

Глава 2. Анализ эффективности интервью в омской деловой прессе

2.1. Общая характеристика омской деловой прессы

2.2. Анализ интервью в газетах «Бизнес курс», «Коммерческие вести»

2.3 Рекомендации по повышению эффективности интервью в газетах «Бизнес курс», «Коммерческие вести»

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение

 

Интервью – самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. Это беседа двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта – актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации. Интервью дает возможность получения информации «из первых рук», поэтому журналисту особенно важно знать и использовать специальные методы и тактики проведения интервью, позволяющих достичь целей беседы. От мастерства журналиста зависит степень эффективности получившегося произведения.

Целью данной работы является оценка эффективности интервью в омских деловых изданиях «Бизнес курс» и «Коммерческие вести» и разработка предложений и рекомендаций по ее повышению.

Задачи работы:

1. Рассмотреть теоретические основы интервью как метода и жанра журналистики;

2. Провести анализ интервью омской деловой прессы на примере изданий «Бизнес курс» и «Коммерческие вести»;

3. На основе проведенного исследования предложить рекомендации по повышению эффективности этого жанра в журналистике.

Таким образом, предмет работы – интервью как жанр и метод периодической печати. Объектом исследования являются интервью, публикуемые на страницах газет «Бизнес курс» и «Коммерческие вести».


Глава 1. Интервью как жанр периодической печати

Этапы работы над интервью

 

Подготовка к интервью является обязательным элементом интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительности.[10] Чтобы понять, по каким правилам работает механизм журналистского интервью, разобьем процесс на условные составляющие, от определения целей до завершения беседы. В качестве примера выберем «стерильный» случай интервью, не связанный временными рамками, положением в пространстве или иными ограничениями — словом, идеальный, когда теоретически возможно пройти все стадии рабочего процесса. Надо учесть, однако, что в такой «тепличной» ситуации журналист оказывается нечасто. Он, как правило, работает в режиме жестких сроков сдачи материала, когда с неизбежностью выпадает одно или даже несколько звеньев из цепочки этапов. Тем не менее, для достижения профессиональных результатов интервьюеру следует стремиться пройти весь путь от начала до конца.

Работу над интервью можно разложить на три последовательные стадии: подготовка, проведение, завершение.

На первой стадии, которая предваряет ход беседы, осуществляется очень важная работа по планированию интервью, определяются его цели, изучаются информационные ресурсы, осуществляется первый контакт с собеседником, назначаются время и место встречи, продумываются возможные риски, стратегия беседы и основная тематика вопросов. Перечислим еще раз наиболее важные шаги по подготовке интервью: определение его целей, предварительное исследование, организация встречи, обдумывание характера вопросов, а также стратегии и тактики интервью.

Цели интервью определяются многими факторами. Это и особенности характера собеседника, и его роль в определенной ситуации, и сложившиеся социально-политические обстоятельства, и масштаб проблем, которые связаны с героем, и возникшие в этой связи общественные стереотипы.

Предварительное исследование. В зависимости от поставленных целей сбор рабочего материала о герое или ситуации, в которую он вовлечен, может либо проводиться по полной программе, либо ограничиться кратким поиском, либо вообще не проводиться. Подготовка или экспромт — вот выбор, который придется сделать журналисту перед каждой своей встречей. Вот что по этому поводу думают два опытных журналиста.

Назначение встречи. О встрече с интервьюируемым, как правило, договариваются по телефону, хотя в последнее время журналисты все чаще пользуются электронной почтой. Но можно условиться об интервью и при непосредственном контакте.

Последний вариант, пожалуй, наиболее беспроигрышный, так как намеченной «жертве» просто «некуда деться» и приходится принять предложение журналиста, даже дать некие обещания. А это уже половина успеха.

Договариваясь с собеседником о встрече, избегайте слова «интервью».

Время и место интервью. Договариваясь о встрече, назначая ее время и место, прислушайтесь к пожеланию собеседника. От этих обстоятельств зависит, комфортно ли будет себя чувствовать герой интервью. Поэтому чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время. Планируя время, журналист должен учитывать специфику рабочего дня своего героя. Есть люди ранних, «утренних профессий», но есть и те, чей рабочий день фактически не имеет предела, или кто работает больше в вечерние часы.

Подготовка вопросника. Кстати, вопросник – это комплект материалов используемых интервьюером для получения или выдачи информации во время опроса.[11] За вопросы можно садиться после того, как определены цели интервью, изучены все возможные вспомогательные материалы, а также назначены время и место встречи.

Встреча с собеседником. Приветствие. Журналисты ежедневно встречают новых людей. Здороваются, обмениваются рукопо­жатиями, разговаривают, прощаются. Опытные репортеры обычно не задумываются, в какой форме произнести слова приветствия, и выбирают нейтральное «Здравствуйте!», дружеское «Привет!»; фамильярное «Здорово!». Тактика приветствия зависит от конкретной ситуации, степени близости с героем, его социального статуса. Конечно, есть идеальные «на все времена», формы приветствия социально и стилистически нейтральные «Здравствуйте!»; «Добрый день!». В большинстве случаев фантазия и творческий подход будут здесь явно неуместны.

От того, в каком ключе, официальном или неофициальном, беседа начнется, зависят ее тактика и конечные результаты.

По мнению Б. Е. Токарева, основой успеха в получении качественного интервью являются: рекрутинг (отбор респондентов), модерирование (процесс проведения интервью) и интерпретация полученных результатов.[12]

Преамбула интервью. «Разминка». Коротким и на первый взгляд ничего не значащим разговором в начале интервью вы можете достичь больших результатов, чем в продолжение всей беседы. Но с таким же успехом можно и разрушить поставленные цели. Американские исследователи утверждают, что при встрече незнакомцев первые четыре минуты беседы определяют, как правило, весь последующий разговор.

В традициях нашего общения начинать разговор, варьируя общие фразы, устанавливающие дружелюбную атмосферу: «Здравствуйте! Очень приятно с вами познакомиться! Как дела? Какая скверная (прекрасная) погода сегодня!». Таков социальный этикет, с помощью которого люди устанавливают между собой первоначальный контакт и «наводят мосты» для дальнейшего общения.

Журналисты, приступая к разговору, не должны отступать от общепринятых кодов общения, хотя соблазн избежать церемоний и «никчемных» фраз существует всегда, со стороны как вечно спешащего журналиста, так и ньюсмейкера, тоже нередко испытывающего прессинг времени. Конечно, бывают случаи, когда преамбула абсолютно неуместна. Например, во время коротких интервью с событийным поводом или на пресс-конференции. Важно лишь не прозевать случай, когда корот­кий разговор для установления контакта просто необходим.

Задача интервьюера на первом этапе общения — попытаться развеять возникшее напряжение и настороженность при встрече. Верный путь — поговорить о том, что входит в сферу интересов вашего героя, причем желательно, чтобы предметом разговора стало увлечение или занятие, вызывающее у человека положительные эмоции.

Итак, вот основные правила «разминки» перед интервью:

1. В начале разговора надо максимально устранить все возможные барьеры общения, однако «разминка» не должна быть затянутой.

2. Придерживаться нейтральных, приятных собеседнику тем. Найти точки пересечения интересов: общие увлечения, общие знакомые.

3. Не фокусировать разговор на собственной персоне, а стараться узнать как можно больше о собеседнике.

4. Проявить интерес к окружающей обстановке, но избегать критических замечаний и советов по ее поводу.

5. Снять напряжение помогает смех. Уместны шутки, анекдоты, но только в том случае, если есть уверенность в собственном вкусе и чувство меры.

Стратегия и тактика интервью. В стратегические задачи интервью входит создание определенных условий коммуникации, способствующих достижению целей интервьюера при наиболее полной информационной отдаче интервьюируемого. Не менее важно продумать стратегию развития беседы и для ситуации, когда налицо совпадение целей журналиста и намерений собеседника. Но даже при удачном стечении обстоятельств не всегда оказываются достигнутыми цели беседы, и удается выполнить задуманное. Однако и в том, и в другом случае ответственность за выполнение информационных задач интервью несет журналист, а не его собеседник.

 «Подобрать ключ». Это может показаться профессиональной банальностью: удача или провал интервью зависят от того, нашел ли журналист подход к своему собеседнику, сумел ли «подобрать ключ» к нему. Журналисты еще говорят: надо «почувствовать собеседника», «настроиться на его волну», «попасть в его систему координат». Тогда, утверждают они, и выйдет толк.

Надо сказать, что поиск «ключика» к собеседнику есть отправной принцип любого акта коммуникации. Известно также: чтобы состоялся контакт двух сторон (коммуникатора и реципиента, т.е. отправителя и получателя сообщения), необходимо совпадение их кодов общения, в том числе социальных (кодов поколений, социальных слоев). Ну и как минимум должен быть один и тот же язык — русский, английский, французский или какой-либо другой. При несовпадении языковых кодов, когда хотя бы один из участников не владеет языком другого, в диалог должен вступить посредник-переводчик, знающий оба языка. Общение в этом случае опосредуется третьим лицом, и, следовательно, контакт установить сложнее.

Выбор амплуа. Журналист разрабатывает стратегию беседы с помощью своих ролевых функций. Вопрос, должен ли он быть лицедеем, меняя роли, как актер, в зависимости от характера собеседника, уровня поставленных задач и обстоятельств беседы, всегда вызывал споры. Они, по сути, сводятся к двум противоположным точкам зрения. Одна группа экспертов в области интервью говорит: «Будьте естественными, любое выбранное вами амплуа лишь погубит дело». Другая, наоборот, видит в правильном выборе своего амплуа залог профессионального успеха.

Логика, хронология или импровизация. Планируя очередное интервью, журналисты, как правило, много внимания уделяют семантической составляющей своих вопросов, их смысловому наполнению. Действительно, от того, что вы спросите у собеседника, во многом зависит то, что он ответит. Но не все. Не менее важным и стратегически значимым компонентом интервью является правильно выбранная последовательность задаваемых вопросов. Установить нужный порядок в перечне вопросов — задача, которую журналист должен решать в каждом отдельном случае.

Существуют три стратегических принципа последовательности задаваемых вопросов — хронологический, логический, импровизационный. В первом случае в центре внимания — события; во втором — предметы общественного обсуждения; в третьем — человеческий характер.

Очень важен заключительный этап интервью, в котором, как правило, заранее можно спланировать только время окончания. Соблюдать договоренность о продолжительности интервью — хороший тон. Желательно также завершать разговор на позитивной ноте. Даже если в конце задавались нелицеприятные вопросы, надо попробовать «увести» разговор в сторону, заговорить о чем-нибудь приятном для собеседника, чтобы ни у кого не оста­лось неприятного осадка.

 Точность и пунктуальность — необходимое условие для того, чтобы впечатление о репортере сложи­лось благоприятное. Непозволительно опаздывать на интервью. Но не менее плохо задерживать собеседника сверх времени, которое оговорено заранее. В конце концов, у него могут быть запланированы другие дела, и даже если из-за деликатности он в этом не признается, затянувшийся разговор может вызвать вполне понятное раздражение, поскольку помешает ему выполнить намеченное.

Конечно, трудно заранее спланировать, как завершится интервью. В идеале это происходит естественным образом, когда и репортер, и интервьюируемый приходят к обоюдному выводу, что все вопросы исчерпаны. Однако в большинстве случаев при завершении разговора надо следовать двум основным правилам: «уходить с достоинством» и «не злоупотреблять гостеприимством». Есть еще золотое правило — уходить так, чтобы у собеседника осталось желание общаться с вами еще, готовить­ся к новой встрече.

Таким образом, работу над интервью можно разложить на три последовательные стадии: подготовка, проведение, завершение.

 

Рекомендации по повышению эффективности интервью в газетах «Бизнес курс», «Коммерческие вести»

В результате анализа интервью с Ириной Чащиной, Геннадием Сушковым (владелец комплекса «Флагман»), Дмитрием Мирончиковым (региональный директор «ВБД Западная Сибирь» и директор ООО «Манрос-М»), Иваном Белоусовым (генеральный директор ЗАО «Элита-1», радио «Милицейская волна»), Натальи Кононовой (ректор «Омского регионального института»), опубликованных в газетах «Бизнес курс» и «Коммерческие вести», были разработаны рекомендации по повышению эффективности интервью как метода сбора информации и информационного жанра журналистики.

1. Готовиться к интервью заранее, так как от подготовки зависит успех всех стадий интервью, начиная с определения цели и кончая литературным оформлением текста.

2. Связывать конкретные ситуации с масштабными проблемами общественной жизни, так как в этом секрет актуальности произведения.

3. Более четкое использование опорной идеи (информация о системе ценностей, на которую опирается журналист), так как это даст возможность адресату соотнести их с собственными ценностями или не принять или принять авторскую оценку ситуации и трактовку проблемы.

4. Создавать более яркий и запоминаемый журналистский образ, это поможет объединить признаки реалий текущей действительности с признаками реалий прошлого, зафиксированными в культуре.

5. Не отклоняться от темы в ходе беседы, но в то же время задавать интересные и небанальные вопросы.


Заключение

 

В данной курсовой работе была рассмотрена тема «Эффективность интервью в омской деловой прессе», были рассмотрены теоретические основы интервью как метода сбора информации и информационного жанра журналистики. Проведен анализ интервью, опубликованных в омской деловой прессе – «Бизнес курс» и «Коммерческие вести», а также на основе проведенного исследования были предложены рекомендации по повышению эффективности интервью как журналистского произведения.

Предложенные рекомендации помогут сделать интервью более эффективным с точки зрения достижения целей, обозначенных автором.

В результате мы пришли к таким выводам: интервью – значимый информационный жанр, оно требует большой работы по подготовке и проведению. Эффективность интервью зависит от коммуникабельности журналиста, то есть от его общительности, контактности, умении расположить к себе, а также способности достижения взаимопонимания в ходе беседы. Но еще важнее обеспечить единство содержания и формы, четко и мотивированно выстроить монтажно-композиционное решение, создать яркий журналистский образ.

Оценка эффективности интервью включает в себя изучение условий ее успешности, состоящих из следующих критериев: новизна реальной конкретной ситуации; масштаб и значимость проблемы, под углом зрения которой рассматривается реальная конкретная ситуация; оперативность материала; конструктивность и убедительность идеи; достаточная полнота и яркость ЭВС (элементарные выразительные средства журналистики), мотивированность их применения; четкость и мотивированность монтажно-композиционного решения произведения; смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа; логическая и лексико-стилистическая грамотность материала.

Оценка интервью деловых изданий «Бизнес курс» и «Коммерческие вести» по вышеизложенным критериям показала, что интервью обладают своей спецификой. В результате чего были разработаны рекомендации по повышению эффективности интервью.


Список используемой литературы

 

1. Лукина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

2. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие для вузов. М., 2000.

3. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988.

4. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб., 2004.

5. Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. СПб., 2005.

6. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: теория и практика. М., 2005.

7. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000.

8. З.С. Смелкова, О.А. Сальникова Риторические основы журналистики: работа над жанрами газеты. М., 2002.

9. Садмен Сеймур Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование опросного инструмента. М., 2002.

10.  Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.

11. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья – жанры публицистики/ Д.Г. Бекасов. – М., 1972. – С.33-62.

12.  Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. 3-е издание/ В.В. Ворошилов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 447 с.

13.  Гуревич С.М. Номер газеты/ С.М. Гуревич. – М., 2002. – С. 133-134.

14.  Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики/ В.Д. Пельт. – М., 1986. – С.10.

15.  Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие/ З. С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А. Сальникова. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 320 с.

16. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие/А.А. Тертычный. 2-е изд., испр., и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 320 с.

17.  Бизнес курс № 15, 25 апреля 2007 г.

18.  Бизнес курс № 9, 14 марта 2007 г.

19.  Коммерческие вести № 18, 16 мая 2007 г.


[1] Теплюк В. Этика журналистского творчества. М., 1980.

[2] Лукина М. Технология интервью. М., 2003.

[3] Федотова М.Г. Теория и практика массовой информации. Омск, 2007.

[4] Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 17-20.

[5] Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000. С.-80.

[6] Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001. С.-219.

[7] Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. М., 2002. С.-171.

[8] Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб., 2004. С.-107.

[9] Ким Н.М. Новостная журналистика. СПб., 2005. С.-237.

[10] Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993. С.-223.

[11] Садмен Сеймур Как правильно задавать вопросы. М., 2002. С.-282.

[12] Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: теория и практика. М., 2005.

[13] Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988. С. 51.

[14] Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С. 232.

[15] Бизнес курс № 15, 25 апреля 2007 г.

[16] Бизнес курс № 9, 14 марта 2007 г.

[17] Коммерческие вести № 18, 16 мая 2007 г.

[18] Бизнес курс № 15, 25 апреля 2007 г.

[19] Коммерческие вести № 18, 16 мая 2007 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

теория и практика средств массовой информации


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.