Организация деятельности дежурных частей ГРОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Организация деятельности дежурных частей ГРОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности

2019-08-04 214
Организация деятельности дежурных частей ГРОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Успешная охрана общественного порядка и личной безопасности граждан требует целенаправленной, согласованной и эффективной деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел. Во многом это зависит от правильной организации деятельности дежурных частей горрайорганов, являющихся центрами оперативного управления и использования сил и средств в борьбе с преступностью, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности.

Обеспечение личной безопасности граждан законом Российской Федерации «О милиции» было закреплено в качестве первой задачи милиции¹. Кроме того, статья 2 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Как известно, одним из субъектов защиты прав и свобод граждан являются горрайорганы внутренних дел. В структуре последних лишь дежурные части являются общедоступным, круглосуточно действующим подразделением, куда за помощью для восстановления нарушенных прав обращается большинство потерпевших. Для милиции в целом, и дежурных частей ГРОВД в частности, выполнение этой обязанности составляет первейшее предназначение.

Следовательно, деятельность дежурных частей горрайорганов внутренних дел по обеспечению личной безопасности граждан может быть представлена как система разрабатываемых и реализуемых их личным составом мероприятий в рамках предоставленных полномочий, направленных на предотвращение угрозы жизни, здоровью, достоинству и чести, жилищу и личному имуществу граждан, возникающих вследствие чьих-либо противоправных действий или бездействия.

В современных условиях горрайорганы внутренних дел и их дежурные части нередко вынуждены обеспечивать общественный порядок на обслуживаемой территории в особых (экстремальных) условиях. При этом одной из задач ОВД является безотлагательное реагирование на сообщения о стихийных бедствиях и других чрезвычайных происшествиях.²

Если в обычных условиях нарушения общественного порядка затрагиваются личные и имущественные интересы отдельных граждан или небольших их групп, то вследствие наступления различных экстремальных условий социальная опасность неизмеримо возрастает. Здесь угрозе подвергается жизнь и здоровье многих людей, их личное имущество, материально-культурные ценности государственных и общественных предприятий, учреждений, организаций, городов, районов, областей (краев), а иногда и более крупных регионов. Следовательно, последствия чрезвычайных ситуаций и чрезвычайных происшествий¹ криминального характера резко влияют на оперативную обстановку в зоне их возникновения (распространения).

К тому же, Ч0 и ЧС создают условия для совершения различных правонарушений, как правило, нарушают привычные связи и отношения в экономической, социальной и других сферах общества. Сопровождаясь целым спектром негативных последствий, эти отношения, с одной стороны, характеризуются потребностью в нормальном безопасном функционировании общества, а с другой - наличием опасности жизни, здоровью, чести и достоинству людей, культурным и материальным ценностям, а иногда и окружающей среде.

Одним из основных признаков наступления особых условий функционирования ГРОВД является нарушение нормальной жизнедеятельности общества, требующее, в свою очередь, усиленных мер охраны общественного порядка. Несмотря на то, что в отличие от кризисных ситуаций проведение различных массовых мероприятий (демонстраций, митингов, шествий и т.п.) носит организованный характер, тем не менее их проведение связано с изменением дорожного движения, режима работы некоторых зрелищных, торговых, коммунальных и других предприятий, т.е. они на некоторое время также изменяют обычное течение жизни. К тому же, подготовка и проведение данных мероприятий тоже требует усиленных мер охраны порядка, которые выражаются в сосредоточении имеющихся, а в соответствующих случаях и приданных сил и средств на определенной территории и в определенное время. Деятельность ОВД по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий следует рассматривать как деятельность в особых условиях, при которых общественный порядок (в отличие от его обычного понимания) приобретает новые качества. Здесь он представляет собой явление, имеющее всвоей основе совокупность общественных отношений, административно-правовое регулирование которых существенно меняется. Иными словами, устанавливается специфическая система прав и обязанностей субъектов общественных отношений. Так, при наступлении особых условий жизнедеятельности общества оперативный дежурный по горрайоргану внутренних дел наделяется дополнительными правами и обязанностями.

Таким образом, при деятельности дежурных частей ГРОВД в особых условиях новые черты общественного порядка могут быть обусловлены двумя обстоятельствами: самими последствиями экстремальных условий для общества и необходимостью осуществления специальных мероприятий по усилению общественного порядка.

Деятельность дежурных частей ГРОВД по охране общественного порядка, обеспечению личной безопасности граждан и общественной безопасности, с одной стороны, представляет собой выполнение комплекса управленческих функций - организацию обеспечения общественного порядка и безопасности, а с другой, - осуществление непосредственной охраны порядка и безопасности от преступных и иных противоправных посягательств - тактику охраны общественного порядка и безопасности.

Суть функции оперативного управления нарядом дежурной части ГРОВД, в значительной степени, заключается в непрерывном управлении силами и средствами соответствующего ОВД по обеспечению общественного порядка и безопасности на обслуживаемой территории. В то же время в соответствии с ведомственными нормативными актами это направление деятельности дежурная смена обязана осуществлять как в обычных, так и особых условиях жизнедеятельности общества. Поэтому содержание деятельности дежурных частей ГРОВД по организации обеспечения общественного порядка и безопасности представляет собой комплекс управленческих функций, направленных на обеспечение целенаправленной, согласованной и эффективной деятельности служб и подразделений соответствующего ОВД по непосредственной охране порядка и безопасности, по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от вредных последствий ЧС природного, экологического и техногенного характера, преступных и иных противоправных посягательств на обслуживаемой территории.

Важное значение в управлении нарядами милиции, обеспечивающими общественный порядок и общественную безопасность на обслуживаемой территории, имеет организация постоянной и устойчивой связи. Обязанность её организации возлагается на начальника горрайоргана и командира строевого подразделения милиции.¹ Структура системы и схема ее организации обусловливаются структурой конкретного ОВД, характером выполняемых подразделениями задач и необходимостью их взаимодействия между собой, со службами других ведомств.

Своевременный обмен информацией по схеме «дежурная часть - наряды милиции», «наряды милиции - дежурная часть» в оперативном управлении силами и средствами ГРОВД, задействованными на обеспечение ОПиБ, имеет первостепенное значение.

Одним из важных условий успешного выполнения принятого решения на обеспечение ОПиБ является организация и поддержание непрерывного взаимодействия между нарядами всех служб и подразделений. Ответственность за обеспечение взаимодействия, пунктом 52 Устава патрульно-постовой службы милиции возлагается на начальников горрайорганов, начальников милиции общественной безопасности, руководителей служб и подразделений милиции, командиров строевых подразделений и специальных моторизованных воинских частей внутренних войск МВД России. Вместе с тем в процессе обеспечения ОПиБ на обслуживаемой территории организация взаимодействия между различными силами ГРОВД осуществляется дежурной частью, что обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, обеспечение безотлагательного реагирования на изменения оперативной обстановки является одной из задач дежурной части горрайоргана¹, успешное решение которой без надлежащего взаимодействия различных служб и подразделений ОВД зачастую немыслимо. Во-вторых, дежурная смена является одним из субъектов оперативного управления силами и средствами, задействованными на обеспечение ОПиБ. В-третьих, в соответствии со своим административно-правовым статусом старший дежурной смены имеет право отдавать обязательные к исполнению распоряжения дежурным подразделениям, служебным нарядам, а в отсутствие руководителей горрайоргана - всему личному составу ОВД.

Основными формами взаимодействия являются:

•своевременное доведение до нарядов информации об оперативной обстановке;

•постановка общих и индивидуальных задач каждому подразделению или конкретному наряду;

• проведение совместных инструктажей:

• определение порядка связи и системы обмена информацией о складывающейся на территории обслуживания обстановке;

• оказание взаимной помощи и поддержки нарядами при выполнении повседневных задач и при наступлении особых условий функционирования;

• осуществление скоординированных совместных мероприятий по реагированию на изменения оперативной обстановки;

• комплексное совместное подведение итогов работы нарядов всех служб и подразделений, участвующих в обеспечении ОПиБ.

Выполнение задачи по надлежащему обеспечению ОПиБ в ряде случаев предполагает осуществление маневра (изменения установленной дислокации) нарядами для организованного и своевременного сосредоточения сил и средств милиции в местах, где сложилась наиболее напряженная оперативная обстановка. Так, при резком осложнении оперативной обстановки старший дежурный смены наделен полномочиями изменения в расстановке сил и средств на территории обслуживания, с последующим докладом начальнику горрайоргана.

Перестановка нарядов при маневре отражается в постовой ведомости. В зависимости от состояния оперативной обстановки маневр можетосуществляться на период смены, дежурных суток или на более длительное время.

В процессе оперативного управления дежурный по ГРОВД обеспечивает непрерывный контроль за деятельностью нарядов милиции, который является не только одним из важных элементов укрепления служебной дисциплины и обеспечения высокой активности личного состава в обеспечении ОПиБ, но и средством обучения работников милиции непосредственно на месте службы. Наряды милиции, задействованные на обеспечение ОПиБ по плану единой дислокации¹ проверяются ежедневно в различное время суток по специально разработанным графикам. Результаты проверки службы фиксируются в служебной книжке и постовой ведомости.

Наиболее частой причиной осложнения оперативной обстановки в процессе обеспечения ОПиБ является совершение преступлений на территории обслуживания. Организация их раскрытия «по горячим следам» является прямой обязанностью дежурной смены.² В зависимости от тяжести и последствий преступного деяния, на его раскрытие (помимо нарядов различных служб и подразделений соответствующего ГРОВД) дежурный задействует ГНР, СОГ, а иногда (через дежурного вышестоящего органа внутренних дел) и силы соседних горрайорганов.

Как уже отмечалось, наступление особых условий функционирования ГРОВД возлагает на дежурную смену дополнительные обязанности, в том числе и по обеспечению ОПиБ. Деятельность наряда дежурной части горрайоргана в экстремальных условиях требует четких, своевременных действий по сбору личного состава соответствующего ОВД по сигналу «Тревога», подготовке сил и средств для выполнения поставленных задач в особых условиях, эффективной организации проведения первоначального этапа специальной операции.

По окончании работы каждой смены оперативным дежурным совместно с командиром подразделения подводятся итоги работы каждого сотрудника милиции, участвовавшего в обеспечении ОПиБ. Общий результат работы нарядов милиции оперативным дежурным по горрайоргану внутренних дел отражается в постовой ведомости и анализируется с учетом оперативной обстановки.

Вместе с тем из всего многообразия проходящей через дежурную часть информации дежурная смена обязана собрать, обработать, обобщить и выдать руководителю горрайоргана внутренних дел следующие виды информации:

• о силах и средствах (сведения о составе суточного наряда дежурной части, СОГ и ГНР; количестве и видах служебных нарядов, задействованных на обеспечение ОПиБ, их фактическом наличии и режиме работы; о порядке контроля за ними; о задействованных на период дежурства силах общественности; о количестве и состоянии средств связи, транспорта, вооружения и т.д.; о состоянии дисциплины, фактах нарушения законности, о межрегиональных мероприятиях и ходе реализации мероприятий органа и его служб и подразделений);

• о состоянии преступности, общественного порядка и безопасности на обслуживаемой территории (сведения о раскрытых преступлениях, чрезвычайных происшествиях и выявленных административных правонарушениях; нераскрытых преступлениях, их видах и количестве; о количественных и качественных характеристиках правонарушителей, разыскиваемых преступников, лиц, без вести пропавших; о дорожно-транспортных происшествиях, пожарах и иных данных, характеризующих состояние обеспечения ОПиБ на обслуживаемой территории);

• о факторах среды функционирования, осложняющих оперативную обстановку или требующих усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (сведения о предстоящих массовых мероприятиях: демонстрациях, митингах, забастовках, пикетированиях, шествиях, о состоянии дорог и водоемов, санитарно-эпидемиологической обстановки; о состоянии пожарной безопасности на объектах и в отдельных местностях (лесные массивы, торфяники) обслуживаемой территории; о дислокации избирательных участков в дни подготовки и проведения выборов; о маршрутах и времени инкассации отдельных объектов, дислокации банков и пунктов обмена валюты; о судебных процессах, проводах на военную службу; о времени и месте отправления религиозных культов и отношении к ним населения; о порядке работы и репертуаре зрелищных учреждений и других необходимых данных).

Помимо этого, дежурная часть ГРОВД должна осуществлять сбор информации о мерах, принимаемых по конкретным заявлениям и сообщениям; о принятых мерах и результатах работы по раскрытию преступлений «по горячим следам»; о принятых мерах и оперативности реагирования служб, подразделений и отдельных сотрудников горрайоргана на чрезвычайные происшествия; о предстоящих мероприятиях органа внутренних дел в целом или отдельных его служб и подразделений (например об операциях по профилактике и пресечению отдельных видов преступлений, ликвидации устойчивых преступных групп, задержанию опасных преступников) и т.п.

В процессе сбора информации дежурной сменой осуществляется ее обработка (выделение из всего потока информации сведений, заслуживающих внимания, их фиксация и документирование в соответствующих книгах, журналах или других накопителях (носителях), систематизация и обобщение).

Дежурная часть горрайоргана внутренних дел, по существу, является основным субъектом информирования о состоянии текущей оперативной обстановки соответствующего ОВД.¹

Ежесуточное решение об организации обеспечения ОПиБ на последующие сутки начальником горрайоргана внутренних дел или его заместителем - начальником милиции общественной безопасности принимается на основе тщательного анализа текущей оперативной обстановки на обслуживаемой территории² и должно нацеливать наряды милиции на активную профилактическую и поисковую работу по своевременному пресечению на улицах и в других общественных местах административных правонарушений, предупреждению и раскрытию «по горячим следам» преступлений, обеспечению сохранности различных форм собственности. В этих целях в нем предусматривается:

• обязательные нормы выставления личного состава и выделения технических средств;

• состав, расстановка и задачи патрульно-постовых нарядов, особенности несения службы, организация взаимодействия между ними, с участковыми инспекторами милиции, другими сотрудниками милиции, представителями общественных объединений;

• возможность и форма маневра силами и средствами при изменении обстановки;

• система связи с нарядами, сроки представления информации, сигналы и условные знаки;

• порядок контроля за несением патрульно-постовой службы.

Данное решение оформляется постовой ведомостью. При этом виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки.

Поэтому, исходя из конкретной оперативной обстановки, маршруты патрулирования и расположение постов, установленные планом единой дислокации, субъектом принятия решения по организации обеспечения ОПиБ могут быть изменены. Принятие решения по организации обеспечения ОПиБ заканчивается утверждением начальником ГРОВД (начальником МОБ горрайоргана) в постовой ведомости расстановки патрульно-постовых нарядов. После этого названный документ принимает форму приказа по организации обеспечения ОПиБ и передается в дежурную часть ГРОВД для контроля за ходом его исполнения.

В соответствии с пунктом 23 Устава ППСМ обеспечение своевременной подготовки и проведения инструктажа служебных нарядов является обязанностью оперативного дежурного по горрайоргану. Анализ этих обязанностей¹ показывает, что помимо других действий по их реализации, оперативные дежурные по ГРОВД объявляют служебным нарядам маршруты патрулирования, посты, время и особенности несения службы. Данное обстоятельство позволяет нам рассматривать дежурные части горрайорганов внутренних дел в качестве субъектов доведения решения об организации обеспечения общественного порядка и безопасности до непосредственных исполнителей.

После принятия решения и доведения его до исполнителей начинается следующий этап оперативного управления силами и средствами по обеспечению ОПиБ - организация исполнения управленческого решения по обеспечению общественного порядка и безопасности на обслуживаемой территории. Во всех операциях этого управленческого цикла дежурная смена принимает самое непосредственное участие, и роль дежурной части горрайоргана как субъекта оперативного управления здесь чрезвычайно важна.

При оперативном управлении успех управленческого решения находится в прямой зависимости от времени его выработки и реализации, в связи с чем на практике широко применяются алгоритмы неотложных действий дежурного наряда горрайоргана по реагированию на различные виды преступлений.¹

Поэтому успех реагирования на конкретное изменение обстановки, во многом предопределяется глубоким знанием оперативными дежурными по ГРОВД всех элементов оперативной обстановки на обслуживаемой территории и владением определенными навыками в работе.

Следующим этапом оперативного управления силами и средствами по обеспечению ОПиБ является контроль за работой и учет результатов управления в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности.

Контроль и учет, представляя собой самостоятельный элемент управленческого цикла, одновременно являются и составной частью такого элемента, как организаторская работа. Решения, как известно, принимаются для того, чтобы их выполняли. Традиционные формы контроля требуют много времени и больших расходов сил и средств. Поэтому комплексность единой дислокации по обеспечению ОПиБ предполагает икомплексность контроля за несением службы. Суть его выражается, во-первых, в том, что в нем участвуют руководители всех служб горрайоргана, занятых в обеспечении ОПиБ; во-вторых, каждый проверяющий контролирует не только своих подчиненных, но исилы других служб. 2

Основным субъектом контроля здесь, безусловно, выступает должностное лицо, принявшее решение об организации обеспечения общественного порядка и безопасности, т.е. начальник горрайоргана или его заместитель - начальник милиции общественной безопасности ГРОВД. Каждый руководитель должен контролировать выполнение отданных им распоряжений лицами, которые эти распоряжения получили. Стало быть, все остальные субъекты, в том числе оперативный дежурный по ГРОВД, в данном случае выступают в роли субъекта контроля не управления как такового, а одного из его элементов – организации исполнения управленческого решения по обеспечению ОПиБ.

Тем не менее, роль оперативного дежурного по горрайоргану внутренних дел и на этапе управления силами и средствами ОВД по обеспечению ОПиБ, несомненно значительна. Это обуславливается рядом обстоятельств.

Во-первых, контроль за деятельностью служебных нарядов является не только функциональной обязанностью оперативных дежурных по ГРОВД, но и непременным условием их успешной работы, поскольку контроль как функция управления и как элемент организованной работы - это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принимаемым управленческим решениям - законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам и т.д.; выявление результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования. Поэтому в рассматриваемом аспекте контроль - это нетолько наблюдение с целью фиксации результатов деятельности нарядов милиции, но и одна из форм оказания на них управленческих воздействий. Более того, в работе оперативного дежурного по ГРОВД по руководству служебными нарядами, являющимися непосредственными исполнителями обеспечения ОПиБ, вряд ли вообще возможно разграничить контроль и управление, ибо, осуществляя контроль, он одновременно осуществляет и управление. К тому же, как показывает практика, контроль ипроверка несения службы нередко нужны для оказания помощи постовым и патрульным сотрудникам милиции. А раз это так, то контроль за деятельностью служебных нарядов милиции оперативный дежурный по ГРОВД вынужден осуществлять на всем протяжении непосредственного управления ими.

Во-вторых, контроль опирается на учет результатов работы исполнителей и неразрывно связан с ним. Наряду с этим старший дежурный смены уровня управления, по существу, является основным субъектом учета результатов работы служебных нарядов. Ведь именно он по окончании службы принимает ото всех задействованных на обеспечение ОПиБ нарядов милиции рапорта о выполнении поставленных задач. Затем результаты работы всех служебных нарядов милиции им обобщаются по подразделениям и видам правонарушений, после чего фиксируются в постовой ведомости, а при сдаче дежурства докладываются начальнику горрайоргана.

В-третьих, оперативный дежурный по ГРОВД обязан осуществлять контроль за самими субъектами проверок организации обеспечения ОПиБ в соответствии с принятым решением. Так, в решении об организации обеспечения общественного порядка и безопасности, наряду с другими направлениями деятельности, необходимыми для выполнения поставленной задачи, определяется система контроля за несением службы нарядами милиции. В частности, субъектом выработки и принятия указанного управленческого решения разрабатывается график ежедневных проверок, определяются проверяющие. Поскольку должностные лица, осуществляющие эти проверки, отметки о их результатах делают как в служебных книжках милиционеров, так ив постовой ведомости, находящейся в дежурной части, выполнение графиков проверок служебных нарядов контролируется старшим дежурной смены ГРОВД. Иными словами, старший дежурного наряда по горрайоргану выступает здесь как бы «контролером над контролерами».

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.