Рождение человека— подарок Вселенной, Бога. Жизнь человека— благодарность Богу. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Рождение человека— подарок Вселенной, Бога. Жизнь человека— благодарность Богу.

2019-08-04 122
Рождение человека— подарок Вселенной, Бога. Жизнь человека— благодарность Богу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


•:?.:Z\                                                                                                  ■:'&>-.<5?S,S'iv. >«ёыММ&М&.<

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Три внутренних компонента, средства йоги имеют одну и ту же сферу применения — внешние функции сознания, и обозначаются одним общим термино.м — санъяма. Поэто­му изло?кение упражнений будет идти как бы одним непре­рывным курсом, без четких границ между ступенями. Цепь этих упражнений общая — самадхи, но курс включает оп­ределенные группы упражнений, объединенных одной за­дачей, решение которой позволяет успешно решить следу­ющие, более сложные задачи. Конечно, можно было бы изложить материал и по ступеням, но так как суть, содер­жание многих упражнений пересекается, переплетается и дополняет друг друга, то разумнее и практичнее восприни­мать и осваивать курс психотехники как одно целое.

Начнем с усвоения некоторых правил и рекоменда­ций:

1. Наиболее удобное место для проведения занятий (особенно на начальном этапе) — замкнутое простран­ство комнаты, где вашим занятиям никто не помешает, также весьма желательна хорошая звукоизоляция.

2. Оптимальными позами являются медитативные.

3. Наилучшее время для занятий — раннее утро (до завтрака) или через 2—3 часа после ужина. Но если у вас нет выбора, занимайтесь, когда это возможно.

Упражнения обязательно выполнять ежедневно, рань­ше всех других, более второстепенных дел. Известная строгость правил при этом необходима.

-4. Временные рамки занятий могут значительно изме­няться, но общая длительность сеанса (если только это не разучивание нового упражнения) не должна быть мень­ше 30 минут и в первые 6—8 месяцев больше 50 минут. В дальнейшем, если есть необходимость, можно увеличить время занятия, но за счет их повтора, то есть первое занятие длится 50 минут, второе— 50 минут. В конечном счете длительность выполнения каждого упражнения оп­ределяется индивидуальными особенностями ученика и наличием свободного времени. Поэтому, если нет противо­показаний, продолжительность выполнения упражнения может составлять от 30—50 минут до 5—8 часов в день.

5. Сон должен быть полноценным и достаточным, в зависимости от индивидуальных потребностей.

6. Не выполнять упражнения сразу после тяжелой фи­зической работы и после сильных эмоциональных и ум­ственных перегрузок.

7. Не выполняйте упражнений вблизи работающих ис­точников электромагнитных полей.

8. Придерживайтесь принципа от «простого к сложно­му», постепенно увеличивайте нагрузки. Если вы в про­цессе занятий устали, заканчивайте и выполните упраж­нения по снятию чрезмерного напряжения психики. Так вы будете застрахованы от нежелательных побочных эф­фектов.

9. Если ваша цель— самадхи, желательно соблюдать принцип брахмачарья.

10. Важное значение имеет правильное видение и ус­тановка цели. От этого будет зависеть общая направлен­ность и результаты занятий. Многим могут показаться примитивными и малозначительными упражнения началь­ного этапа, но не пытайтесь достичь серьезной цели сра­зу начиная с середины или даже с последних упражне­ний курса. Наверняка, у вас ничего не получится. Наоборот, самые простые упражнения при их системати­ческом и добросовестном выполнении дадут вам возмож­ность раскрыть и развить в себе очень много полезных качеств и способностей.

К

 

«Для того, чтобы творить свое "Я" необходимо сча­стливое спокойствие».

Освоив упражнения пятой ступени, мы достигаем оп­ределенной независимости сознания от сенсорных по­мех окружающего мира, но для успешного выполнения и освоения последующих ступеней, нам необходимо ос­вободить сознание и от помех внутреннего мира, то есть мы должны научиться управлять непрерывным и одно­направленным потоком своих мыслей.

Часто люди считают, что обладают полной или доста­точной властью над своими мыслями, и эта идея меша­ет им серьезно заниматься практикой этих упражне­ний. Но попробуйте длительное время думать о каком-нибудь одном предмете или явлении, и вы скоро заметите, как мысли уходят, перескакивают, переключаются на дру­гие объекты. Приходиться прилагать определенные во­левые и умственные усилия, чтобы вернуться к перво­начальному объекту и удержать свое внимание. Проблема не столько в том, что кто-то или что-то от­влекает внимание человека, — сильный и постоянный источник помех находится внутри нас самих. Это бес­контрольная игра ума и воображения, затягивающая нас помимо нашей воли. Отдаваясь течению беспоря­дочно возникающих мыслей, образов, воспоминаний, человек отвлекается от поставленной задачи и как бы спит наяву. И чем глубже погружаемся мы в этот про­цесс, тем более рассеянными становимся, тем больше ошибок совершаем в том деле, которым заняты в дан­ное время. Для того чтобы успешно выполнять уп­ражнения основного курса, необходимо взять под кон­троль случайные, беспорядочные колебания ума. Регулярно выполняемые упражнения этого ряда фор­мируют в сознании ученика своеобразного наблюдате­ля, способного следить за течением мысли как бы со Стороны. Постепенно этот контроль становится есте­ственным и превращается в собранность, аккурат­


ность и умение управлять мыслями не только во время’ упражнений, но и в повседневной жизни. Развитие внутреннего контроля хорошо прослеживается и на уровне действий, и поведения (эту проблему мы уже частично затронули при рассмотрении психоэмоцио­нального контроля).

     
 

А сейчас продолжим описание упражнений.

Упражнение 19

Сядьте и наметьте себе какой-нибудь предмет, напри­мер, яркую, красивую картину. Всматривайтесь в нее, размышляя о том, как она исполнена, какими красками, при каких обстоятельствах, что могло побудить художни­ка написать ее, какую цель он преследовал...

Размышляйте таким образом в течение 10—15 минут, не отрывая взгляд и внимание от картины. Думайте об избранном объекте. Все представления, мысли должны быть в тесной связи между собой, и, кроме того, они должны иметь прямое отношение к данному объекту. Вернитесь к этому упражнению в течение дня и в после­дующие дни, стараясь выявить все новые детали и осо­бенности в изучаемом объекте, постигнуть его внутрен­ний, тайный смысл.

Кажется, что размышлять таким образом не составит труда, но первая же попытка показывает обратное. Сев перед картиной и размышляя о ней, вы через 2—3 мину­ты ловите себя на том, что думаете о другом. Поэтому вначале лучшим средством удержать внимание и мысль служит взгляд. Главное отличие упражнений от похожих предыдущих в непрерывности, однонаправленности и взаимосвязанности процесса мышления и зрения, при­чем определяющую роль здесь имеет мысль.

Сначала лучше пользоваться яркими и сложными пред­метами, которые способны вызвать в сознании много разных мыслей и представлений. Затем переходите к объектам более простым, чтобы заставить мышление работать самостоятельнее, напряженнее. Упражняйтесь ежедневно, и внимание дисциплинируется, а мысль при­обретет силу, яркость, однонаправленность.

Упражнение 20

Во время выполнения упражнения по сосредоточе­нию взгляда на одном из объектов, вы, вероятно, за­метили, что взгляд ваших глаз все время соскальзыва­ет в сторону, и каждое перемещение глаз вызывает перемену в течении мыслей. Исходя из вышесказанно­го, можно утверждать, что мысль можно удержать на чем-то одном, то есть достичь однонаправленности, только тогда, когда взгляд перестает метаться в сторо­ны. Здесь естественная взаимная и обратная связь, причем главенствующее место, как правило, занимает взгляд. Воспользуйтесь этим явлением, так как на этом может быть построено упражнение, которое окажет вам существенную помощь. Суть упражнения— прове­сти взглядом по контуру объекта при одновременном мысленном следовании за движением глаз. Начиная с внешней границы объекта, взгляд, при одновременной концентрации мысли, стремится по окружности к цен­тру изображения. С течением времени движения упро­щаются, замедляются, и вместе с тем и Мысль переста­ет метаться в стороны. Мысль приобретает способность однонаправленности и погружения в мысленный об­раз объекта.

Упражнение осваивается с открытыми глазами, после чего попробуйте выполнить его с закрытыми глазами, «наматывая» взглядом закрытых глаз невидимый клубок. С каждым новым кругом глаз контур объекта уменьшает­ся, постепенно устремляясь к центру.

Упражнение 21

Наметьте себе какой-нибудь постоянный звук (запах, вкусовое или тактильное ощущение), например тиканье часов. Глаза закрыты. Спросите себя: какова причина этого звука? Пройдите путь вдоль ряда мысленных пред­ставлений, следя за звуком часов. Совсем не существен­но, если ваше представление в этом упражнении будет не вполне соответствовать действительности, но очень важно, чтобы ваши мысли шли по длинному ряду после­довательных представлений, ни разу не выпустив из виду источник размышлений.

Упражнение 22

Сосредоточьте внимание на мысленном образе, пред­ставлении какого-либо предмета и порассуждайте о его особенностях, способах изготовления, употребления и'т.д.

Последний тип упражнений самый сложный, так как нет зрительного или другого раздражителя, удерживаю­щего мысль в нужном направлении.

И если у вас возникли трудности с выполнением этих упражнений, попробуйте предварительно потренировать­ся в следующих.

Упражнение 23

Сосредоточьтесь на мысленном представлении какого- либо объекта. Спустя некоторое время вы заметите, что думаете о другом. Как не допустить этого?

Обыкновенно делают так: устремляют внимание на объект и затем возвращают обратно всякий раз, как только оно переходит на что-то постороннее.

Сделайте вместо этого следующее: дайте мыслям стихий-

■я&мй»xMiAAAAAl&iAi ^4»м4»МЛ^ЛкЛ,.й?я„<Й5>^ и*:...-;':-<;?<:Л

ную свободу, но держитесь крепко за нить бессвязных мыслей. Врывающуюся мысль нужно не отгонять, а про­следить до конца и без перерыва. При этом не увлекаясь и не реагируя на нее. Соединяйтесь с данной мыслью и дайте ей нести себя, как на волнах, но при этом вы дол­жны как бы всей тяжестью своего сознания опереться на нее. Вы действительно почувствуете при этом «тяжесть» своего сознания и, чувствуя это, вы легче будете удержи­ваться на «диком коне» своих мыслей. (Это похоже на то, как искусный наездник покоряет дикую лошадь. Вначале он дает ей полную свободу, стараясь только удержаться на ней, и, если это ему удается, — лошадь покоряется).

После успешного выполнения упражнения, немного ус­ложняем его.

Упражнение 24

, Изберите объект внимания и затем дайте мыслям оста­навливаться на чем угодно, но не теряйте из виду из­бранный объект. Цель этого упражнения — изучение ассоциаций, вызываемых объектом, и звенья их соеди­нений. Ход вашей мысли будет отличаться от обычного блуждания тем, что вместо перехода к другим мыслям, не связанным непосредственно с данным объектом, мысль убегает далеко, но не по прямой, а по кругу, и снова возвращается назад, не теряя при этом на всем своем пути из поля зрения исходного объекта.

Следует стараться не сдерживать ход своей мысли, дай­те ей убежать по кругу ассоциаций как можно дальше. Таким образом образуется склонность ума— возвращать­ся к центральной мысли, и внимание может быть долго удержано на одном объекте. В то же время упражнение позволяет при обдумывании вопроса быстро схватывать все имеющее значение и связанное с этим вопросом.

Объект менять через несколько дней.


Упражнение 25

Сядьте и расслабьтесь. Изберите объект, на котором вы хотите сосредоточиться. Предположим, что вам нужно сей­час думать о часах. Через некоторое время вы вспоминае­те, что давно пора отнести и заменить батарейки в часах жены, но времени сейчас в обрез, а мастерская находится далеко, да и приемщица там такая неприятная, и вы только испортите себе настроение, лучше сходить в магазин, куда должна поступить интересная книга, и т.д. Но тут вы вспо­минаете, что должны думать только о часах. Собрались с мыслями, начали думать о часах и... все повторяется.

Суть’ предлагаемого приема, помогающего избежать вы­шеописанного блуждания мысли и дисциплинировать ход мысли, проста. Необходимо, как только вы заметите ук­лонение мысли от исходного объекта, начать «перекру­чивать» ход своих мыслей в обратной последовательно­сти, ничего не пропуская, пока вы не вернетесь к первоначальному объекту.

При этом возникает приятное ощущение остановки вре­мени. Создается впечатление, что отвлечения мысли в сторону совсем и не было.

Метод, несмотря на свою простоту, требует терпения. Поэтому настройтесь на серьезную работу в течение ме­сяца, и время, потраченное на освоение этого упражне­ния, окупится сторицей. К тому же упражнение оказыва­ет существенную помощь в развитии и укреплении памяти.

Упражнение выполнять ежедневно, объект внимания периодически менять.

И еще несколько дополнительных упражнений.

Упражнение 26

Подумайте о каком-либо предмете или понятии и сразу найдите ему противоположное.


•Й&М&Ч                                                                                                                                                                                            Х¥Й%< &>-.^<Сл<1^..^sv4fc.\<$fc-.<-&X.<&•.«&:•. 4&>Л& t Л&. -Sfex-J^X

Например: «круглый — квадратный», «мягкий — твер­дый» и т.д.

Упражнение 27

Предварительно выберите несколько пар объектов (од­нотипных или противоположных по своим свойствам)

Размышляя об особенностях какого-либо предмета, сразу переключитесь, сконцентрируйте внимание на свойствах другого, а затем так же быстро возвращайтесь к первому объекту в том же месте, в котором отвлеклись от него.

Сначала можете помогать себе взглядом, затем упраж­нение выполняется мысленно.

Два последних упражнения необходимо выполнять с максимальной быстротой и четкостью.

Но вот вы почувствовали, что скорость и четкость упражнения замедляется, внимание рассеивается — вы устали. Не бойтесь утомления, потому что есть только одно универсальное средство повысить свои ресурсы, и это, как ни парадоксально, — подвергнуть себя утомле­нию. Конечно, переутомившись, необходимо отдохнуть и суметь восстановить свои силы с небольшим запасом относительно первоначального уровня.

Отдых— это искусство. Отдых— занятие не менее от­ветственное, чем сама работа, и людей, умеющих пра­вильно отдыхать, не так много. Можно утверждать, что человек, умеющий отдыхать, умеет и хорошо работать. Поэтому необходимо учиться не только работать, но и правильно и быстро отдыхать.

Комплекс упражнений, которые помогают создать пол­ную психическую рассредоточенность, достаточно велик и включает в себя не только работу с психикой, но и физические упражнения, а также выполнение пранаям с успокаивающей направленностью. Некоторые из них ре­комендуются ниже.


Упражнение 28

Глаза широко открыты. Взгляд направлен в «никуда» в течение 3—5 минут. Ни о чем конкретном не думайте, мысли идут, как хотят, и удерживаются в каком-то отвле­ченном, «пустом» состоянии.

Упражнение 29

Глаза закрыты. Представьте перед собой чистый лист бумаги или другую чистую, белую поверхность. Прикажи­те себе: «Я свободен, все исчезло, я все забыл, ничего не знаю». Прочувствуйте, вживитесь в это состояние осво­бождения в течение 2—3 минут. Затем откройте глаза.

Если самовнушение сработало— вы увидите знакомую обстановку как бы впервые, отчужденно.

Снова закройте глаза и освободите сознание. Повто­рите все раз пять. С каждым повторением эффект уси­ливается. Вы приблизитесь к тому первозданному виде­нию, первоощущению вещей, которым каждый обладает в детстве: чистые поверхности, формы, краски, вещи, предназначенье которых неясно... Такое восприятие длит­ся секунды, но за это время психика успевает отклю­читься от напряжения и отдохнуть.

Упражнение 30

Закройте глаза. Сосредоточьте внимание на своем теле. Затем расширяйте сферу своего внимания, захватывая про­странство непосредственно окружающее вас. Мягко, не спеша, непрерывно сфера внимания захватывает, погло­щает все большее пространство— комната, дом, квартал, город и так далее, до бесконечности. Причем внимание движется не в одну сторону, а, подобно расширяющемуся шару, во все стороны сразу и не останавливаясь. Проде­лав это в течение нескольких минут, освободите внима­ние, побудьте немного в «невесомости”.

Все эти упражнения используются прежде всего для достижения состояния покоя и отдыха психики. Но если в процессе упражнения вы используете зрение, то очень важно научиться снимать напряжение глаз. Роль и физи­ческое состояние глаз в психических процессах огромны. Потому что зрение не столько физический процесс, сколь­ко психический, взаимосвязь здесь прямая и бесспорная. Глаза могут создавать, задавать желаемые состояния и настроения, если мы можем управлять ими. А поэтому прежде всего важно научиться расслаблять глаза и тем самым успокаивать нервную систему.

Упражнения в расслаблении
глаз и отдыхе психики

Упражнение 31

Простейший способ отдыха глаз— закрыть их на бо­лее или менее длительный срок. Исключения воздействия света само по себе часто оказывается достаточным, что­бы добиться значительной степени расслабления.

Можно просто посидеть с закрытыми и расслабленны­ми глазами, но лучше находиться в абсолютно темной комнате с открытыми глазами.

И все же даже полностью исключив попадание света в глаза, зрительные центры могут оставаться возбужденны­ми, а глаза — напрягаться. Чтобы этого избежать, необхо­димо мысленно представить что-либо приятное, успокаи­вающее. К этому многие обычно прибегают инстинктивно.

 

Упражнение 52

Есть и иной хороший и простой прием расслабления, который также иногда используется бессознательно: слег­ка поглаживать себя пальцами по векам, по бровям, по лбу, вокруг глаз. В этих местах находятся нервные окон­чания, вызывающие успокоение.

Упражнение 55

Быстро сжимайте и открывайте веки, не напрягая их. Моргайте так от 30 до 60 раз. Затем закройте и расслабь­те глаза. Упражнение дает глазам хороший отдых, усили­вает в них кровообращение.

Очень хорошо делать это упражнение, моргая в воду. Наберите чистой воды в тарелку, опустите туда лицо и моргайте в воде. Моргание в этом случае медленное, спо­койное. После моргания не вытирайте глаза, пусть они остаются влажными.

Все эти приемы являются прекрасным успокаивающим средством. Кроме того, вы можете использовать в этих же целях упражнения 6, 7, 8 из главы 3 «Асаны»', а также упражнения из главы 2 «Яма. Нияма» и Савасана.

После успешного освоения предыдущих упражнений вы наверняка почувствуете увеличившиеся возможности вашей психики. Ваши эмоции, чувства, ощущения и мыс­ли находятся под контролем сознания, они уже не дают толчков для бесконечной и беспорядочной мысленной жвачки. Поток ваших мыслей не блуждает столь же сво­евольно, как и раньше, и вы в состоянии удерживать однонаправленный поток мыслей достаточно длитель­ное время.


 

Следующий шаг— научиться вызывать и четко видеть внутренним взглядом образы в их полноте и материаль­ности, научиться свободно оперировать образами.

Многие люди сомневаются в значимости богатого вооб­ражения, необходимости освоения образного восприятия и управления мысленными, воображаемыми ощущениями. Даже после освоения простейших методов саморегуляции, психических и физиологических процессов, ценность во­ображения не всегда принимается всерьез. Но при пере­ходе к регуляции непроизвольными функциями тела и уп­равлению психикой роль воображения становится все более очевидной.

Слова — это язык сознания, поэтому за счет словесно­го приказа или усилия воли трудно, а иногда и просто невозможно общение со своим подсознанием (а именно на этом уровне находятся огромные неиспользованные резервы организма). Необходим иной, особый язык — язык образов и эмоций, так как подсознание не прием­лет сухого языка слов, не пробуждающих воображение и чувства. Проделайте маленький эксперимент.

Пройдите у себя в комнате по участку пола шириной 15—20 сантиметров и длиной в несколько метров, что не вызовет у вас особых затруднений. Но вот представьте ту же самую доску на высоте нескольких десятков метров, лежащей между крышами двух знаний. Зримо представьте себя, стоящим на краю крыши, почувствуйте, что сейчас произойдет, если вы упадете с этой доски. И чем ярче, отчетливее вы это представите, тем быстрее забьется сер­дце, изменится дыхание, сосудистые реакции, то есть ве­гетативные, подсознательные реакции организма, обычно не поддающиеся словесным приказам. Этот простейший пример наглядно демонстрирует роль воображения в уп­равлении подсознательными процессами организма. Раз­витие образного восприятия— не самоцель, а лишь спо­соб продвижения вперед, так как на данном этапе результат этих упражнений будет напрямую зависеть от

10 Йом'

 

того, насколько у вас развито воображение, насколько вы можете им управлять, а, следовательно, и управлять под­сознательными процессами.

С этого момента вы должны начать систематическую работу по развитию и освоению образного представле­ния, мышления и восприятия мира. Это совершенно не­обходимое условие для дальнейшего продвижения.

Б качестве удобного, переходного, предлагаю широко практикуемое в медитативной практике упражнение.

Упражнение 54

Оно, во-первых, очень удобно для самоконтроля — от­влекся, и глаза ушли в сторону, задремал — глаза закры­лись. Во-вторых, пламя свечи гораздо легче воспроизве­сти в своем воображении, так как оно имеет небольшой, четкий и ярко окрашенный контур.

Предварительная подготовка:

Б помещении должен быть полумрак, так как яркое осве­щение делает пламя свечи плохо видимым, а полная темно­та — слишком ярким. Свечу установить так, чтобы ее пламя находилось на уровне глаз, на расстоянии 1—1,5 метра.

Сесть в удобное положение, расслабиться и созерцать пламя свечи,, сохраняя ненапряженную фиксацию взгля­да. Через какое-то время возможно изменение восприя­тия пламени, оно начинает «расплываться». Появляется сонливость, желание закрыть глаза. Сознание начинает балансировать на грани реальности и сна.

Нужно «мягко» переждать этот момент, после этого уп­ражнение выполняется без особых усилий. Более того, пламя свечи становится отчетливым, ярким, живым. На­ступает особая ясность сознания. (Не форсируйте собы­тия, потому что чрезмерное желание быстрее достичь этого состояния психики может стать препятствием для его достижения.)


После'достижения этого этапа закрывайте глаза и ста­райтесь образно воспроизвести, увидеть пламя той же свечи. Периодически можно открывать глаза, помогая поддерживать видение пламени свечи сенсорным воз­действием.

Упражнение выполнять в течение 30—50 минут.

Эффективность упражнения нарастает по мере регу­лярного повторения. Цель упражнения — добиться четко­го видения воображаемой свечи.

Упражнение 55

Сядьте, расслабьтесь, закройте глаза. Постарайтесь от­ключиться от воздействий внешнего мира и забыть о своем теле. В большинстве случаев в состоянии рассре­доточенности возникают зрительные образы. Они могут быть черно-белыми или окрашенными, статичными и ди­намическими. Вы должны научиться фиксировать, оста­навливать спонтанно возникающие образные представ­ления, можете начать с какого-нибудь одного цвета, доминирующего в поле вашего зрения.

Затем переходим к следующему.

Упражнение 56

Целенаправленное вызывание определенных цветовых представлений (видение заданного цвета). Сосредоточьте на нем свое внимание. Старайтесь как можно ярче уви­деть и удержать внутренним взглядом выбранный цвет. Начинать лучше с белого цвета, а затем пройдитесь по всему цветовому спектру.


 

Упражнение 57

Созерцайте небольшой яркий предмет в течение 3— 5 минут. Затем, закрыв глаза, постарайтесь вызвать мыс­ленно зрительный образ предмета целиком и во всех мельчайших подробностях. Открыв глаза, сравните «мыс­ленное фото» с реальным изображением. Повторяйте так много раз. Ваша задача— добиться отчетливого внут­реннего видения объекта. Образ будет вначале походить на размытый силуэт в сумерках, но настойчивость сде­лает свое дело. Предмет должен быть ярким, «живым» как наяву. Научившись «впитывать» и мысленно воспро­изводить простые, яркие предметы, переходите к более сложным, объемным предметам.

Людям, у которых преобладает логическое мышление и восприятие мира, освоение образного представления может представиться трудным. Для ускорения этого про­цесса попробуйте использовать следующие приемы и упражнения.

Во-первых, большую помощь в активизации образного восприятия может оказать использование упражнений из Пранаямы. Практика таких дыхательных упражнений, как Бхастрика и Кевали в течение 10—30 минут очень эф­фективно и быстро активизирует образное восприятие. Такое же воздействие может оказать и голодание в тече­ние нескольких дней.

Во-вторых, попробуйте использовать вспомогательные упражнения:


 

Упражнение 58

Возьмите лист чистой бумаги и нарисуйте какую-нибудь простую фигуру (круг, квадрат). Многократно обведите контур фигуры. Затем закройте глаза и обводите каранда­шом и взглядом закрытых глаз контур фигуры, стараясь мысленно увидеть фигуру. Повторяйте так много раз.

Упражнение 59

Возьмите тот предмет, которым вы уже пользовались в одном из ваших предыдущих упражнений. Теперь еще раз внимательно его рассмотрев, закройте глаза, стара­ясь увидеть его образ, вместе с этим вслух или мыслен­но называйте имя предмета, повторяя его снова и сно­ва. Неожиданно он встанет перед вашим мысленным взором. Повторяйте это упражнение, пока не сможете вызывать образы и удерживать их хотя бы на короткий срок при помощи повторения слова. Можете использо­вать и сенсорные воздействия в качестве вспомогатель­ного средства. Импровизируйте.

Но наиболее оптимальным является следующий метод:

Упражнение 40

Внимательно рассмотрите все подробности и детали объекта. Теперь закройте глаза и постарайтесь предста­вить его образ. Вы найдете изображение неопределен­ным. Тогда откройте глаза и внимательно рассмотрите, запечатлейте какую-нибудь одну маленькую деталь, штрих этого предмета. Закройте глаза и воспроизведите эту

 

деталь. Бы сразу увидите, насколько она воспроизведе­на отчетливее целого предмета. Повторяйте так, пока не сможете вызвать образ одной детали сразу и совершен­но отчетливо.

Это явление имеет свою причину, так как внимание подобно лампе или лучу. Если оно освещает маленький участок пространства, то осветит его отчетливее. Над большим полем наблюдения оно рассеивается и тускне­ет. Поэтому первое, что нужно сделать, — это сфокуси­ровать внимание. При этом объем внимания ограничен и объект отчетливо виден. Затем, стараясь удержать эту четкость, внимание постепенно распространяется над более обширным полем. Но не торопитесь и не присту­пайте к быстрому расширению сферы внимания, пока не сумели достичь умения быстро и отчетливо воспро­изводить мелкие детали объекта. Б этом причина боль­шинства неудач.

Научившись представлять один штрих, возьмите дру­гой, вблизи первого. Вызовите и удержите его образ так же быстро и отчетливо. Затем представьте их вместе. Сравнивайте ваш воображаемый рисунок с оригиналом. Продвигайтесь вперед терпеливо, пока не будете в состо­янии мысленно нарисовать отчетливо и ясно и без осо­бых усилий весь объект со всеми мельчайшими деталями.

Эта работа на многие часы, так как каждая деталь дол­жна быть представлена с предельной точностью. Б одно упражнение обычно удается воспроизвести одну, две чер­ты. Бее это очень индивидуально, соответственно должно быть скорректировано и время выполнения упражнения.

Упражнение 41

Возьмите изображение знакомой вам картины или рисун­ка. Рассмотрите его внимательно, закройте глаза и воспро­изведите в своем воображении. Удержите отчетливое изоб­ражение картины (как совокупноти деталей, расположен­ных в одной плоскости) в тече1ие примерно минуты, а затем начните углублять или Kai бы зрительно смещать восприятие ближнего, среднего i задНего плана картины. Старайтесь создать в своем вооб]ажении объемную карти­ну так же отчетливо, как плоскосНуЮ. q подобным явлени­ем вы уже сталкивались в жизнг уак например, рассмат­ривая картину с очень близкого Рсстояния, вы наблюдаете только хаотичный набор каких-т, цветных пятен, мазков, мелких штрихов. Картину как таьуЮ вы не воспринимае­те. Но стоит вам отойти от картцЬ1 на несколько шагов, и она наполняется смыслом, глуби,О]^ динамичностью.

Как вы уже поняли, цель этог, упражнения — научить­ся управлять действием своего ^имания и воображения, суметь распространять его нетопько в ширину, но и вглубь, то есть перейти от обра^ого восприятия в одной плоскости к объемному.

Упражнен|е 42

Поставьте перед собой какогнибудь привычный пред­мет, так, чтобы вы могли рассмотреть его при желании со всех сторон. Рассмотрев г,едМет с какой-то одной стороны, закройте глаза и пр<цСтавьте его отчетливо с того места, где вы находитесь. Изображение будет, таким образом, однобоким, одностоюнним Теперь обойдите предмет, рассмотрите и предс/авьте его сзади. Когда вы представите оба изображения ^остаточно отчетливо, по­старайтесь представить их вмсте, таК/ как если бы вы смотрели на предмет с обеих :торон Сра3у.

Чтобы выполнить это удачно нужно избавиться от мыс­ли, что вы находитесь только • одной стороны предмета и представьте себя одновремННо по обе его стороны, наблюдая его с двух сторон «^повременно. После этого обходите предмет, наблюдая ( воспроизводя его образ


последовательно со всех сторон. Затем рассмотрите и запечатлейте образ предмета сверху. И наконец, последо­вательно проходя через все эти ракурсы вашего образно­го восприятия, постарайтесь слить все образы, получен­ные вами со всех точек, в один, мысленно схватить и удержать предмет таким, каким он является в действи­тельности, независимо от вашего положения по отноше­нию к нему.

Б дальнейшем обходите и рассматривайте объект толь­ко мысленно, в своем воображении.

Упражнение 43

Возьмите небольшой объемный предмет (например, пустую коробку спичек). Рассмотрите ее, закройте глаза и представьте ее со всех сторон. Затем откройте и вни­мательно осмотрите изнутри. После этого, закрыв глаза, представьте ее внутреннюю часть так, как будто вы нахо­дитесь внутри коробки и смотрите на нее оттуда. После этого начинайте постепенно расширять свое сознание, свое поле воображения, начиная с точки в середине коробки и превращаясь в большой прозрачный шар с предметом внутри себя. Постарайтесь воспроизвести и удержать все частные случаи предмета одновременно, слить в одно изображение. Меняйте периодически объек­ты: цветок, орех, стакан и т.д.

Регулярно выполняя эти упражнения, вы рано или по­здно научитесь быстро воспроизводить и удерживать внутренним взглядом образы предметов.

Но оказывается, для того чтобы открыть дверь в кладо­вую своего подсознания и иметь возможность пользо­ваться ее дарами, недостаточно только образно предста­вить себе что-то. Необходимо еще и вжиться в этот образ, наполнить его не только формой, но и красками, движе-


 

нием, запахни, звуками, тактильными ощущениями. На­конец, эмоцонально его окрасить. Только тогда мыслен­ный образ оретает плоть и права на реальную, полно­ценную жизь, а вы — ключ к своему подсознанию.

Начиная оваивать эту группу упражнений, мы уже сде­лали первьп пробный шаг в этом направлении. Сейчас нам предстот развить успех.

Вернитесь^ выполнению упражнения 36, но при этом старайтесь почувствовать сопутствующие каждому цве­ту ощущени.

Упражнение 44

Строго гбьря, это не одно упражнение, а целая груп­па упражненй, объединенных общей направленностью.

Сейчас mi приступаем к мысленному воспроизведе­нию совокуности ощущений. Начинайте с двух наибо­лее удобныхдля вас, например: цвет + звук, цвет + вкус, цвет + тактльное ощущение и т.д. Постепенно услож­няйте комбиации возможных ощущений.

В качеств исходного примера предлагаю следующее упражнение

В состояни максимального расслабления постарайтесь воспроизвеси, увидеть цвета спектра и услышать соот- ветствующи'им звуки.

■Юкрашиваие» звука имеет определенные индивидуаль­ные особеньсти, но здесь вам предлагается ориентиро­вочная таблца, которой и следует в дальнейшем придер­живаться. bi можете составить личную светомузыку, исходя из соего мироощущения.

Ноте до сответствует фиолетовый цвет, ре— синий, ми — голубо, фа — зеленый, соль — желтый, ля — оран­жевый, си - красный.

Упражненй этой серии достаточно необычны и слож­ны, часто бшает трудно прочувствовать ту или иную


 

совокупность представлений, так сказать, в «чистом» виде, например, цвет совместить со вкусом. Попробуйте воплотить и объединить эти представления в какой-то предметный образ.

Например: не просто желтый цвет— кислый, или крас­ный— соленый, а желтый— лимон— кислый-кислый, красная— икра— соленая. Сочетание цвета и тактиль­ных ощущений: белая— вата— мягкая, красные — угли — горячие, черная — колючка — острая.

Такой же подход возможен и при воспроизведении дру­гих комбинаций ощущений. Импровизируйте. Ищите свой подход в решении поставленной задачи, и это многократно увеличит ваши психические и творческие возможности.

А сейчас переходим от упражнений с постоянными статичными образами к упражнениям с постоянно меня­ющимся взаимным расположением окружающего мира, событий и возникающих при этом ощущений. Начнем с самого простого.

Упражнение 45

Выполните уже знакомое вам упражнение 2 («Паль­цы»), но весь процесс должен происходить в вашем во­ображении. Вначале можете поддерживать работу вооб­ражения движениями пальцев.

Упражнение 46

Впитывайте взглядом в течение нескольких минут один предмет. Затем другой, расположенный рядом. Оба пред­мета должны четквИотпечататься в воображении и дос­таточно легко и отчетливо воспроизводиться. Например, это будет орех и прозрачный стакан.

 

 

После того как вы увидите образы этих двух предме­тов одновременно, мысленно возьмите орех и положи­те его в стакан, стакан с орехом переставьте на другое место, выньте орех, положите его на стол и накройте стаканом и т.д.

Ваша задача — научиться свободно оперировать этими двумя воображаемыми предметами. Постепенно увели­чивайте число участвующих в процессе объектов.

Упражнение 47

Предлагаемое упражнение может оказать существен­ную помощь при работе с образами и помогает напол­нить их жизнью.

Вы роетесь в кармане и «находите» • коробок спичек. Перекладываете невидимый коробок из одной руки в другую, открываете его, достаете спичку, закрываете ко­робок. Зажигаете спичку, спичка горит, она начинает обжигать пальцы. Вы бросаете ее на пол... Дайте полную свободу своей фантазии, но все действия обязательно должны быть реальными и иметь логическое заверше­ние.

Сначала упражнение с несуществующим предметом бу­дет выполнено в виде каких-то неопределенных и нечет­ких движений, мы же должны научиться действовать ясно, лаконично, с четкой последовательностью движе­ний и возникающих при этом ощущений. Воображаемый предмет должен б<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.