Вопрос № 1. Понятие и виды правительства. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Вопрос № 1. Понятие и виды правительства.

2019-08-04 158
Вопрос № 1. Понятие и виды правительства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран

 

РЕФЕРАТ

 

по теме: «Конституционно-правовой статус правительства »

 

 

Подготовил:

Студент 567 группы

факультета Юриспруденции

Огурцов А.А.

 

 

 

Белгород

Г


План

 

Вступительная часть

1. Понятие и виды правительства

2. Способы и порядок формирования правительства

3. Структура правительства.

4. Компетенция правительства

5. Ответственность правительства.

Заключительная часть


Введение

 

В системе центральных государственных органов зарубежных стран важное место принадлежит правительству как высшему исполнительно-распорядительному органу. Порядок формирования, состав правительства и его компетенция в значительной степени зависит от формы правления.

Одной из тенденций развития современного конституционного права является усиление роли исполнительной власти, что находит выражение в активном участии правительства в законотворческой деятельности, праве издавать акты, имеющие силу закона, в обладании чрезвычайными полномочиями. Фактическая роль правительства в государственном механизме еще более значительна, т.к. его глава в государствах с парламентской формой правления выполняет отдельные функции главы государства, в том числе временно исполняет обязанности президента.

Актуальным является вопрос об ответственности правительства, т.к. оно представляет собой высший управленческий орган, который должен отвечать за проводимый внутренний и внешнеполитический курс.


Заключение

 

В конституционном праве зарубежных стран принято выделять два основных способа формирования правительства: парламентский и внепарламентский. При парламентском способе решающую роль играют политические партии, имеющие большинство мест в парламенте. Внепарламентский способ характерен для президентских и ряда смешанных республик, в которых правительство формируется главой государства.

Состав правительства включает Председателя (Премьер-министра), его заместителей и министров. К кандидатам на должность министра нередко устанавливаются определенные требования, связанные с достижением соответствующего возраста, членством в парламенте.

Компетенция правительства охватывает широкий круг вопросов, объединенных исполнительно-распорядительной деятельностью.

Практика конституционно-правовых отношений свидетельствует о двух видах ответственности правительства: политической и юридической. Политическая ответственность связана с реализацией внутреннего и внешнеполитического курса и наступает перед главой государства или парламентом, которые вправе соответственно отправить правительство в отставку или выразить ему недоверие. Юридическая ответственность выражается в формах уголовной, административной, дисциплинарной ответственности отдельных министров за совершенные ими правонарушения.


Список используемой литературы:

1. Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. М., 2002.

2. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК, 2002. – 592 с.

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1996. Гл. 9,§ 2.

4. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. Гл. 10.

5. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учебное пособие. - М., 1997.

6. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. – М.: Юрид. лит., 1994. – 128 с.

7. Пилипенко А.Н. Конституционная регламентация статуса исполнительной власти в зарубежных странах // Очерки конституционного права иностранных государств / Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М., 1999.

8. Пилипенко А.Н. Контроль деятельности исполнительной власти за рубежом // Журнал российского права. 1998. № 10-11.

9. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. - М., 1994.

10. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. - М.: «Манускрипт», 1996. – с. 623 – 642.

11. Суставова Е.Н. Делегированное законодательство // Журнал российского права. 1998. № 8.

12. Трещетенкова Н.Ю. Правовой статус счетных палат (опыт иностранных государств) // Очерки конституционного права иностранных государств: Учебное и научно-практическое пособие / Отв. ред. Д.А. Ковачев. – М., 1999.

13. Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. 1997. № 4.

14. Умеренков Н.В. Делегированное законодательство: зарубежный и российский опыт // Конституционное и муниципальное право. 2001. №2.

15. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. Гл. 12, § 3.

16. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. - М., 1995.


[1] Сравнительное конституционное право. Учебное пособие / под ред. доктора юрид. наук, проф. А.И. Ковлера, доктора юрид. наук, проф. В.Е. Чиркина, (отв. ред.) доктора юрид. наук Ю.А. Юдина.- Изд-во «Манускрипт». – М.: 1996. С. 623-625.

[2] Сравнительное конституционное право. Учебное пособие / под ред. доктора юрид. наук, проф. А.И. Ковлера, доктора юрид. наук, проф. В.Е. Чиркина, (отв. ред.) доктора юрид. наук Ю.А. Юдина.- Изд-во «Манускрипт». – М.: 1996. С. 626.

[3] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. – Изд-во НОРМА. – М.: 2001. С. 534.

[4] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 2. Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. – Изд-во БЕК. – М.:1995. С. 292 – 294.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран

 

РЕФЕРАТ

 

по теме: «Конституционно-правовой статус правительства »

 

 

Подготовил:

Студент 567 группы

факультета Юриспруденции

Огурцов А.А.

 

 

 

Белгород

Г


План

 

Вступительная часть

1. Понятие и виды правительства

2. Способы и порядок формирования правительства

3. Структура правительства.

4. Компетенция правительства

5. Ответственность правительства.

Заключительная часть


Введение

 

В системе центральных государственных органов зарубежных стран важное место принадлежит правительству как высшему исполнительно-распорядительному органу. Порядок формирования, состав правительства и его компетенция в значительной степени зависит от формы правления.

Одной из тенденций развития современного конституционного права является усиление роли исполнительной власти, что находит выражение в активном участии правительства в законотворческой деятельности, праве издавать акты, имеющие силу закона, в обладании чрезвычайными полномочиями. Фактическая роль правительства в государственном механизме еще более значительна, т.к. его глава в государствах с парламентской формой правления выполняет отдельные функции главы государства, в том числе временно исполняет обязанности президента.

Актуальным является вопрос об ответственности правительства, т.к. оно представляет собой высший управленческий орган, который должен отвечать за проводимый внутренний и внешнеполитический курс.


Вопрос № 1. Понятие и виды правительства.

 

Закономерностью общественно-политического развития зарубежных стран является концентрация наиболее важных полномочий у высших органов исполнительной власти. Это происходит в результате эволюции государственности в условиях современной научно-технической революции, сопровождающейся усложнением социальных процессов.

Органы исполнительной власти приобретают едва ли не универсальное значение, осуществляя не только исполнительные функции, но и во многом определяют содержание и характер законотворческого процесса.

Правительство – это высший коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство государственным управлением, в состав которого входят главы министерств и центральных ведомств. Чаще всего оно носит название Совета Министров (Италия, Болгария, Испания, Португалия, Польша) или Кабинета Министров (Япония, Израиль, Казахстан, Латвия). Встречаются и иные обозначения: Государственный совет (Норвегия, Финляндия, Швеция, Китай); Федеральный совет (Швейцария); Правительство (Колумбия, Венгрия, Румыния, Чехия, Россия); Федеральное правительство (ФРГ, Австрия).

Поня­тие «правительство» известно далеко не всем конституциям. Основные законы ряда государств не предусматривают функционирование подобно­го органа и упоминают лишь о главе государства и отдельных министрах (например, конституция Никарагуа 1987 г.). Большин­ство же конституций регулируют деятельность указанного инсти­тута, используя при этом разные наименования.

В некоторых государствах проводится различие между прави­тельством, заседающим под председательством главы государст­ва, и правительством, заседающим под председательством премь­ер-министра. Во Франции, Бельгии, а также ряде франкоязычных стран Африки в первом случае используется термин «совет мини­стров», а во втором — «совет кабинета». В Скандинавских стра­нах обычно различаются государственный совет, в котором пред­седательствует глава государства, и совет министров, заседаю­щий под председательством премьер-министра.

Статус и фактическая роль правительства, порядок его формирования и деятельности определяются, прежде всего, формой правления, а также особенностями политического режима и политической практики, которые сложились в данной стране.

От других государственных органов правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно занимается не принятием законов, как законодательные органы, а организацией их исполнения, обеспечением управления государственным аппаратом, экономикой страны. И в отличие от органов законодательной и судебной власти правительство имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти, что позволяет осуществлять управленческие функции и реализовывать принимаемые решения.

Несмотря на использование в конституционном праве различ­ных стран неодинаковых понятий, термин «правительство» явля­ется как бы обобщающим. Конкретная его трактовка во многом зависит от формы правления той или иной страны. В президент­ских республиках, а также в странах, сочетающих черты абсо­лютной и дуалистической монархии, правительство в основном рассматривается как совокупность советников при главе государ­ства, полномочия которых производны от полномочий последнего. Правительство здесь, таким образом, обычно не составляет еди­ного коллегиального органа. Весьма показательна в данном отно­шении терминология, применяемая мексиканским конституционным правом, где правительство обозначается термином «совеща­ние Государственных секретарей».

Конституции указанных государств обычно закрепляют статус президента (монарха) в качестве и главы государства, и главы правительства. Он играет решающую роль в определении про­граммы правительственной деятельности, в принятии важных ре­шений. Каждый из министров правительства считается, как прави­ло, лишь индивидуально уполномоченным осуществлять политику главы государства в вверенной ему сфере. В тех странах, которые функционируют преимущественно по президентскому образцу, но где существует пост премьер-министра, последний считается по­мощником президента и наделяется такими полномочиями, кото­рые последний пожелает ему предоставить. Главная задача премь­ер-министра сводится в основном к осуществлению вспомога­тельных, общекоординационных функций.

С точки зрения партийного состава правительства можно под­разделить на партийные и беспартийные. Последние, в частности, характерны для монархических государств Арабского Востока, где вообще отсутствуют политические партии (Оман, ОАЭ, Сау­довская Аравия). Беспартийные правительства часто формирова­лись в условиях военных режимов стран «третьего мира».

Партийные правительства бывают как однопартийными, так и коалиционными. Первые могут формироваться в странах с парла­ментарными и смешанными формами правления, где какая-либо партия располагает большинством мест в парламенте (Великобри­тания, Канада), а также в президентских республиках, где мини­страми чаще всего становятся представители партии, победив­шей на президентских выборах. Коалиционные правительства ча­ще всего создаются в странах с парламентарными и смешанными формами правления, в которых ни одна партия не располагает поддержкой парламентского большинства (Италия, Бельгия, Ни­дерланды, Дания).

В зависимости от поддержки правительства со стороны раз­личных парламентских фракций выделяются правительства боль­шинства и правительства меньшинства. Последние обычно фор­мируются в ситуации, когда образование правящей коалиции, ко­торая бы охватывала партии, в совокупности опирающиеся на поддержку парламентского большинства, не представляется воз­можным. Правительство меньшинства находится у власти, как правило, благодаря поддержке других партий, непосредственно не входящих в правительство. Формирование подобных правительств характерно, в частности, для скандинавских монархий (Норве­гия, Дания, Швеция). В последнее время такая практика полу­чила распространение и в Индии (вследствие утраты некогда доминирующих позиций на внутриполитической арене партией Индийский национальный конгресс).[1]



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.