Врата вечности или уроки духовного рассуждения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Врата вечности или уроки духовного рассуждения

2019-08-03 172
Врата вечности или уроки духовного рассуждения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Врата вечности или уроки духовного рассуждения

 

Предисловие

 

Книга «Врата вечности» - не легкое чтение. Ее содержание призывает нас к познанию того, что вечность - это состояние преображенной души, обретшей ведение Бога и обнимающей своими любящими объятиями всю эту удивительную и многообразную вселенную. «От образов мира сего к отсутствию всяких образов в Божестве», - такова суть духовного роста каждого человека, ищущего спасения. Книга говорит о вечности не как о концепции времени, но, в первую очередь, как о духовном понятии, составляющем суть этих уроков духовного рассуждения.

Поскольку Бог вечен, то в Нем ничего не исчезает и исчезнуть не может, будучи не в состоянии выйти из Божественных пределов. Изменяются лишь образы текучего и временного сущего, но их суть неразрывно и навечно связана с Творцом, входя по Его премудрому Промыслу в вечное существование. То, с чем человек войдет в него, с каким запасом добра или зла, и определяет его нескончаемое бытие как обоготворенной личности. И молитва, как начальный этап восхождения к Богу, и созерцание, как его высший этап, есть путь последовательного освобождения от накопленного человеком зла - его грехов, утверждение в стяжании духовных добродетелей и окончательного спасения от корня греха - смерти в безсмертном, вечном и разумном Божественном бытии.

Святая Гора Афон.

Келья «Катафиги», 2017

 

 

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя,

Единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

(Ин. 17: 3)

 

Спасение

 

Кто же может спастись?...

человекам это невозможно,

но не Богу, ибо всё

возможно Богу.

(Мк. 10:26–27)

 

1. Когда мы перестаем терять себя в мире, мы находим себя в Боге.

 

Сделай свой выбор: верить Богу или верить себе. Бог - это безконечная любовь ко всему, что сотворено Им, «я» - это безраздельная ненависть к тому, что оно считает «другими». Бог - это совершенная мудрость, «я» - это непомерная глупость. Найдя свою истинную суть, человек неизбежно находит и Бога. Только с помощью Бога можно стать самим собой. Жизнь - это прекрасная возможность для постижения невозможного. Создатель знает, когда нам родиться, а мы обязаны знать, как нам жить, чтобы спастись. Спастись - значит поверить Христу, как никому другому на свете: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6: 68).

 

2. Спасение не может дать нам легкую жизнь, оно дает только благодать.

 

Дождь благодати нужен не столько телу, сколько душе. Постижение Бога - это не удовольствие, это обретение самого смысла жизни. Освободиться от себя - значит познать Бога в себе. Слова Иисуса - невыносимое бремя для мирского ума, и они же - небесные крылья для души, стяжавшей благодать. Скорби окружают нас повсеместно, а благодать ожидает нас лишь в глубинах духа. То, что сердце человеческое беззащитно, дает ему благодатные силы стать божественным во Христе. Пища ума – не помыслы, а благодать. Всякий раз в стесненных скорбных обстоятельствах, когда душа возвращается к Богу, она находит в Нем невозмутимый мир Божий, который есть совершенный покой. Отвергнув мир, обретешь спасение, отвергнув место, где живешь, обретешь свободу, отвергнув похоть телесную, обретешь целомудрие, отвергнув многословие - обретешь безмятежную жизнь в Господе Иисусе.

 

3. Спасение во Христе возможно повсюду, это только мы не повсюду возможны для спасения.

 

Где человек умом бродит, то в него и входит. Равнодушие к своему спасению во Христе - это одна из форм атеизма. Вера помогает нам помнить об истине, а истина помогает нам осознать свою веру. Лишь надежда

увидеть Бога оправдывает все наши усилия. Надежда - это залог будущего спасения. Все домыслы о Боге останутся идолами ума, если мы напрямую не постигнем Божество в самих себе. В любом месте можно вспомнить о Боге, в любой мысли можно отыскать промежуток. Мелочи оставь миру, духовную реальность возьми себе. Между тобой и Богом стена толщиной с волосок, ты сам можешь ее отодвинуть в сторону, а можешь сделать каменной глыбой. Мы все хотим спастись одними словами, но на деле спасаются лишь те, кто делает их своей жизнью.

 

4. Состояние совершенного освобождения от всякого мысленного рабства во Святом Духе - это спасение.

 

Сущность Православия есть обоготворенный или обоженный дух, то есть преображенное благодатью сознание. Обоготвориться - значит вместить в себя Бога. Религия - это глубочайшее постижение Христа, а не поверхностное эмоциональное переживание. Поведение, полностью основанное на евангельских заповедях, это следствие Богопостижения. Постижение Бога - это истинное действие, а истинное поведение - результат этого действия. Как Бог ответствен за весь мир, так человек ответствен за ношение в себе Бога. Если хотя бы на миг сердце ощутит тишину Бога, оно уже никогда не будет прежним. Мышление помогает нам узнать о Боге, но никогда не может показать нам Бога. Оступившись лишь раз, можно на всю жизнь остаться хромым; привязавшись к чему-либо лишь однажды, можно навсегда утратить спасение.

 

5. Для умных и тщеславных всюду распростерты сети сатаны, а для простых и кротких всегда открыты врата мудрости и спасения.

 

Быть просто нравственным человеком - значит всегда быть с Богом. Кротость молчаливого духа - это красота, распущенность ума - уродство. Совесть легко исправляет все, не поддающееся исправлению. В рай входят терпением, в землю уходят нетерпением. Бог - это Солнце счастья, счастье - это крупица Бога в нас самих. Он - настолько выше мышления, насколько молчание выше слов. Личность человека никогда не связана с миром, с ним связано лишь представление о мире. Христос, живущий в нас, всегда один и Тот же и в жизни, и в смерти, ибо Он - вне времени. Чем проще ты становишься, тем больше понимаешь, чем чаще уступаешь

другим, тем больше спасаешься. Тот, кто падает, но поднимается снова, спасается быстрее того, кто никогда не падает, но и никогда не встает. Берущийся за спасение и сомневающийся вскоре увидит впереди себя спину того, кто победил свои сомнения.

 

6. Если сердце с помощью благодати оторвется от кружения в мысленных обольщениях, оно незыблемо утверждается в своих глубинах, где сияет Х pucmoc.

 

Самое лучшее искусство - искусство молчания ума. Если хочешь постичь Бога, добавь к постижению страдание самоотречения. Пользоваться мыслями - не значит пользоваться жизнью. Не унижай свою память помышлениями о прошлом: всегда устремляйся вперед, к чистоте сердца. Великая тишина неусыпно хранит каждую душу. Суета - это искаженное восприятие мира, пребывающего в вечном покое. Без присутствия вечности все наши дела теряют всякий смысл. Вечность можно разделить только с Богом, создавшим ее. Самая великая тьма в жизни - это тьма мыслей, через которую можно пройти только со светом молитвы. Даже если против тебя восстанет весь мир, это лишь укрепит твое спасение.

 

7. Когда душа обращается к Богу, она все более притягивается к Нему и наполняется И м, где бы она ни находилась.

 

Вселенная - это безпредельная пустота, в которой мерцают крохотные искры жизни, боящиеся больше всего пустоты в самих себе. Только Бог может заполнить душевную пустоту. «Я есть» - это бытие, «у меня есть» - это отрицание бытия. Подлинное человеческое бытие рождается лишь там, где исчезает личное пристрастие и начинается Божественное безстрастие. Только притихнув и прислушавшись, можно услышать голос Бога. Тот, кто отринул свой эгоизм, может проникнуть в собственное Воскресение. У Бога достаточно благодати для тех, кто стремится в ней спастись, и достаточно молчания для тех, кто хочет спасти себя сам. Богу дороже всего твое намерение спастись, а не список неуемных желаний. Страдания - это Божественные назидания о том, что нужно мужественно и терпеливо спасаться от собственного зла. Гордость - это эгоизм, смирение - это отсутствие эгоизма, поэтому именно отсутствие гордости и есть спасение.

 

8. Любовь, не прекращающаяся ни на миг, это место спасения, а молитва, никогда не покидающая сердце, - это время спасения.

 

Труднее всего верить при отсутствии чудес, ибо так верят истинно любящие Бога. Хорошо, когда в любви к Богу не хватает слов, ибо для этого есть слезы. Убавится всего лишь одно любящее сердце - и в мире появится пустота. Кто действительно полюбил Бога, умолкает, ибо теперь вопиет камень его сердца. Любовь - это награда от Бога за терпение. Любовь - величайшее достояние души, уподобляющее нас Богу. Не втискивай Бога в свое сердце, дай сердцу обнять Его любовью. Молитва начинается или перед необъяснимостью жизни или перед непостижимостью Бога. Господи, Ты вложил в наши души вечный поиск Твоей любви и спасения! Чтобы люди спаслись, Бог дал им два постоянных откровения - Евангелие и литургию, и третье, временное, - молитву, для покаяния.

 

9. Отдели полностью сердце от мира - это и есть спасение. Все остальное Бог восполнит Сам Своею благодатью.

 

Даже отделив сердце от мира, ни с одним человеком мы никогда не расстанемся навсегда. Что делать человеку, если бы на земле не было никакой религии? Ему было бы достаточно увидеть звезды. Тот, кто смотрит на Бога глазами тревоги и безпокойства, никогда не успокоится в Нем. Если ты еще можешь стать другим, стань им, ибо прежний давно умер. Мы все встретились в единой вечности, в которой нет расставаний и потерь. Истинная встреча с самим собой возможна только во Христе. Чем больше сердце, тем больше в нем неба. Тот, кто в себе нашел счастье,

радуется, а тот, кто в Боге обрел спасение, блаженствует. Скорбей никому невозможно избежать лишь потому, что они учат спасению.

 

10. Пока не постигнешь, что Христос живет в тебе самом, спасение так же далеко для тебя, как для улитки - Северный полюс.

 

Молитвенником человека делают не келья и его одежда, а внутреннее изменение души. Бог не нуждается в нашей помощи, Ему достаточно нашей любви. Единственный, Кого никто никогда не видел - это Бог, и Он - единственный, без Кого никто никогда не жил. Вернуться можно только в Бога, все остальное - это ложные цели. Отец наш, сущий на небесах, «ветхий деньми», но Он не стареет и не прекращается, как мы. Только когда Господь коснется твоего сердца, оно начнет видеть Его. По благодати мы становимся богами, по наущению диавола - «как боги» (Быт. 3: 5). С Богом соединяются боги, исполняя волю Его и становясь безсмертными сынами Божиими, а те, которые «как боги», - исполняют волю диавола и вкушают смерть, делаясь его отродьями. Не жди спасения всю жизнь, оно придет, когда начнешь спасаться изо всех сил.

 

11. Читай не много и не мало, а сколько нужно, чтобы понять необходимость спасения здесь и сейчас: это именно то, чему учат все книги.

 

Мы не должны менять учения, мы должны менять самих себя. В чем состоит наше доверие к Церкви? В том, что она ведет нас к спасению, а не к обустройству этого мира. Человеческое достоинство предается нами, когда мы размениваем его в Церкви на земные дела. Если бы на земле не было Евангелия, то все писания человеческие не помогли бы даже одной душе. Нет ничего хуже, чем выйти в дорогу, не расспросив о пути. Если просто идти к Богу, как велит православная традиция, непременно встретишь Его. А если идти, доверяясь самому себе, можно навсегда потерять себя. Самое лучшее слово ближнему - напомнить ему о вечности. Не терзай себя ожиданием бедствий и катастроф, к тебе приходит лишь то, что помогает твоему спасению. Нам страшно выбегать из горящего дома, но именно это и спасает нас. Ты всегда спасен настолько, насколько хочешь спастись.

 

Бог

 

 

Бог есть дух,

и поклоняющиеся Ему

должны поклоняться

в духе и истине.

(Ин. 4: 24)

 

1. Божественное естество ожидает нас, вошедших к Нему, в нашем сердце: не подверженное никаким изменениям, простое, нераздельное, покоящееся в славе, невыразимое, в неприступном сиянии, пребывающее в неизреченном могуществе и неизмеримом величии, в недоступной для суетного ума красоте. Оно в Своей неизмеримой любви всего Себя отдает человеку.

 

Чем больше в лесу разных птиц, тем прекраснее лес. Чем многообразнее делаемое людьми добро, тем прекраснее жизнь. Дать Богу возможность во всей полноте проявиться в своем сердце - значит сделать жизнь богоподобной. Непостижимая простота Бога всегда поставит в тупик любого мудреца. Бог - это свет иной жизни, отражающийся в глазах человека, увидевшего ее. Душа не сотворена Создателем для мира, она сотворена для общения с Божеством. Наш единственный ответ на вселение в нас Бога - безудержный и сладостный благодарный плач. Бог обнаруживает Себя посредством нашего благодатного созерцания, устремленного в собственные душевные глубины. Привязанности к миру - это узлы на твоем сердце, которое закрыто для Бога. Не все верующие в Бога становятся теми, кому верит Бог.

 

Путь

 

 

Потому что тесны врата

 и узок путь, ведущие в жизнь,

 и немногие находят их.

(Мф. 7:14)

 

1. Не пытаясь создавать в себе Христа, мы оставляем все, чтобы стать с Ним единым в духе.

 

Не уничижай никого, для этого тебе достаточно самого себя. Символ мира - меч, символ любви - крест. Двое никогда не могут стать единой личностью, ибо каждая личность должна возвратиться к единому Богу. В мире Христос скрыт за вещами, а в человеке - за помыслами. Стать аскетом - это одно, а смиренным - совершенно другое, и одно не вытекает из другого. Самое ошибочное в духовном обучении - развивать мертвый ум, а не живое сердце. Деятельный ум искажает светлый лик Бога, смотрящий нам в душу, а чистое сердце ясно отражает Его свет, сияющий в сердечных глубинах. Трудно ожидать конца искушений, но нетрудно нести легкое бремя Господне - смирение. Слова Пресвятой Богородицы - это спасительный путь следования за Христом: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5). Только когда ты соединишься со Христом, ты постигнешь, что Христос - это и есть путь, а когда полюбишь каждого ближнего, узнаешь, что такое любовь.

 

Жизнь

 

Ибо жизнь явилась,

и мы видели и свидетельствуем,

и возвещаем вам сию вечную

жизнь, которая была у Отца

и явилась нам

(1 Ин. 1:2)

 

Постижение

 

Дабы утешились сердца их,

соединенные в любви для всякого

богатства совершенного разумения,

для познания тайны Бога

и Отца и Христа, в Котором

сокрыты все сокровища

премудрости и ведения

(Кол. 2:2–3)

 

 

1. Дети, принимающие игры з а истину, подражающие взрослым, преследующим свои воображаемые цели, суетясь и толкаясь, смотрят на нас и ждут, что оставим мы им в наследство, - безсмысленные игры состарившихся детей, или же мудрое опытное слово, преображающее плоть и дух и приводящее к постижению Бога, дающего мудрость и разум ищущим Е го?

 

Не постигших и не имеющих жажды Бога - большинство, но это не значит, что Он недоступен. Критерий правильности нашего постижения Бога есть присутствие благодати и смиренного рассуждения. Истинная религиозность - это не форма, это постижение того, что стоит за формой. В отношении к людям будь как Бог, в отношении к Богу будь как человек. Мы - это пустота небытия, ожидающая пришествия возрождающей благодати. Если твои слова понятны людям, то они будут понятны и Богу. Молчание - это единственная правда, которая никому не причиняет боли. Не думай, что время что-то значит, значит лишь то, на что мы тратим все свое время. Время - это уникальная возможность для твоего постижения Бога. Почему в преисподней так тесно? Потому что в ней нет места для постигших Бога.

 

Е сть два взгляда на постижение: правильный и неправильный, правильный взгляд - это смотреть неисходно внутрь сердца, в свое изначальное бытие, где находится Бог, - истинный Центр вселенной. Неправильный взгляд - страстно смотреть в мир, в небытие, где все угасает и исчезает, где мы теряем свою свободу.

 

Торжество Православия - не в увеличении числа православных, а в тихом сокровенном преображении души Святым Духом. Обремененный помыслами ум препятствует поиску духовной свободы и в этом - его приговор. Добро, которое ты не смог сделать сейчас, так и останется несделанным никогда. Как только ты заметишь, что все в жизни повторяется, знай, что твое постижение нуждается в следующем шаге. Наш язык, когда мы говорим о других, выдает нас с головой. Почувствовать вкус власти и вернуться к смирению практически невозможно. Невидимая брань за самого себя ожидает каждого из нас, когда закончится видимая брань с миром. Когда до высочайшего постижения Бога остается один только шаг, вокруг видны лишь пропасти.

 

3. К тому, кто избрал жизнь в помыслах, грехи приходят как всеуничтожающий град и безпощадная буря. А к избравшему чистоту сердца благодать приходит как обильный ливень, напояющий душу.

 

Отход от Христа - это отход от самой человечности. Каждый человек - это все человечество и обитель Пресвятой Троицы. В свой последний вздох человек забирает с собой весь мир. Для кого все мгновения неповторимы, тот будет жить вечно. Бог живет в нас потаенно, но никогда - тайно. В душе человеческой иной раз бывает так смутно, что весь мир кажется ее продолжением. Человек без Бога - чужой самому себе. Главное в жизни - неустанно познавать Бога. Постигать Бога - возвышенно, постигать самого себя - благородно, постигать мир - глупо. В кромешной тьме лучшую дорогу найдет слепой, а в постижении Бога - ничего не знающий. Постижение Истины приходит к человеку, стремящемуся к ней, раз и навсегда, все остальное - это лишь догадки.

 

4. Неисходное пребывание сердца в мысленной суете есть полное самоуничтожение и духовная смерть. А совершенное пребывание сердца в Боге есть полное уничтожение всякого греха и жизнь вечная в святости и блаженстве еще здесь, на земле.

 

Самый изощренный убийца - это наш ум, самый самоотверженный защитник - наше сердце. Истинный верующий тот, кто нашел Бога. Сколько же красоты в том, что зовется мгновением! Если бы ты хотя бы одно мгновение в день вспоминал о Боге, то расширил бы эти мгновения до вечности. Не следует ожидать войны или гонений, чтобы помочь ближнему, потом для этой помощи может быть поздно. Непередаваемое лучше всего передается между строк, непостижимое лучше всего постигается в безмолвии. Ум выходит через уста, знание входит через уши. Безчисленные знания о Боге удаляют нас от Него, а прямое постижение всецело объединяет нас с Богом. Преодолевая ошибку за ошибкой, мы приходим к безошибочному постижению Бога.

 

5. Постоянная память о Боге - основа святости, отступление от этого памятования - основа греха. Корень греха - забвение Бога, а корень спасения - всецелое устремление к Нему.

 

Окружающий тебя мир не прочнее тебя самого: ум мимолетен, - и жизнь тоже. В каждом человеке живет негасимая звезда сознания, которая у одних начинает сиять при жизни, а у других - после нее. Мы рождаемся заново каждый день, если постоянно стремимся к Богу. Всякий ребенок - это душа, присланная Богом осветить наш мир. Неверующий - это тот, кто борется со своей совестью. Сердце человеческое хочет жить Христом не меньше, чем Христос - в сердце человека. Высшее постижение нуждается в предельном сострадании к людям - всецелом самоотречении. Не держаться за вещи - мудрость, не держаться за мысли - святость. Многочисленные откровения благодати - это ступени к последнему постижению истины. Каждый человек принадлежит Богу, но Он делает так, как будто твое постижение принадлежит только тебе.

 

6. Непреложность закона последствий грехов - что посеешь, то и пожнешь - пронизывает всю нашу жизнь. А свобода выбора - спасения или гибели души - возлагает на нас всю ответственность за нашу собственную жизнь, поэтому Бог, желающий всем спастись (см. 1 Тим. 2:4), является для нас единственной опорой и прибежищем.

 

Когда мы не осознаем в себе действия Бога, мы называем это судьбой. Мало кому из ищущих богатств мира сего есть дело до того, какие богатства скрываются внутри их сердец. В каждом человеке живет безмолвный свидетель его жизни. Мы все носим в себе Владыку вселенной, и Он открыт настолько ясно, что не все Его могут увидеть. Если мы постигнем, что вещи, окружающие нас, не имеют подлинного существования, мы проникнемся благоговением к жизни нашей души. Труднее всего постичь, что Бога никогда не может быть мало потому, что Его никогда не может быть много. Свободно постигать Бога может лишь тот, кто не привязан ни к чему земному. Подступы к вершине Богопостижения всегда окружены дебрями сомнений.

 

Смирение

 

 

Облекитесь смиренномудрием,

потому что Бог гордым противится,

а смиренным даёт благодать.

(1 Пет. 5: 5)

 

1. Хочешь узнать, что такое смирение? Начни размышлять, и придешь к смирению. Хочешь узнать, что такое истинная жизнь? Начни молиться, и придешь к спасению.

 

Научиться смиренно слышать другого человека можно только в уединении, а научиться благоговейно понимать его можно только в безмолвии. Уныние - это послание ада, смирение - послание небес. Место, где меня смиряют, но не ломают - мое. Святое детство - это место, где времени нет. В глубинах чистой совести ясно и величаво сияет лик Божий. Подлинное постижение может быть понято только детьми и смиренными монахами. Всякий человек предназначен осуществить себя, стать вечной сущностью в Боге по дару благодати. Смирение - это опора на вечность. Всегда выбирай узкий путь - смирение, ибо на нем меньше всего толкотни. Только смиренный проходит дальше других. Лишь в смирении мы можем отдохнуть от самих себя. Тот, кто отказывается от смирения, отказывается быть человеком.

 

Практика

 

 

Итак, оправдавшись верою,

мы имеем мир с Богом через Господа

нашего Иисуса Христа, через Которого

верою и получили мы доступ к той благодати,

в которой стоим и хвалимся надеждою

славы Божией. И не сим только, но

хвалимся и скорбями, зная, что от

скорби происходит терпение, от терпения

опытность, от опытности надежда, а

надежда не постыжает, потому что любовь

Божия излилась в сердца наши Духом

Святым, данным нам.

(Рим. 5:1-5)

 

 

1. Духовная практика горька, но плод ее слаще всех плодов на свете. Мирская жизнь сладка, но плоды ее несъедобны из-за их смертельной горечи.

 

И освобождение и рабство человека не приходят извне, они рождаются внутри человека. Причащение - это оставление всего, что не Бог, чтобы полностью дать Ему место в своем сердце. Наши ослепшие мысли не могут приблизиться сколько-нибудь близко к сиянию Божества. Мы все освещены изнутри светом Святой Троицы, который не могут воспринимать наши глаза, устремленные к теням мира сего. Сначала нужно вочеловечиться, затем обоготвориться - это наши главные шаги за пределы человеческой природы. Борьба со страстями делает человека разумным, борьба с помыслами делает его духовным, а чистота сердца делает человека святым. Если ты держишься за Христа, даже неудачи укрепляют тебя в благодати. Лень - это тень твоей практики. Если ветер искушений бьет в лицо, значит ты выбрал в жизни правильное направление. Спасение - это теория, а духовная практика - это то, что получилось.

 

2. Бороться с людьми и внешними обстоятельствами - это значит бороться с самим собой и, в конце концов, с Самим Богом, ибо вся борьба может быть только со своей греховностью.

 

Открыться до конца можно только Богу, ибо для Него, как для Отца, доступен каждый уголок нашей души. Рассуждение - одна из высших способностей человека, если ты закопал ее в землю, кто в этом виноват? Между помыслом и помыслом всегда проступает светлый лик Бога. Греховный разум порабощен страхом пред бытием, благодатный разум стремится защитить бытие. Религия - не чувство или ощущение, это принятие в душу нетварной Божественной благодати. Святость не отрывает нас от ближних, но объединяет с ними навек, так живет Бог: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. и: 44). Если трудишься молча, имеешь постоянную радость, если трудишься и говоришь, - имеешь временное утешение, а ели только говоришь и не трудишься, - с тобой остается лишь головная боль. Занимайся только тем, что успокаивает твой ум, все остальное - пустая суета.

 

3. Е сли каждый день встречать так, как будто ты только начал жить во Христе, непременно овладеешь духовной практикой. Если каждый день заканчивать так, как будто ты сполна отдал его Христу, непременно с Ним соединишься.

 

Нам необходимо постоянно преодолевать себя, чтобы не отстать от идущего впереди Бога. Добрая привычка, повторенная множество раз, становится святостью. Благодать, принятая единожды и целиком усвоенная, становится совершенством. Когда мы свободны от самих себя, мы пьем живую воду безстрастия. Подлинный духовный опыт есть опыт собственного безсмертия. Абсолютное временное бытие в нас живет как вечный свидетель. Лучший способ преобразить свою жизнь - снова и снова переделывать самого себя. Как только в своем духовном развитии человек останавливается, зло получает на него права. Бог не должен делать за тебя твою духовную практику, а ты не должен указывать Богу, как Ему поступить с тобой. В каждом из нас живет Бог, и никому не дано Его увидеть, кроме тебя самого.

 

Истина

 

 

Дух есть истина.

(1 Ин. 5: 6)

 

1. Хорошо преодолеть повседневную суету и уменьшить рассеянность, но победить свой ум еще лучше, чтобы приблизится к истине.

 

Истина - это то, что помогает нам жить в вечности. Поскольку мы становимся тем, на что смотрим, неустанно созерцай Бога. Недоступность истине - свинцовая стена души, за которой прячется эгоизм. Все невысказанное о истине, становится проповедью самой истины. Поиск истины - смысл существования. Цельный опыт истины - итог всякого поиска. Человек жив истиной, ибо истина - это жизнь. Разве за всю жизнь мы узнали в мирских знаниях что-либо настолько, чтобы это стало для нас конечной истиной? Тем не менее, каждый из нас не может избежать встречи с Богом - всесовершенном упокоении в безсмертной Истине. Всмотреться в Истину и не умереть способно лишь существо, созданное для безсмертия. Обретший истину не ищет суеты и не стремится к покою, он дает истине безпрепятственно жить в его душе. Монах в келье, не знающий истину, равен мирянину, не знающему отречения. Человек ценен Богу лишь одним - желает ли он познать истину.

 

2. Когда мы помогаем людям, вопрос заключается в одном: ведем ли мы их в Царство истины или они сами ведут нас за собой в мир?

 

Несомненно, самый главный вопрос для безмолствующего в уединении - какую меру истины он сможет вместить? Смотри за тем, чтобы стены религии не закрыли от тебя Солнце правды - Христа. Простота - это сущность истины, упрощение - это подмена простоты. Жаль, что когда период гонений на Церковь мучеников заканчивается, это дает начало приходу в нее церковных карьеристов. Истина ничего не боится и этим она страшна для заблуждений. Уходя с земли, оставь свое сердце людям. Когда все хорошо, мы думаем, что Бог с нами, но стоит этому измениться, нам кажется, что Бог оставил нас. Но куда Ему уйти, если мы с Ним одно? Истина - это сияние Божественного разума, именно поэтому она несет в себе несотворенный свет. Бог - это Истина, Которая любит чистое сердце и душу без колебаний. Для того, чтобы безкорыстно полюбить истину, нужно постичь ее до конца. Любовь к истине - самое лучшее условие для ее постижения.

 

3. Когда Христос открывается тебе в твоем сердце, ты опытно удостоверяешься в Его присутствии. Но ты никогда не познаешь это состояние истины, если будешь искать ее где-то еще.

 

Изначально пребывающая в каждом из нас природа Христа - это и есть Царство Божие внутри нас, ждущее своего открытия. Если бы эта Божественная природа не существовала в мире, во всей вселенной вовсе не было бы ни сознания, содержащего в себе все бытие, ни понимания его процессов. Истина не может быть относительной, Она может быть только абсолютной, ибо основывается не на доказательствах, а на духовных постижениях. Такая жизнь есть результат пребывания во Святом Духе.

Душа каждого человека неизмеримо велика, поэтому все величественное способствует постижению ее собственной неизмеримости, пока она не войдет в Божественную неизмеримость, непосредственное проявление которой есть любовь. Умных Бог подталкивает в спину, а простецов, познавших истину несет на Своих плечах. Если тебе тяжело жить без истины, значит она зовет тебя к себе. Тот, кто потерпел неудачу в постижении истины, для Бога ближе, чем те, кто не решился на это постижение. Истина ничего не делает за других, но она неодолимо влечет к себе каждую душу.

 

Любовь

 

 

Кто не любит,

тот не познал Бога,

потому что Бог

есть любовь.

(1 Ин. 4:8)

 

1. Обретший любовь вкушает Бога во всякое время и, пребывая еще в этом мире, вдыхает душой воздух горнего мира, обретая в Божественной любви духовное воскресение.

 

Святая святых любви - нежность дыхания Духа Святого. Личное пристрастие убийственно, Божественная страсть любви - обоготворяющая. Сначала - свобода духа в любви и лишь потом все остальное. Любовь - это вечное преодоление нашей мертвости в Боге. Присмотрись: в промежутке между мыслями - только любовь. Если Бог - Возлюбленный нашей души, тогда каждое мгновение - это неповторимая встреча с Ним. Противоположность любви - смерть, противоположность истине - гибель. Враждебность мира преодолевается только любовью, потому что любовь безконечна. У человека множество норм и критериев и потому он не может быть самим собой. У Бога нет ни норм, ни критериев и потому Он - Бог, ибо любовь решает все. Возлюбить своих врагов - это вершина любви, но разве ее подножие - возлюбить своих ближних - не менее трудно?

 

2. Необузданный ум подобен дикому Зверю в мысленной клетке, а любящее сердце подобно безбрежному небу с сияющим на нем солнцем Божестветой любви – Христом.

 

Ранние христиане желали жить любовью Христа, теперь желают лишь утешаться Им. Тот, кто возвысил себя своими руками, возлюбил больше всех себя самого и погиб, оттолкнув ближних. Тот, кто возлюбил Бога, больше всего возненавидел одного себя и разделил с ближними любовь Христову и жизнь вечную. Высшее богословие - любить того человека, который рядом. Живя с Богом, мы встречаем или любовь или ненависть, равнодушных не бывает. Слова любви не могут быть пространными, они более всего ценны своими паузами. Господи, если бы я увидел всего один лишь Твой рассвет, за него я бы любил Тебя всю вечность! Любовь - это то, чем мы никогда не сможем расплатиться с Богом. Если хотя бы одно сердце на земле живет в любви к Богу - это значит, что любовь побеждает. Только любовь разделяет боль и страдания ближних. Доброта воспитывает, а любовь - спасает. Любовь настолько убедительна, что с ней ничто не может поспорить.

 

3. Ум упрямо утверждает, что лишь на привязанности все и держится. Но сердце, возлюбившее Бога, совершенно точно знает, что все держится единственно на любви.

 

Общее любить легче, чем частное, тем не менее, увидеть в частном общее есть прорыв к любви и прямому Богосозерцанию. Понимать удивительнее, чем быть понятым, любить прекраснее, чем быть любимым. Любовь есть непрекращающееся ощущение всеобщего и равного безсмертия. «Я люблю» - это человек. «Я - любовь» - это Бог. Великое блаженство - любить и помогать всем прийти к этой любви. Ад нельзя заставить полюбить, как рай - ненавидеть. Царство Божие для одного человека - это все еще неполнота совершенства любви. Подлинной любви не может быть лишен ни один человек и ни один народ. К человеку, который никого не ранит даже помыслом, отовсюду стекается любовь. Любить Бога важнее, чем дышать воздухом. Чем больше душу сжимают скорби, тем больше любви она источает, потому что любовь - это кровь души. Обретший безстрастие не дрогнет даже бровью, когда его ведут убивать. Обретший любовь не может отказаться от любви даже к тем, кто его убивает. Любовь никогда не прекращается оттого, что кто-то к ней равнодушен.

 

4. Блаженны постигшие истину, ибо они умудрились в Боге. Но стократ блаженны любящие, ибо они возлюбили Бога, найдя в Нем свое отечество.

 

Совершенная любовь - это совершенная чистота и целомудрие отношений. Духовная дисциплина - это ученичество любви, а подлинная любовь - это любовь учителя-старца и ученика-послушника. Познание Бога рождает истинную любовь; все, что было до этого познания, не являлось действительной любовью. Как Христос сделал своими все страдания человеческие, так и тот, кто утвердился в любви, берет на себя все страдания и скорби ближних. Любовь - самое живучее и неумирающее счастье человеческое, сошедшее с небес. Немногие отрекаются от мира сегодня и так обретают любовь, все остальные всегда собираются сделать это завтра. В слепой безрассудной привязанности нет роста и развития души. Настоящая духовная свобода есть только в Божественной любви, так как истинная любовь всегда свободна. Свобода есть созерцание любви. Привязанность к Богу - это любовь, привязанность к миру - это рабство. Жизнь обретает смысл именно в любви и только в ней смерть становится несуществующей. Любовь - это вечное жительство на Небесах на родине вечной Истины.

 

Созерцание

 

Ибо все,

водимые Духом Божиим,

суть сыны Божии.

(Рим. 8: 14)

 

1. Оставив всякие мысленные движения в отношении всего тварного мира, душа человеческая в неудержимом порыве восходит к Богу, становясь боговидной, и, через единение с Ним во Святом Духе, вселяется в свет неприступный.

 

Созерцание любви - единственная форма безконечной жизни Бога. Любовь - это безконечное путешествие духа в Боге, а созерцание - это безграничное постижение Бога. До прихода Божественного света все в нас темно: и мышление, и чувства, и восприятия. Когда этот Небесный свет хлынет свыше, все наши душевные глубины освещаются им, словно весенний сад после дождя. Божественный свет дает нам возможность видеть, но он всегда остается видящим. Тьма бывает разная, а Божественный свет всегда только один. Молиться - это говорить с Богом, созерцать - это насыщать Богом возлюбившее Его сердце. Либо ты найдешь созерцание, либо созерцание найдет тебя, все равно оно должно завершиться великим светом. Избирая созерцание, держись одного Христа, чтобы не увлечься тем, что ниже Его.

 

2. Когда ум обновляется и преображается в чистоте созерцания и ведения Бога, тогда освящается сердце Святым Духом, а освященное сердце видит Бога так же ясно, как раньше оно видело этот мир.

 

Каждый человек сотворен из света, еще больше лицо, особенно глаза.

Бог - это свет, Он просто есть, чтобы дать нам всем возможность быть этим светом. Молитва - это почитание Бога, а созерцание - Его постижение, когда душа и Господь становятся единой жизнью. Молитва - это практическое богословие, созерцание - практическое обоготворение. Предел молитвы - пребывание в Боге без помыслов, предел созерцания - пребывание в непостижимости Пресвятой Троицы. Молитва - это открытие внутреннего слуха и зрения, а созерц


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.