Об информировании и восприятии информации — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Об информировании и восприятии информации

2019-08-03 122
Об информировании и восприятии информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Если вы слушаете, используя и мистера Левого, и миссис Правую, то сможете тут же отреагировать на получаемую от собеседника информацию, даже если он выражается неясно. Это покажет собеседнику, что вы стараетесь его понять, и предотвратит недоразумение.

2. Если вы что-то читаете и встречаете непонятное слово, то вам поможет словарь.

3. Если разговаривая или произнося речь, вы будете приводить примеры и делать сравнения, ваш язык будет яснее и образнее. Чем яснее картина, которую хочет воспроизвести говорящий, тем менее расплывчато он будет выражаться.

4. Если вы пишете, то подумайте о том, чтобы предложить читателю иллюстративный материал.

Эксперимент

Для того чтобы провести этот эксперимент, вам потребуемся кассетный магнитофон и кассета с записанным на ней незнакомым вам текстом. (Вы можете, например, записать новости, не слушая их при этом, чтобы потом использовать текст для эксперимента.) Позаботьтесь о том, чтобы вам ничто не мешало в течение 10 мин, и действуйте следующим образом.

ПЕРВЫЙ ШАГ. Послушайте текст примерно 1 мин и нажмите на клавишу «Пауза» (или «Стоп») вашего магнитофона.

ВТОРОЙ ШАГ. Представьте услышанное в виде картины или образа. Если потребуется, ждите, пока они не всплывут перед вашим мысленным взором. Предположим, ваш знакомый улетел в Стокгольм. Вы мысленно видите, как он поднимается по трапу самолёта, как самолёт взмывает в небо и на глазах уменьшается. Потом вы видите, как он летит над Европой и приземляется в Стокгольме. И опять вид вблизи: он выходит из самолёта и его встречают в аэропорту. Пожалуйста, обратите внимание на следующее: если вы знаете человека, то «прокручивайте» сцену так, как будто видите её вблизи. В противном случае вы смотрите со значительного расстояния, чтобы не воспринимать детали (например, черты лица). Потом опять переходите к первому шагу.

Внимание! Следующую ниже оценку лучше всего прочитать после того, как вы проделали эксперимент. Его можно проводить, не нажимая кнопку «Пауза».

Если вы ясно видите перед собой всё то, о чём слышите, не используя кнопку «Пауза», то ваша миссис Правая находится в хорошей форме. Похлопайте себя по плечу, так как этот результат выходит за рамки обычного. Вы не стали типичным ламронцем.

Если в конце контрольного времени вы всё ещё вынуждены нажимать кнопку «Пауза» и ждать, пока появится «изображение», то вам следует проделывать это упражнение несколько недель подряд по 15 мин ежедневно. Тренировку можно считать законченной только тогда, когда «изображение» появляется перед вашим мысленным взором одновременно со словами.

ЕСЛИ ВЫ ВООБЩЕ НЕ «ВИДИТЕ» КАРТИН, то вы в очень большой степени жертва нашей школьной и вузовской системы преподавания. Регулярное выполнение упражнения, о котором говорилось выше (по 15 мин каждый день), позволит за несколько дней научиться видеть «изображения». Несколько недель тренировок приведут к тому, что вы сможете «видеть», не нажимая кнопку «Пауза». Многие участники моих семинаров были в таком же положении, что и вы. За четыре — семь недель они добились желаемого!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Лишь в том случае, если информация дополняется аналогом, слушатель или читатель может её понять и сохранить, т. е. запомнить или изучить. Если же «картинки» и другая аналоговая информация отсутствуют, то только люди с активной миссис Правой могут восполнить этот пробел, в то время как типичные ламронцы будут сталкиваться с трудностями. Ламронец при этом будет полагать, что у него плохая память, а это абсолютно не соответствует действительности! К аналоговой информации, как уже говорилось, относятся КАРТИНЫ (фотографии, рисунки, схемы, графики и т. д.). Но есть и другие возможности обратиться непосредственно к миссис Правой:

1) конкретные примеры;

2) эксперименты, исследования;

3) модели мышления, сравнения, аналогии;

4) мысленные эксперименты, вопросы по типу: «Если бы… тогда…»

Модель мышления — это аналогия, своего рода сравнение, которое приводится параллельно с основной информацией.

Правда, в полушариях вашего головного мозга нет специалистов-миниатюристов, но то, что у полушарий есть своя специализация, — это доказанный факт. И хотя некоторые учёные подчёркивают, что не следует переоценивать эту специализацию, так как оба полушария постоянно коммуницируют между собой, модель мышления весьма полезна.

Мировоззрение электрона

Хотите ли вы получить представление о том, как субатомарная частица — электрон «воспринимала» бы свой мир, если бы могла его воспринимать? Мысленный эксперимент, проведённый Бертраном Расселом, даёт аналоговую информацию для нашей миссис Правой. Он предлагает в своей великолепной книге «Основы теории относительности» следующий мысленный эксперимент.

Допустим, есть доброволец, который согласен принять наркотик. Действие наркотика приведёт к тому, что когда он придёт в себя, то ничего не будет помнить, но не потеряет способность сознательно перерабатывать свои впечатления. Конечно, это условия невыполнимы, но мы же употребили слово «допустим». Дадим нашему добровольцу чудодейственную таблетку в 23 ч 30 мин в ночь перед Новым годом. Посадим его в гондолу воздушного шара и позволим ему подняться на 20 м над землёй. Ровно в полночь он будет, не зная ничего в земле, о самом себе и о нас, наблюдать фейерверки (в Германии принято в новогоднюю ночь устраивать различные фейерверки, так что некоторые города превращаются в сплошное море огня). Картина, которая возникнет у него в сознании (множество вспыхивающих и гаснущих огней), соответствует примерно той реальности, которая существует внутри атома.

Хотя Гейзенберг и предостерегал от того, чтобы самим составлять представление об атоме, так как наши грубо материалистические понятия бессмысленны в мире микроматерии, я всё же считаю мысленный эксперимент Рассела превосходным. Он даёт нам хоть какое-то понятие. И если бы школьникам предлагали такую аналоговую информацию, прежде чем они начнут основательно знакомиться с субатомарными частицами, приобретая подробные данные о них, то они могли бы «соединить» эти факты с той «картиной», которая создалась у них в сознании после этого мысленного эксперимента. Это было бы занятие, в ходе которого работают оба полушария коры головного мозга (использующее специфику мозга). Но такие занятия по-прежнему крайне редки.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.