Ориентирование без карты и компаса. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Ориентирование без карты и компаса.

2019-08-03 167
Ориентирование без карты и компаса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

8. Приемы ориентирования по местным признакам.

9. Использование визуальных и слуховых маркеров ориентировки.

Литература

1. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М., Профиздат, 1985.

2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. – М., 1983.

3. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 1997.

4. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании: Пособие для учащихся. – М.: Толк, 1996 – 144 с., ил.

Задания

1. Используя записи в тетради и дополнительные конспекты из предложенной литературы, подготовиться к решению практических задач на пересеченной местности.

 

Тема 8. Акклиматизация человека к различным природным условиям.

 

План

1. Климатогеографические зоны Земли.

2. Особенности выживания в джунглях.

3. Особенности выживания в лесисто-болотистой местности.

4. Особенности выживания в зимней аварийной ситуации.

5. Особенности выживания в пустыне.

6. Особенности выживания на море.

Литература

1. Стрижев Ю.А. Туристу о природе. - М., Профиздат, 1986.

2. Арнольди И.А. Акклиматизация человека на севере и юге. – М.: Медгиз, 1962.

3. Григорьев В.Н. Водный туризм. - М., Профиздат, 1990.

4. Ильичев Ю.А. Зимняя аварийная ситуация. – М. – 1991, 97 с.

5. Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. – М., 1992.

Задания

1. Опираясь на предложенную литературу, выписать в тетрадь особенности выживания в зимней аварийной ситуации, в пустыне, на море.

2. Подготовиться к тесту.

 

 

Тема 9. Проблемы добровольной и вынужденной автономии в природных и городских условиях.

 

План

1. Факторы выживания.

2. Основные правила поведения в экстремальной ситуации.

3. О резервных возможностях человеческого организма.

4. Резервные возможности человеческого организма в экстремальных условиях.

5. Голодание и его переносимость.

Литература

1. Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. – М., 1992.

2. Баланко С.В. Школа выживания. М. – 1992, - 135 с.

3. Волович В.Г. Академия выживания. – М., 1996.

4. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М., 1990.

5. Волович В.Г. С природой один на один. – М., 1989.

6. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. Краснодар: «Советская Кубань», 1996. – 384 с.

Задания

1. Используя записи в тетради и дополнительные конспекты из предложенной литературы, подготовиться к решению практических задач на пересеченной местности.

 

Тема 10. Способы обеспечения жизнедеятельности и правила поведения при вынужденном автономном существовании.

План

1. Сооружение временного укрытия.

2. Способы добычи огня, разведения костра.

3. Обеспечение водой.

4. Поиск и приготовление пищи.

5. Сигналы бедствия.

Литература

1. Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – М.: Толк, 1996 – 144 с., ил.

2. Штюрмер Ю.А.. Карманный справочник туриста-М., Профиздат -1982.

3. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: ТОЛК, 1996.

4. Ласлов А.Т. и др. Способы автономного выживания человека в природе. – М., 2004., 2005.

Задания

1. Используя записи в тетради и дополнительные конспекты из предложенной литературы, подготовиться к решению практических задач на пересеченной местности.

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Аксенов Ю.В. и др. Медицина катастроф: Учебное пособие. – М., 1996.

2. Балабанов И.В. Узлы. – Москва, 1998. – 80 с.

3. Баланко С.В. Школа выживания. М. – 1992, - 135 с.

4. Бардин К.В. Азбука туризма. – М., 1981.

5. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. – М., 1983.

6. Верба И.А., Голицын С.М., Куликов В.М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – М.:, 1983.

7. Волович В.Г. Академия выживания. – М., 1996.

8. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М., 1990.

9. Волович В.Г. С природой один на один. – М., 1989.

10. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания.: Изд. 2-е, испр., доп. и перераб. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000, - 488 с, ил.

11. Ильичев Ю.А. Зимняя аварийная ситуация. – М. – 1991, 97 с.

12. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М., 1997.

13. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. Краснодар: «Советская Кубань», 1996. – 384 с.

14. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 1997.

15. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании: Пособие для учащихся. – М.: Толк, 1996 – 144 с., ил.

16. Латчук В.Н., Марков В.В., Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.; Метод. пособие. – М.: Дрофа; Дик, 1999. – 128 с.

17. Личевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М., 1981.

18. Лукьянов Е.А. Материалы к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – Спб., 1996. – 141 с.

19. Малахов Г.П. Голодание. – Спб, 1996.

20. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учепбн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

21. Михайлов Л.А., Копылов Н.Д., Щеголев И.А. и др. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителя. Для 5-6 классов: 2-е изд./Михайлов Л.А. и др. – Спб.: «Специальная литература», 1998. – 176 с.

22. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5 – 6 классы: Пособие для учителя. Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 240 с.

23. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов и др. – 5-е изд., испр, - М.: Дрофа, 2003. – 192 с., ил.

24. Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. – М., 1992.

25. Рыжавский Г.Я. Биваки. – М.: ЦДЮТ, 1995. – 112 с.

26. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодежи / Сост. Ю.С. Константинов. – М., 1999.

27. Талаев В.И. Ориентирование на местности без карты // Военные знания. 1997. Сентябрь.

28. Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – М.: Толк, 1996 – 144 с., ил.

29. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., 1992.

30. Штюрмер Ю.А.. Карманный справочник туриста-М., Профиздат -1982.

31. Интернет ресурс клуба туристов «Московская застава». http://hibaratxt.narod.ru

Дополнительная:

1. Арнольди И.А. Акклиматизация человека на севере и юге. – М.: Медгиз, 1962.

2. Бардин К.В. Азбука туризма.- М., Просвещение, 1981.

3. Берман А.Е. Путешествия на лыжах. М., ФиС, 1968.

4. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М., ЦРИБ "Турист", 1983.

5. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – ФиС, 1983.

6. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. - М., ФиС, 1974.

7. Временные правила подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999,

8. Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. – М.: Пищ. пром-ть, 1980.

9. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. - М., ФиС,1981.

10. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. - М., ФиС, 1981.

11. Обручев С.В. Справочник путешественника и краеведа. – М.: Географгиз, 1949.

12. Остапец - Свешников А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – М.: Педагогика, 1985.

13. Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО. - М., ФиС, 1989.

14. Основы медицинских знаний учащихся. Под ред. Гоголева М.И. - М., Просвещение, 1991.

15. Поляков В.В. Безопасность человека в экстремальных условиях. - М.: Знание, 1992.

16. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.

17. Стрижев Ю.А. Туристу о природе. - М., Профиздат, 1986.

18. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодёжи. /Сост. Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999.

19. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. Сост. Ганопольский В.И. - М., ФиС, 1987.

20. Туристско-краеведческие кружки в школе. Под ред. Титова В.В. - М., Просвещение, 1988.

21. Турова А.Д. Лекарственные растения СССР и их применение. - М.: Медицина, 1974.

22. Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – «АНС», 1999.

23. Школа альпинизма. - М., ФиС, 1989.

24. Шимановский В.Ф., Стуков Г.А. Разбор несчастных случаев в туризме: Методические рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

25. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. - М., ЦРИБ "Турист", 1992.

26. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. - М., ФиС, 1983.

27. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. - М., Профиздат, 1985.

28. Энциклопедия туриста. – М.: Научн. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины должно состоять из следующего снаряжения:

На одну учебную группу

№ п/п Наименование оборудования и снаряжения Количество
1. Рюкзак На каждого
2. Палатка с тентом и стойками В зависимости от их вместимости
3. Коврик теплоизоляционный На каждого
4. Спальный мешок На каждого
5. Веревка основная (диаметр 12 мм, длина 40 м) 5
6. Веревка вспомогательная (диаметр 6-8 мм, длина 60 м) 5
7. Концы основной и вспомогательной веревки для организации страховки  
8. Карабины с муфтами На каждого
9. Ведра туристские (комплект) 2
10. Примус туристский «шмель» 2
11. Компас жидкостной На каждого
12. Курвиметр 1
13. Ремонтный набор 1
14. Электромегафон 1
15. Топор большой 3
16. Пила 2
17. Карты спортивные (комплект) На каждого
18. Карты физические, административные, туристские атласы, схемы (комплект) 1
19. Медицинская аптечка 2
20. Костровое хозяйство 1
21. Секундомер 3

 

 

1.10. Примерные зачетные тестовые задания

 

1. Правила безопасности на транспорте

 

1.1. Ваша группа садится в электричку. Войдя в вагон, Вы сделаете:

 

а) остановитесь в тамбуре;

б) пройдете в середину вагона;

в) сядете на первое свободное место.

 

1.2. Вы ждете зимой электричку на платформе. Холодно. Чтобы согреться, Вы будете делать:

 

а) бегать по платформе, играть в салочки и т.п.;

б) оденете дополнительную одежду;

в) толкаться, пытаясь согреться.

 

1.3. При приближении поезда безопасно стоять:

 

а) у края платформы;

б) не ближе 1 м;

в) не ближе 3 м.

 

1.4. Ваша группа едет в автобусе. Как лучше поступить:

 

а) не снимать рюкзаков;

б) снять их, поставить около себя;

в) снять рюкзаки, сложить в одно место.

 

1.5. В автобусе дальнего следования не хватило место для сидения. Что лучше сделать:

 

а) стоять в проходе;

б) сесть третьим человеком на сидение;

в) сесть на пол на рюкзак или сидушку.

 

1.6. В походе Вашу группу подвозят на грузовике. Как Вы поступите:

 

а) будете стоять у бортика;

б) каждый сядет на свой рюкзак;

в) сложите рюкзаки в одно место, все сядете вместе.

 

 

2. Правила безопасности на дороге, в городе:

 

2.1. Вашей группе надо пройти участок пути вдоль шоссе. Где безопаснее идти:

 

а) навстречу транспорту по левой стороне;

б) по ходу транспорта по правой стороне;

в) часть группы по правой стороне, часть по левой, что бы не было толпы.

 

2.2. Если группа идет вдоль шоссе, то надо:

 

а) идти всем вместе строем;

б) идти с большим интервалом между участниками, растянуться вдоль шоссе;

в) идти плотной группой, взявшись за руки.

 

2.3. Группе надо перейти шоссе с оживленным движением. Как это лучше сделать:

 

а) каждый самостоятельно перейдет дорогу;

б) все вместе одной группой;

в) все вместе шеренгой вдоль шоссе;

г) все вместе строем по одному.

 

2.4. Ваш поход закончился в незнакомом городе. Как Вы пойдете осматривать город:

 

а) все вместе одной группой с руководителем;

б) каждый кто с кем хочет или по одному;

в) определенными группами со старшим по группе.

 

2.5. Как быстрее всего попасть в конфликт с местным населением:

 

а) громко общаться между собой, обсуждая и высмеивая окружающих;

б) ходить по городу по одному;

в) показать, что у тебя много денег;

г) ходить вместе по 3-4 человека, не привлекая к себе внимания

 

2.6. Если Вы отстали от своей группы во время осмотра города, то что лучше сделать:

 

а) идти обратно на место встречи (на вокзал и т.п.);

б) ждать на одном месте;

в) догнать группу.

 

 

3. Правила безопасности во время ночлега в полевых условиях.

 

3.1. Вы ищите место для ночлега в летнем походе по Подмосковью. В первую очередь оно должно быть:

 

а) рядом с водой;

б) рядом с дровами;

в) подальше от людей.

 

3.2. Воду из ручья можно (нельзя) пить, если она:

 

а) прозрачная;

б) мутная;

в) на поверхности - пена;

г) на поверхности - мусор (хвоя, ветки).

 

3.3. Воду из пруда, озера, реки в Подмосковье:

 

а) можно сразу же пить;

б) сначала нагреть, потом пить;

в) сначала прокипятить, потом пить.

 

3.4. Если для очистки воды использовать раствор марганцовки, то цвет раствора должен быть:

 

а) бледно-розовый;

б) красный;

в) темно-красный.

 

3.5. Если Вы увидели змею, что лучше сделать:

 

а) громко закричать;

б) тихо уйти, не привлекая внимания;

в) топая ногами, дать ей уползти.

 

3.6. Как лучше завалить дерево толщиной свыше 20 см:

 

а) спилить;

б) срубить;

в) раскачать руками.

 

3.7. Как правильно спилить дерево:

 

а) пилить с той стороны, куда оно должно упасть;

б) пилить с противоположной стороны, куда оно должно упасть;

в) подпилить с любой стороны, потом толкать руками в нужную сторону.

 

3.8. Если при пилке дерева оно начало падать, надо:

 

а) руками толкать его в нужную сторону;

б) отойти подальше;

в) отклонять в сторону деревья, растущие на пути падения.

 

3.9. Как безопаснее рубить сучья у лежащего дерева:

 

а) стоять на той же стороне, что и ветки;

б) стоять на другой стороне от веток;

в) дерево между ног.

 

3.10. На месте Вашего лагеря (около палаток) много сухостойных деревьев. Что с ними стоит сделать:

 

а) спилить все;

б) оставить их в запас;

в) переставить лагерь в другое место.

 

3.11. На каком расстоянии от деревьев должен быть костер:

 

а) 1 м;

б) 3 м;

в) 5 м.

 

3.12. В летнем походе дежурный у костра одевает:

 

а) шорты, шапочка;

б) обувь, рукавицы;

в) обувь, брюки, рубашка, рукавицы, шапочка.

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Дайте определение термину «выживание».

2. Охарактеризуйте основные случаи автономного выживания в природе.

3. Перечислите необходимые навыки и умения для выживания в дикой природе.

4. Перечислите основные стрессоры выживания.

5. Определите психологические качества личности, способствующие преодолению непредвиденных обстоятельств.

6. Перечислите основные средства выживания.

7. Что означает понятие «релаксация», основные ее виды?

8. Объясните понятие «ресурсы организма».

9. Какие внешние ресурсы вы знаете.

10. Как можно увеличить свои ресурсы?

11. Каковы возможности организма в экстремальных условиях, например, при длительном голодании?

12. Что означает понятие акклиматизация?

13. Какие существуют виды климатогеографических зон?

14. Охарактеризуйте основные способы сохранения здоровья в джунглях?

15. Какие существуют виды степени проходимости болот?

16. Общий план действий заблудившегося в лесу.

17. Основные виды спасательных средств на воде.

18. Источники воды в пустыне.

19. Основное средство нейтрализации ядов морских животных.

20. Основные правила выживания в полярном климате.

21. Определение понятие «ориентирование».

22. Основные способы ориентирования на местности.

23. Понятие и виды средств ориентировки.

24. Понятие визуальные и слуховые маркеры ориентировки.

25. Понятие масштаб и его виды.

26. Определение понятия «азимут».

27. Основные виды рельефа местности.

28. Виды временных укрытий.

29. Правила разведения костра в лесу.

30. Требования безопасности к местам привалов и ночлегов.

31. Устройство очага в малолесной местности.

32. Способ разжигания костра без спичек.

33. Понятие и характеристика привалов.

34. Понятие бивачное снаряжения.

35. Определение понятия психологическая совместимость.

36. Понятие формальный и неформальный лидер.

37. Стадии общения в эксвизитной ситуации.

38. Типы деструктивного поведения.

39. Характеристика стадий формирования группы.

40. Аутогенная тренировка по методу Шульца.

41. Методика профилактики заболеваний в условиях дикой природы.

42. Методика оказания первой помощи пострадавшему при укусе ядовитого животного.

43. Виды кровотечений и методы остановки.

44. Профилактика и первая помощь при термических ожогах.

45. Первая помощь при ознобе и переохлаждении.

46. Первая помощь при переломах и ушибах.

 

1.12 Комплект экзаменационных билетов (не предусмотрен, форма контроля - зачет)

 

1.13 Примерная тематика рефератов (не предусмотрено)

 

 

1.14 Примерная тематика курсовых работ (не предусмотрено)

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ (не предусмотрено)

1.16     Методика исследования (не предусмотрено)

1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине (традиционная)

 

Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

Тема 1. Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов. Методика обучения правилам поведения на отдыхе и в туристическом походе.

План

1. Подготовка к походу, путешествию и подведение его итогов.

2. Должности в группе постоянные и временные.

3. Личное и групповое туристское снаряжение.

4. Выбор места для привала и ночлега (бивака).

Литература

1. Баланко С.В. Школа выживания. М. – 1992, - 135 с.

2. Бардин К.В. Азбука туризма. – М., 1981.

3. Личевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М., 1981.

4. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., 1992.

5. Штюрмер Ю.А.. Карманный справочник туриста-М., Профиздат -1982.

6. Интернет ресурс клуба туристов «Московская застава». http://hibaratxt.narod.ru

 

Задания

1. Опираясь на предложенную литературу, составить перечень личного снаряжения для походов в различных климатических зонах Земли.

2. Опираясь на предложенную литературу, написать реферат по предложенной тематике.

Тема 2. Наиболее распространенные опасности во время отдыха на природе и туристических походов.

План

1. Система обеспечения безопасности в туризме.

2. Объективные опасности.

3. Субъективные опасности.

4. Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.

 

Литература

1. Бардин К.В. Азбука туризма. – М., Просвещение, 1981.

2. Биржаков М.Б. Безопасность в туризме. – М., 2005.

3. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – М., ФиС, 1983.

4. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М., ФиС,1981.

5. Лукьянов П.И. Зимние спортивные походы. – М., 1988.

6. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. – М., ФиС, 1981.

7. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодёжи. /Сост. Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999.

8. Уилсон Н. Руководство по ориентированию на местности: выбор маршрута и планирование путешествия. – М., 2004

9. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. – М., ЦРИБ "Турист", 1992.

10. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., ФиС, 1983.

Задания

1. Опираясь на предложенную литературу, сделать выписки в тетрадь о субъективных и объективных опасностях.

2. Подготовиться к сюжетной игре «Субъективные опасности в походе».

3. Опираясь на предложенную литературу, написать реферат по предложенной тематике.

 

Тема 3. Правила поведения и меры по обеспечению безопасности.

План

1. Меры безопасности при проведении слетов и соревнований.

2. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.

Литература

1. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайные ситуации зимних условий. – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1998.

2. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М., ЦРИБ "Турист", 1983.

3. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. – ФиС, 1983.

4. Временные правила подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999.

5. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодёжи. /Сост. Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТур Минобразования России, 1999.

Задания

1. Опираясь на предложенную литературу выписать сделать конспект по теме.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.