Организация исследования роли дидактической игры в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация исследования роли дидактической игры в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой

2019-08-03 298
Организация исследования роли дидактической игры в системе ознакомления дошкольников с живой и неживой природой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ теоретической и методической литературы, представленный в главе 1, стал основой эмпирического исследования роли дидактических игр в системе о знакомления детей дошкольного возраста с живой и неживой природой. Для проведения эмпирического исследования нами было выбрано направление ‒ о знакомление детей младшего дошкольного возраста с растениями посредством дидактических игр. Исследование проводилось на базе младшей ݇групп݇ы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №48 комбинированного вида» Советского района г. Казани. В исследовании участвовали 20 детей младшего дошкольного возраста, дети в возрасте 3-4 лет (10 мальчиков и 10 девочек).

Эмпирическое исследование направлено на изучение уровня сформированности представлений детей обозначенной возрастной категории о растительном мире в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» и составление программы работы по расширению и углублению представлений детей 3-4 лет о растительном мире на основании полученных результатов посредством включения в образовательную и игровую деятельность детей дидактических игр.

В ходе эмпирического исследования для определения уровня представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста мы использовали диагностические задания методики, предложенной М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой [6, с. 34]. Проведение диагностики включало проведение дидактических игр, которые сопровождались индивидуальной беседой в форме вопросов с сопровождением иллюстративного материала. Задания максимально учитывали особенности и возможности детей младшего дошкольного возраста, обеспечивали адекватное понимание ими содержания, опирались на имеющийся у дошкольников реальный опыт.

Описание заданийдля диагностики представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста в форме дидактических игр представлены в таблице 1. Максимальное количество баллов, которые мог набрать ребенок за выполнение заданий в ходе предложенных дидактических игр - 21.

Таблица 1

Описание диагностических заданий в форме дидактических игр (по методике М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой)

Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки
Умение различать и называть разные виды растений: деревья, кустарники, травянистые растения (цветы).   Дидактическая игра «Третий лишний» (на классификацию растений). Материал: предметные картинки (береза, тополь, сосна, ель, сирень, шиповник, одуванчик, астра, анютины глазки, мак).   На столе перед ребенком выложены картинки, на которых изображены разные растения в различных комбинациях: 1. береза, одуванчик, тополь 2. астра, сирень, мак 3. шиповник, сирень, ель, Задание: выбери какое растение «лишнее», назови почему. Назови знакомые растения. Вопросы: -какие из выбранных тобой растений являются деревьями (кустарниками, цветами)? 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием
Умение называть и показывать части дерева и кустарника (ствол, ветки, листья), отличительные признаки дерева от кустарника. Дидактическая игра «Что не растет на клумбе?» Материал: предметные картинки: береза, сирень, мак, одуванчик, мать-и-мачеха, фикус, герань, береза, тополь, сосна, ель, сирень, шиповник). Дидактическая игра «Собери дерево» Материал: разрезная картинка-пазл (ствол, ветки, листья)   На столе перед ребенком выложены картинки, на которых изображены береза, сирень, мак. Задание: найти картинку, что не растет на клумбе; найти картинку, на которой нарисовано дерево. Как называется это дерево? Назови и покажи части дерева (один толстый высокий ствол, много тонких веток, на ветках много листьев). Собери дерево из частей. Задание: найти картинку, на которой нарисован кустарник. Как называется этот кустарник? Назови и покажи его части (несколько стволов, много веток с листьями). -Расскажи, чем отличается дерево от кустарника (у дерева один толстый высокий ствол, много тонких веток, которые находятся высоко от земли, а у кустарника несколько стволов, расположенных близко от земли, они тоньше, чем у дерева). 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием
Умение называть и показывать части травянистых растений (цветы) (стебель, цветок, листья). Дидактическая игра «Узнай и назови» Материал: предметные картинки (деревья, мак, сирень). Дидактическая игра «Собери цветок» Материал: разрезная картинка-пазл (стебель, цветок, листья)   На столе перед ребенком выложены картинки, на которых изображены береза, сирень, мак.  Задание 1: найти картинку, на которой нарисован цветок. Как называется этот цветок? Задание 2:  - Собери цветок из частей) - Назови и покажи его части (тонкий гибкий стебель, на нем есть листья, цветок) 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием
Умение различать и называть овощи и фрукты, место их произрастания (сад, огород).   Дидактическая игра «Овощи и фрукты».  Материал: набор натуральных (или муляжей) овощей (морковь, помидор, огурец, свекла, редис, репа) и фрукты (яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград, банан); корзинка, ваза; картины «На огороде», «В саду». На столе перед ребенком выложены овощи и фрукты. Задание: положи в корзинку все овощи. Назови и покажи овощи, которые ты положил в корзинку. Назови их одним словом. Назови и покажи, что осталось на столе. Как это назвать одним словом? Положи все фрукты в вазу. Что ты положил в вазу? (Фрукты.) Педагог показывает картины «В саду», «На огороде». Вопросы: - Где растут овощи? (На огороде)  - Где растут фрукты? (В саду) 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием
Знание отличительных особенностей живых от не живых объектов природы Дидактическая игра «Живое – неживое». Материал: набор картинок с изображением зверей, птиц, цветов, деревьев, кустарников, гор, рек, дождя, снега На столе перед ребенком выложены карточки с изображением предметов (звери, птицы, цветы, деревья, горы, реки). Задание: распределить на две группы: «живые» и «неживые; назвать «живые объекты», «неживые объекты» и объяснить свой выбор. Вопросы: -почему растения относятся к живой природе? -как люди ухаживают за растениями? -почему нужно беречь природу? 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием
Знание условий жизнеобеспечения растений; умение ухаживать за комнатными растениями Выбери растение, которое хочет пить Дидактическая игра «Поможем Мишутке полить цветы». Материал: игрушка (плюшевый мишка), сюжетные картинки, карточки с изображениями цветущих растений и с увядшими листьями, небольшие цветочки в горшках и лейки. На столе перед ребенком выложены сюжетные картинки, среди которых цветущие, ухоженные растения и увядшие, с желтыми листьями. Задание: Мишка не знает, какие растения надо поливать, а какие нет. Выбери растение, которое хочет пить. Поможем ему. Вопросы:  Как ты узнал, что растение хочет пить? Как ему помочь? Как надо правильно поливать (подбираем растение с яркими характерными признаками (сухая земля, увядшие листья)). Научи Мишку. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием
Знание условий, необходимых для роста растений Дидактическая игра «Что необходимо растению для роста» Материал: игрушка (Незнайка), карточки с изображениями неба, солнца, лейки, тучки с дождем, цветочный горшок с землей, земля в лесу Ребенку предлагается картинка с изображением комнатного растения и он должен подобрать к ней картинки с изображением солнца, лейки, цветочного горшка с землей; далее предлагается дерево или куст – ребенок подбирает карточки с изображением солнца, тучки с дождем, земли в лесу. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием

 

Для определения уровень сформированности представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста мы использовали шкалу, посредством которой обозначали уровень сформированности представлений о растительном мире детей младшего дошкольного возраста: высокий уровень - 18-21 баллов; средний уровень - 12-17 баллов; низкий уровень - до 11 баллов.

В ходе изучения представлений детей 3-4 лет о растительном мире нами были получены результаты, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Результаты изучения представлений о растительном мире детей 3-4 лет в ходе эмпирического исследования

№ п/п Имя ребенка 1 2 3 4 5 6 7 Общий балл Уровень
1 Лена К. 2 2 1 1 1 1 1 10 низкий
2 Надя К. 2 2 2 1 1 2 2 12 средний
3 Андрей Р. 2 2 2 2 1 2 2 13 средний
4 Володя О. 2 2 3 2 1 2 1 13 средний
5 Славик Л. 2 2 2 1 1 1 1 10 низкий
6 Юля М. 2 1 1 2 3 3 2 14 средний
7 Света Ч. 2 2 2 2 2 2 1 13 средний
8 Саша К. 2 1 1 1 1 1 1 8 низкий
9 Лара Я. 3 3 1 2 2 2 1 14 средний
10 Максим У. 2 2 1 1 1 1 1 9 низкий
11 Виталий К. 2 2 1 1 2 1 1 10 низкий
12 Дарина Ш. 2 3 2 2 2 2 2 15 средний
13 Виталина Г. 1 1 2 1 1 1 1 9 низкий
14 Роман Е. 2 3 2 3 3 2 3 18 высокий
15 Яна К. 2 2 2 2 2 2 2 14 средний
16 Егор Г. 1 1 2 2 3 2 2 13 средний
17 Элина З. 2 1 1 1 1 1 1 8 низкий
18 Иван Ш. 2 1 2 2 1 2 2 12 средний
19 Даниил Г. 2 2 2 2 2 1 2 13 средний
20 Таня У. 2 2 1 1 2 1 1 10 низкий

В ходе проведения диагностики мы наблюдали, что лучше всего дети справились с дидактическими играми « Третий лишний» (на классификацию растений), «Что не растет на клумбе?», «Собери дерево», «Собери цветок». Затруднения возникли у большинства детей в игре «Живое-неживое»; при определении частей дерева и цветка, при поливе цветов (большинство детей наливали много воды), при определении в игре «Что необходимо растению для роста» условий жизнедеятельности комнатных растений и тех, что растут в лесу, саду, на огороде.

Таким образом, в ходе диагностики нами определено, что высокий уровень представлений о растительном мире выявлен у одного ребенка (5%), средний уровень - у 11 детей (55%), низкий - у 8 детей (40%), что представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Уровни представлений о растительном мире детей 3-4 лет на констатирующем этапе

Результаты проведенной диагностики показали в целом недостаточный уровень сформированности представлений детей 3-4 лет о растительном мире, о чем свидетельствует преобладание показателей среднего и низкого уровней, что обуславливает необходимость организации работы по расширению представлений детей о живой и неживой природе в целом, и о растительном мире в частности.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.