Сущность дидактических игр в условиях ДОО — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Сущность дидактических игр в условиях ДОО

2019-08-03 514
Сущность дидактических игр в условиях ДОО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В различных системах обучения игре отводится особое место, поскольку игра наиболее созвучна природе ребенка: от рождения и до наступления зрелости ребенок уделяет огромное внимание играм. Игра важная потребность растущего детского организма: в ней он совершает открытия того, что давно известно взрослому [52]. Однако игра для ребенка - не просто занимательное времяпрепровождение, это прежде всего определенный способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В целях решения определенных образовательных задач важно использовать и направлять природную потребность детей в игре и желание играть. А.В. Хуторской подчеркивает, что игра станет средством воспитания и обучения лишь в том случае, когда она будет включена в целостный педагогический процесс: педагог, грамотно организуя игровую деятельность, осуществляя руководство игрой, воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом [23, с. 45].

Е.О. Смирнова указывает, что игра выполняет ряд важных функций: социальную, коммуникативную, функцию самореализации ребенка в игре, диагностическую, игротерапевтическую, развлекательную, коррекционную [20, с. 63].

В дошкольном возрасте игра составляет основное содержание жизни ребенка, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с обучением и воспитанием, поскольку в игру вовлечены все стороны личности: ребенок воспринимает, двигается, говорит, размышляет, принимает решения; в процессе игры активизируются ведущие психические процессы: мышление, память, воображение, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - успешное усвоение обозначенных понятий обеспечивает включение в процесс воспитания и обучения дошкольников игровой деятельности.

Игра является для детей дошкольного возраста ведущим средством коммуникации, выступает основной сферой общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. Г. Н. Волков подчеркивает, что игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей: игры - уроки жизни, в ходе которых младшие школьники не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой - личностными отношениями детей. [16, с.47]. Социальный опыт взаимоотношений людей в игре также познается и приобретается детьми дошкольного возраста в игре. Игра положительно влияет на формирование их взаимодействия и взаимоотношений: игры снимают психологические барьеры, придают уверенности в собственных силах, активизируют и оптимизируют общение детей со сверстниками и взрослыми.

В игре также наиболее оптимально формируются моральные качества ребенка как личности: чувства товарищества и дружбы, ответственность, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога: учета им возрастных и индивидуальных способностей ребенка, владения им возрастными и психологическими особенностями школьников, правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения игр различной направленности, своевременной диагностической работы. В отечественной педагогике игры традиционно подразделяются на творческие, подвижные, дидактические.

Существует ряд весомых исследований в области психолого-педагогической науки, главная направленность состоит в разработке различных вопросов теории и практики использования дидактических игр в воспитании и развитии дошкольников; о месте их в педагогическом процессе; о систематизации знаний о природе, окружающих предметах и общественной жизни, влиянии на развитие сенсорных, умственных способностей детей. Так, например, Е.О.Смирнова выделяет игру как главное содержание жизни ребенка дошкольного возраста, его основную деятельность, а дидактическим играм придают большое значение в развитии и воспитании детей [21, с. 123]. В. П. Арсентьева подчеркивает, что в психолого-педагогической науке существуют определенные подходы к пониманию сущности дидактической игры: в психолого-педагогических исследованиях ее рассматривали с различных позиций, но, несмотря на некоторые различия, все подходы объединяются общими моментами: дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей [4, с. 15].

О.В. Коновалова дидактическую игру определяет как организуемую в процессе обучения деятельность, направленную на развитие познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, основанных на символическом или имитационном моделировании изучаемых процессов, явлений. Как результат - у участников дидактической игры формируются конкретные знания, соответствующие навыки и умения по их творческому использованию [35, с. 36].

В теоретико-экспериментальных исследованиях Е.В. Горошко в самостоятельной дидактической игре выделены такие действия, умения: разъяснение, объяснение правил, распределение между участниками деятельности функций, контроль за собственными действиями и действиями партнеров по игре. Исследователь указывают, что совместного хода игре только знание правил еще не обеспечивает: к правилам игры как к закону действий, обязательному для всех дети должны относиться осознанно; также необходимо осуществлять контроль за действиями играющих [52]. Автор приходит к выводу, что организация самостоятельной совместной деятельности непосредственно зависит от структуры самой игры, целевых установок, особенностей правил. Как форму обучения детей рассматривает дидактическую игру А.С. Степанов [53], который акцентировал внимание на отличии от обычных занятий дидактической игры как формы обучения: так, например, дидактические игры содержат в большей мере головоломки, предположения, загадки, в основе которых - проблемность как мощный стимулятор умственной активности детей. Н.Ф. Губанова указывает на особое значение дидактических игр в развитии способностей и интересов дошкольников: «Для современных условий характерна обращение к личности ребёнка, гуманизация образовательного процесса, направленность на развитие лучших качеств дошкольника и формирование его как полноценной и всесторонней личности. Реализация этого подхода требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, дидактические игры» [7, с.59]

Основная особенность дидактических игр определена в их названии –обучающие игры. Дидактические игры создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей, но пи этом для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает прямо, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактические игры представляют собой переходную форму к той неигровой деятельности, к которой они подготавливают. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр присуще наличие задачи учебного характера, а именно – обучающей задачи, которой и руководствуются педагоги и родители, создавая ту или иную дидактическую игру, при этом облекают ее в занимательную и познавательную для детей форму.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, достичь конкретного результата, победить. При этом если ребенок как участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, то он и не сможет успешно выполнить игровые действия, достигнуть необходимого результата [16, с. 123].

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

В настоящее время существует ряд классификаций дидактических игр, проводимых по разным основаниям. Одни за основание берут место включения дидактических игр в педагогический процесс и показывают роль игровых элементов для отработки определенных умений и навыков, другие считают основанием классификации мотив деятельности, третьи – функции, выполняемые дидактическими играми при усвоении конкретного тематического материала. По форме проведения выделяют такие виды дидактических игр: коллективные; групповые; индивидуальные [20, с. 19].

Как указывает Е.О. Смирнова, наиболее полная систематизация игр представлена в работах Пидкасистого П. И. и его последователей. По этой классификации игры подразделяются на классы результативных и детских игр [21, с. 56].

В педагогическом процессе важен характер той деятельности, который обусловлен игрой. А,В, хуторской предложил классификацию, в основание которой положен характер деятельности дошкольника. В данной классификации выделены: репродуктивные дидактические игры; частично-поисковые; поисковые; творческие без элементов ролевых; творческие с элементами ролевых. Также по форме в зависимости от характера деятельности детей определяют такие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы [23, с. 34].

В.П. Арсентьева указывает, что все дидактические игры можно также разделить на три основных вида [4, с. 35]:

1) Игры с предметами, в которых используются реальные предметы и игрушки, играя с которыми дошкольники учатся устанавливать различие сходство между предметами в ходе сравнения. Ценность обозначенных игр в том, что они дают возможность ознакомиться с признаками и свойствами различных предметов (величиной, формой, качеством, цветом).

2) К настольно-печатным играм относят домино, различные лото, парные картинки, при использовании которых возможно решить разнообразные развивающие задачи.

3) На действиях и словах играющих построены словесные игры, которые дают возможность дошкольникам использовать знания, ранее приобретенные в новых обстоятельствах или в ходе установления новых связей. Дети самостоятельно выполняют разнообразные мыслительные задачи: придумывают, описывают предметы, группируют их, находят признаки сходства.

Целевая направленность дидактических игр – сделать постепенным переход к учебным задачам, дав возможность в игровой форме выполнить ее. Среди основных функций дидактических игр выделяют [7, с. 65]:

- функцию формирования навыков самостоятельной работы;

- функцию формирования устойчивого интереса к усвоению новых знаний;

- функцию формирования различных психических качеств;

- функцию формирования оптимальных взаимоотношений и освоение социальных ролей;

- функцию формирования навыков самооценки и самоконтроля.

Для оптимальной организации и успешного проведения дидактической игры необходим ряд условий, среди которых [31, с. 474]:

- наличие определенных умений и знаний у педагога в аспекте методики проведения дидактических игр;

- оптимальное сочетание обучения и занимательности;

- эмоциональная насыщенность и выразительность проведения;

- простота, доступность и емкость используемой наглядности.

Следует отметить, что мотив дидактической игры как вида непродуктивной деятельности, состоит самом ее процессе, а не в результатах.

О.В. Коновалова указывает, что определяют такие структурные составляющие дидактической игры: игровая задача; дидактическая задача; правила игры; игровые действия; подведение итогов (рефлексия) [35, с. 36].

В работе дошкольных учреждений дидактические игры незаменимы: они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Так, выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может выступать составной частью занятия. При этом она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности: дошкольники осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Исследования отечественных психологов и педагогов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным, поскольку такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений, навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает их сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Ценность дидактических игр в воспитании и развитии детей полностью зависит от педагога: как он сумеет подобрать игры соответственно поставленной задаче, усложнить дидактическую задачу, правильно направить правила игры для достижения программных целей, т.е. от умелого руководства дидактической игрой. И именно от того, как умело воспитатель руководит игрой, зависит будет интересно ребенку играть или нет и будет ли эффективным влияние предложенной игры на него.

В каждой возрастной группе используются разнообразные дидактические игры. При подборе игр перед детьми важно не ставить слишком лёгкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи: если по своей сложности игры не соответствуют возрасту детей, то они не могут в них играть и наоборот - слишком лёгкие задачи не возбуждают у них умственной активности.

Как уже было отмечено, характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, при этом, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка же в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация: играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Дидактическая задача выступает основным элементом дидактической игры. Она тесно связана с программой занятий, а все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим, развитие речи, закрепление элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

В работе по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой дидактические игры также имеют весомый обучающий и развивающий потенциал. При этом, учитывая, например, конкретность мышления и небольшой опыт у детей младшей и средней группы, необходимо при ознакомлении их с объектами живой и неживой природы максимально использовать наглядный материал: так, для закрепления усвоенного в ходе наблюдений материала используют дидактические игры с природным материалом или их изображения на картинках, небольшие беседы. В старшей и подготовительной группе, когда формируется логическое мышление, детям предлагается, например, чтение текстов или художественных произведений с описанием того или иного животного и растения, а далее предлагается найти его на картинке, нарисовать, пересказать своими словами и т.д. [50, c.91].

Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с живой и неживой природой, разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач. И.Г. Галушко, Д.Г. Зырянова-Шкода, А.М. Беблова указывают, что в образовательном процессе используют [30, c.380]:

а) дидактические игры для обогащения представлений дошкольников о живой и неживой природе;

б) дидактические игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к живой и неживой природе;

в) дидактические игры для приобщения к практикоориентированной деятельности при взаимодействии с объектами живой и неживой природы.

Учитывая урбанизацию нашей жизни и невозможностью в условиях города показать, например, луга, цветущие, красоту цветочных растений на зеркальной глади озера и т.п., можно сделать это с помощью иллюстративного материала, а также мультимедийных презентаций, имеющих в основе – иллюстрации, рассматривание которых и включение в различные дидактические игры помогает решать разнообразные задачи, в первую очередь, уточнять, закреплять знания о растительных и животных объектах, обогащать их. Например, в дидактической игре «Угадай, какой это цветок» воспитатель демонстрирует картинки/слайды и предлагает детям отгадывать названия растений (декоративных, цветочных, дикорастущих) [17, с. 23].

Для систематизации знаний детей об объектах и ​​явлениях природы целесообразно проводить дидактические игры «Где что растет», «Когда это бывает» и т.д. Как пример - дидактическая игра «Цветок, цветок, где твой дом?» Материал: нагрудники с изображениями цветов, солнца, облака; таблички-иллюстрации, на которых нарисованы клумба, комната, лес, степь. Цель: углублять знания о местах распространения тех или иных цветов; развивать связную речь, внимание, память; воспитывать любовь к природе, эстетический вкус [19, с. 54].

При ознакомлении с животными, например, указывает Г.Кирике, детям может быть предложена дидактическая игра «Домашние животные и их детёныши». В ходе игры ставится задание «Послушай и назови»: педагог обращает внимание детей на сюжетные картинки, расположенные на столе («Послушайте, я загадаю вам загадку, а отгадайте её и найдите такую картинку: Сама пестрая, ест зелёную траву, даёт молоко. Кто это? Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, но с водой не знается. Кто это? Длинная грива, скачет ретиво, твёрдые копытца, дайте ей воды напиться. Кто это? С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком. Кто это?»). Далее игра продолжается, закрепляемая беседой «О домашних животных»: например, педагог показывает детям игрушки животных: «У собаки маленький щенок. У кошки – маленький котёнок. У коровы – телёнок. У лошади – жеребёнок». Дети сравнивают животных, отмечают отличия взрослых животных от детёнышей. Далее педагог знакомит детей с тем, как взрослые животные заботятся о своих малышах: они кормят их молоком, чистят им шерстку языком, защищают, согревают (дети повторяют, то что услышали от педагога и обыгрывают в игровом сюжете) [33, с. 18].

Игра «Найди, о чем расскажу». В этой игре дети должны составить загадку о животном или растении для взрослого: описать и назвать признаки животного или растения в ответ на вопросы взрослого. Во время игры взрослые садятся лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе, или картинкам с растениями или животными. Например, одного ребенка просят выбрать растение или картинку, которое необходимо узнать по описанию. В ходе игры задаются вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называем оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже – на дерево или на травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?». Узнав растение, дети или педагог называют его и показывают [37, с. 362].

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее приделами. Например, в дидактической игре «Что было бы, если бы из леса исчезли…»,, воспитатель предлагает убрать из леса одно звено — например, насекомых. Что произойдет? Ответ подводит к выводу, что все растения и животные связаны друг с другом.

Серия дидактических игр, направленных на приобщение дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности, отличается от игр предыдущих серий меньшим напряжением мыслительной деятельности и большей занимательностью, динамичностью, практической ориентацией. Основная цель их состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, стимулировать их к выполнению определенных поручений. Таким образом, дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но вместе с тем они сохраняют развивающее и воспитательное влияние игровой деятельности. Например, в дидактической игре «Кругосветное путешествие» (для детей подготовительной группы), закрепляя знания о материках и странах, знакомя детей с животным миром морей и океанов, дети учатся совместно решать экологические задачи, строить алгоритмы действий и сообща прокладывать маршруты путешествия [40, с. 92].

Через дидактическую игру «Давайте поселим зверей в наш лес» можно успешно знакомить детей со средой обитания различных животных; объяснить им, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. При этом формируется у детей умение, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (на земле, в воздухе, под землей, в воде) и, главное – о роли человека в сохранении всего живого на земле, о помощи живым существам в трудное для них время года и т.п.

Например, в игре «Зимние запасы», закрепляя знания детей о жителях леса, их образе жизни, необходимо формировать умение детей правильно дифференцировать пищу зверей, учить действиям анализа и синтеза, умению выделять части целого, из частей составлять целое. А в игре «Чей след?», уточняя и закрепляя знания детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем лесу, можно познакомить с понятием «следы», уточняя, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. В ходе такой игры успешно осуществляется знакомство дошкольников с видами следов диких животных, формируя умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу.

Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр для каждого направления воспитательно-образовательной работы с детьми. Включать игру в ту или иную форму можно неоднократно. При этом в содержание уже известных детям игр нужно вносить новые элементы, упрощать или усложнять их содержание с возрастными особенностями дошкольников. Следует помнить о том, что положительных результатов в данной работе можно достичь при тесном сотрудничестве с родителями, которое может строиться с использованием традиционных, так и нетрадиционных форм (родительские собрания, конференции, консультации и др.), очень важны индивидуальные и групповые беседы воспитателя с родителями, например: «О поведении в природе», «О содержании растений и животных дома». Можно организовать и совместную деятельность родителей с детьми (экскурсии, экологические акции, праздники, дни открытых дверей, создание альбома «Растения и животные нашего края» и др.). Педагог советует родителям больше времени проводить с детьми на улице, гулять в лесу, парке, отмечать изменения в природе, учить культурному поведению в природе, организовать дома уголок природы, приобрести комнатные растения. Все это вызовет у детей интерес к живой и неживой природе, желание заботиться о растениях и животных, будет способствовать формированию у них гуманных чувств.

Таким образом, использование в образовательной практике дошкольной образовательной организации дидактических игр, направленных на ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой, осуществляется в соответствии с программными требованиями к содержанию знаний детей о природе, умениям и навыкам труда в природе и организации безопасного поведения в природе.

 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.