Императорское общество исторіи и древностей россійских (1847) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Императорское общество исторіи и древностей россійских (1847)

2019-08-03 245
Императорское общество исторіи и древностей россійских (1847) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А от реки Виливелы в низ Днепра в 20 верстах при Конских Водах тут в древния времена имелся Татарской великой город, а как именовался, то неизвестно, которой от самых Татар раззорен за тем, что во оном городе пауки, а по Турецкому званию мармуки или тарантули, людей поедали; кого оные ни укусят, тот уже не будет жив.

А от онаго города в пяти верстах имелся у них другой город, а о имени его тагожде неизвестно; только и во оном городе такие же пауки людей поедали; того ради и тот у них оставлен. Во оном городе и ныне у них имеется пустая каменная мечеть; оные же пауки и ныне на тех местах имеются, и в 738 году, когда Российская армия на том месте несколько дней стояла, и от оных пауков некоторой вред людям чинился.

Источник

Паук — животное, приносящее удачу, и, как бы отвратительны или ужасны для человека ни были его крупные особи, убивать их нельзя никогда. «Хочешь жить, здоровым быть — паука не смей убить», — предупреждает известная присказка, которая, надо полагать, за время своего существования спасла жизнь миллионам этих животных. В пользу сохранения жизни пауку часто приводят то обстоятельство, что он когда-то защитил младенца Иисуса во время бегства в Египет. Легенда гласит, что во время этого опасного путешествия Святое семейство как-то раз укрылось в пещере. Пришел паук и оплел вход в нее густой паутиной, а потом прилетела голубка и снесла в нее яичко. Когда подоспели преследователи, они увидели неповрежденную паутину и, заключив, что в пещеру давно уже никто не заходил, отправились дальше, не став ее обыскивать.
Почти дословно такие же истории рассказывают и о Моисее, и о Магомете, когда они убегали от преследовавших их врагов. Но все эти легенды представляются более следствием, чем причиной всеобщего почтения к пауку, которое встречается во всем мире, включая и те его уголки, куда ни христианство, ни ислам и не заглядывали. В языческой древности, а также среди нынешних африканских и азиатских племен его воспринимали и воспринимают как трудолюбивое животное, мудрое и наделенное целебными свойствами и, за исключением разве что ядовитых особей, доброжелательное и полезное для человека.

Образ паука, который ткет паутину, а закончив работу, обрывает нить, близок богиням древнеримской мифологии — Паркам, управляющим человеческой судьбой. В такой трактовке пауку приписывается роковая сила, а паутина (бесконечная замысловатая сеть) символизирует Космос и сокровенные основы Бытия. Некоторые легенды Западной Африки наделяют паука творческой силой солнца. В других странах ему приписывается дар пророчества, даруемый Космосом.

Лунный и женский знак; символ, ассоциирующийся с «нитью человеческой судьбы». В Индии паутина — символ «майа» («иллюзии»), связанный с хрупкостью и фатальностью человеческого существования. В других культурах пауки часто предстают как спутники богинь Луны или даже как создатели мироздания. Они могут символизировать коварство (например, дьявольское, как в христианской традиции) или защиту от штормов (как у некоторых индейских племен в Северной Америке). Широко распространены ассоциации паука с удачей, богатством или дождем; паук, спускающийся сверху на паутине, — эмблема божественных даров.

Паук олицетворяет кровожадность и неутомимость в плетении сетей для улов­ления удачи. Его паутина- символ связи а также символ ветхости и тщеты. Паутина - прообраз кружев, рыболовной сети и системы коммуникаций. Паук приносит удачу и письмо. У кельтов он собиратель и держатель нитей жизни, у греков и египтян - символ судьбы, хрис­тиане видят его паутину как паутину Сатаны. Он также олицетворяет Великую Мать в ее разрушительном аспекте. Осьминог - другой аспект паука. Представляет раскручивание творения из единого мистическо­го центра. Связан с идеей центра, лабиринта.

Паук, плетущий искусную паутину, в центре кото­рой он находится, рассматривался в Индии как символ космического порядка и уподоблялся Майе, непрерыв­но плетущей паутину иллюзий мира чувств. Известно изображение Майи как паука в центре сплетенной ею паутины, которую замыкает кусающий себя в хвост Уроборос. Воплощает процесс непрерывной трансмутации, происходящий на протяжении жизни, регуля­цию связей и соотношений с биологическим, соци­альным и космическим порядком вещей. В пауке выражена актуализация процесса созидания космоса. Выбрасывая луч из самого себя, он уподобляется Солнцу, бросающему солнечные лучи и является его сим­волом. Его сеть можно сравнить с эманацией боже­ственного духа. В кельтской мифологии сеть паука обозначает ту сеть, кото­рая держит мир вместе и не дает ему распасться. Паук также ассоциируется со спиралью. Темным аспектом паука у кельтов и на Кипре является медуза со своими щупальцами, выпускающая из себя об­лака темной жидкости. Очень важен созидающий аспект паука, плетение им нити из самого себя. В «Упанишадах» он является символом саморазвития. В Библии рассматривается как знак вещей тленных и тщетных. Паук как разру­шительная сила означает другой цикл в становлении мира. Амбивалентный об­раз, означающий чередо­вание сил созидания и разрушения в космосе с преобладанием то одной, то другой, подобно концен­трическим кругам в паути­не. Как сила, поглощенная плетением смертной ло­вушки, имеет лунный аспект. Связан с Луной, с по­стоянными трансформа­циями ее формы, с сетью лунного света, набрасыва­емой ею ночью на предме­ты. Как создающий покры­вало, скрывающее подлин­ную суть явлений, вопло­щает элемент фантазии. Связан с символом ткаче­ства. И в этом смысле ассоциируется с Пенелопой, си­дящей за ткацким станком и плетущей из себя нить времени в ожидании Одиссея. С другой стороны, ассо­циируется с Парками, прядущими нить человеческой жизни и связан с идеей судьбы. Также символ пожира­ющего аспекта времени, соединяющего временное с вечным. Связан с идеей лабиринта, центр которого занят пауком, его производителем.

Символ зла и дьявола, ткущего паутину для душ грешников. Символ скупости и кровопийства. Символ нервного узла в человеческом теле. Племена Тропической Африки обожествляли паука как творца Вселенной (ср. Мать-ткачиха).
Имена божественных пауков — Ананси, Дидобе, Заколо — со­храняются не только в мифах тайных обществ (совершающих обряды инициации), но и в сказках этих народов. Паук в них наделен чувством юмора, сноровкой и мудростью.

Источник

У народов акан (Западная Африка) паук Ананси — старейшее из живых существ, у науранцев — божественный Паук-творец Ареоп-Энап создает из раковины улитки землю, из пота — первородное море и из камней — людей; божество-творец у индейцев сиу — паук Сусистинако, изобразив в нижнем мире крест, определил четыре основные стороны света. Мотиву превращения человека в Паука в наказание близок мотив оборотничества Паука (ср., например, китайское предание о Пауке-оборотне, который принимает вид буддийского монаха, играющего на цитре; подаренная герою цитра превращается в паутину и опутывает его). В дунганской мифологической сказке красивый юноша-Паук по ночам приходит к девуш-ке, которая с каждым днем тает; он был обнаружен с помощью иголки с ниткой, воткнутой в его одежду, но люди не смели его убить, так как огненная рука с неба (= молния) похитила Паука-оборотня. В целом ряде фольклорных текстов паутина служит путеводной и / или спасительной нитью, соединяющей при этом небо и землю либо какие-нибудь точки горизонтальной плоскости (в амхарской сказке умный Паук сумел перебраться через ручей на легкой паутинке, подхваченной ветром). Способность к передвижению во всех направлениях объясняет постоянно отмечаемый в сказках мотив хитрости Паука, нередко выступающего как трикстер (ср.: «Я был хитёр, я придумал хитрость» в одной из сказок хауса), хотя обманывают и Паука. Мотив хитрости Паука иногда сочетается с мотивами жадности и жестокости (ср. сказки о Пауке и мухах, комарах и других мелких насекомых; русскую сказку о мизгире — Афанасьев № 85—86, ср. «Запутался, что мизгирь в тенетах»). Одна из очень популярных персонификаций Паука — распространённый у американских индейцев образ Паука-мужчины и Паука-женщины, выступающих в качестве творцов, культурных героев, трикстеров.

Камерунская маска шестиногого паука


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.