III. Эллинистическая (греко-римская) философия (Конец IV-II вв. до н.э – VI в. н.э). — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

III. Эллинистическая (греко-римская) философия (Конец IV-II вв. до н.э – VI в. н.э).

2019-08-01 166
III. Эллинистическая (греко-римская) философия (Конец IV-II вв. до н.э – VI в. н.э). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характерно преобладание морально-этической проблематики, поиск новых целей и регулятивов жизни человека, поиск физической и духовной опоры в самом себе, повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни, рост влияния на философию идей христианства.

К данному этапу относятся:

Киники (Диоген, Антисфен), эпикурейцы (Эпикур, Тит Лукреций Кар), скептики (Пиррон), стоики (Зенон из Китиона, Сенека,Эпиктет,Марк Аврелий), эклектики (Цицерон) неопифагорейцы, неоплатоники (Плутарх, Плотин).

Философия Милетской школы.

Фалес(640 н.э - 585 до н.э.) – купец, много путешествовал. Знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э. Изобрел некоторые астрономические приборы.

Считается первым философом. Он впервые ввел научный термин – «материя». «Материя – это то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают и куда, в конечном счете, они возвращаются». Такого рода материей для него являлась вода, но не вода как воспринимаемая органами чувств (ощущениями), а как чисто умозрительное понятие (в современной интерпретации Н2O). Все рождается из этого первоисточника. Земля – плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из нее вещи – не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено (гилозоизм). Например, магнит может приводить в движение другие вещи, поэтому магнит имеет душу.

Учениками Фалеса были Анаксимандр и Анаксимен. Они создают первые научные картины мира.

У Анаксимандра (ок. 610–540 до н.э.) первоосновой является «апейрон» («неделимая», «постигаемая умозрительно»). Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля – цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

Первовещество у Анаксимен а (2-я пол. 6 в. до н.э.) – воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух – это дыхание, обнимающее весь мир. Земля – диск, поддерживаемый воздухом.

Огонь воздух ветер облака вода земля камни

Пифагорейский союз

Окончательное разделение умопостигаемого мира и мира, воспринимаемого органами чувств, происходит у Пифагор а (6 в. до н. э.). Основа мира – не материальное первоначало, а число (единица), числовые отношения, которые образуют космический порядок. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли количественной стороны явлений природы. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные сущности, абсолютизировали и обожествляли их. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоположных сторон. Все вещи состоят из противоположностей – чет-нечет, правое-левое, мужское - женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие от утверждений Гераклита). Мир дышит пустотой. Он состоит из взаимодополняющих стихий огня и воздуха.

Метафизика Парменида (акме 504–501 до н.э.)

Следующим этапом развития философии является Элейская школа, лидером считается Парменид (мудрец из города Элеи). Занимался вопросами бытия и способами его познания. Разделил истину и субъективное мнение (что существует, а что только является мнением). Первое он назвал «Бытием», а второе – «Небытием». Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли Принцип тождества бытия и мышления). Он впервые вводит понятие «Бытия» как исключительно умопостигаемую реальность и описывает свойства этой реальности:

1. Бытие закончено и совершенно.

2. Не имеет частей.

3. Не возникает и не уничтожается.

4. Неподвижно.

Тезисы:

• Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, нельзя мыслить ни о чем.

• Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

• Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

• У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.

Разработку умопостигаемого мира в целом начала Элейская школа. Основателем ее считается Ксенофан, он впервые затрагивает проблему веры и морали, он утверждал, что бог един, вечен и неизменен (монотеизм), он пытается рационально обосновать монотеизм, утверждает, что бог неподвижен, т. к. «ему незачем двигаться». Он един, т. к. в противном случае он не был бы в состоянии делать все, что хочет. Так как он один, «то он повсюду одинаков, повсюду слышит, видит и т. д.». Если бы это было не так, то одна часть была бы более могущественна, чем другая. «Так как бог повсюду одинаков, то он имеет форму шара».

Из абсолютной наполненности мира следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество – обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения.

Представления о движении – лишь мнение, повседневные представления, от которых следует отличать философию как учение об истине, недоступной восприятиям.

Оппонентами Пармениду выступают сторонники Гераклита, утверждающие, что ничего не существует, кроме движения, «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Парменид: «В одну и ту же реку можно войти сколько угодно раз». Таким образом, Парменид положил начало метафизике (идеализм), Гераклит положил начало диалектике и, в какой-то степени, материализму.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.