I. Досократическая философия (VII-V вв. до н.э). — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

I. Досократическая философия (VII-V вв. до н.э).

2019-08-01 333
I. Досократическая философия (VII-V вв. до н.э). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет философии

  Всеобщее в системе «мир – человек», составляющее предмет философского познания, является предметным основанием проблем философии. Эти проблемы всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры.

Проблемы философского знания охватывают мир в целом – в этом выражается их всеобщность. Предельная широта философских проблем связана с их фундаментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру.

Основная проблема философии – отношение человека к миру в целом. Философия представляет собой осознание мира в его целостности и единстве.

Философские проблемы «вечны» в том смысле, что они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы.

Философские вопросы – это, прежде всего, мировоззренческие вопросы, ответы на которые ищут в доводах и умозаключениях разума.

Философское знание всегда хранит свою память о себе, свою историю, в то же время по своей сути оно антидогматично. Дух философии – это критика: критика наличного знания, суд над ним. Философия органично связана с историческим временем – это, по мнению Г. Гегеля, «эпоха, схваченная в мысли».

Структура философии

Философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Но структура философского знания относительна. Между основными разделами философии не существует жестких границ.

Гносеология – раздел философии о познании. В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира в нем выделяют гносеологический оптимизм и агностицизм. Сторонники гносеологического оптимизма утверждают, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. Агностики утверждают, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах.

Гносеология занимается исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания. Познание – процесс, направленный на получение знаний. Знание рассматривается как осмысленная субъектом информация о некотором предмете. В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Центральное место среди разнообразных видов оценки знания занимает его оценка с точки зрения истинности или ложности.

Гносеология – учение о познании, теория познания. Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания мира. В современной гносеологии выделяют такую отрасль, как эпистемология – раздел, изучающий отношение знаний к действительности. Для эпистемологии характерно рассмотрение прежде всего научного знания

  Онтология – раздел философии, рассматривающий исходную категорию философского осмысления мира – бытие. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Всё, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небытию. В философской литературе в качестве синонимов понятия «бытие» употребляются «существование», «действительность», «реальность».

Онтология включает в себя основной вопрос философии – что первично бытие или сознание? В зависимости от ответа на этот вопрос в онтологии выделяются следующие основные направления:

1) идеализм, признающий сознание первичным по отношению к материи;

2) материализм, признающий первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания;3) дуализм, считающий материальную и духовную субстанцию равноправными началами.

Идеализм – философское направление, признающее сознание первичным по отношению к материи. Идеализм по-разному воспринимает первичность сознания, поэтому существуют два направления: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Сторонников материализма объединяет убеждение в том, что мир, в котором мы живем, существует вне и независимо от человеческого сознания.

Китайский философ Лао цзы считается основателем даосизма, в основе которого лежит понятие «дао» («путь») – это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие.

Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первооснове мира, названных им атомами.

Древний материализм опирался на житейские наблюдения и обыденный опыт. Для диалектического материализма К. Маркса характерно соединение материалистических взглядов на мир с диалектикой, учением о всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости, а также объяснение истории общества на основе принципа зависимости общественного сознания от общественного бытия.

Диалектический материализм – философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона ее движения и развития: 1) закон единства и борьбы противоположностей, 2) закон перехода количественных изменений в качественные, 3) закон отрицания отрицания.

Субъективный идеализм –форма идеализма, отрицающая объективное, независимое от субъекта существование материального мира, признающая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущение, восприятие и т.д.

Субъективный идеализм полагает, что у нас нет доступа к вещам помимо наших субъективных идей, а стало быть, и какой-либо действительности, независимой от нашего сознания, не существует.

Объективный идеализм – широкое направление в философии, утверждающее существование независимой от субъекта познания духовной реальности (Абсолютного духа, Бога, Разума). Эта реальность выступает связующим звеном между сознанием и внешним миром, являясь объединяющим принципом бытия и мышления. Объективный идеализм, получивший первое законченное выражение в философии Платона, существует в различных разновидностях – иррационализм (древневосточные учения), спиритуализм (А. Бергсон), волюнтаризм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), мистицизм (Августин), схоластика (Фома Аквинский), рационализм и панлогизм (Г. Гегель) и др. Их общим принципом является признание возможности постижения (опытного, рационального или мистического) сущности вещей.

Позиция агностицизма присутствует в следующих философских учениях: 1) софистика – философское течение в Древней Греции, созданное софистами (Протагор, Горгий), абсолютизирующее относительность любого познания, изменчивость, противоречивость и сложность объектов познания; 2) скептицизм – направление в Древней Греции (Пиррон), не допускающее возможности достоверного знания в силу ограниченности органов чувств и разума; 3) субъективный идеализм – направление, ограничивающее знание ощущениями и рассматривающее объект как проекцию активности субъекта (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Фихте); 4) феноменология – учение об априорных, доопытных форм сознания, определяющих акты его рефлексии и феномены как непосредственно данные явления, не связанные с сущностями (И. Кант, Э. Гуссерль); 5) позитивизм – учение, согласно которому наука не объясняет мир, не раскрывает сущности, а лишь описывает явления (О. Конт); 6) конвенционализм – направление, согласно которому научное познание не отражает объективную действительность, а выражает условные, произвольные соглашения ученых, основанные на соображениях удобства, целесообразности, «экономии мышления» (А. Пуанкаре, Р. Карнап).

Философская антропология – философское учение о человеке. Как самостоятельная философская дисциплина она сформировалась в XX веке. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом.

Социальная философия  – раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нем человек.

 

Функции философии

Основными функциями философии являются …

Основными функциями философии являются воспитательная (адаптирует человека к агрессивному внешнему миру и помогает увидеть в нем скрытое совершенное устройства мироздания), утешительная (примиряет с неизбежностью в жизни страданий и самой смерти), познавательная (знакомит с многообразием взглядов на природу мира и места в ней человека) и ценностная (обеспечивает выявления всех ценностей мироздания в жизни человека, классифицируя их в иерархический ряд).

 

Прогностическая функция философии предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира, таким образом, философия закладывает фундамент новых взглядов и идей. Философское мышление необходимо также для прогнозирования изменений социальной действительности. В философии рассматриваются и обсуждаются логически возможные варианты развития общества, вырабатываются идеалы, определяющие стремление к прогрессу.

 

С одной стороны, казалось бы, философия – это чисто теоретическое знание, но вместе с тем философские знания служат ориентиром для действий человека в повседневной жизни, в этом выражается ее практическая функция.

  Мировоззренческая функция выражается в том, что философия создает целостную систему взглядов о мире и о месте человека в этом мире. Философия, являясь самосознаним общества, "душой" культуры, формулирует систему ценностей и ориентиров, в результате приобщения к которым, индивид не просто включается в процесс социализации, но становится "человеком культурным", у него формируется определенное отношение к жизни, своему народу, миру.

  Гуманистическая функция философии проявляется, прежде всего, в том, что философия помогает человеку осмыслить эту жизнь, укрепить свой дух. Задачей философии является также формирование гуманистических ценностей и идеалов. Таким образом, философия призвана помочь человеку в периоды нестабильного состояния общества, когда каждый должен сделать свой выбор.

  аксиологическая функция выражается в ориентации на определенные ценности. Культурно-воспитательная функция способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту

Методология - это знание о том, как действовать для достижения поставленной цели и чем руководствоваться в своих действиях. Методологическая функция философии, в частности, заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути и способы познания мира.

  Критическая функция

Важной задачей философской мысли является анализ и критика существующей социальной действительности. Особенностью философской критики является то, что она направляет главный удар против укоренившихся догм, стандартов мышления, «привычек сознания», властвующих над умами.

Античная философия

Античная философия древних греков и римлян зародилась в конце VII в. до н.э. и просуществовала до начала VI в. н.э.

Переход от мифа к логосу, т.е. от образного мифологического восприятия к рациональному освоению действительности.

Были заложены два направления в философии - идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), основы диалектики – учения о развитии.

Античная философия в своем развитии прошла следующие этапы:

Философия Милетской школы.

Фалес(640 н.э - 585 до н.э.) – купец, много путешествовал. Знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э. Изобрел некоторые астрономические приборы.

Считается первым философом. Он впервые ввел научный термин – «материя». «Материя – это то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают и куда, в конечном счете, они возвращаются». Такого рода материей для него являлась вода, но не вода как воспринимаемая органами чувств (ощущениями), а как чисто умозрительное понятие (в современной интерпретации Н2O). Все рождается из этого первоисточника. Земля – плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из нее вещи – не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено (гилозоизм). Например, магнит может приводить в движение другие вещи, поэтому магнит имеет душу.

Учениками Фалеса были Анаксимандр и Анаксимен. Они создают первые научные картины мира.

У Анаксимандра (ок. 610–540 до н.э.) первоосновой является «апейрон» («неделимая», «постигаемая умозрительно»). Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля – цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

Первовещество у Анаксимен а (2-я пол. 6 в. до н.э.) – воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух – это дыхание, обнимающее весь мир. Земля – диск, поддерживаемый воздухом.

Огонь воздух ветер облака вода земля камни

Пифагорейский союз

Окончательное разделение умопостигаемого мира и мира, воспринимаемого органами чувств, происходит у Пифагор а (6 в. до н. э.). Основа мира – не материальное первоначало, а число (единица), числовые отношения, которые образуют космический порядок. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли количественной стороны явлений природы. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные сущности, абсолютизировали и обожествляли их. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоположных сторон. Все вещи состоят из противоположностей – чет-нечет, правое-левое, мужское - женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие от утверждений Гераклита). Мир дышит пустотой. Он состоит из взаимодополняющих стихий огня и воздуха.

Метафизика Парменида (акме 504–501 до н.э.)

Следующим этапом развития философии является Элейская школа, лидером считается Парменид (мудрец из города Элеи). Занимался вопросами бытия и способами его познания. Разделил истину и субъективное мнение (что существует, а что только является мнением). Первое он назвал «Бытием», а второе – «Небытием». Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли Принцип тождества бытия и мышления). Он впервые вводит понятие «Бытия» как исключительно умопостигаемую реальность и описывает свойства этой реальности:

1. Бытие закончено и совершенно.

2. Не имеет частей.

3. Не возникает и не уничтожается.

4. Неподвижно.

Тезисы:

• Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, нельзя мыслить ни о чем.

• Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

• Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

• У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.

Разработку умопостигаемого мира в целом начала Элейская школа. Основателем ее считается Ксенофан, он впервые затрагивает проблему веры и морали, он утверждал, что бог един, вечен и неизменен (монотеизм), он пытается рационально обосновать монотеизм, утверждает, что бог неподвижен, т. к. «ему незачем двигаться». Он един, т. к. в противном случае он не был бы в состоянии делать все, что хочет. Так как он один, «то он повсюду одинаков, повсюду слышит, видит и т. д.». Если бы это было не так, то одна часть была бы более могущественна, чем другая. «Так как бог повсюду одинаков, то он имеет форму шара».

Из абсолютной наполненности мира следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество – обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения.

Представления о движении – лишь мнение, повседневные представления, от которых следует отличать философию как учение об истине, недоступной восприятиям.

Оппонентами Пармениду выступают сторонники Гераклита, утверждающие, что ничего не существует, кроме движения, «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Парменид: «В одну и ту же реку можно войти сколько угодно раз». Таким образом, Парменид положил начало метафизике (идеализм), Гераклит положил начало диалектике и, в какой-то степени, материализму.

Демокрит ок. 470/60 – 360-е до н.э.)

Согласно атомистам, в основе вещей лежат атомы и пустота. Атомы - невидимые неделимые частицы. Они бескачественны, различаются лишь по форме, порядку, положению.

Согласно Демокриту, вещи - различные соединения атомов; пространство - “великая пустота”, вместилище атомов; Вселенная бесконечна и вечна, включает бесконечное множество миров, возникающих и уничтожающихся. Демокрит считал, что человеческая душа имеет вещественный характер и состоит из круглых подвижных атомов.

Демокрит различал “существование по истине” (атомы) и “существование по мнению” (цвета, запахи, вкусы). Таким образом, он ввел представление о субъективности цветов, запахов и т.д., предварив представления Д. Локка (XVII в.). Демокрит различал два рода познания - темное (ощущения) и истинное (разум). Истина, с его точки зрения, рождается из столкновения разума и чувств.

Смеющийся философ

Классическая философия

Софисты

Сократ

Сократ (470 -399 гг до н.э.) критиковал софистов за их релятивизм, т.е. принцип относительности, за их словесные ухищрения (белое выдают за черное) По Сократу, истина существует объективно и ее можно познать. Как и софисты учил, ничего не принимать на веру.

Принцип сократовской философии «Познай самого себя». Познание природы не делает нас мудрым, так как только бог знает, как устроена природа. Если будешь любознательным, будешь многознающим, но не мудрецом Мудрости мы можем научиться у себя. Путь мудрости – это путь бесконечного поиска истины.

Письмена мертвы – сколько их не спрашивай – оно твердят одно и тоже. Лучше диалог!

Сократ не оставил письменных источников, свободное время он проводил в беседах с приезжими софистами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзьями и незнакомыми, на темы, добра и зла, красоты (что прекрасно, а что безобразно), справедливости, добродетели (что добродетель и что порок).

Особенности сократовой философии:

1) ее разговорный («диалектический») характер;

диалектика (вести беседу)– искусство спора, метод познания, в котором путем столкновения противоборствующих мнений достигается истина.

(тезис-антитезис-синтез- истина)

Истина рождается в споре.

Свой метод Сократ называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что путем постановки наводящих вопросов только помогает «рождению» знания, истины.

Еще одной характеристикой метода Сократа является ирония. Сократ задавал вопросы в ироничной форме и увлекал собеседника своим "незнанием". Я знаю, что ничего не знаю.

2) определение понятий путем индукции (от частного к общему);

3) этический рационализм (нравственный интеллектуализм),

Знать – значит ответить на вопрос, что это такое, дать определение. Наличие знаний – важная нравственная характеристика. Безнравственный поступок – плод незнания, а знать доброе, значит следовать ему и быть счастливым.

«Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь»

Классическая античная философия. Теория идей Платона  

Платон (427–347 гг. до н. э.).

Ядро философии – теория идей (эйдосов). В соответствии с ней признается наличие трех родов сущего – вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи. В основе теории лежат две аксиомы (постулата):

· Существуют гераклитовские периоды (~16 тыс. лет), которые сменяют друг друга независимо ни от чего. Причем период деградации сменяет период развития и совершенствования и наоборот. Деградация и развитие относится ко всему, воспринимаемому органами чувств, вплоть до богов. Современность Платон относит к периоду деградации.

· Душа человеческая бессмертна и она являлась свидетельницей времени, предшествующего деградации. Путем припоминания в душе появляются идеи (эйдосы), с помощью которых человек ориентируется в пространстве и времени. Вещи, воспринимаемые органами чувств, существуют только благодаря сопричастности этим припоминаемым идеям. Таким образом нет идеи – нет вещи. Независимое от реальности существование идей называют объективным идеализмом.

Вещи – тени идей.

В отличие от того, что мы называем «вещами», идеи носят позитивный характер. Например: существует идея (эйдос) «красоты»: «красивая лошадь», «красивая женщина», «красивый цветок», но не существует идеи «безобразия». Некрасивой (безобразной) лошадью, цветком и т. д. мы называем воспринимаемые именно сейчас вещи. Констатируя их деградацию, несоответствие собственным идеям. Задача философа (нового мировоззрения) – восстановить («припомнить») первоначальный замысел (идею) реальности. Вероятно, постижение этого разрыва между существующим и идеальным, желаемым привело к созданию таких жанров искусства, как поэзия и драматургия.

Философская школа призвана воспитать душу, для этого она должна навести в ней порядок, подобный явлениям космического порядка (см. выше).

Душа делится на три начала:

• разумное начало (познание);

• яростное начало (преодоление трудностей);

• страстное начало (чувство).

        Носителем души является конкретный человек, живущий среди других людей. Платон является первым социальным философом, проанализировавшим формы общежития людей – семью и государство.

Метафизика Аристотеля

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) создал собственную школу Ликей        (в роще Аполлона Ликейского). Был воспитателем и другом Александра Македонского. В течении двадцати лет ученик, а затем учитель платоновской Академии. Автор работ «Метафизика», «Физика», «О душе», «Политика», и др. Утверждал, что ошибка Платона – безусловная вера в гераклитовские периоды. Считал теорию вредной, т. к. она увеличивает количество миров, препятствуя его познанию.

Прежде всего выступает против идеализма, т. е. самостоятельного существования идей. Создает теорию понятий, которая конструируется, опираясь на ощущение, восприятие, представление. Понятие – мысль о предмете, выделяет в нем существенные признаки, т. е. такие, которые отличают данный предмет от всех других. Такие идеи непосредственно связаны с вещами, воспринимаемыми органами чувств. Конструирует собственную теорию познания. На первом этапе познания – чувственное познание, на более высоких этапах – рациональное познание (силлогистика). Аристотель создает новую систему «бытия», которую сейчас бы называли «материалистической».

По мнению Аристотеля, бытием (реальностью) являются только те вещи, которые сопричастны десяти категориям:

1) сущность (субстанция) – выражаются в понятиях (словах): «человек», «добро», «дерево», «змея», «корабль», «небо», «дождь», «квадрат», «линия»…;

2) количество;

1) качество;

2) отношение;

3) место;

4) время;

5) положение;

6) состояние;

7) действие;

10)страдание.

«Первая философия» Аристотеля (позднее названа «Метафизикой») содержит учение о четырех основных принципах бытия.

Бытие – живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

Материя – «то, из чего это создано». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своем количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

Форма – «то, что это из себя представляет». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая причина (начало) – «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина – это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, т. е. Цель – «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

 

Русская философия

1. К мировоззренческим принципам русской философии относятся

К мировоззренческим принципам русской философии относятся интуитивизм, антропологизм, историософичность. Русская философия оформилась как специфическая традиция мысли, обусловленная национальной ментальностью. Самобытное мировидение в русской философии тесно связано с осмыслением европейской мысли. Интуитивизм – признание в качестве высшей формы познания интуиции как опыта непосредственного, живого чувства реальности. Западноевропейскому рационализму, разделяющему бытие на дискретные, атомарные сущности, русская философия противопоставила интуитивное постижение целостности бытия, осознание онтологического единства Бога, человека и космоса. Антропологизм – принцип, согласно которому исходным пунктом осмысления действительности является человек, его творческие и нравственные силы. Русская философия не противопоставляет человека с его сознанием и волей бытию, а утверждает ценность бытия через духовность человека. Историософичность – поиск глубинного духовно-культурного смысла истории, постижение ее «софийности» – мудрости. Внимание к мировой истории в русской философии сопряжено с поисками исторического пути и предназначения России.

  Мировоззренческими основами славянофильства являются…

являются идеи, обусловленные неприятием европейской цивилизации: консерватизм, соборность, мессианизм. В отличие от западников, славянофилы видели будущее России в сохранении и развитии традиционных национальных начал. Консерватизм – стремление к сохранению общинно-патриархального уклада и самодержавия как традиционных для русской нации социально-экономических и политических форм жизни. Соборность – специфически русское понятие, обозначающее способ духовного объединения людей на основе универсализма и нравственно-христианских ценностей. В соборности славянофилы видели идеальное состояние общества, представляющее собой органическое единство коллективного и личного, правового и нравственного, государственного и народного. Мессианизм (мессия – спаситель) – понимание исторического предназначения русского народа как хранителя истинной веры (православия) и духовного спасителя человечества.

Рационализм славянофилы связывали с католицизмом и протестантизмом, буржуазностью и индивидуализмом. Исходным пунктом для славянофильских идей был отказ от западной модели исторического развития и западного рационализма как парадигмы мышления, чуждой русской культуре. Главная роль в деле самобытного пути России отводилась ими православию и идейному наследию восточно-византийской церкви с ее мистицизмом и интуитивизмом.

Славянофильство возникло как попытка опровергнуть немецкий тип философствования на основе русского толкования христианства, опирающегося на сочинения отцов восточной церкви. Философские работы славянофилов во многом явились реакцией на «Философские письма» П.Я. Чаадаева, опубликованных в 1836 году. Автор высоко оценивал западное христианство, сыгравшее, по его мнению, значительную социально-политическую роль в «воспитании» народов Европы. Славянофильство – реакция против слепого подражания Западу, характерного для широких кругов русского дворянства.

А.С. Хомяков является представителем славянофилов. В своей статье «О старом и новом» (1839) он выступает против взглядов П.Я. Чаадаева сравнивающего Россию с чистым листом бумаги, доказывая необходимость следования ее западному историческому пути развития. А.С. Хомяков утверждает, что Россия принадлежит не католической и протестантской Западной Европе, а византийско-православному восточному миру, и в этом – не беда и слабость России, а, напротив, ее провиденциальное значение и духовная сила.

П.Я. Чаадаев высоко оценивал запад ное христианство, католицизм, сыгравший значительную роль в «воспитании» народов Европы. Мир, мнению П. Чаадаева, испокон веков делится на две части: Восток и Запад. Человеческий ум созидается на Востоке, развивается на Западе. Но Россия не Запад и не Восток. У нее нет традиций ни того, ни другого. У нее нет внутреннего единства, естественного развития. На Западе есть единство, есть развитие. Но что обеспечивает единство Запада? По П. Чаадаеву, католицизм, папа. Над историческим развитием России господствует не время, а факт географический – огромные пространства, неподвижность. Россияне стоят как бы вне времени, они отлучены от истории. Отсюда его упреки русским людям: Россия ничем не содействовала прогрессу исторического разума, она лишь заимствует и подражает.

 

Основными чертами философии В.С. Соловьева являются религиозность и софийность. В.С. Соловьев является крупнейшим русским философом XIX века. Его называли русским Платоном, русским Гегелем.

 Религиозный эволюционизм В. Соловьева (соч. «Чтения о Богочеловечестве», «Три разговора…») раскрывает метафизический смысл истории как движения от «атомарного» состояния человека и общества к всеобщему синтезу, всеединству. Род – первичное, синкретичное состояние общества, где самосознание личности еще не развито. Национальное государство – внешне-правовое объединение самостоятельных индивидов. Всемирная теократия – власть вселенской церкви, осуществившей культурно-религиозный синтез западного и восточного христианства. Предпосылкой теократии служит социально-религиозная реформа общества. Это мироустройство, основанное на духовном авторитете первосвященника, национального государя и свободном служении пророка, является идеалом будущей жизни, сутью которой выступает преобразование природного человечество в духовное – в Богочеловечество. Богочеловеческий смысл истории возникает только с христианством, и залогом реальности такого исторического этапа служит первый Богочеловек – Христос. История, с религиозной точки зрения, есть незримая борьба добра и зла, Христа и Антихриста (имитирующего добро), духовного и материального, абсолютного и относительного. Семья, Отечество и Церковь есть исторические образы божественного замысла абсолютного Добра.

 

 

Основу философии В.С. Соловьева составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии. Философские взгляды В.С. Соловьева нашли наиболее полное выражение в труде «Оправдание Добра. Нравственная философия».

Принципами философской системы Н. Бердяева являются: антропологизм, волюнтаризм, мистицизм. Антропологизм – признание человеческой личности в качестве высшей ценности и творческой реальности. Личность в системе Н. Бердяева является фундаментальной онтологической категорией, соотносительной Богу и космосу. Духовная основа личности не зависит от природы и общества и не определяется ими: личность не есть часть чего-то, она – конкретное духовное целое, ее главное проявление – свобода, бытие как непосредственно данное человеческое существование (экзистенцию), как нерасчлененная целостность субъекта и объекта. Трагичность существования человека в мире, по Н. Бердяеву, обусловлена двойственностью бытия (разделением на идеальный и материальный миры), нахождением человека между свободой и необходимостью, целостностью и объективацией (погружением в безличностный мир природы и социума). Преодоление отчуждения достигается в свободном творчестве, преображающем мир. Волюнтаризм – принцип, выдвигающий на первый план бытия волю. По Н. Бердяеву, бытие поддерживается божественной волей; и человек может утвердить себя только путем свободного волеизъявления, что предопределяет и трагизм его существования (отпадение от Бога), и преодоление конечности жизни (свободное принятие высшей воли).

Основным содержанием мировой истории Н. Бердяев (соч. «Смысл истории») считает свободу. Свобода понимается русским мыслителем не просто как возможность выбора из имеющихся альтернатив – добра и зла, бытия и небытия и т.д., а как возможность создания абсолютно нового, недетерминированного никакими объективными условиями, образа мира. Иррациональная природа свободы и обусловила основные этапы творческой эволюции, описанные Н. Бердяевым: 1) сотворение мира, 2) грехопадение, 3) Боговоплощение, 4) спасение человечества, 5) преображение бытия. Мир был сотворен Богом в свободном волевом акте. Являясь безосновным и безначальным первоистоком не только мира, но и Бога, свобода содержит в себе противоречия, предопределившие трагизм бытия, его «ниспадение» в сферу природной необходимости. Это отчуждение стало следствием грехопадения человека, в результате которого бытие стало двойственным, разделившись на духовное и материальное, абсолютное и относительное, вечное и временное, субъективное и объективное. Дальнейшее движение мира связано с историей человечества: в «падшем» бытии результаты самовыражения духа принимают форму мертвых продуктов, объектов, отчужденных от субъекта и подчиняющихся необходимости – законам пространства и времени, причинно-следственных связей, формальной логики. Миру объектов противостоит творчество, преодолевающее отчуждение духа от природы. Центральным моментом истории явилось Боговоплощение – пришествие Христа – новый творческий акт Бога, прорыв духа, ноумена, в мир феноменов. История получила вектор направленности к своему концу, должному преодолеть «распад времен» – разделение вечности на прошлое, настоящее и будущее. Спасение человечества возможно в обретении новой свободы – не «свободы от», а «свободы для» – для Бога, добра, созидания. Новый мир – преображенный мир свободного духа – существует не столько в будущем, сколько в метафизическом плане вечности, присутствующем в каждом моменте творчества. По Н. Бердяеву, Бог открывается в мире, но не управляет им; преображение бытия есть волевой акт каждой личности.

 

 

Концепции истины

 В современной гносеологии существуют различные концепции истины: классическая (корреспондентская) – критерий истины состоит в степени ее соответствия реальности; конвенционалистская, в соответствии с которой истина есть результат соглашения между специалистами данной отрасли знания.

Приемлемой концепцией считается та, в которой за критерий истины берется ее соответствие вещам

 

Конвенционалистская концепция оценивает истину как удобную в использовании теорию. Так, наиболее известный представитель данной концепции А. Пуанкаре писал: «...одна геометрия не может быть более истинна, чем другая; она может быть только более удобна». Если выбор между научными теориями определяется целесообразностью применения их для решения тех или иных з


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.