Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова

2019-08-03 1039
Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л, Р, Р'). Подразумевает­ся, что к началу данного этапа логопед уже исправил их произношение. В про­тивном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, т. к. дефектное произношение стойко закрепляется.

Отраженное проговаривание и заучивание:


  • слов, словосочетаний и предложений,

  • рифмовок и стихов,

  • скороговорок,

  • рассказов.


2.4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Предполагается, что ребенок должен владеть правильным произношени­ем всех звуков речи.

Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:

 

· составление рассказов по опорным словам,

· описание предметов,

· придумывание конца или начала к рассказу педагога,

· сравнение объектов,

· диалог на заданную тему,

· рассказывание по воображению,

· придумывание сказок по набору игрушек


и т. п.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Упражнение 1

Взрослый поясняет, что слова бывают длинные и короткие, а затем четко произносит названия зверей и сказочных персонажей, изображенных на кар­тинках. Каждое слово, содержащее определенное количество слогов, зритель­но соотносится с длинной или короткой полоской-символом.

Для наглядности послоговое произнесение слова сопровождается движе­нием пальца вдоль полоски, причем остановки в конце слогов должны соот­ветствовать положению точек на полосках.

При выполнении данного упражнения взрослому не следует требовать от ребенка повторения слов, достаточно их слухового и зрительного восприятия.

Упражнение 2


После заучивания зрительных символов гласных звуков* взрослый называ­ет предметы, изображенные на картинках, длительно и утрированно произнося гласные звуки. Затем сказанное слово соотносится с его зрительной моделью, содержащей символическое изображение слогообразующих гласных звуков.

Упражнение 3

 

Взрослый четко произносит слова из одного, двух и трех слогов, уточняет их значение, а затем соотносит каждое сказанное слово с определенным набо­ром символов слогообразующих гласных звуков.

(СЗР ^ Гласные звуки произносятся длительно, утрированно.

УМ — УРОК — УРОКИ

КУСТ — КУСОК — КУСОЧКИ 1 I I 7л1 I 7л

ДУБ — ДУБОК — ДУБОЧКИ О О (J О (J Г~1

СУК — СУЧОК — СУЧОЧКИ

СТУК — УХОД — УХОДИМ

Упражнение 4

 

Взрослый четко произносит названия предметов, изображенных на кар­тинках (двусложные слова), уточняет значение слов, а затем соотносит звуча­ние каждого из них с определенной парой символов слогообразующих гласных звуков.

Гласные звуки произносятся длительно, утрированно.

Упражнение 5

 

Взрослый четко произносит двусложные слова с одинаковыми слогообра­зующими гласными звуками, отличающимися положением ударения. Значе­ние слов уточняется. Затем звучание каждого названного взрослым слова соот­носится с изображением одной из двух пар символов. б!3 Ударный гласный звук помечен восклицательным знаком.

1ЩЩ3 ^ Следующая группа слов предлагается ребенку без опоры на картинки, с использованием только слухового восприятия.

КАПЛИ, ПАВЛИН, ТАПКИ, ВАФЛИ, БАНКИ, КАСКИ, ЗНАЧКИ, САНКИ, ТКАНИ, ЗАМКИ.

Упражнение 6

 

Взрослый четко произносит трехсложные слова, уточняет их значение, а затем соотносит звучание каждого из них с определенным набором символов слогообразующих гласных звуков, отличающихся положением ударения.

 

Ударный гласный звук помечен восклицательным знаком.

 

 


Упражнение 7

 

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить цепоч­ку слоговых сочетаний со стечением двух согласных звуков и гласным звуком впереди.

Наличие гласного звука в начале звукокомплекса облегчает произнесение стечения согласных звуков.

В случае затруднений дополнительно к символам гласных звуков исполь­зуются зрительные символы согласных* (после их заучивания).



АПТА — АПТО — АПТУ — АПТЫ АКМА — АКМО — АКМУ — АКМЫ АКНА — АКНО — АКНУ — АКНЫ АКФА — АКФО — АКФУ — АКФЫ АГДА, АБНА, АВДА, АМНА, АДМА

АФТА, АПКА, АПФА, АХТА и пр.

(То же с гласными звуками О, У, Ы в конце.)


Упражнение 9

 

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить цепоч­ку слоговых сочетаний со стечением двух согласных звуков и сменяемой глас­ной в конце каждого слога.

jfgg3 ^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы (см. упражнения 7,8 и кн.: Ткаченко ТА. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обуче­нию грамоте. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2000).

ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ

КТА — КТО — КТУ — КТЫ ТПА — ТПО — ТПУ — ТПЫ

ХТА — ХТО — ХТУ — ХТЫ ТКА — ТКО — ТКУ — ТКЫ

ТХА —ТХО —ТХУ —ТХЫ ТФА — ТФО — ТФУ —ТФЫ и т. п.

Упражнение 10

 

Взрослый четко произносит и предлагает ребенку повторить слоговые со­четания со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

Упражнение 11

 

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить слого­вые сочетания с тремя согласными звуками, находящимися рядом.

3 ^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

АХТПА, АСТМА, АКТПА, АПСТА, АСКПА, АПСКА, АМСТА. (То же с гласными звуками О, У, Ы в конце.)

Упражнение 12

 

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить цепоч­ку слоговых сочетаний с тремя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце каждого сочетания.

1^ ^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или тестовые символы*.

АХТПА — АХТПО — АХТПУ — АХТПЫ АКТПА — АКТПО — АКТПУ — АКТПЫ АПТКА — АПТКО — АПТКУ — АПТКЫ АФТКА — АФТКО — АФТКУ — АФТКЫ и т. я.

Упражнение 13

 

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить слого­вые сочетания с четырьмя согласными звуками, находящимися рядом.

I1F ^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

АФТКПА, АПТКМА, АМХТПА, АКХТФА, АКХМНА. (То же с гласными звуками О, У, Ы в конце.)

Упражнение 14

 

Взрослый четко произносит и предлагает ребенку повторить цепочку сло­говых сочетаний с четырьмя согласными звуками, находящимися рядом, и сме­няемым гласным звуком в конце каждого сочетания.

pif ^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

АФТКПА — АФТКПО — АФТКПУ — АФТКПЫ АПТКМА — АПТКМО — АПТКМУ — АПТКМЫ АФХТПА — АФХТПО — АФХТПУ — АФХТПЫ АКХТФА — АКХТФО — АКХТФУ — АКХТФЫ АКХМНА — АКХМНО — АКХМНУ — АКХМНЫ и т. п.

Упражнение 15

 

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить одно­сложные слова со стечением согласных звуков. После этого в качестве контро­ля за усвоением слогового состава слов ребенку предлагается самостоятельно назвать предметы, изображенные на картинках.

В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

Значение каждого слова уточняется.

ДНО, ДНИ, КНУТ, ГНОМ, ГНУТЬ, ТАНК, БИНТ, БАНТ, КАНТ, ЛИФТ, ВИНТ, ХЛЕБ, БЛИН, КЛИН, ТЛЯ, КЛЁН, ДВА, ДНИ, ГНАТЬ, КТО, ТКАТЬ, ТКАНЬ, ПНИ.

Упражнение 16

 

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить дву­сложные слова со стечением согласных звуков. После этого в качестве контро­ля за усвоением слогового состава слов ребенку предлагается самостоятельно назвать предметы, изображенные на картинках.

В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

Значение каждого слова уточняется.

ДЕНЬКИ, КНОПКА, КАНТИК, ПЛИТКА, КЛЕТКА, ВАТКА, КОМПОТ, БАНТИК, БУБНЫ, КЕПКА, ПАВЛИН, ПАЛЬМА, ПАКЛЯ, ТАКСИ, ТЫКВА, ТУМБА, ТАХТА, УТКА, ТУФЛИ, БАНКА, ГЛИНА, ЛЕНТА, ЛЕЙКА, ЛЕСНИК, БЛЮДО, КЛЮКВА, ПЛЕТКА, ПАЛЬМА, КЛЁНЫ, БЛИНЫ, ПТАХА.

Упражнение 17

 

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить трех­сложные слова со стечением согласных звуков. После этого в качестве контро­ля за усвоением слогового состава слов ребенку предлагается самостоятельно назвать предметы, изображенные на картинках.

 В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

Значение каждого слова уточняется.

ПАНАМКА, ПУГОВКА, БАНКЕТКА, КУПАЛЬНИК, ПИПЕТКА, КОМНА­ТА, СЕЛЁДКА, КОНФЕТЫ, МИНУТКА, КАЛИТКА, ГАНТЕЛИ, УЛИТКА, СОЛЯНКА, НАПИЛЬНИК, ПАЯЛЬНИК, БУДИЛЬНИК, КОЛЕНКА.

Упражнение 18

 

Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить соче­тания числительных с существительными (одно-, дву- и трехсложными слова­ми, имеющими стечения согласных звуков).

В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

Значение каждого слова уточняется.

ОДНА КЕПКА, ДВЕ КЕПКИ (ватка, пальма, тыква, улитка, пуговка, па­намка, пипетка, селёдка, минутка, калитка, конфетка, комната, банкетка, плитка, клетка, кнопка).

ОДИН БАНТИК, ДВА БАНТИКА (кантик, компот, магнит, павлин, лес­ник, клён, блин, купальник, напильник, будильник).

ОДНО ОКНО, ДВА ОКНА (блюдо, письмо, такси, пальто).

Упражнение 19


Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить соче­тания прилагательных с существительными (одно-, дву- и трехсложными сло­вами, имеющими стечения согласных звуков).

В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.

Значение каждого слова уточняется.

ДЛИННЫЙ БИНТ (напильник, паяльник, пестик, листик, винт, анекдот, кантик, кипятильник, танк, хвост, лепесток).

ДЛИННАЯ НИТКА (клетка, кость, комната, банкетка, конфетка, метка, ветка, вафля, дудка, губка, песенка, муфта, тахта, пипетка, кухня, яхта).

МНОГО КОМНАТ (бантов, таблеток, тыкв, клеток, катков, банкеток, бин­тов, винтов, тюльпанов, мотыльков, фонтанов, капканов, мотков, плёток, под­ков, бубнов, дубков, медведей, индюков, поводков, венков, бубликов, павли­нов, львов, ягод).

Упражнение 20

 

Взрослый уточняет значение, четко произносит, а затем предлагает ребен­ку повторить четырех- и пятисложные слова-действия со стечением согласных звуков.

Все слова содержат только легкопроизносимые звуки (это определяет их фонетическую доступность), а также близки по звуковому составу (это обстоятельство усложняет задание по сравнению с предыдущим).

НАПОМИНАЛИ — УПОМИНАЛИ,

УКУТЫВАЛИ — ЗАКУТЫВАЛИ,

ЗАПУГИВАЛИ — ОТПУГИВАЛИ,

ВЫПИЛИВАЛИ — ОТПИЛИВАЛИ,

ВЫКАПЫВАЛИ — ОТКАПЫВАЛИ,

ВЫДУМЫВАЛИ — ОБДУМЫВАЛИ,

ВЫДВИГАЛИ — ОТОДВИГАЛИ — ПОДОДВИГАЛИ,

ОБКЛЕИВАЛИ — ОТКЛЕИВАЛИ — ПОДКЛЕИВАЛИ,

ВЫНИМАЛИ — ОБНИМАЛИ — ОТНИМАЛИ — ПОДНИМАЛИ,

ВЫКИДЫВАЛИ — НАКИДЫВАЛИ — ОТКИДЫВАЛИ — ПОДКИДЫВАЛИ,

ВЫТЯГИВАЛИ — НАТЯГИВАЛИ — ОТТЯГИВАЛИ — ПОДТЯГИВАЛИ.

^

 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ ТОЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫСЛОВА В ХОДЕ ОТРАЖЕННОГО ПРОГОВАРИВАНИЯ И ЗАУЧИВАНИЯ ТЕКСТОВ

Весь речевой материал содержит большое количество стечений соглас­ных звуков. При затруднении в качестве вспомогательного средства можно использовать отхлопывание слогового контура слов и позвуковое проговаривание стечений согласных звуков с применением их зрительных или жестовых символов*.

4.1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЕЗ ТРУДНОПРОИЗНОСИМЫХ ЗВУКОВ (ШИПЯЩИХ И ЗВУКОВ Л, Р)

  1. Охотники выследили лису.
  2. Гости наследили на кухне.
  3. Дети выпускали птиц из клеток.
  4. Лисий след запутывает охотника.
  5. Под мамино пение все дети успокаивались.
  6. Охотники стаскивали с ног сапоги.
  7. С облепиховых веток осыпались листья.
  8. Дети высыпали подосиновики из кузовков.
  9. Алевтина и Валентина подметали длинную комнату.
  1. Все насекомые повыскакивали из-под плинтуса.
  2. Антилопы заметались, так как львы оказались поблизости.
  3. На автобусной остановке постоянно скапливались люди.
  4. Спасатели остановили спуск автобуса с насыпи.
  5. На свадьбе своего сына соседи составили вместе все стулья и скамейки.
  6. Валентин и Валентина наблюдали, как львы и львята отдыхали под
    пальмой.

4.2. СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, НАСЫЩЕННЫХ ЗВУКАМИ Р, Р'


  1. Остров сокровищ.
  2.  Огромное отверстие.
  3. Трудная операция.
  4. Операционная сестра.
  5. Барабанная дробь.
  6. Командир разведчиков.
  7. Разведение костров.
  8. Разгром противника.
  9. Пограничный дозор.
  10. Скафандр космонавта.
  11. Творческая радость.
  12.  Разноцветный мрамор.
  1. Собрание парикмахеров.
  2. Расторопные строители.
  3. Черноморский курорт.
  4. Работница радиозавода.
  5. Нераскрытое преступление.
  6. Добросовестный работник.
  7. Костюмированное представление.
  8. Густая розовая микстура.
  9. Крупные гроздья винограда.
  10. Мраморные опоры в метро.
  11. Огромная, просторная квартира.
  12. Бригадир бригады лесорубов.


^ 4.3. СОЧЕТАНИЯ СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ТРУДНОПРОИЗНОСИМЫМИ ЗВУКАМИ

(Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р)

  1. На сковородке разогревается завтрак.
  2. На табуретке стоит соковыжималка.
  3. В просторном дворе дети слепили снеговика.
  4. Саша спрашивала у Наташи про простоквашу.
  5. Костя вышел из шестнадцатиэтажного дома.
  6. Воспитательница прочитала сказку про Бармалея.
  7. По пешеходному переходу движется поток пешеходов.
  8. Первоклассники выстроились на школьном дворе.
  9. Вдоль тротуара движется переполненный трамвай.
  1. У учительницы на столе стоит магнитофон.
  2. В холодильнике много скоропортящихся продуктов.
  3. Константин слепил из фиолетового пластилина снеговика.
  4. Пограничники заметили в поселке подозрительного человека.
  5. В автомастерской ремонтируют разнообразный транспорт.
  6. Велосипедисты и мотоциклисты останавливаются у светофора.
  7. Из серванта выдвинули ящик, в котором хранилась серебряная посуда.
  8. В фотоателье пришли фотографироваться взрослые и подростки.
  9. На перекрестке двух проспектов ведется огромное строительство.
  10. На перекрестке строители выстроили четырнадцатиэтажный дом.
  11. Вдоль улицы выстроились в ряд тринадцати- и пятнадцатиэтажные
    дома.
  1. Преподаватель физкультуры попросил учащихся переодеться в физ­
    культурную форму.
  2. На троллейбусной и автобусной остановках скопилось много народа.
  3. На перекрестке стоит регулировщик и управляет движением транс­
    порта.
  4. По подземному переходу пешеходы переходят улицу, перегруженную
    транспортом.
  5. В комоде лежала стопка из пятнадцати пододеяльников и четырнадца­
    ти скатертей.


4.4. РИФМОВКИ

(Автор Т Л. Ткаченко)

* * * * * *

В автомастерской с утра

За работой мастера.
* * *

Велосипед у велосипедиста,
А мотоцикл у мотоциклиста.

* * *

Сойдя с тротуара, смотри, не зевай —
По рельсам несется огромный трамвай.

* * *

Это аквариум — маленький пруд,
В нем разноцветные рыбки живут.

 * *

Подъехал к стройке кран подъемный,
Подъемный кран — силач огромный.

* * *

У перекрестка стройка идет,
Дом трехэтажный быстро растет.

* * *

Гроздья громадные у винограда,
Гроздьям громадным Грушенька рада.

* * *

С утра сестра сказала Роме:

«В три встреча на аэродроме,

С аэродрома привезем

Всех иностранцев в новый дом!»

Стра-стра-стра, вот строитель у костра,

Стру-стру-стру, вот старик идет к костру.

Стры-стры-стры, на строительстве костры.

*  *

На перекрестке транспорта много,

Где светофор? Перекрыта дорога!

Регулировщик дал транспорту ход,

Жезлом взмахнул: «Ну, машины, вперед!»

СТИХИ

(Авторы: Е.Александрова, В. Кравченко, М. Пластов, ^ Е. Трупгнева,А. Петров, С. Михалков, Э. Успенский и др.)

* * * * * *

Песенка про лето В электричку Элла села,
До конца пропета. Электричка загудела,
Кончилось купание, Электричка, не гуди,
Лето, до свидания. Кто приехал — выходи!

* * * * * *


 

Три матрешки, три игрушки,

Три румяные подружки

В шелковых платочках,
Фартучки в горошках..

 


* * *

До свидания, реки, плесы,

Степи, страны и моря.

Нам стучат, стучат колеса

— С первым, с первым сентября!

* * * * * *

Ружье, заряженное пробкой,

Ерш подарил рыбешке робкой,
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк.
* * * * * *

Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры,
Комбайнеры и актеры,
Все когда-то в первый раз

Приходили в первый класс.

 

* * * * *

 

Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера,
Красный свет — проезда нет,
Желтый — будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!

 

 

* * * * * *

Пробившись сквозь асфальт с трудом, Ежедневно перед зрителем

Воскликнула травинка строго: Выступает с группой львов

«Откуда на пути моем                                                В капитанском белом кителе

Взялась шоссейная дорога?» Укротитель Иванов.

* * *

Я хочу быть пианистом,

Астрономом и юристом.

Я хочу играть на сцене

И смешить всех на арене,

Агрономом выйти в поле,

А пока учусь я в школе.

* * *

Обезьянка Виолетта ходит в студию балета,

Тренируется пока у балетного станка.

Ноги этой балеринки, как волшебные пружинки:

Улетает в два прыжка балеринка в облака.

* * *

Троллейбус всю неделю по городу катался,

Троллейбус за неделю ужасно измотался.

И хочется троллейбусу в кровати полежать,

Но вынужден троллейбус бежать, бежать, бежать.

* * *

Есть школа в Москве, эта школа зовется

Школой служебного собаководства.

Лаек, овчарок, бульдогов, терьеров

Здесь обучают хорошим манерам.

* * *

Ящерица яблоко по песку катила,

Ящерица яблоко в ямку уронила.

Но не лапки выручили в этом положенье,

А смекалка, выдумка и воображенье.

* * * * * *

,Под солнышком подсолнечник,
Когда денек погожий,
Весь день глядит на солнышко,
Сам на него похожий.
Плывет кораблик-солнышко —
Вокруг лучи кольцом,
И целый день подсолнечник
Стоит к нему лицом.

* * * * * *

Хлеб горою — элеватор.
Землю роет экскаватор.
Очень странные слова,
Даже жутковато.
Хлеб горою — эскалатор?
Землю роет аллигатор?
Перепутались слова,,
Разболелась голова.
* *• *

Верьте хотите, хотите не верьте,

Только вчера мне прислали в конверте

Жирафа весьма добродушного с виду,

Большую египетскую пирамиду,

Айсберг из Тихого океана,

Кита-полосатика вместе с фонтаном,

Целое стадо гиппопотамов

И очень известный вулкан Фудзияма.

Вы получали такие подарки?

Значит и вы собираете марки!

РАССКАЗЫ

 

В цирке

Однажды Инга** с сестрой отпра­вились в цирк на представление. На цир­ковой арене выступали эквилибристы, жонглеры, укротителитигров, фокус­ники и воздушные гимнасты. После каждого номера к зрителям выходили два клоуна и исполняли смешные сцен­ки.

 

Медицинский кабинет

На втором этаже школьного зда­ния расположен медицинский каби­нет. Здесь заболевших детей осматри­вает медсестра. Медсестра делает при­вивки и дает лекарства школьникам младших классов и старшеклассни­кам.

 


Спортплощадка

На спортплощадке рядом со зда­нием школы собрались старшек­лассники. Учитель физкультуры проводит соревнования по гимнасти­ке. Подростки в физкультурной форме выполняют упражнения на бревне, соревнуются по прыжкам в высоту.

Значение выделенных слов уточняется.

 

Магазин «Электроприборы»

В магазине электроприборов прода­ются обогреватели для квартир, соковы­жималки, а также электропылесосы. Кро­ме того, в магазине есть радиоприемники и видеомагнитофоны различных марок. Александр Иванович с племянником Ко­стиком попросили продавца продемонст­рировать работу понравившегося им ви­деомагнитофона.

 

Пограничная застава

В одном из гористых райо­нов нашей страны проходит гра­ница Российского государства. Здесь расположена пограничная застава. Пограничники зорко охраняют границу своей Роди­ны. Вместе с пограничниками в дозор отправляются специально обученные собаки, которые по следу могут мгновенно обнару­жить нарушителя границы.

 

Металлургический комбинат

На металлургическом комбина­те работают сталевары. Трудятся они около доменных печей. В этих печах плавится металл. Металлурги постоянно берут пробы расплавлен­ного металла, чтобы определить его качество.

 

Памятник

В самом центре неболь­шого городка, среды развеси­стых кленов воздвигнут па­мятник участникам Вели­кой Отечественной войны, погибшим за свободу нашей Родины. В праздник Победы к памятнику стекается мно­жество жителей, чтобы воз­ложить цветы к подножию монумента.

 

Московский университет

В Москве, столице нашей Ро­дины, на Воробьевых горах выст­роено высотное здание Московс­кого государственного универси­тета. Здесь учится множество студентов, приехавших в столи­цу из разных городов России и из других стран. Во время вступи­тельных экзаменов перед высот­ным зданием собирается толпа из абитуриентов, их друзей и род­ственников.

 

Кондитерский комбинат

На кондитерском комбинате производится разнообразная слад­кая продукция. Это карамель, шо­коладные конфеты, торты, пиро­жные и другие кондитерские изде­лия. По транспортерной ленте движется широкая сладкая река из конфет и пирожных. Опытный кон­дитер следит за работой транспор­тера, на котором конфеты покры­ваются сладкой и блестящей шоко­ладной глазурью.

 

Гидроэлектростанция

На полноводной реке гидро­строители соорудили плотину. Плотина перегородила воды мо­гучей реки Ангары. Теперь река работает на человека — вращает турбины мощной гидроэлектро­станции. От вращения турбины получается электрический ток, который по проводам передается в расположенные поблизости дома и предприятия.

 

Стройплощадка

На стройплощадке ведется строительство многоэтажного дома. На строительстве работают камен­щики, бетонщики, разнорабочие. Около строящегося здания возвы­шается подъемный кран. С помо­щью подъемного крана стопки кир­пичей, бочки раствора и другие грузы мгновенно переносятся на большие расстояния, перемещают­ся на любой этаж недостроенного дома.

 

В парикмахерской

Работу парикмахера можно сравнить с искусством. Если сделать человеку модную и красивую при­ческу, можно совершенно преобра­зить его. В парикмахерской, где ра­ботают опытные, квалифицирован­ные мастера, клиентам делают со­временные стрижки и укладки, а также красят волосы специальными красителями.

 

Хлебокомбинат

Труд хлебопека издавна почитает­ся в нашей стране. Современные хлебо­пеки трудятся в маленьких пекарнях и на огромных хлебокомбинатах. Здесь производится несколько тонн продук­ции, так необходимой всем людям каж­дый день. Недаром говорится: «Хлеб — всему голова!» С хлебокомбинатов еще теплый хлеб развозится специальными грузовиками в городские булочные.

 

Ткацкий комбинат

На ткацком комбинате всегда силь­ный шум. Здесь непрерывно работает мно­жество ткацких станков. На станках из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи производится ткань. Иногда случается, что длинная нить, заправленная в ткац­кий станок обрывается, тогда ткачиха ловкими пальцами быстро завязывает нить специальным узелком и работа стан­ка продолжается.

 

Тракторостроительный завод

На тракторостроительном заводе производят трактора различных марок для сельскохозяйственных работ. Трак­тора движутся по конвейеру и слесари-сборщики монтируют на остов тракто­ра различное оборудование. Тракторо­строители делают тракторы, в кото­рых нуждаются фермерские, колхозные и совхозные хозяйства.

 

^ У врача

На приеме у отоларинголога — врача, который лечит уши, горло и нос — всегда много посетителей. Врач ос­матривает пациентов с помощью спе­циального зеркала, спрашивает, на что они жалуются, при необходимос­ти измеряет температуру. После тща­тельного осмотра врач выписывает ре­цепты. По рецептам больные в аптеке заказывают и приобретают нужные лекарства: таблетки, микстуры, по­лоскания, средства для ингаляции.

 

Типография

В типографии производится мно­жество разнообразной печатной про­дукции: книги,рекламные проспекты, календари, открытки и другие изда­ния. Для работы в типографии нужны: качественная бумага, типографские краски, специальные печатные станки, компьютеры и другое типографское оборудование. В прошлом типографские рабочие набирали шрифт вручную на специальных матрицах, с которых про­изводилась печать книг. Производство книг тогда отнимало значительно боль­ше времени и средств.


4.7. СКОРОГОВОРКИ

Хороши цыплятки у хохлатки.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернила­ми чертежи.

По траве тропка протоптана.

У Кондрата куртка коротковата.


4- За что боролись, на то и напоролись.

4 Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

4- На мели мы лениво налима ловили.

ж Улов у Поликарпа: три карася, три карпа.

4 В перелеске, на пригорке собирал грибы Егорка.

4 У мосточка, под кусточком две лисички — две сестрички.

4 Курносенький Егорка вскарабкался на горку.

4 Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

4 Зажужжала муха, дожужжалась до паука. 4 Жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух. 4 Мамаша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. 4 Уточка-вострохвостка ныряла, да выныривала.

4- Сшит колпак, да не по колпаковски. Вылит колокол, да не по колоколовски. Надо колпак переколпаковать, Надо колокол переколоколовать.

4- Столы бел о дубовые гладко струганные.

4 Около кола вьюн и хмель вьются на плетень.

Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавиваются.

4- Карпу Поликарповичу Поликарп Карпыч Подкарауливал в пруду карпов.

4- Дуб дубовистый широкозеленолистный. 4- Три сороки тараторки тараторили на горке.

4 Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек не ссорясь строчат, Сорок сорочек прострочены в срок, Сразу поссорились сорок сорок.

4- Арина грибы мариновала, а Ирина малину перебирала. 4 У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

4 Портной клин с приподклинком

Выкроил и перекроил, перекроил и выкроил.

4 Возьми у белобородого мужика Полкрынки кислого молока.

4 Варвара варенье доваривала, ворчала, да приговаривала.

4 Наменял старик мочал,

А лапти-то не вылапотничал.

4 Петр Петров, по прозванию Перов, поймал птицу-перепелицу.

4 Под деревом тетерев тетерева встретил, Тетерев, тетерев, как твои тетеревята? Тетерев тетереву в ответ: Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет.

4 Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки, Ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.

4 Над оврагом у дорожки страшный стражник строит рожки. Стражник в крепости сидит, стражник грозен и сердит.

4 За деревней, за просёлком, в поле пела перепёлка. Перепел прилетел перепёлку перепел.

4 Проворонила ворона воронёнка.

4 Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.

4 Трое трубачей затрубили в трубы.

4 По л погреба репы, полколпака гороха.

4 Ткёт ткач ткани на платок Тане.

4 На дороге с утра тарахтят трактора.

4 На гармони громко заиграл Ерёмка.

4 У Аграфены и Ирины растут герань и георгины.

4- Над крышею груша, на груше Андрюша.

4- Говорила им горилла, говорила, говорила, приговаривала.

4- Корабли лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.

4 Забыл Панкрат дома домкрат, а Панкрату без домкрата не собрать на тракте трактор.

4- Прохор в сугробе барахтался, барахтался, барахтался, да не выбарахтался.

4- Перепёлка, перепёлка перепелёновывала, перепелёновывала, еле перепеленала.

4- Утром спозаранку 4- До города дорога в гору,

Купил баран баранку. От города — с горы.

4- Справа от дорожки заросли морошки. Я сверну с дорожки, наберу морошки.

4- Трещит сорока — я пестра, 4- По бревну, по брёвнышку,

Другой сороке я сестра, Проползла букашка,

И повторяет сорок раз Пролетела бабочка,

Скороговоркой свой рассказ. Пропорхала пташка.

4- Собирала Маргарита 4- Наловил Валерий

Маргаритки на горе, Полведра форели,

Растеряла Маргарита Угостил форелью

Маргаритки во дворе. Дарью и Лукерью.

4- На дороге Марья повстречала Дарью. Дарья рада Марье, Марья рада Дарье.

4- Погодаразмокропогодилась. 4- Поперёк реки пробирается паром. 4- Огурцы-молодцы зелено-белогубые. 4- Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

4- Клим один клин колотил,

Колотил, колотил, да и выколотил. Кондрат стал сталь ковать. Ковал, ковал, да перековывал.

4- Перепел перепелку и перепелят Спрятал в перелеске от ребят.

+ У Вари на бульваре варежки пропали. Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане Варежки Варвара.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.