Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-08-03 | 1058 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Т.А. ТКАЧЕНКО
КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ
СТРУКТУРЫ СЛОВА
+ Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетика-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков (см. стр. 8).
+ В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.
+ По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец различные их комбинации.
+ На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).
+ При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков (см.: Ткачен-ко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2000).
+ В случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава слово произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопы-вании его слогового контура.
+ Значение слова уточняется до начал а его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.
|
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Мы разделили весь период обучения на четыре этапа:
Подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы).
Этап формирования слоговой структуры слова (состоящий из 3-х ступеней).
^ Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками).
^ Заключительный этап (использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
(Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова)
1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ БАЗА — овладение произношением всех гласных, а
также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, X и их
мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.
2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ БАЗА — способность к воспроизведению:
Подробное описание упражнений на этом этапе работы смотрите в альбоме дошкольника «Развитие фонематического восприятия» (М.: Издательство Гном иД, 2001).
ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
(3 ступени, 20 упражнений)
На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.
|
Для повторения ребенку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.
1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур (упражнения 1—6).
2-ая ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков (упражнения 7—14).
3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний), содержащих стечения согласных звуков (упражнения 15—20).
УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Упражнение 1
Взрослый поясняет, что слова бывают длинные и короткие, а затем четко произносит названия зверей и сказочных персонажей, изображенных на картинках. Каждое слово, содержащее определенное количество слогов, зрительно соотносится с длинной или короткой полоской-символом.
Для наглядности послоговое произнесение слова сопровождается движением пальца вдоль полоски, причем остановки в конце слогов должны соответствовать положению точек на полосках.
При выполнении данного упражнения взрослому не следует требовать от ребенка повторения слов, достаточно их слухового и зрительного восприятия.
Упражнение 2
После заучивания зрительных символов гласных звуков* взрослый называет предметы, изображенные на картинках, длительно и утрированно произнося гласные звуки. Затем сказанное слово соотносится с его зрительной моделью, содержащей символическое изображение слогообразующих гласных звуков.
Упражнение 3
Взрослый четко произносит слова из одного, двух и трех слогов, уточняет их значение, а затем соотносит каждое сказанное слово с определенным набором символов слогообразующих гласных звуков.
(СЗР ^ Гласные звуки произносятся длительно, утрированно.
УМ — УРОК — УРОКИ
КУСТ — КУСОК — КУСОЧКИ 1 I I 7л1 I 7л
ДУБ — ДУБОК — ДУБОЧКИ О О (J О (J Г~1
СУК — СУЧОК — СУЧОЧКИ
СТУК — УХОД — УХОДИМ
Упражнение 4
Взрослый четко произносит названия предметов, изображенных на картинках (двусложные слова), уточняет значение слов, а затем соотносит звучание каждого из них с определенной парой символов слогообразующих гласных звуков.
Гласные звуки произносятся длительно, утрированно.
Упражнение 5
Взрослый четко произносит двусложные слова с одинаковыми слогообразующими гласными звуками, отличающимися положением ударения. Значение слов уточняется. Затем звучание каждого названного взрослым слова соотносится с изображением одной из двух пар символов. б!3 Ударный гласный звук помечен восклицательным знаком.
|
1ЩЩ3 ^ Следующая группа слов предлагается ребенку без опоры на картинки, с использованием только слухового восприятия.
КАПЛИ, ПАВЛИН, ТАПКИ, ВАФЛИ, БАНКИ, КАСКИ, ЗНАЧКИ, САНКИ, ТКАНИ, ЗАМКИ.
Упражнение 6
Взрослый четко произносит трехсложные слова, уточняет их значение, а затем соотносит звучание каждого из них с определенным набором символов слогообразующих гласных звуков, отличающихся положением ударения.
Ударный гласный звук помечен восклицательным знаком.
Упражнение 7
Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить цепочку слоговых сочетаний со стечением двух согласных звуков и гласным звуком впереди.
Наличие гласного звука в начале звукокомплекса облегчает произнесение стечения согласных звуков.
В случае затруднений дополнительно к символам гласных звуков используются зрительные символы согласных* (после их заучивания).
АПТА — АПТО — АПТУ — АПТЫ АКМА — АКМО — АКМУ — АКМЫ АКНА — АКНО — АКНУ — АКНЫ АКФА — АКФО — АКФУ — АКФЫ АГДА, АБНА, АВДА, АМНА, АДМА
АФТА, АПКА, АПФА, АХТА и пр.
(То же с гласными звуками О, У, Ы в конце.)
Упражнение 9
Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить цепочку слоговых сочетаний со стечением двух согласных звуков и сменяемой гласной в конце каждого слога.
jfgg3 ^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы (см. упражнения 7,8 и кн.: Ткаченко ТА. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2000).
ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ
КТА — КТО — КТУ — КТЫ ТПА — ТПО — ТПУ — ТПЫ
ХТА — ХТО — ХТУ — ХТЫ ТКА — ТКО — ТКУ — ТКЫ
ТХА —ТХО —ТХУ —ТХЫ ТФА — ТФО — ТФУ —ТФЫ и т. п.
Упражнение 10
Взрослый четко произносит и предлагает ребенку повторить слоговые сочетания со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
|
В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.
Упражнение 11
Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить слоговые сочетания с тремя согласными звуками, находящимися рядом.
I®3 ^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.
АХТПА, АСТМА, АКТПА, АПСТА, АСКПА, АПСКА, АМСТА. (То же с гласными звуками О, У, Ы в конце.)
Упражнение 12
Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить цепочку слоговых сочетаний с тремя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце каждого сочетания.
1^ ^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или тестовые символы*.
АХТПА — АХТПО — АХТПУ — АХТПЫ АКТПА — АКТПО — АКТПУ — АКТПЫ АПТКА — АПТКО — АПТКУ — АПТКЫ АФТКА — АФТКО — АФТКУ — АФТКЫ и т. я.
Упражнение 13
Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить слоговые сочетания с четырьмя согласными звуками, находящимися рядом.
I1F ^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.
АФТКПА, АПТКМА, АМХТПА, АКХТФА, АКХМНА. (То же с гласными звуками О, У, Ы в конце.)
Упражнение 14
Взрослый четко произносит и предлагает ребенку повторить цепочку слоговых сочетаний с четырьмя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце каждого сочетания.
pif ^ В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.
АФТКПА — АФТКПО — АФТКПУ — АФТКПЫ АПТКМА — АПТКМО — АПТКМУ — АПТКМЫ АФХТПА — АФХТПО — АФХТПУ — АФХТПЫ АКХТФА — АКХТФО — АКХТФУ — АКХТФЫ АКХМНА — АКХМНО — АКХМНУ — АКХМНЫ и т. п.
Упражнение 15
Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить односложные слова со стечением согласных звуков. После этого в качестве контроля за усвоением слогового состава слов ребенку предлагается самостоятельно назвать предметы, изображенные на картинках.
В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.
Значение каждого слова уточняется.
ДНО, ДНИ, КНУТ, ГНОМ, ГНУТЬ, ТАНК, БИНТ, БАНТ, КАНТ, ЛИФТ, ВИНТ, ХЛЕБ, БЛИН, КЛИН, ТЛЯ, КЛЁН, ДВА, ДНИ, ГНАТЬ, КТО, ТКАТЬ, ТКАНЬ, ПНИ.
Упражнение 16
Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить двусложные слова со стечением согласных звуков. После этого в качестве контроля за усвоением слогового состава слов ребенку предлагается самостоятельно назвать предметы, изображенные на картинках.
|
В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.
Значение каждого слова уточняется.
ДЕНЬКИ, КНОПКА, КАНТИК, ПЛИТКА, КЛЕТКА, ВАТКА, КОМПОТ, БАНТИК, БУБНЫ, КЕПКА, ПАВЛИН, ПАЛЬМА, ПАКЛЯ, ТАКСИ, ТЫКВА, ТУМБА, ТАХТА, УТКА, ТУФЛИ, БАНКА, ГЛИНА, ЛЕНТА, ЛЕЙКА, ЛЕСНИК, БЛЮДО, КЛЮКВА, ПЛЕТКА, ПАЛЬМА, КЛЁНЫ, БЛИНЫ, ПТАХА.
Упражнение 17
Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить трехсложные слова со стечением согласных звуков. После этого в качестве контроля за усвоением слогового состава слов ребенку предлагается самостоятельно назвать предметы, изображенные на картинках.
В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.
Значение каждого слова уточняется.
ПАНАМКА, ПУГОВКА, БАНКЕТКА, КУПАЛЬНИК, ПИПЕТКА, КОМНАТА, СЕЛЁДКА, КОНФЕТЫ, МИНУТКА, КАЛИТКА, ГАНТЕЛИ, УЛИТКА, СОЛЯНКА, НАПИЛЬНИК, ПАЯЛЬНИК, БУДИЛЬНИК, КОЛЕНКА.
Упражнение 18
Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить сочетания числительных с существительными (одно-, дву- и трехсложными словами, имеющими стечения согласных звуков).
В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.
Значение каждого слова уточняется.
ОДНА КЕПКА, ДВЕ КЕПКИ (ватка, пальма, тыква, улитка, пуговка, панамка, пипетка, селёдка, минутка, калитка, конфетка, комната, банкетка, плитка, клетка, кнопка).
ОДИН БАНТИК, ДВА БАНТИКА (кантик, компот, магнит, павлин, лесник, клён, блин, купальник, напильник, будильник).
ОДНО ОКНО, ДВА ОКНА (блюдо, письмо, такси, пальто).
Упражнение 19
Взрослый четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить сочетания прилагательных с существительными (одно-, дву- и трехсложными словами, имеющими стечения согласных звуков).
В случае затруднений при воспроизведении стечения согласных звуков используются их зрительные или жестовые символы*.
Значение каждого слова уточняется.
ДЛИННЫЙ БИНТ (напильник, паяльник, пестик, листик, винт, анекдот, кантик, кипятильник, танк, хвост, лепесток).
ДЛИННАЯ НИТКА (клетка, кость, комната, банкетка, конфетка, метка, ветка, вафля, дудка, губка, песенка, муфта, тахта, пипетка, кухня, яхта).
МНОГО КОМНАТ (бантов, таблеток, тыкв, клеток, катков, банкеток, бинтов, винтов, тюльпанов, мотыльков, фонтанов, капканов, мотков, плёток, подков, бубнов, дубков, медведей, индюков, поводков, венков, бубликов, павлинов, львов, ягод).
Упражнение 20
Взрослый уточняет значение, четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить четырех- и пятисложные слова-действия со стечением согласных звуков.
Все слова содержат только легкопроизносимые звуки (это определяет их фонетическую доступность), а также близки по звуковому составу (это обстоятельство усложняет задание по сравнению с предыдущим).
НАПОМИНАЛИ — УПОМИНАЛИ,
УКУТЫВАЛИ — ЗАКУТЫВАЛИ,
ЗАПУГИВАЛИ — ОТПУГИВАЛИ,
ВЫПИЛИВАЛИ — ОТПИЛИВАЛИ,
ВЫКАПЫВАЛИ — ОТКАПЫВАЛИ,
ВЫДУМЫВАЛИ — ОБДУМЫВАЛИ,
ВЫДВИГАЛИ — ОТОДВИГАЛИ — ПОДОДВИГАЛИ,
ОБКЛЕИВАЛИ — ОТКЛЕИВАЛИ — ПОДКЛЕИВАЛИ,
ВЫНИМАЛИ — ОБНИМАЛИ — ОТНИМАЛИ — ПОДНИМАЛИ,
ВЫКИДЫВАЛИ — НАКИДЫВАЛИ — ОТКИДЫВАЛИ — ПОДКИДЫВАЛИ,
ВЫТЯГИВАЛИ — НАТЯГИВАЛИ — ОТТЯГИВАЛИ — ПОДТЯГИВАЛИ.
^
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ ТОЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫСЛОВА В ХОДЕ ОТРАЖЕННОГО ПРОГОВАРИВАНИЯ И ЗАУЧИВАНИЯ ТЕКСТОВ
Весь речевой материал содержит большое количество стечений согласных звуков. При затруднении в качестве вспомогательного средства можно использовать отхлопывание слогового контура слов и позвуковое проговаривание стечений согласных звуков с применением их зрительных или жестовых символов*.
4.1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЕЗ ТРУДНОПРОИЗНОСИМЫХ ЗВУКОВ (ШИПЯЩИХ И ЗВУКОВ Л, Р)
4.2. СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, НАСЫЩЕННЫХ ЗВУКАМИ Р, Р'
^ 4.3. СОЧЕТАНИЯ СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ТРУДНОПРОИЗНОСИМЫМИ ЗВУКАМИ
(Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р)
4.4. РИФМОВКИ
(Автор Т Л. Ткаченко)
* * * * * *
В автомастерской с утра
За работой мастера.
* * *
Велосипед у велосипедиста,
А мотоцикл у мотоциклиста.
* * *
Сойдя с тротуара, смотри, не зевай —
По рельсам несется огромный трамвай.
* * *
Это аквариум — маленький пруд,
В нем разноцветные рыбки живут.
* *
Подъехал к стройке кран подъемный,
Подъемный кран — силач огромный.
* * *
У перекрестка стройка идет,
Дом трехэтажный быстро растет.
* * *
Гроздья громадные у винограда,
Гроздьям громадным Грушенька рада.
* * *
С утра сестра сказала Роме:
«В три встреча на аэродроме,
С аэродрома привезем
Всех иностранцев в новый дом!»
Стра-стра-стра, вот строитель у костра,
Стру-стру-стру, вот старик идет к костру.
Стры-стры-стры, на строительстве костры.
* *
На перекрестке транспорта много,
Где светофор? Перекрыта дорога!
Регулировщик дал транспорту ход,
Жезлом взмахнул: «Ну, машины, вперед!»
СТИХИ
(Авторы: Е.Александрова, В. Кравченко, М. Пластов, ^ Е. Трупгнева,А. Петров, С. Михалков, Э. Успенский и др.)
* * * * * *
Песенка про лето В электричку Элла села,
До конца пропета. Электричка загудела,
Кончилось купание, Электричка, не гуди,
Лето, до свидания. Кто приехал — выходи!
* * * * * *
Три матрешки, три игрушки,
Три румяные подружки
В шелковых платочках,
Фартучки в горошках..
* * *
До свидания, реки, плесы,
Степи, страны и моря.
Нам стучат, стучат колеса
— С первым, с первым сентября!
* * * * * *
Ружье, заряженное пробкой,
Ерш подарил рыбешке робкой,
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк.
* * * * * *
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры,
Комбайнеры и актеры,
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
* * * * *
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера,
Красный свет — проезда нет,
Желтый — будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!
* * * * * *
Пробившись сквозь асфальт с трудом, Ежедневно перед зрителем
Воскликнула травинка строго: Выступает с группой львов
«Откуда на пути моем В капитанском белом кителе
Взялась шоссейная дорога?» Укротитель Иванов.
* * *
Я хочу быть пианистом,
Астрономом и юристом.
Я хочу играть на сцене
И смешить всех на арене,
Агрономом выйти в поле,
А пока учусь я в школе.
* * *
Обезьянка Виолетта ходит в студию балета,
Тренируется пока у балетного станка.
Ноги этой балеринки, как волшебные пружинки:
Улетает в два прыжка балеринка в облака.
* * *
Троллейбус всю неделю по городу катался,
Троллейбус за неделю ужасно измотался.
И хочется троллейбусу в кровати полежать,
Но вынужден троллейбус бежать, бежать, бежать.
* * *
Есть школа в Москве, эта школа зовется
Школой служебного собаководства.
Лаек, овчарок, бульдогов, терьеров
Здесь обучают хорошим манерам.
* * *
Ящерица яблоко по песку катила,
Ящерица яблоко в ямку уронила.
Но не лапки выручили в этом положенье,
А смекалка, выдумка и воображенье.
* * * * * *
,Под солнышком подсолнечник,
Когда денек погожий,
Весь день глядит на солнышко,
Сам на него похожий.
Плывет кораблик-солнышко —
Вокруг лучи кольцом,
И целый день подсолнечник
Стоит к нему лицом.
* * * * * *
Хлеб горою — элеватор.
Землю роет экскаватор.
Очень странные слова,
Даже жутковато.
Хлеб горою — эскалатор?
Землю роет аллигатор?
Перепутались слова,,
Разболелась голова.
* *• *
Верьте хотите, хотите не верьте,
Только вчера мне прислали в конверте
Жирафа весьма добродушного с виду,
Большую египетскую пирамиду,
Айсберг из Тихого океана,
Кита-полосатика вместе с фонтаном,
Целое стадо гиппопотамов
И очень известный вулкан Фудзияма.
Вы получали такие подарки?
Значит и вы собираете марки!
РАССКАЗЫ
В цирке
Однажды Инга** с сестрой отправились в цирк на представление. На цирковой арене выступали эквилибристы, жонглеры, укротителитигров, фокусники и воздушные гимнасты. После каждого номера к зрителям выходили два клоуна и исполняли смешные сценки.
Медицинский кабинет
На втором этаже школьного здания расположен медицинский кабинет. Здесь заболевших детей осматривает медсестра. Медсестра делает прививки и дает лекарства школьникам младших классов и старшеклассникам.
Спортплощадка
На спортплощадке рядом со зданием школы собрались старшеклассники. Учитель физкультуры проводит соревнования по гимнастике. Подростки в физкультурной форме выполняют упражнения на бревне, соревнуются по прыжкам в высоту.
Значение выделенных слов уточняется.
Магазин «Электроприборы»
В магазине электроприборов продаются обогреватели для квартир, соковыжималки, а также электропылесосы. Кроме того, в магазине есть радиоприемники и видеомагнитофоны различных марок. Александр Иванович с племянником Костиком попросили продавца продемонстрировать работу понравившегося им видеомагнитофона.
Пограничная застава
В одном из гористых районов нашей страны проходит граница Российского государства. Здесь расположена пограничная застава. Пограничники зорко охраняют границу своей Родины. Вместе с пограничниками в дозор отправляются специально обученные собаки, которые по следу могут мгновенно обнаружить нарушителя границы.
Металлургический комбинат
На металлургическом комбинате работают сталевары. Трудятся они около доменных печей. В этих печах плавится металл. Металлурги постоянно берут пробы расплавленного металла, чтобы определить его качество.
Памятник
В самом центре небольшого городка, среды развесистых кленов воздвигнут памятник участникам Великой Отечественной войны, погибшим за свободу нашей Родины. В праздник Победы к памятнику стекается множество жителей, чтобы возложить цветы к подножию монумента.
Московский университет
В Москве, столице нашей Родины, на Воробьевых горах выстроено высотное здание Московского государственного университета. Здесь учится множество студентов, приехавших в столицу из разных городов России и из других стран. Во время вступительных экзаменов перед высотным зданием собирается толпа из абитуриентов, их друзей и родственников.
Кондитерский комбинат
На кондитерском комбинате производится разнообразная сладкая продукция. Это карамель, шоколадные конфеты, торты, пирожные и другие кондитерские изделия. По транспортерной ленте движется широкая сладкая река из конфет и пирожных. Опытный кондитер следит за работой транспортера, на котором конфеты покрываются сладкой и блестящей шоколадной глазурью.
Гидроэлектростанция
На полноводной реке гидростроители соорудили плотину. Плотина перегородила воды могучей реки Ангары. Теперь река работает на человека — вращает турбины мощной гидроэлектростанции. От вращения турбины получается электрический ток, который по проводам передается в расположенные поблизости дома и предприятия.
Стройплощадка
На стройплощадке ведется строительство многоэтажного дома. На строительстве работают каменщики, бетонщики, разнорабочие. Около строящегося здания возвышается подъемный кран. С помощью подъемного крана стопки кирпичей, бочки раствора и другие грузы мгновенно переносятся на большие расстояния, перемещаются на любой этаж недостроенного дома.
В парикмахерской
Работу парикмахера можно сравнить с искусством. Если сделать человеку модную и красивую прическу, можно совершенно преобразить его. В парикмахерской, где работают опытные, квалифицированные мастера, клиентам делают современные стрижки и укладки, а также красят волосы специальными красителями.
Хлебокомбинат
Труд хлебопека издавна почитается в нашей стране. Современные хлебопеки трудятся в маленьких пекарнях и на огромных хлебокомбинатах. Здесь производится несколько тонн продукции, так необходимой всем людям каждый день. Недаром говорится: «Хлеб — всему голова!» С хлебокомбинатов еще теплый хлеб развозится специальными грузовиками в городские булочные.
Ткацкий комбинат
На ткацком комбинате всегда сильный шум. Здесь непрерывно работает множество ткацких станков. На станках из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи производится ткань. Иногда случается, что длинная нить, заправленная в ткацкий станок обрывается, тогда ткачиха ловкими пальцами быстро завязывает нить специальным узелком и работа станка продолжается.
Тракторостроительный завод
На тракторостроительном заводе производят трактора различных марок для сельскохозяйственных работ. Трактора движутся по конвейеру и слесари-сборщики монтируют на остов трактора различное оборудование. Тракторостроители делают тракторы, в которых нуждаются фермерские, колхозные и совхозные хозяйства.
^ У врача
На приеме у отоларинголога — врача, который лечит уши, горло и нос — всегда много посетителей. Врач осматривает пациентов с помощью специального зеркала, спрашивает, на что они жалуются, при необходимости измеряет температуру. После тщательного осмотра врач выписывает рецепты. По рецептам больные в аптеке заказывают и приобретают нужные лекарства: таблетки, микстуры, полоскания, средства для ингаляции.
Типография
В типографии производится множество разнообразной печатной продукции: книги,рекламные проспекты, календари, открытки и другие издания. Для работы в типографии нужны: качественная бумага, типографские краски, специальные печатные станки, компьютеры и другое типографское оборудование. В прошлом типографские рабочие набирали шрифт вручную на специальных матрицах, с которых производилась печать книг. Производство книг тогда отнимало значительно больше времени и средств.
4.7. СКОРОГОВОРКИ
Хороши цыплятки у хохлатки.
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертежи.
По траве тропка протоптана.
У Кондрата куртка коротковата.
4- За что боролись, на то и напоролись.
4 Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
4- На мели мы лениво налима ловили.
ж Улов у Поликарпа: три карася, три карпа.
4 В перелеске, на пригорке собирал грибы Егорка.
4 У мосточка, под кусточком две лисички — две сестрички.
4 Курносенький Егорка вскарабкался на горку.
4 Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.
4 Зажужжала муха, дожужжалась до паука. 4 Жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух. 4 Мамаша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. 4 Уточка-вострохвостка ныряла, да выныривала.
4- Сшит колпак, да не по колпаковски. Вылит колокол, да не по колоколовски. Надо колпак переколпаковать, Надо колокол переколоколовать.
4- Столы бел о дубовые гладко струганные.
4 Около кола вьюн и хмель вьются на плетень.
Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавиваются.
4- Карпу Поликарповичу Поликарп Карпыч Подкарауливал в пруду карпов.
4- Дуб дубовистый широкозеленолистный. 4- Три сороки тараторки тараторили на горке.
4 Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек не ссорясь строчат, Сорок сорочек прострочены в срок, Сразу поссорились сорок сорок.
4- Арина грибы мариновала, а Ирина малину перебирала. 4 У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
4 Портной клин с приподклинком
Выкроил и перекроил, перекроил и выкроил.
4 Возьми у белобородого мужика Полкрынки кислого молока.
4 Варвара варенье доваривала, ворчала, да приговаривала.
4 Наменял старик мочал,
А лапти-то не вылапотничал.
4 Петр Петров, по прозванию Перов, поймал птицу-перепелицу.
4 Под деревом тетерев тетерева встретил, Тетерев, тетерев, как твои тетеревята? Тетерев тетереву в ответ: Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет.
4 Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки, Ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.
4 Над оврагом у дорожки страшный стражник строит рожки. Стражник в крепости сидит, стражник грозен и сердит.
4 За деревней, за просёлком, в поле пела перепёлка. Перепел прилетел перепёлку перепел.
4 Проворонила ворона воронёнка.
4 Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.
4 Трое трубачей затрубили в трубы.
4 По л погреба репы, полколпака гороха.
4 Ткёт ткач ткани на платок Тане.
4 На дороге с утра тарахтят трактора.
4 На гармони громко заиграл Ерёмка.
4 У Аграфены и Ирины растут герань и георгины.
4- Над крышею груша, на груше Андрюша.
4- Говорила им горилла, говорила, говорила, приговаривала.
4- Корабли лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
4 Забыл Панкрат дома домкрат, а Панкрату без домкрата не собрать на тракте трактор.
4- Прохор в сугробе барахтался, барахтался, барахтался, да не выбарахтался.
4- Перепёлка, перепёлка перепелёновывала, перепелёновывала, еле перепеленала.
4- Утром спозаранку 4- До города дорога в гору,
Купил баран баранку. От города — с горы.
4- Справа от дорожки заросли морошки. Я сверну с дорожки, наберу морошки.
4- Трещит сорока — я пестра, 4- По бревну, по брёвнышку,
Другой сороке я сестра, Проползла букашка,
И повторяет сорок раз Пролетела бабочка,
Скороговоркой свой рассказ. Пропорхала пташка.
4- Собирала Маргарита 4- Наловил Валерий
Маргаритки на горе, Полведра форели,
Растеряла Маргарита Угостил форелью
Маргаритки во дворе. Дарью и Лукерью.
4- На дороге Марья повстречала Дарью. Дарья рада Марье, Марья рада Дарье.
4- Погодаразмокропогодилась. 4- Поперёк реки пробирается паром. 4- Огурцы-молодцы зелено-белогубые. 4- Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
4- Клим один клин колотил,
Колотил, колотил, да и выколотил. Кондрат стал сталь ковать. Ковал, ковал, да перековывал.
4- Перепел перепелку и перепелят Спрятал в перелеске от ребят.
+ У Вари на бульваре варежки пропали. Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане Варежки Варвара.
СЛОВА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ
• Составление рассказов по опорным словам:
10. ЗИМНИЙ КУРОРТ — ОТПУСКНИКИ — ГОРНОЛЫЖНЫЕ СОРЕВ
НОВАНИЯ.
• Описание предметов:
МУХОМОР, КУРТКА, КОМБИНЕЗОН, ТАБУРЕТКА, САХАРНИЦА, ХОЗЯЙС<
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!