Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-08-03 | 369 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Средства ТРИЗ-педагогики обеспечат рост творческого потенциала обучающихся, их готовность применять универсальные учебные действия в реальных жизненных ситуациях, решать сложные проблемы во взрослой жизни [4].
Использование в учебном процессе отдельных элементов ТРИЗ способствует:
1) развитию осознанного управляемого воображения;
2) развитию креативности и системности мышления;
3) формированию учебных компетенций школьников;
4) повышению эффективности обучения. Это возможно осуществить за счет:
- обучения школьников основам исследовательской и проектной деятельности с целью демонстрации материала под неожиданным углом;
- использования ТРИЗ во внеклассной и внеурочной работе [5].
Рассмотрим основные методы и приемы ТРИЗ-педагогики [1,3,4,11,12,13] (табл. 1.1)
Таблица 1.1
Методы и приемы ТРИЗ-педагогики
Метод, прием | Цель |
«Фокальные объекты» | Решение конструкторских задач по усовершенствованию изделий. Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса. |
«Системный оператор» | Рассмотрение элементов системы в прошлом, настоящем и будущем. Выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа |
«Да-нетка» | Сужение поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». |
«Синектика» | Использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности |
«Инсерт» | Маркировка текста значками по мере чтения. («V» – уже знал, «+» – новое, «–» – думаю иначе, «?» – непонятно и есть вопросы.) |
«Кластер» | Графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. (Прочесть текст учебника и выделить смысловые единицы, на листе бумаги в прямоугольных рамках, записать принятые названия и кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам, установить связи между отдельными блоками соединить их стрелками.) |
«Фишбоун» | Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. (Голова – проблема. Верхние косточки – причины. Нижние косточки – факты. Хвост – вывод). |
«Морфологический анализ» | Построение таблицы для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении понятий. |
«Системный лифт» | Рассмотрение частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта. |
«Решение противоречий» (механизм решения изобретательных задач) | Разрешение противоречий на основе рассматриваемых этапов: 1. Умение увидеть, выявить противоречие. 2. Формулирование противоречия. 3. «Если действие есть «×», то имеем «+», но «–». 4. Преодоление противоречия. |
«Создай паспорт» | Для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных при- знаков изучаемого явления; для создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. |
«Составление плана/раскадровка» | Для составления простого и развернутого плана прочитанного материала. |
«Синквейн» | Добиться более глубокого осмысления темы. Контроль и выявление степени усвоения учебного материала. Пошаговое описание метода – используется как дидактический прием на этапе рефлексии. (1 строчка – тема, выраженная именем существительным; 2 строчка – описание темы «в двух словах» – имя прилагательное; 3 строчка – описание действия темы тремя глаголами; 4 строчка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение к данной теме; 5 строчка – синоним к первому слову, передающий суть темы.) |
|
|
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что основное направление в начальной школе – развитие управляемого творческого воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ, то есть подготовка сознания ребенка к дальнейшему восприятию ТРИЗ.
ТРИЗ-педагогика, в основе которой - функционально-системный подход, позволяет в ходе учебного процесса формировать культуру мышления как осознанный, управляемый, целенаправленный и эффективный процесс мыследеятельности, успешно решает задачи проблемного и развивающего обучения и является следующим этапом развития педагогических систем. Использование системного подхода в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов позволяет выявлять связи между элементами, организовать информацию и формулировать выводы, формируя навыки такого умения.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!