Систематизация НПА и её виды — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Систематизация НПА и её виды

2019-08-03 170
Систематизация НПА и её виды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения.

 

Существуют три основные формы систематизации нормативных актов:

 

· Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу.

 

Различают официальную, неофициальную и полуофициальную (официозную) инкорпорацию.

 

Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического и тематического принципов. Хронологические собрания обычно сопровождаются алфавитно-предметными указателями, которые связывают изданные в разное время юридические акты в едином комплексе.

Примеры: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

 

Предметно-тематическое систематическое собрание носит более сложный характер. Оно строится на основе универсального объединения, полного охвата всего массива действующих нормативных предписаний, опосредующих комплексное воздействие на определенную группу предметно взаимосвязанных отношений. Это обстоятельство предполагает исключение не только утративших значение или измененных актов, но и отдельных статей или пунктов (свод законов РФ).

 

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права

 

Пример: сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права

Полуофициальная (официозная) инкорпорация – это подготовка и издание сборников по поручению правотворческих органов, но не санкционированных ими.

 

Пример: «Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации».

 

Кроме того инкорпорацию можно классифицировать:

- по продолжительности действия на постоянную (непрерывную) и единовременную;

- по объему охватываемого материала на генеральную (Свод законов) и частичную (отраслевую)

 

· Консолидация — такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия.

 

При этом допускается редактирование текста, который излагается в едином стиле, исправляются повторы и противоречия, унифицируется терминология и т.д. наглядным примером консолидированного, сводного акта может послужить закон об охране окружающей среды, ставший природоохранной основой для отраслей земельного, водного, горного и лесного права, Федеральный закон «об информации, информационных технологиях и о защите информации». Консолидация означает не только создание укрупненных актов, но и формирование новелл, вызванных интенсивными темпами социальных преобразований, при этом допускается переработка объединяемых актов по существу с учетом правоприменительной практики. В связи с этим консолидация приобретает официальные свойства и может рассматриваться как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства.

 

Пример: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях»

 

· Кодификация — это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки и объединения действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.

 

Своеобразие кодификации состоит в том, что ее содержание:

1 отражает, детализирует и проводит в жизнь определенные теории и юридические концепции;

2 законодательно закрепляет комплекс логически взаимосвязанных принципов, понятий и юридических конструкций;

3 обеспечивает полноту и единообразие регулирования определенной сферы общественной жизни

4 по существу является видом правотворчества, поскольку объектом ко­дификации выступают непосредственно нормы права;

5 в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, про­изводится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

 

С помощью кодификации - осуществляется коренная переработка действующих нормативных актов в определенной сфере общественных отношений; - обеспечивается согласованность, компактность и полнота законодательства; - помогает освободиться от устаревших и не оправдавших себя правовых норм, а также переработать содержание оправдавших себя правовых норм в соответствии с потребностями современности; - создается юридическая основа, своеобразный каркас на котором держится вся правовая материя, определенной отрасли или массива законодательства.

Виды кодификации:

 

1. отраслевая - кодификационная обработка нормативного материала в соответствии с отраслями права

Например: Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ являются результатами отраслевой кодификации

 

2. межотраслевая - кодификационная обработка нормативного материала путем объединения в единые сборники норм права, принадлежащих к различным отраслям права, но регулирующим однотипные общественные отношения

Например: таможенный кодекс РФ

 

48. Коллизии в праве и способы их разрешения:

Юридические коллизии:
1. Расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также
2. Противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

В правореализационном процессе такие противоречия встречаются постоянно. До сих пор действует множество устаревших, но формально не отмененных норм. Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.

Причины возникновения юридических коллизий:
1. Наличие в законодательстве всевозможных разночтений, нестыковок, параллелизмов, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов;
2. Возможность различных подходов к решению одних и тех же вопросов;
3. Одновременное действие актов разного уровня и значения, разной юридической силы, ранга, социальной направленности (в частности, старые, союзные, и новые, российские);
4. Правовой тупик, когда нет предусмотренного законом выхода из создавшейся ситуации.

Способы разрешения юридических коллизий:
Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, процедуры их устранения. На уровне практического применения права, соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

1. Если противоречащие друг другу акты изданы разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т. е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;
2. Если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
3. Если возникают коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами, то приоритет имеют общефедеральные;
4. Если возникают коллизии между национальным (внутригосударственным) и международным правом, то приоритет имеют международные нормы.

Кроме указанных правил юридические коллизии могут быть разрешены путем:
1. Толкования; 2. Принятия нового акта; 3. Отмены старого;
4. Внесение изменений или уточнений в действующие нормативные акты.

В некоторых случаях нужны соответствующие процедуры для преодоления разногласий, разрешения споров по поводу противоречий в юридической сфере (согласительные - для преодоления разногласий; судебные процедуры - для рассмотрения и разрешения споров сторон).

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.