Эколого-психологические тренинги — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эколого-психологические тренинги

2019-08-03 180
Эколого-психологические тренинги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Контакты с животными. Время: 30 минут.

Материалы: ручные животные: кролик или морская свинка, ручная крыса, кто-нибудь из бесхвостых земноводных (лучше квакши, литории, жерлянки), из ящериц-эублефары (самки: самцы кусаются!), из змей – ужи или полозы.

Тактильные контакты с животными – очень ответственный этап тренинга. Контакты участников тренинга с животными целесообразно организовывать как можно чаще. Если тренинг проводится на базе живого уголка, это происходит само собой. Участники перед началом занятий и во время перерывов сами стараются пообщаться с животными.

Вначале следует предлагать группе контакты с животными, которые всеми воспринимаются однозначно положительно: кролик, морская свинка. Животных можно гладить, брать на руки, прижимать к себе, кормить и т. п. Затем можно предложить ручную белую или, еще лучше, чепрачную крысу, подчеркивая при этом, что крыса, в общем–то, ничем не отличается от кролика (тоже мягкая и теплая), но гораздо умнее и интереснее.

Если кто-то из участников не хочет брать в руки крысу, лягушку или ящерицу, то ему предлагается до него только «чуть-чуть, один раз» дотронуться, когда другой участник или ведущий держит ее в руках; то же самое в отношении змей: вначале ведущий держит ее сам и предлагается дотронуться, погладить в районе хвоста (это воспринимается как «менее опасное»).

Ни в коем случае нельзя торопиться, следует строго соблюдать индивидуальный подход: лучше пусть участник так совсем и не дотронется до какого-нибудь животного, чем останется неприятное воспоминание от того, что он взял его в руки вопреки собственному желанию.

Таким образом, постепенно от занятия к занятию те из участников, которые вначале отказывались трогать «неприятных» животных, начинают к ним привыкать и даже получать удовольствие от этих контактов.

Участники всегда с удовольствием наблюдают за кормлением животных. Можно предложить им покормить с пинцета кого-нибудь из бесхвостых земноводных. Процесс заглатывания пищи всегда вызывает улыбку: когда лягушка проталкивает ее в глотку с помощью глазных мышц, она «смешно морщится». Впечатления от контактов с животными обсуждаются в кругу.

Жемчужина. Тренинг проводится как сказочная игра.

Два эльфа. Это было очень давно, и в целом мире не нашлось бы сада роскошнее этого. В саду росли чудесные цветы, а к самым красивым из них были привязаны колокольчики: звон и красота привлекали самых изысканных птиц. Этот сад тянулся так далеко, что никто не знал, где он кончается. В этом саду жили соловьи, которые пели так чудесно, что завораживали всех вокруг своим пением. Это был сад орхидей – одного из самых совершенных творений природы. Прекрасные, яркие, раскрашенные всеми красками, какие только встречаются в природе, цветы были самой изысканной формы. Они напоминали то бабочек, то ящериц, то лебедей. Тонкие ароматы этих растений кружили голову.

На одном из цветков в этом чудесном саду жили эльфы – он и она. Не зная забот и наслаждаясь окружающей их красотой, они перелетали с одного цветка на другой, собирали нектар и были очень счастливы. Она была безумно красива и изящна, а он – очень галантен и любезен.

Злой тролль, узнав про эту страну, решил ее разрушить. Вообще там, где он появлялся, все прекрасное и доброе исчезало. Над садом пронесся ураганный ветер, все закружилось, завертелось, и маленькие эльфы, превратившись в песчинки, разлетелись в разные стороны земного шара.

Одна из песчинок попала на дно океана. Глядя на эту переливающуюся волнами поверхность, трудно было вообразить, что под ней скрывается огромный и загадочный подводный мир, живущий по своим законам. Одни обитатели его отличаются самыми невероятными размерами, другие светятся мерцающим холодным цветом, а третьи напоминают скорее роскошные тропические цветы, чем живые существа.

Вот в такое царство попала наша песчинка. Первое время она не могла понять, кто она и где, и со страхом смотрела на обитателей океана. Но потом с некоторыми из них ей удалось познакомиться.

Вот медуза – тело прозрачное и нежное, словно сделанное из студня. Очень безобидное создание, даже маленькая рыбка может безнаказанно откусить у медузы все ее щупальца. А она ведь очень чувствительная особа, робкая, тихая, пугливая. Во всех своих бедах она всегда обвиняет себя, и друзей у нее нет, уж очень она малообщительная.

Зато дельфины – самые общительные и дружелюбные обитатели подводного царства. У дельфинов бока покрыты бурыми, желтыми и белыми полосами. Темная полоска, окаймляющая глаза и исчезающая на клюве придает ему очень симпатичный вид. Они очень любят сопровождать корабли и часами могут совершать акробатические трюки. Дельфины очень живо откликаются на все, привлекающее их внимание. Они открыто выражают свои чувства, хохочут по любому поводу, но иногда какие–то мелочи могут их рассердить. Дельфины изменчивы и с большой легкостью заводят новых знакомства среди обитателей океана. Все их очень любят.

Акулы – хищные, сильные, даже опасные. Они очень вспыльчивы, нетерпеливы, настойчивы, эмоциональны, несдержанны, ничего вокруг не замечают, но если что-то очень понравится, то надолго.

Черепаха, окрашенная в зеленовато-бурый цвет с темными пятнами и линиями, без видимых усилий может часами лежать на воде и умеет нырять на достаточно большие глубины. Она очень спокойная, что бы не случилось, терпеливая, совсем не эмоциональная, с большим трудом может на чем-то сосредоточиться, и друзей у нее совсем нет. Также трудно приспосабливается к новым условиям.

Наблюдая за обитателями океана, песчинка неожиданно для себя оказалась в полной темноте, абсолютно одна. Она попала в раковину и в этой темноте не заметила, как стала обрастать слоями перламутра. Она думала о тех, с кем познакомилась здесь.

Если бы дельфины подружились с медузой, они бы рассказали ей, как она прозрачна и красива, и она была бы счастлива. Черепахе не помешало бы больше двигаться и обращать внимание на других, а не прятаться в своем доме, тогда бы она не была так одинока. А если бы акулы направили свою энергию на полезные дела и постарались бы понять окружающих, никто бы их не боялся. Самые дружелюбные дельфины не умеют доводить то, что начали, до конца.

Никто не знает, сколько времени провела песчинка в темнице и как раковина оказалась у волшебника.

Однажды к волшебнику пришел клоун. Он долго бродил по белу свету, не зная, кто он и откуда, и что ищет – тоже не мог понять. Клоун попросил волшебника дать ему то, что он ищет. Волшебник протянул клоуну раковину, раковина открылась, и такая красота предстала перед глазами клоуна, что он заплакал. Слезы скатились на жемчужину, и клоун понял, что нашел то, что так долго искал. Так два эльфа наконец-то нашли друг друга.

Волшебник на то и волшебник – он вновь отправил эльфов в ту страну, где они были так счастливы.

Ведущий: может быть, вы встретили себя в этой сказке? Кто вы? Нарисуйте себя.

Рефлексия: что бы вы попросили у волшебника? Обсуждение рисунков.

Что у нас общего? Время: 20 минут.

Материалы: бланки с таблицами для всех участников.

Каждому частнику тренинга предлагается заполнить таблицу, отметив в каждой клеточке «да» или «нет».

В таблицу включены животные, которые по итогам специальных опросов населения оказались самыми «неприятными», их место в таблице соответствует полученному рейтингу.

После заполнения таблицы они отвечают на следующие вопросы:

1. Что общего оказалось у тебя со всеми животными?

2. Что умеют делать некоторые животные, чего не можешь ты?

3. Чему из этого ты еще можешь научиться?

4. С кем из животных у тебя оказалось больше всего общего?

5. А что такого делаешь ты, чего не делает никто из животных?

6. У тебя с животными оказалось больше общего или больше различного?

 

Кто Умеет плавать под водой Может проспать всю зиму Может заболеть Умеет прыгать Ест конфеты Умеет летать Ходит в школу Живет в нашем доме Умеет ползать Хочет жить
Гадюка                    
Жаба                    
Крыса                    
Мышь                    
Таракан                    
Лягушка                    
Пиявка                    
Комар                    
Паук                    
Червяк                    
Улитка                    
Блоха                    
Летучая мышь                    
Моль                    
Навозный жук                    
Я сам (сама)                    

«Географические названия». Ориентировочное время: 1 час.

Материалы и подготовка: контурная карта – схема местности, на которой проводятся занятия, карандаши. Знание местности участниками и опыт пребывания на этой местности.

Процедура: Участникам предлагается вспомнить свои впечатления от пребывания на тех или иных участках данной местности (на берегу озера, на поляне, на лесной тропинке). На основе этих воспоминаний заполнить контурную карту, давая всем знакомым участкам и объектам собственные названия, связанные с какими-то событиями или впечатлениями. В местах интересных находок или встреч с животными можно сделать на карте соответствующие рисунки.

В конце занятия участники рассказывают о своем опыте пребывания на территории, иллюстрируя свой рассказ демонстрацией карты.

Важно, чтобы названия участков местности носили эмоционально окрашенный, личностно значимый, романтический, лирический характер, например: «Берег ночных следов», «Овраг шуршащих ящериц», «Полянка сладкой земляники», «Барсучья тропинка» и т. п.

«Детский писатель». Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: бумага, ручки,

Ведущий зачитывает начало рассказа, в котором какому–то объекту природу угрожает опасность. Например:

«Ночь была сырая и теплая. Асфальт шоссе, целый день раскаляемый солнцем, приятно согревал лягушонку Флипу не только лапки, но и брюшко. Брюшко еще согревал и десяток проглоченных ночных бабочек, которые на ночном шоссе можно было ловить без всякого труда. Они почему – то не улетали от Флипа, как обычно. Вот так удача!

Вдруг сидящий на асфальте лягушонок услышал, да нет, не услышал, почувствовал всем телом какой-то странный нарастающий гул. Повертев головой, он заметил сначала каких-то два желтых светящихся глаза, которые потом превратились в ослепляющую лавину света. Флип съежился и замер от страха. В это время…».

Далее ведущий предлагает участникам тренинга закончить рассказ, при этом постараться обращать внимание не только на развитие событий, но и на чувства, переживания, которые в этих ситуациях должны были бы испытывать герои. Далее рассказы зачитываются в группе без комментариев и обсуждений. Упражнение можно закончить чтением авторского варианта с комментариями ведущего.

«Жалоба директору школы». Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: бумага, ручки.

Процедура: Участникам предлагается написать письмо директору местной школы от имени тех или иных лесных жителей. В этом письме животные или растения жалуются на недостойное поведение отдельных школьников в лесу, рассказывают о том ущербе, который они несут в результате этого поведения, предлагают формы воспитательной работы со школьниками.

«Жизнь камней». Ориентировочное время: 40 минут.

Материалы и подготовка: место, где есть различные камни (минералы и горные породы).

Участникам предлагается внимательно посмотреть на минералы и горные породы, находящиеся в окружающей природе; выбрать и поднять понравившийся образец. Выбрав себе образец, участники собираются в круг.

Ведущий предлагает каждому узнать о жизни своего «камня»:

– рассмотрев его цвета и сосчитав их;

– прощупав шероховатые и гладкие места, определив, теплый он или холодный, легкий или тяжелый;

– понюхав образец, определить его запах;

– «послушав камень», постучать по нему ногтем.

Далее каждый участник тренинга должен рассказать о своем образце горной породы или минерала, ответив на примерные вопросы: Всегда ли он лежал на этом месте? Каково его происхождение? Где его можно использовать?

Далее участникам предлагается представить, что они уменьшились до очень маленьких размеров – так, что камень стал для них целой планетой.

Где на камне-планете можно построить дом? А где образуется озеро? Где будет посажен сад? Это грязная планета или чистая? И т. д.

Затем участникам предлагается сложить образцы вместе и найти среди них свой образец с закрытыми глазами.

Уходя, «камень» нужно осторожно положить на место, где он был найден.

«Природа в моей жизни». Ориентировочное время: 30–40 минут.

Материалы и подготовка: бумага, ручки.

Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня…» («Природа в моей жизни…»). Например: «Природа моей жизни – это: 1) способ наслаждения, 2) источник вдохновения, 3) погружение в гармонию, 4) осознание моей ответственности, 5) предмет моей заботы, 6) проведение досуга, 7) способ самореализации, 8) сфера моего познавательного интереса, 9) стимул для расширения кругозора, 10) возможность восстановления душевного спокойствия».

После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природы, о своих мыслях.

«Подарок на день рождения». Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: бумага, карандаши, ручки.

Участники работают в парах. Каждый выбирает себе животное или растение, роль которого ему предстоит взять на себя. Затем участникам предлагается придумать подарок на день рождения от своего имени (как человека) тому животному или растению, которое выбрал партнер. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы, пища и все что угодно.

Участники обмениваются подарками (или их описаниями), а затем стараются представить те эмоции, которые могло бы испытать животное или растение, получив такой подарок.

«Музыкальные картинки». Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков. Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, которому, по их мнению, подходит такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок.

Упражнение заканчивается обсуждением, при этом участники стараются описать, в какой ситуации находится выбранный ими объект, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т. д. При этом не следует оценивать, насколько каждый выбор «соответствует» музыке.

Если занятие проводится со старшеклассниками, то им можно предложить написать «музыкально-экологическое» эссе.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.