Экологический практикум с использованием сервисов GPS — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Экологический практикум с использованием сервисов GPS

2019-08-03 342
Экологический практикум с использованием сервисов GPS 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

включает следующие вопросы, задания и формы организации:

– ресурсы геоинформационных технологий в формировании экологической культуры;

– вопросы на внимательность и поисковую активность вокруг указанной точки;

– вопросы на знание исторических фактов, связанных с природными или экологическими объектами и коммуникативную активность;

– задания на локальные измерения;

– задания-«метки» для экологического геокешинга, проводимого в форме игры;

– формы организации экологических занятий на основе использования ГИТ;

– геотаггинг;

– особенности использования ГИТ в формировании экологической культуры (формы практической деятельности).

В целях экологического образования можно выделить базовые экологические компетентности, к числу которых принадлежит эколого-информационная компетентность, определяемая умениями и эффективным использованием совокупности программно-технологических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение экологической информации, в частности, с использованием системы Интернет, геоинформационных систем и технологий.

Формирование эколого-информационных компетентностей. При использовании информационных технологий и обработке экологических данных активизируется познавательная деятельность обучающихся, более активно идет формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную экологическую информацию, работать в коллективе, находить решения экологических проблем в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся ранее природоохранные задачи.

Для организации экологического образования на базе информационных технологий необходимы три основных компонента: аппаратно-программный базис, подготовленный преподаватель и электронные учебные материалы – образовательные электронные издания (ЦОР) экологической направленности.

Развитие информационных технологий напрямую выходит на вопросы использования в экологическом образовании средств и возможностей глобальных компьютерных телекоммуникаций (ГКТ), которые входят в число приоритетных вопросов концепции информатизации образования.

Развитие ГКТ, включение нашей страны в глобальные сети (в контексте этой главы – навигационные) – все это заставляет рассматривать овладение средствами их использования как существенно необходимой составляющей экологической культуры учащегося. Соответствующая часть эколого-информационной компетентности будет определяться набором знаний и умений, полученных в процессе экологического образования, необходимых для использования навигатора (на основе любой навигационной системы) в решении жизненно важных задач.

Геоинформационная система (ГИС) – это совокупность геоинформационных технологий (ГИТ), объединяющих разнородные данные из различных информационных источников на основе картографического интерфейса. Это удобный инструмент, обеспечивающий единую точку входа к различным информационным ресурсам. Геоинформационные системы, первоначально реализованные в технических и программных средствах военной отраслью, в настоящее время нашли применение во многих направлениях деятельности, в том числе в образовании, науке и природоохранной деятельности. Примером ГИТ является система GPS (Global Positioning System) – система глобального позиционирования, которая действует по всему земному шару. Она включает в себя 30 спутников и имеет перспективу расширения космической группировки до 48 спутников, летающих на низких высотах околоземной орбиты.

Система GPS поддерживается министерством обороны США. В России, в последнее время, активно развивается аналогичная система ГЛОНАСС, которая сочетает в себе гораздо больше возможностей, однако она находится в стадии становления.

Системы близки по назначению, техническим характеристикам, точности определения местоположения потребителей. Однако, орбиты спутников ГЛОНАССы выбраны так, чтобы обеспечить лучшие выходные данные – то есть координаты, скорость и время для потребителей на территории России, Европы и в северных широтах. A GPS – на территории США и в широтах, близких к южным. У каждой державы – свои интересы.

Кроме того, орбитальные структуры систем GPS и ГЛОНАСС разные. У них – 6 орбит (по 5 спутников на каждую). У нас – 3 орбиты с 8 спутниками на каждой. Но у той и другой есть очень важное общее – сигналы передаются без запроса, постоянно и доступны любому пользователю, имеющему приемник-навигатор. Остановимся более подробно на использовании возможностей систем ГЛОНАСС и GPS в решении вопросов формирования экологической культуры. Поскольку система ГЛОНАСС в стадии развития, в дальнейшем тексте будем использовать термин GPS.

Общий вид переносного туристического GPS-приемника Орбиты спутников систем ГЛОНАСС, GPS

 

Принцип работы системы состоит в следующем. Спутники посылают на землю радиосигналы. Мощность радиосигналов, принимаемых на территории Кировской области, пока недостаточно высокая, поэтому система дает сбой в закрытых помещениях. В тех местах, где небо закрыто густой листвой, в горных ущельях или под стенами высотных зданий пользоваться сигналами GPS практически невозможно. Для приема GPS или сигналов служат специальные GPS-приемники. Это компактные мобильные устройства по внешнему виду напоминающие мобильные телефоны. Стоит отметить, что некоторые модели мобильных телефонов уже включают в себя GPS приемники, исключающие для их владельца угрозу потери ориентации в пространстве. Большое распространение GPS-приемники получили в штурманских системах современных автомобилей и широко используются в странах Европы. Современные автобусы и троллейбусы, поступающие в г. Киров уже оснащаются встроенными навигаторами системами ГЛОНАСС (реже GPS).

GPS-приемник получает сигналы с орбитальных спутников GPS и определяет свою позиции в любой точке Земли. Точность определения позиции зависит от количества спутников, сигналы которых получил приемник. Для того, чтобы определить местоположение необходимы устойчивые сигналы по крайней мере с трех спутников. Обычно точность определения местоположения составляет до нескольких метров (у специальных приемников – сантиметров) и зависит от числа задействованных спутников. В отношении системы ГЛОНАСС число работающих спутников может достигнуть 24, что обеспечивает устойчивый прием сигналов. На основании полученных от спутников сигналов прибор на экране высвечивает пользователю координаты (широту, долготу, и высоту) точки, в которой тот находится.

Существует большое разнообразие GPS приемников: стационарные; автомобильные; переносные для исследователей, путешественников, туристов, охотников, спортсменов. Наиболее простым приемником, широко распространенным в торговой сети, является 12-канальный приемник Etrex фирмы Garmin. Инструкции по настройке и использованию приемников в работе достаточно просты и удобны. Отметим, что стандартные приемники могут запоминать до 500 географических координат точек и хранить 1 маршрут из 50 точек. Объем памяти приемников растет с появлением новых моделей, соответственно, возможности приемников возрастают.

Сервисы GPS-устройств целесообразно связать с комплексными экологическими экспедициями, когда навигатор помогает следовать от конкретной заданной точки к последующей точке. Экологам-исследователям природы – целесообразно использовать приемники для того, чтобы обозначить географические координаты отдельных точек и сложить эти точки в маршруты.

3.4. Особенности использования ГИТ в формировании экологической культуры (формы практической деятельности)

 

В настоящее время можно использовать несколько экологических направлений игрового и образовательного плана с применением переносных карманных GPS-приемников. В первую очередь, это такие направления как геокешинг и геотаггинг.

Первое направление – геокешинг («geocaching», от греч. «geo» – Земля, англ. «cache» – тайник) – связано с поиском заранее заданных объектов по географическим координатам. Основная идея геокешинга состоит в том, что одни участники определяют с помощью GPS координаты интересных экологических или природных объектов, мест взятия проб, объектов мониторинга и фиксируют их. Впоследствии, при проведении мониторинга или выполнении поисковых заданий другие участники используют эти координаты и свои GPS-приемники для поиска заданных объектов. Первоначальные координаты при проектировании маршрута можно, также, нанести с использованием карт, находящихся в системе GOOGLE в разделе MAPS. При фиксации курсора на изучаемом объекте, всплывают координаты фиксированной точки. В образовательном экологическом геокешинге участники проектов выполняют природоохранные задания и осваивают возможности GPS приемников. В этой учебной модели учитель (или наиболее подготовленный старшеклассник) может выступить как первопроходец маршрута. Он не только отмечает точки на карте, собирает материалы для проверки точного местонахождения, но и прокладывает для учеников путь от одной точки к другой. Возможны маршруты различной протяженности и сложности. Члены экологической экспедиции получают перечень точек, которые они должны посетить. Задача исследователей – найти точки, определить и описать находящиеся там объекты или ответить на заранее заданные вопросы. В каждой точке учащиеся выполняют дифференцированные задания и делают пометки в своем путевом листе, что задание выполнено.

Например, общая схема представления путевого листа может выглядеть следующим образом.

Lat – широта, Longitude – долгота, сокращенное Long

 

  Координаты точки эко- маршрута Вопросы Описание места, ответ участника экспедиции (выполняется участниками экспедиции)
1 Lat=56.19,46 Long=43.59,66 Какое растение в этой точке занесено в Красную книгу?  
2 Lat=56.19,47 Long=43.59,69 Какие экологические проблемы могут возникнуть у жителей этой местности?  

 

Большой эффект от геокешинга можно получить при планировании природоохранных акций. Информация о точных координатах мест, например несанкционированных свалках или других источниках антропогенного загрязнения окружающей среды фиксируется нажатием кнопки на приемнике GPS в ходе проведения различных мероприятий: спортивных, оздоровительных, экскурсионных, экспедиционных и т. д. Итоговая карта с нанесенными накопленными данными распечатывается. Впоследствии, по заданным точкам разрабатываются маршруты, изучаются вопросы проезда к этим точкам автотранспортной техники для последующей ликвидации выявленных несанкционированных объектов. В ходе реализации такого проекта целесообразно рассмотреть возможность использования технического потенциала муниципальных ЖКХ или экологических служб. Работу, в данном случае, целесообразно выстроить в рамках существующих муниципальных мероприятий.

Особую ценностную значимость методика использования ГИТ приобретает при фиксировании мест незаконного лова рыбы, незаконных порубок леса, стоянок браконьеров; нарушениях режима в особо охраняемых природных территориях. Точные координаты во многом будут способствовать более быстрому принятию мер профилактического характера и усилению экологического контроля окружающей среды. Участие обучающихся в данных мероприятиях содействует формированию гражданской позиции в решении экологических проблем, что является важнейшей составляющей экологической культуры.

Указанная методика использования возможностей ГИТ достаточно эффективна и при определении численности (плотности расселения) животных в пределах заданного биотопа.

Примером использования ГИТ в экологическом практикуме может служить работа по точечному картированию при проведении работ по учету птиц.

Точечное картирование подразумевает нанесение на карту местности (учетную или исследуемую площадку) всех регистраций птиц. Распределение птиц по территории является достаточно наглядным «барометром» экологического состояния местности. При 6–10 посещениях учетной площадки, которые организуются как независимые пробы, для точечного картирования может быть пригодна технология регистрации встреч видов с использованием GPS-навигатора (портативный прибор для определения точных географических координат на местности). Важно помнить, что координаты, определенные навигатором, могут быть не совсем точными при работе в лесу с сомкнутыми кронами. Применение метода точечного картирования уместно для регистрации территорий поющих самцов, для картирования гнезд, колоний, мест ночевочных скоплений и т. п. Этот метод может быть также удобен, если вид слишком редок для получения достаточных выборок методами учета с оценкой дальностей обнаружения, или в тех случаях, когда участки леса столь малы, что в них возможен «тотальный» учет всех птиц. Отметим, что подобный метод может также хорошо работать для таких видов как дрозды и территориальные виды мухоловок. В отдельных случаях можно зафиксировать места гнездований краснокнижных птиц. С картированием поющих самцов вы можете зарегистрировать n-ное число неизвестных поющих птиц (например, учесть много не-гнездящихся особей). Однако во всех случаях следует помнить, что особенно важно минимально беспокоить птиц.

При организации работы по геокешингу, с использованием GPS-приемника, основная нагрузка и конструктивная деятельность ложатся на плечи преподавателей и экологического актива, которые отмечают точки, придумывают к точкам вопросы и проектируют маршруты по точкам.

Вопросы и задания, которые организаторы образовательного геокешинга задают исследователям, можно подразделить на четыре типа:

1. Вопросы на внимательность и поисковую активность вокруг указанной точки. Ответы на эти вопросы требуют внимания и наблюдательности. Зачастую учащиеся просто не обращают внимания на объекты, которые их окружают. Так, вопрос «Найдите «голову лошади» около данной точки» побуждает детей поднять голову и увидеть на скале изображение похожее на голову лошади (скала «Часовой» на р. Немда). Если к вопросу прикладывается старая фотография, то поиск ответа на вопрос «что на этой фотографии не соответствует действительности» потребует от исследователей найти объекты, которые либо появились, либо исчезли в данном месте или определить изменения в природном ландшафте. В последнем случае целесообразно провести съемку измененного ландшафта на цифровую фотокамеру с того же ракурса, для последующего компьютерного наложения на старое изображение и дальнейшего анализа причин, вызвавших то или иное изменение, явление и т. д.

В качестве объектов исследования можно выбрать памятники природы Кировской области, описанные в книгах [1,2].

2. Вопросы на знание исторических фактов, связанных с природными или экологическими объектами и коммуникативную активность. Поиск ответа на вопросы «Что здесь было раньше?» или «Почему данный объект получил такое название?» предполагает, что исследователи либо сами знают историю этих мест, либо сумеют обратиться к местным жителям и узнать: «почему это озеро называется «Черным», «Осиновским»; ключ – «Серебряным»; лог – «Тихим»; лесопарк – «Усталец»; болото – «Чистое»; дуб – «Старожил» и т. д.

В качестве объектов исследования, также, можно выбрать памятники природы, описанные в книгах [1, 2]. Создание регионального сайта с информацией из выпущенных изданий, добавление точных координат с указанием особо выделенных элементов, свободная дискуссия, обмен мнениями различных исследователей по наблюдаемым феноменам, может стать основой для создания живой книги по данному памятнику природы или экологическому объекту. Участие обучающихся в этой форме работы во многом способствует развитию у них экологического мышления, повышения уровня сформированности экологической культуры.

Пример такого задания для учащихся представлен в таблице:

 

  Координаты точки эко- маршрута Вопросы и задания Описание места, версия ответа на вопрос (выполняется участниками экспедиции)
1 Lat=56.19,46 Long=43.59,66 Объясните происхождение названия природного объекта, возле которого Вы находитесь  

3. Задания на локальные измерения. Целый ряд работ по экомониторингу или экологическому практикуму связан с контурами участков, площадями природных объектов (напр. биотопов). Площадь зоны мониторинга (рощи, озера, парка, болота и т. д.) можно узнать, обмерив ее рулеткой. Используя возможности GPS приемника площадь зоны мониторинга можно определить, пометив точки по её периметру и получив от GPS-приемника расстояния между этими точками. Если работа выполняется одной группой, то полезно ее проделать несколькими способами и результаты сравнить. Если работа по определению площади проводилась ранее, то рекомендуется сравнить полученные результаты с проведенными ранее измерениями и попытаться проанализировать расхождения, определить истинные размеры исследуемого участка. При наличии соответствующей программы, данные по измеренному участку можно перенести, при помощи шнура из комплекта навигатора, в компьютер и обработать данные более точно.

4. Задания - «метки» для экологического геокешинга, проводимого в форме игры. Это задания, носящие игровой характер, которые передаются от одной группы участников к другой. При игре в экологический геокешинг таким заданием с первой игры может стать вопрос «Принесите фотографию заданного объекта: животного, растения (т. е. лягушка, кузнечик, венерин башмачок и. т. д.)», сделанную в заданной точке. Какие экологические негативные воздействия имеют место?

На завершающем этапе игровой работы в экологический геокешинг команды-участницы готовят мультимедийные презентации, в которых рассказывают о своих путешествиях к заданным точкам. Отметим, что фотоматериалы, сделанные в ходе игры, в значительной степени пополняют информационную базу данных о природных и экологических объектах, которая в дальнейшем может быть использована для проведения исследовательских работ и разработки различных проектов учащихся, т. е. учебной и внеучебной деятельности.

3.5. Формы организации экологических занятий
на основе использования ГИТ

 

Другая форма организации игры может быть использована в ходе подготовки и проведения экологических игр с GPS-приемниками на местности, при исследовании экологических объектов или памятников природы. Поиск наиболее интересных экологических и природных объектов на маршруте, определение их координат, добавление цифровых фотографий и рассказов к объектам следует доверить самим игрокам. Задачей каждой команды состоит в создании за ограниченное время виртуального путешествия по своему маршруту: лесному массиву, экологической тропе, поселку, округу и т. д. Многие точки в маршрутах команд можно сделать одинаковыми, чтобы в заключительных презентациях команд были слайды, посвященные одним и тем же объектам, но каждое путешествие (слайд) будет уникальным. Материалы, создаваемые в рамках подготовки и проведения GPS-путешествий по экологическим объектам или памятникам природы, позволяют нам связывать с одними и теми же географическими координатами воспоминания и представления людей различных поколений. Частично, это направление реализовано в пособии по краеведению «Край наш Санчурский «Малая родина» [3].

По результатам собранных материалов целесообразно дать учащимся задание на подготовку виртуальных GPS-путешествий, или виртуальных экскурсий по экологическим объектам или памятникам природы. Так, учащиеся младших классов, имея ограничения по дальности и протяженности маршрута, могут достаточно легко, с использованием мультимедийных средств и карты, принять участие в виртуальной экскурсии по экологическим объектам или памятникам природы, удаленных на значительное расстояние от школы. В данном случае, виртуальную экскурсию можно рассматривать как подготовку к реальной экологической экспедиции, экскурсии, походу. В сочетании с проводимыми экскурсиями и экспедициями, виртуальные экскурсии в значительной мере будут способствовать повышению экологической культуры обучающихся. Это направление образовательного использования GPS-приемников вплотную связано с геотаггинга.

Геотаггинг («geotagging», от греч. «geo» – Земля, англ. «tag» – метка, ярлык) основан на использовании в качестве меток географических GPS координат точки, в которой сделана фотография. При размещении в сети (с использованием сервисов WEB 2.0) новых фотографий участники проекта добавляют к ней описание и ключевые слова – метки, по которым фотография в дальнейшем может быть найдена. Применение таких меток позволяет совместить рассказы и фотографии, размещенные в коллекции участниками проекта, с сервисом цифровых карт Google и получить изображение точки, в которой сделана фотография, на карте maps.Google.com. Этот принцип позволяет размещать виртуальные экскурсии по экологическим объектам или памятникам природы в сети, сопровождая каждый слайд интересной экологической и природоохранной информацией.

Дополнительно, в качестве примера использования GPS-навигаторов в совершенствовании экологического обучения приведем некоторые активные формы деятельности детей, которые можно использовать во время экологических практик на природе [4].

В ходе летней экологической экспедиции, в условиях полевых экскурсий со школьниками можно реализовать следующие приемы использования GPS-приемника (в сочетании с другими средствами НИТ) в образовательных целях.

– Ведение путевого журнала. В путевом журнале отмечаются координатами основные точки маршрута. По этим точкам выполняется прокладывание маршрута по карте. Записываются такие путевые данные как: пройденное расстояние, время в пути, скорость перемещения, удаление от базовой станции. Внутри экспедиции (экскурсии) выделяется учащийся (или группа школьников), который ведет путевой журнал. В некоторых случаях целесообразно использовать диктофон для фиксации информации путевого журнала с последующим переносом ее на бумагу или электронный носитель.

Экологический геотаггинг. Под экологическим геотаггингом в данном случае мы понимаем использование в качестве меток географических GPS координат точки, в которой обнаружен интересующий нас объект (гнездо редкой птицы, популяция растений, находка охраняемого вида растений, гриба или лишайника, встреча с краснокнижной бабочкой и т. д.) и сделаны его фотографии, запись, рисунок. Таким образом, можно, например, помечать места произрастания редких видов растений и, легко находя это место каждый год, следить за изменениями состояния популяции животных (или вести мониторинг).

– Экологический г еокешинг. Это деятельность связана с поиском мест расположения памятников природы, экологических объектов, источников негативного воздействия на природу для которых указаны географические координаты. В нашем случае это обнаружение ранее помеченных объектов природы с целью их описания, наблюдения и мониторинга их состояния. Геокешинг здесь удачно дополняет геотаггинг, и вместе они дают возможность точно картировать территорию изучаемой местности.

Обеспечение безопасности экспедиционной группы. Знание точного положения группы (GPS-координат), а так же наличие современных средств связи, позволяет в случае чрезвычайной ситуации организовать экстренную эвакуацию или принять соответствующие меры помощи. В качестве дополнительного задания участникам экологических экспедиций или экскурсий можно предложить провести тренинги по самоспасению, когда проводник группы «неожиданно» предлагает выбираться к базе самостоятельно, используя GPS-навигаторы.

Викимапия. В ее основе лежит интернет-технология WikiWiki (wiki) – среда быстрого гипертекстового взаимодействия. Важным отличием этой технологии является то, что любой учащийся может принять участие в создании коллективного гипертекста экологической или природоохранной направленности. В случае викимапии (англ. «мар» – карта), каждый гипертекстовый объект или элемент (экологический объект или памятник природы) помечен своей географической координатой, что дает возможность обрабатывать и представлять результаты экологического практикума в сети Интернет. Эта виртуальная активность представлена, в частности, на портале www.letopisi.ru.

В зависимости от целей и задач экологического практикума, а также уровня подготовленности участников экспедиции возможны дифференцированные задания по разработке маршрутов и составлению карт и схем с использованием GPS-навигатора.

Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли приборы и средства, с помощью которых ученики могут извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Повсеместность компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в процесс обучения различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями. Все, что обучаемые делают на этих площадках в рамках образовательной и исследовательской работы, можно теперь объединить, интегрировать в общий учебный контекст.

Совсем недавно учебная внешкольная деятельность на природе и деятельность в компьютерных лабораториях существовали отдельно. Школьники отправлялись на экскурсии и собирали там данные. Затем эти данные приносили в класс и использовали для построения компьютерных моделей или создания презентаций. Сегодня мобильные устройства позволяют получить исходный цифровой материал непосредственно на улицах городов. Координаты точки, цифровая фотография, аудио и видео запись – все это может быть записано при помощи недорогих мобильных устройств на улицах города.

Достоинство этих приборов заключается, прежде всего, в том, что они позволяют хранить и обрабатывать информацию. Кроме того, они обеспечивают доступ к информационным системам, позволяют действовать и думать сообща. Учебная деятельность на улицах города с привлечением мобильных устройств может быть расширена за счет привлечения сетевых технологий. В результате этого расширения участники учебных проектов не только совершают действия в локальном контексте городских или сельских улиц, но и знакомятся с такими глобальными сетевыми концепциями как базы данных, цифровые карты, открытые энциклопедии.

На основе цифровых коллекций, собранных за многолетний период, в школе можно создать виртуальный Музей экспедиционной экологической научно-исследовательской деятельности, материалы которого могут быть активно и эффективно использованы на уроках, спецкурсах, факультативах и дополнительных занятиях различной направленности, а также на внеклассных культурно-воспитательных и научных мероприятиях.

Использование в образовательном процессе цифровых ресурсов является одной из перспективных направлений деятельности учителя на ближайшее десятилетие. Включение цифровых записей в учебные материалы и учебную активность позволяет значительно расширить и обогатить как учебную коммуникацию, так и учебный процесс. Цифровые коллекции учебных материалов и сетевые сообщества на базе социального программного обеспечения достаточно широко представлены в современном информационном обществе.

Наконец, материалы цифровых коллекций, выложенные на сервисе Фликр (Flickr.com) позволяют презентовать, демонстрировать собранные результаты (например, на научных Чтениях и конференциях НОУ), а также делают их доступными для широкого круга пользователей сети [5].

GPS-технологии в экологическом практикуме представляются нам весьма перспективным направлением современного образования, они способствуют привлечению точных методов в экологическую науку и образование.

В Кировской области все более активно начинают использовать современные информационные технологии.Так, в 2011 г. Кировское представительство ВОО «Молодая Гвардия Единой России» (КП МГЕР) иОАО Институт территориального планирования «Кировгипрозем» реализовали проект «Горячие точки Кировской области», в том числе его первую акцию «Сделаем наши дворы и улицы чище» в рамках Общероссийских Дней защиты от экологической опасности в Кировской области.

Цель акции – организовать сбор данных обо всех местах несанкционированных свалок в населённых пунктах области, на берегах водоемов и принять меры к их ликвидации силами администраций муниципальных образований, общественных объединений, организаций и предприятий, населения.

Любой житель области мог сфотографировать свалку, мусорную кучу с помощью обычного фотоаппарата или специального оборудования и устройств с функцией GPS (в том числе телефонов или коммуникаторов) и направить на почту Молодой Гвардии ([email protected]).

Все фотографии регулярно выкладывались на отдельный слой геоинформационного портала Кировской области (43.geohub.net) в привязке к месту каждого конкретного случая. На геопортале отображалась и информация о ликвидации свалки и о тех лицах и организациях, которые осуществили уборку мусора. Наличие единого общедоступного источника информации, отображающего наиболее загрязнённые свалками и мусором территории, позволило органам исполнительной власти своевременно получать информацию от населения, проводить системную и точечную работу по уборке территорий, а жителям области не только контролировать работу муниципальных служащих по уборке и благоустройству подведомственной им территории, но и принять активное участие в наведении порядка.

В апреле 2012 г. на базе Вятского государственного гуманитарного университета открыт инновационно-образовательный центр космических услуг. На базе данного центра с использованием ГИС-технологий выполняются курсовые и выпускные квалификационные работы студентов по экологии и природопользованию. Для выполнения работ по различным проектам к деятельности центра планируется активно привлекать учащихся школ, лицеев, колледжей. Адрес: г. Киров, ул. Ленина, 198, учебный корпус ВятГГУ № 2, кафедра химии; тел. 8-8332-35-64-65; e-mail: [email protected].

Проекты с использованием ГИС-технологий могут включать исследования по следующей тематике:

– исследование и оценка состояния растительности на исследуемой территории;

– оценка состояния исследуемого водотока, эрозионные процессы, размывы берегов, состояние прибрежной растительности;

– картирование мест расположения санкционированных и несанкционированных свалок;

– построение карты-схемы водотоков на территории Кировской области;

– мониторинг и оценка состояния лесных рубок;

– построение карт-схем расположения учреждений образования Кировской области, учреждений культуры с точной привязкой к местности и др.

Работа с использованием ГИС-технологий предусматривает участие в ней учащихся старших классов. Работа в рамках проектной деятельности даёт возможность учителю совершенствовать свою профессиональную квалификацию, активнее включать в учебно-воспитательный процесс материалы о природе своего края, выступать с научными докладами на конференциях, готовить публикации, руководить исследовательской работой учащихся и быть самими активными участниками в пропаганде и решении проблем своей малой родины.

 


ПРИМЕРЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Игры на знакомство

Порою на выбор игры оказывают влияние степень знакомства ребят и особенности их характера. Если дети к началу игры чувствуют себя стесненно или наблюдается какая-то напряженность, педагогом выбираются игры, не привлекающие внимания к каждому индивидуально, что почти всегда вызывает ощущение неловкости. По мере расслабления группы каждая последующая предлагаемая игра должна быть чуточку «глупее» предыдущей.

Десять секунд. Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию общения; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ведущий: Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате (площадке). Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок – в течение 10 секунд. Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью.

Распределиться на тех, у кого есть часы на руке, и у кого нет. Раз, два, три… десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?

Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви; по длине волос; по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье; по цвету брюк и юбок; по цвету глаз; по настроению, которое вы сейчас испытываете.

Рефлексия: что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы?

Знакомство. Все участники встают в круг. Один из игроков держит в руках игрушку (или мяч) – это человек, который начинает знакомство. Ему нужно назвать свое имя и сказать, что он любит (например, мороженое). Потом передать игрушку соседу. Тот делает то же самое, но еще называет то, что говорил до него сосед. Далее передает игрушку следующему. Игра продолжается до тех пор, пока игрушка не обойдет весь круг.

Карельская игра «Туле кижаманх» (Пойдем вместе играть). Это массовая игра-танец парами подходит для гуляний и праздников в помещении или на улице. Достаточно образовать свободный круг (не держась за руки). Под звуки музыки в круг выходит заводила игры. Он приглашает любого желающего: «Туле кижамах!». Лучше, если мальчик пригласит девочку или наоборот, но допускаются любые сочетания.

Пара берется под правые руки и кружится, потом под левые руки, затем пара расходится, и каждый приглашает нового партнера из стоящих вокруг игроков. Теперь в кругу уже две пары, а вот их стало 4, 8, 16... Задача участников – вовлечь в общий танец всех. Тогда начинают меняться друг с другом в парах, переходя из пары в пару, пока звучит музыка. Так как одни пары кружатся дольше, другие меньше, то по всему кругу идет непрерывное кружение пар.

Надо только помнить, что это танец-игра, и каждому хорошо бы поиграть немножко в подчеркнуто галантного кавалера или даму, счастливых от возможности потанцевать буквально со всеми.

Если приглашенный игрок не согласен пойти с вами танцевать, не надо обижаться, так как это дело добровольное, нужно просто пригласить другого; внутри круга начинают меняться между собой в парах только после того, как не останется не приглашенных в круг.

Игры общеэкологические

«Смертоносные цепочки»

Игра позволяет быстро и эффективно закрепить в понимании младших школьников понятие о пищевых цепях, накоплении отравляющих веществ в организмах животных, влиянии пестицидов на живые организмы, влиянии хозяйственной деятельности человека на экосистемы.

Метод: школьники играют «роли» кузнечиков, землероек и соколов, включенных в цепь питания с отношениями «хищник – жертва», определяют накопление пестицидов в каждом звене, обсуждают результаты игры, делают выводы и заключения.

Возраст: 10–13 лет. Количество: минимум 10 детей, можно играть классом в 30–36 детей. Продолжительность: 3045 минут.

Условия: площадка для подвижной игры, аудитория, листы белой бумаги, листы бумаги двух цветов, полиэтиленовые мешочки, меловая доска, мел.

Ключевые слова: цепь питания, хищник, жертва, пестициды, инсектициды, гербициды, отравление, накопл


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.