Принципы ведения бухгалтерского учета в РФ — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Принципы ведения бухгалтерского учета в РФ

2019-08-03 206
Принципы ведения бухгалтерского учета в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существуют единые принципы ведения бухучета в РФ. Любой пользователь учетной информации, благодаря единообразию стандартов бухгалтерского учета, может сопоставить, сравнить и проанализировать результаты деятельности различных предприятий. Принципы бухгалтерского учета содержатся в своде законов о бухучете.
Принципы бухгалтерского учета – это базовые положения науки о бухучете. К основным принципам относят:
Автономность. Любое предприятие – это самостоятельное юридическое лицо, имущество которого отделено от имущества работников, владельцев и других компаний. Бухгалтерский учет – единая система, в задачи которой входит управление имуществом, хозяйственными операциями и обязательствами. В учете и бухгалтерском балансе отражается только то имущество, которое принадлежит конкретно этой организации.
Двойная запись. Отражение хозяйственных явлений и операций происходит непрерывно и дважды, то есть одновременно и одну и ту же сумму записывают по кредиту и дебету разных счетов.
Принцип действующей организации. Этот принцип предполагает, что предприятие функционирует нормально и в ближайшем будущем сохранит свое положение на рынке, оно в установленном порядке собирается погашать свои обязательства перед контрагентами. Подразумевается, что компания собирается при помощи своих активов получать в дальнейшем прибыль.
Объективность. Все операции отражаются в бухгалтерском учете и должны быть зарегистрированы на всех этапах учета. Они обязательно должны быть подтверждены первичной документацией.
Осмотрительность. Этот принцип предусматривает определенную осторожность при проведении расчетов, которые осуществляются в условиях некоторой неопределенности. Эта предусмотрительность позволяет избежать завышения доходов или занижения расходов, предупреждает возникновение скрытых резервов.
Принцип начислений. В бухучете все операции регистрируются в момент их возникновения, и относятся к отчетному периоду, в котором совершены действия. Подразделяется этот принцип на принципы регистрации дохода и соответствия.
Принцип регистрации дохода подразумевает, что доход фиксируется в учете в момент его получения, а не оплаты. Принцип соответствия – доход отчетного периода должен быть соотнесен с тем расходом, благодаря которому был этот доход получен.
Принцип периодичности. Его цель – регулярное и периодичное составление баланса и отчетности за отчетные периоды (год, полугодие, квартал, месяц).
Конфиденциальность. Внутренняя учетная информация – это коммерческая тайна компании, за разглашение которой установлена ответственность в российском законодательстве.
Принцип денежного измерения означает измерение и регистрацию фактов деятельности, при этом используется валюта страны в качестве единицы измерения.
Принцип преемственности. Бухгалтерский учет должен в разумных рамках оставаться верным традициям страны, а также использовать в своем развитии современные достижения науки и практики.

Под процедурой бухгалтерского учета понимается логически выдержанная строгая последовательность выполнения бухгалтерских действий отражения информации в процессе регистрации, накопления и обработки учетных данных с целью формирования финансовой отчетности и управленческих сводок.

По мнению профессора Я. В. Соколова, процедура предусматривает следующие этапы:

  • инвентарь,
  • вступительный баланс,
  • журнал,
  • Главная книга,
  • оборотная ведомость,
  • заключительный баланс.

Знакомство с процедурой бухгалтерского учета предполагает выделение бухгалтерских действий, выполняемых единовременно в момент создания организации (регистрации уставных документов) и текущих бухгалтерских действий, осуществляемых в каждом отчетном периоде.

В период регистрации уставных документов начинается ведение бухгалтерского учета - строится вступительный (организационный) баланс. Инициализация бухгалтерского учета экономического субъекта по времени совпадает с датой регистрации Устава. Вступительный (организационный) баланс согласно принципу непрерывности ведения бухгалтерского учета должен строится по регистрационному документу - Уставу. На этапе организационного периода уравнение двойственности отличается упрощенным видом: Активы = Капитал собственников.

 

 

4. Балансовое обобщение как элемент метода бухгалтерского учета.

Балансовое обобщение – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на первое число месяца.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу и размещению и источникам его формирования на 1-е число месяца, квартала, года. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество организации рассматривается с двух позиций: по составу и размещению и по источникам образования.

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу: в левой ее части показывается имущество по составу и размещению – актив баланса; в правой части отражаются источники формирования этого имущества – пассив баланса. Таким образом, сумма актива должна быть равна сумме пассива.

 

Активы Пассивы
Группировка различных частей имущества по составу и размещению Группировка источников формирования имущества (собственные и заемные)

 

Баланс не отражает движение средств предприятия, их приток и отток; он также не показывает и изменения характера и размеров обязательств предприятия. Баланс есть «статистическая» характеристика положения хозяйственной единицы в конкретный момент времени. Однако, сравнивая баланс на начало и конец периодов, можно провести анализ изменения в составе средств и обязательств предприятия.

Все средства предприятия и обязательства (источники их формирования) группируют по отдельным экономически однородным признакам и записывают в балансе отдельными строками. Эти строки называют статьями баланса.

Балансовая статья – это экономически однородный вид хозяйственных средств или источников их образования.

Балансовые статьи объединяются в отдельные группы, а группы – в разделы исходя из их экономического содержания.

Если отдельные статьи актива обозначить через а1, а2, а3 … а n, а всю сумму через А, то сумму активов можно представить в следующем виде:

а1 + а2 + а3 + … + а n = Σ А

Если источники формирования средств предприятия обозначить через п1, п2, п3 … п m, а всю общую сумму через П, то сумму пассивов можно представить, как:

 п1 + п2 + п3 + … + п m = Σ П

Отсюда общая схема уравнения может быть выражена, как

Экономические ресурсы (Актив) = Обязательства (Пассив), или

 а1 + а2 + а3 + … + а n = п1 + п2 + п3 + … + п m,

или Σ А = Σ П – капитальное уравнение баланса

 

Если пассив разделить на два самостоятельных понятия: собственный и заемный капитал, то он примет следующий вид: П = Собственный капитал (К) + Заемный капитал (По). Таким образом, капитальное уравнение примет вид: А = К + По

 

5. Капитальное уравнение бухгалтерского учета. Влияние фактов хозяйственной жизни на его элементы.

Балансовая статья – это экономически однородный вид хозяйственных средств или источников их образования.

Балансовые статьи объединяются в отдельные группы, а группы – в разделы исходя из их экономического содержания.

Если отдельные статьи актива обозначить через а1, а2, а3 … а n, а всю сумму через А, то сумму активов можно представить в следующем виде:

а1 + а2 + а3 + … + а n = Σ А

Если источники формирования средств предприятия обозначить через п1, п2, п3 … п m, а всю общую сумму через П, то сумму пассивов можно представить, как:

 п1 + п2 + п3 + … + п m = Σ П

Отсюда общая схема уравнения может быть выражена, как

Экономические ресурсы (Актив) = Обязательства (Пассив), или

 а1 + а2 + а3 + … + а n = п1 + п2 + п3 + … + п m,

или Σ А = Σ П – капитальное уравнение баланса

 

Если пассив разделить на два самостоятельных понятия: собственный и заемный капитал, то он примет следующий вид: П = Собственный капитал (К) + Заемный капитал (По). Таким образом, капитальное уравнение примет вид: А = К + По

Так как одной из целей бухгалтерского учета является формирование информации о наличии собственного капитала и его изменениях, то преобразовав капитальное уравнение можно получить следующее основное капитальное уравнение: А – По = К

В процессе финансово-хозяйственной деятельности организации совершаются различные операции, которые вызывают изменения хозяйственных средств или их источников.

Все изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций можно объединить в 4 группы:

1 тип. Хозяйственные операции вызывают изменения только в активе баланса. При этом на одну и ту же сумму одна статья актива увеличивается, а другая уменьшается. Общий итог актива остается без изменений, таким образом А = П.

А + а – а = П

2 тип. Хозяйственные операции вызывают изменения только в пассиве баланса. Одна статья пассива увеличивается, а другая – уменьшается на одну и ту же сумму. Общий итог пассива остается без изменений, таким образом А = П.

А = П + п - п

3 тип. Хозяйственные операции вызывают изменения и в активе, и в пассиве баланса в сторону увеличения его статей. В результате на одинаковую величину увеличивается итог баланса и в активе, и в пассиве, а равенство между активом и пассивом не нарушается.

А + а = П + п

4 тип. Хозяйственные операции вызывают изменения в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения его статей. В результате на одинаковую величину уменьшается итог баланса и в активе, и в пассиве, а равенство между активом и пассивом не нарушается.

А – а = П - п

 

Таким образом, любая хозяйственная операция всегда отражается на двух статьях баланса, видоизменяет его, но при этом не нарушает равенства между активом и пассивом.

 

6. Cистема счетов и двойная запись.

Счета бухгалтерского учета – это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за хозяйственными средствами, источниками их формирования и хозяйственными операциями.

Схематически бухгалтерские счета могут быть представлены в виде двухсторонней таблицы. Левая ее часть называется «Дебет», правая – «Кредит». Для каждого вида средств и их источников, открываются отдельные счета. На каждом счете отражается первоначальное состояние средств или их источников, что носит название «начальное сальдо».

Все счета, согласно экономической группировке, делятся на две группы: активные и пассивные. Активные счета предназначены для отражения состояния и движения хозяйственных средств. Активными счета называются потому, что хозяйственные средства показываются в активе баланса. Счета, предназначенные для отражения состояния и движения источников хозяйственных средств, называются пассивными, так как в балансе источники показываются в пассиве баланса.

В активных счетах сальдо всегда дебетовое. Увеличение средств в активных счетах показывается по дебету, а уменьшение – по кредиту. Итоги записей сумм операций за месяц по дебету и кредиту составляет оборот дебетовый и кредитовый. Для определения конечного сальдо к начальному сальдо прибавляется дебетовый оборот, обозначающий увеличение средств, а затем вычитается кредитовый оборот, означающий уменьшение средств.

В пассивных счетах сальдо всегда кредитовое. Увеличение источников в пассивных счетах отражается по кредиту, а уменьшение источников – по дебету. Конечное сальдо определяется, как начальное сальдо плюс кредитовый оборот минус дебетовый оборот.

 

 

7. Синтетические и аналитические счета и современные системы их построения и взаимосвязи.

В зависимости от объема отражаемой операции и обобщения учетных данных на счетах бухгалтерского учета различают синтетические и аналитические счета.

Синтетические счета (счета первого порядка) – это счета, на которых учет ведется в обобщенном виде и только в денежном выражении. На синтетических счетах отражаются экономически однородные объекты учета. Например, готовая продукция, материалы и т.д.

Аналитические счета (счета третьего порядка) – это счета, на которых отражаются детальные данные по каждому отдельному виду хозяйственных средств, их источников.

Аналитические счета открывают в дополнение к синтетическим счетам с целью их детализации и получения частных показателей по каждому виду хозяйственных средств и их источников. Объекты на аналитических счетах учитываются по наименованиям, суммам и количеству

Кроме синтетических и аналитических счетов в бухгалтерском учете применяются промежуточные счета или субсчета (счета второго порядка).

 Субсчета – это промежуточные счета, объединяющие группу аналитических счетов и используются для получения сводных показателей.

Между синтетическими и аналитическими счетами существует тесная взаимосвязь, которая заключается в следующем:

1) сумма остатков (сальдо) по аналитическим счетам равна остатку по синтетическому счету, к которому они открыты;

2) сумма оборотов по дебету аналитических счетов равна обороту по дебету синтетического счета, к которому они открыты, аналогично по кредиту;

3) если синтетический счет активный, то и его аналитические счета являются активными, аналогично и по пассивным счетам;

4) каждая хозяйственная операция, записанная по дебету или кредиту синтетического счета, отражается в той же сумме соответственно по дебету или кредиту нескольких аналитических счетов.

Двойная запись характеризуется тремя принципами:

1. Отражается дважды;

2. Отражается по дебету одного счета и кредиту другого счета;

3. На обоих взаимосвязанных счетах отражается в одной и той же сумме.

Бухгалтерские записи (корреспонденции) бывают простыми и сложными. Простые – дебетуется и кредитуется по одному счету. Сложная – когда один счет дебетуется, а несколько кредитуется или наоборот.

Двойственное отражение хозяйственных операций на счетах имеет контрольной значение, заключаемое в том, что, записывая каждую операцию в одинаковой сумме по дебету и кредиту счетов, проверяют равенство итога оборотов по дебету и кредиту всех счетов за месяц. Отсутствие этого равенства свидетельствует об ошибках в записях по счетам.

 

8. Алгоритм отражения учетных данных на активных, пассивных и активно-пассивных счетах.

В активных счетах сальдо всегда дебетовое. Увеличение средств в активных счетах показывается по дебету, а уменьшение – по кредиту. Итоги записей сумм операций за месяц по дебету и кредиту составляет оборот дебетовый и кредитовый. Для определения конечного сальдо к начальному сальдо прибавляется дебетовый оборот, обозначающий увеличение средств, а затем вычитается кредитовый оборот, означающий уменьшение средств. Например, основные средства, материалы, касса и т.д.

В пассивных счетах сальдо всегда кредитовое. Увеличение источников в пассивных счетах отражается по кредиту, а уменьшение источников – по дебету. Конечное сальдо определяется, как начальное сальдо плюс кредитовый оборот минус дебетовый оборот. Например, уставный капитал, добавочный капитал и т.д.

Выделяют также активно-пассивные счета, которые имеют признаки как активных, так и пассивных счетов. В таких счетах остаток может быть и дебетовым, и кредитовым или одновременно и дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо).

Например, по счету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности и отражается данная сумма в активе баланса. Кредитовое сальдо по этому счету показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.

Развернутое сальдо в активно-пассивных счетах в обычном порядке определить не возможно, для этого необходимы данные аналитического учета. Аналитический учет дает информацию о состоянии расчетов с каждым дебитором и каждым кредитором, то есть выводится сальдо по каждому покупателю или поставщику отдельно, а затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности.

Активно-пассивные счета относят к группе сложных счетов, требующих детализации, расшифровки в аналитическом учете по каждому дебитору и кредитору.

 

 

9. Классификация счетов по экономическому содержанию, по структуре и назначению.

Все бухгалтерские счета могут быть классифицированы по пяти группам:

1) основные счета;

2) регулирующие счета;

3) операционные счета;

4) финансово-результативные счета;

5) забалансовые счета.

На основных счетах накапливается информация, характеризующая движение имущества и капитала организации и состояние расчетов с его дебиторами и кредиторами.

Основные счета подразделяются на инвентарные, фондовые и счета расчетов.

Инвентарные счета – счета, на которых учитываются материальные ценности и денежные средства организации. По дебету инвентарных счетов отражается поступление объектов учета, по кредиту – их выбытие (расход). Остатки на этих счетах всегда должны быть дебетовыми.

Фондовые счета – счета, на которых учитываются источники формирования собственных средств предприятия (уставный, резервный и добавочный капиталы, нераспределенная прибыль и целевое финансирование).

По кредиту фондовых счетов отражается увеличение капитала, по дебету – его уменьшение. Остатки – всегда кредитовые.

Счета расчетов – счета, предназначенные для обобщения информации о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами организации. По правилам бухгалтерского учета информация, отражаемая на таких счетах должна иметь развернутое сальдо.

Регулирующие счета уточняют стоимостную характеристику объектов бухгалтерского учета, отражаемых на основных счетах. Они являются дополнением основных счетов и с их помощью текущая учетная оценка активов, отражаемых на основных счетах регулируется до суммы их балансовой стоимости.

Регулирующие счета подразделяются на дополнительные, контрарные (контрактивные и контрпассивные) и контрарно-дополнительные. В бухгалтерском балансе они не находят отражение.

Дополнительные счета – это счета, если регулирование текущей учетной оценки объектов учета до суммы их балансовой стоимости осуществляется путем прибавления суммы регулятива регулирующего счета к учетной цене объекта основного счета.

Регулирующие счета делятся на активные и пассивные в зависимости от содержания основного счета. У активного основного счета дополнительный счет будет активным с остатком по дебету. У пассивного, наоборот.

Контрарные счета – счета, если регулирование текущей учетной оценки объектов учета основных счетов до суммы их балансовой стоимости осуществляется путем вычитания суммы регулятива регулирующего счета из учетной цены объекта основного счета.

Контрарные счета по отношению к активным счетам называются контрактивными и они относятся к числу пассивных счетов (02 к 01), по отношению к пассивным основным счетам – контрпассивными и они являются активными счетами.

Контрарно-дополнительные – регулятив такого счета в зависимости от своего содержания то прибавляется (как у дополнительного активного счета) к текущей оценке объекта, то, как у контрактивного счета, вычитается из нее. (16 Отклонение в стоимости материальных ценностей к 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей)

Операционные счета – счета, предназначенные для отражения расходов, возникающих при выполнении хозяйственных операций, процессов заготовления, производства и реализации продукции, товаров (работ и услуг).

Операционные счета включают в себя собирательно-распределительные, бюджетно-распределительные, калькуляционные счета.

Собирательно-распределительные счета выполняют учетную функцию контроля за соблюдением сметы по общепроизводственным и общехозяйственным расходам. Остаток на таких счетах отсутствует. В бухгалтерском балансе счета не находят отражение.(25, 26)

Бюджетно-распределительные счета отражаются в бухгалтерском балансе и обеспечивают принцип соответствия доходов и расходов и их временной привязки к соответствующему отчетному периоду. (97 Расходы будущих периодов, 98 Доходы будущих периодов)

На калькуляционных счетах аккумулируется информация для калькуляционных расчетов фактической себестоимости произведенной продукции и т.п. (20, 23)

Финансово-результативные счета – счета, предназначенные для определения результатов финансово-хозяйственной деятельности организации (выявления прибыли или убытка).

Финансово-результативные счета подразделяются на сопоставляющие и прибыли, убытки.

Сопоставляющие счета (продажи, прочие доходы и расходы) остатка не имеют. По кредиту счетов отражаются доходы, по дебету – расходы. При превышении доходов над расходами разница списывается в виде прибыли в кредит счета «Прибыли и убытки», а при превышении расходов над доходами – в виде убытка в дебет счета «Прибыли и убытки».

Счет «Прибыли и убытки» предназначен для выведения финансовых результатов деятельности организации.

 

 

10. План счетов бухгалтерского учета, принципы его построения и содержание.

С целью систематизации и группировки информации первичных учетных данных применяется единая система счетов, которая называется Планом счетов. Его применение обязательно на всей территории страны.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности представляет собой схему регистрации и группировки активов, капитала, обязательств и фактов предпринимательской деятельности.

С 1 января 2001г. применяется План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина от 31 октября 200г. №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» и дополнен Приказом Минфина от 7 мая 2003г. №38н.

План счетов состоит из 8 разделов балансовых счетов и 1 раздела забалансовых счетов. Группа балансовых счетов включает в себя с резервными кодами 99 счетов первого порядка (синтетических счетов), многие из которых имеют субсчета. На данных счетах отражаются средства организации и источники их формирования.

Организациям предоставлено право вводить новые субсчета, изменять названия и содержания существующих.

Счета первого порядка могут предусматриваться только с согласия Минфина РФ.

Структура Плана счетов построена в логической последовательности:

1) раздел «Внеоборотные активы» для отражения сведений о материально-технической базе, необходимой для предпринимательской деятельности и затраты на ее расширение и обновление;

2) раздел «Производственные запасы» - для отражения информации о запасах сырья и материалов, необходимых при изготовлении готовой продукции;

3) раздел «Затраты на производство» - для отражения информации об использовании о материальных ресурсах и расходах на управление технологическими процессами и всем предприятием в целом;

4) раздел «Готовая продукция, товары» - для отражения сведений о новой продукции, товарах, их отгрузке покупателям и связанных с продажей расходов;

5) разделы «Денежные средства» и «Расчеты» - необходимы для отражения денежных потоков, а также возникновению и погашению обязательств, возникающих в результате процессов материально-технического снабжения;

6) раздел «капитал» требуется для отражения данных о наличии и изменениях собственного капитала;

7) раздел «Финансовые результаты» - отражает обобщающие итоги финансово-хозяйственной деятельности организации.

На забалансовых счетах отражается в основном имущество, не принадлежащее на правах собственности данной организации. При отражении на них операций принцип двойной записи не используется.

К Плану счетов разработана соответствующая Инструкция, в которой раскрыты содержание и назначение каждого счета, приведена типовая схема корреспонденции счетов синтетического учета.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.