Система законодательно-нормативного регулирования бухгалтерского учета. Основные положения «Закона о бухгалтерском учете». — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Система законодательно-нормативного регулирования бухгалтерского учета. Основные положения «Закона о бухгалтерском учете».

2019-08-03 358
Система законодательно-нормативного регулирования бухгалтерского учета. Основные положения «Закона о бухгалтерском учете». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бухгалтерский учет и анализ

1. Система законодательно-нормативного регулирования бухгалтерского учета. Основные положения «Закона о бухгалтерском учете».

2. Объекты бухгалтерского учета и их характеристика.

3. Принципы и процедура бухгалтерского учета.

4. Балансовое обобщение как элемент метода бухгалтерского учета.

5. Капитальное уравнение бухгалтерского учета. Влияние фактов хозяйственной жизни на его элементы.

6. Cистема счетов и двойная запись.

7. Синтетические и аналитические счета и современные системы их построения и взаимосвязи.

8. Алгоритм отражения учетных данных на активных, пассивных и активно-пассивных счетах.

9. Классификация счетов по экономическому содержанию, по структуре и назначению.

10. План счетов бухгалтерского учета, принципы его построения и содержание.

11. Предмет экономического анализа.

12. Метод экономического анализа.

13. Классификация способов и приемов экономического анализа.

14. Сущность приема цепных подстановок. Способ разниц.

15. Система показателей анализа хозяйственной деятельности предприятий.

 

 

Бухгалтерский (финансовый) учет

1. Учет денежных средств: в кассе, на расчетном счете, валютных счетах.

2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

3. Учет расчетов по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению.

4. Учет материалов и готовой продукции.

5. Учет основных средств и их амортизации

6. Учет животных на выращивании и откорме.

7. Учет расчетов с персоналом по оплате труда.

8. Учет затрат в основном производстве.

9. Учет затрат на организацию производства и управление и их списание.

10. Учет доходов и расходов от обычных видов деятельности (от продаж).

11. Учет прочих доходов и расходов.

12. Учет уставного и добавочного капитала.

13. Учет резервного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

14. Учет расчетов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам.

Формулы для расчета лимита кассы

1)Лимит определяется по одной из двух формул.

Если организация получает наличную выручку: Л = О/ P * Пc,

Л- лимит остатка наличных денег в рублях;

О- объем поступлений наличных денег;

P - расчетный период, за который учитывается объем поступлений (не более 92 рабочих дней);

Пc - период времени между днями сдачи в банк (не более 7 рабочих дней).

 

2) При отсутствии поступлений наличных денег: Л = О / P * Пn,

где:

Л- лимит остатка наличных денег в рублях;

О- объем выдач наличных денег за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы;

P - расчетный период, за который учитывается объем выдач (не более 92 рабочих дней);

Пn - период времени между днями получения по денежному чеку в банке наличных денег (не более 7 рабочих дней).

 

Обособленные подразделения (филиалы, представительства), у которых открыт банковский счет, тоже устанавливают лимит кассы.

У платежных агентов ведётся отдельная кассовая книга по средствам, полученным в рамках его деятельности, и он формирует отдельные ПКО. Такие деньги не учитываются при расчете лимита кассы и полностью сдаются в банк в день их получения, в противном случае они будут расцениваться как сверхлимитные остатки.

Учет расчетов по налогам и сборам, с органами социального страхования и обеспечения.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам предусмотрен активно-пассивный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Субсчета к данному счету должны открываться по видам налогов. По кредиту счета отражаются суммы начисленных налоговых платежей, по дебету – уплаченные налоговые обязательства, либо принятые к возмещению из бюджета суммы НДС.

Начисление земельного, транспортного налога отражается записью ДТ 20, 23, 25, 26, 29, 44 КТ 68.;

Налог на имущество – ДТ 91.2 КТ 68

Налог на прибыль – ДТ 99 КТ 68 (ставка – 24% на прибыль организации и 9% - на доходы от участия в уставных капиталах других организаций)

НДСпри покупке для возмещения из бюджета 1) ДТ 19 КТ 60

                              2) ДТ 68 КТ 19

     НДС при продаже ДТ 90, 91 КТ 68

НДФЛ – ДТ 70 КТ 68

Штрафные санкции ДТ 99 КТ 68

 

Погашение задолженности по налогам и сборам отражается записью ДТ 68 КТ 51, 52, 55

При журнально-ордерной форме учета информация о налогах и сборах отражается в журнале –ордере №8 и ведомости аналитического учета. Основанием для записи являются налоговые декларации и платежные документы.

 

Счет 69

Согласно существующего законодательства все юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты и др. физ. лица являются плательщиками страховых взносов.

По каждому работнику должна рассчитываться сумма страховых взносов от заработной платы, которая зачисляется в

- ПФ,

- ФСС,

- ФОМС.

Общая Ставка страховых взносов в 2014 году составляет 30 %, в т.ч.

ПФ – 22%;

ФСС – 2,9%;

ФОМС - 5,1%.

Помимо страховых взносов с суммы заработной платы работников уплачиваются страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ставка по таким взносам определяется исходя из класса профессионального риска. 1 - 0,2%, 12 – 8,5%.

Для учета страховых взносов и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

По дебету счета – перечисленная сумма денежных средств в счет погашения задолженности, либо выплата пособий работникам за счет фонда.

По кредиту счета отражается кредиторская задолженность перед внебюджетными фондами по страховым взносам.

КОРРЕСПОНДЕНЦИИ по начислению страховых взносов

                                                                                                                   Кредит

Основное производство»

Общехозяйственные расходы»

Расходы на продажу»

Прочие доходы и расходы»

За счет средств ФСС могут выплачиваться: пособия по временной нетрудоспособности, на погребение, пособия лицам, потерявшим работоспособность в результате несчастного случая на производстве, пособия лицам, имеющим детей

Пособия по временной нетрудоспособности работникам выплачиваются в следующем порядке:

С 1 по 3 день болезни за счет работодателя, а величина пособия включается в затраты производства;

С 4 дня болезни за счет ФСС.

Основанием для начисления и выплаты пособия является листок временной нетрудоспособности.

Алгоритм определения размера пособия

1. Определяется среднедневной заработок

путем деления суммы всех выплат, включаемых в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, на 730.

Размер выплат, включаемых в расчет за каждый отдельный год расчетного периода, не может превышать за 2012 г. - 512 000 руб., за 2013г. – 568 000 руб.

Определяется размер дневного пособия в процентах от среднего дневного заработка

Величина пособия зависит от трудового стажа

n 60% среднего дневного заработка, если страховой стаж работника составляет менее 5 лет;

n 80% среднего заработка, если страховой стаж работника составляет более 5, но менее 8 лет;

n 100% среднего заработка, если страховой стаж работника составляет более 8 лет.

Если работник имеет стаж менее 6 месяцев, то размер пособия приравнивается к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

В 2014г. МРОТ составляет 5554 руб.

Определяется сумма к выплате.

Размер дневного пособия умножается на количество дней нетрудоспособности.

Начислены пособия социального характера

Дебет                                                                                                                           Кредит

69 «Расчеты по соц. страхованию и обеспечению» 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

 

 

Учет материалов.                                                                                                

К МПЗ согласно бухгалтерского учета относятся активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи;

- предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;

- используемые ля управленческих нужд.

Кроме того, данные активы должны использоваться для производства продукции или управленческих нужд не более 12 месяцев.

Все материально-производственные запасы поступают в организацию от поставщиков, путем собственного изготовления организацией, внесения в счет вклада в уставный капитал организации, безвозмездного получения, от подотчетных лиц, возврат материалов (сырья) от собственного производства, от списания пришедших в негодность основных средств. 

Единицей бухгалтерского учета МПЗ выступает номенклатурный номер, партия, однородная группа. Она выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной достоверной информации об этих запасах и обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением.

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС. К фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся:

- стоимость материалов по договорной цене;

- суммы, уплачиваемые организациями за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;

- затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования;

- иные затраты, связанные с приобретением МПЗ.

При отпуске МПЗ в производство их оценка производится одним из следующих методов:

1. По себестоимости каждой единицы. Данная оценка допускается особого порядка учета (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.д.);

2. По средней себестоимости – осуществляется по каждой группе запасов путем деления общей себестоимости группы запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

3. По методу ФИФО – (по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ). Данный метод основан на том, что запасы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений, числящихся на начало месяца.

Все операции по движению МПЗ должны оформляться первичными учетными документами, к которым относятся следующие:

 

М-2 или М-2а Доверенность Служит для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре, заверяется подписью руководителя. Срок ее действия не более 15 дней.

 

М-4   Приходный ордер       Используется для учета материалов и тары, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре МОЛ в день поступления материалов на склад при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).

 

М-7   Акт о приемке материалов       Используется в случае выявления несоответствия количества и качества доставляемого на склад груза. В акте фиксируется размер недостачи и устанавливается сумма, взыскиваемая с поставщика. Составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием МОЛ и представителя поставщика: 1- передается в бухгалтерию; 2 – поставщику.

 

М-8   Лимитно-заборная карта          Предназначена для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для установления текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды. Составляется в двух экземплярах: 1 – передают до начала отчетного периода цеху-потребителю; 2 – на склад.

М-11 Требование-накладная на отпуск (внутреннее решение) материалов      Применяется для учета движения материалов внутри организации. Составляется в двух экземплярах МОЛ склада, сдающего ценности: 1 – предназначен для списания ценностей отпускающей стороной, 2 – для их оприходования принимающей стороной

М-15 Накладная на отпуск материалов на сторону  Выписывается в двух экземплярах по предъявлении доверенности на получение имущества: 1- передается на склад, 2 – получателю.

М-17 Карточка учета материалов   Применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру, т.е. для ведения складского учета. Является бланком строгой отчетности и выдается кладовщику под расписку. Заполняется бухгалтером на каждый номенклатурный номер материала, после чего передается кладовщику и ведется в течение года. В карточке кладовщиком должна фиксироваться каждая операция по приходу или расходу материалов и заверяться его подписью.

Синтетический учет материальных запасов ведется на активном инвентарном счете 10 «Материалы». 

По дебету счета 10 отражается поступление материальных ценностей по фактической себестоимости. По кредиту – списание ТМЦ в оценке, принятой предприятием.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется в разрезе МОЛ (складам, местам хранения ТМЦ) по балансовым счетам (субсчетам) и группам запасов.

По поступлению, движению и выбытию ТМЦ в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

1. Приобретены материальные ценности от поставщиков, подотчетных лиц ДТ 10, 19 КТ 60, 71

2. Осуществлена доставка ТМЦ транспортной организацией ДТ 10, 19 КТ 76

3. Списан НДС по приобретенным ценностям на расчеты с бюджетом ДТ 68 КТ 19

4. Отпущены ТМЦ со склада по направлениям использования: ДТ 20, 23, 25, 26, 29 КТ 10

 

Продажа:

5. Проданы ТМЦ на сторону ДТ 91 КТ 10

6. Начислен НДС на продаваемые ТМЦ ДТ 91 КТ 68

7. Отражена величина выручки покупателям за продаваемые ТМЦ ДТ 62 КТ 91

8. Поступила выручка от покупателей на расчетный счет ДТ 51 КТ 62

 

 

Учет готовой продукции.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов. Готовая продукция – это полностью законченные обработкой изделия и полуфабрикаты, соответствующие действующим стандартам или техническим условиям, принятые на склад материально-ответственными лицами.

Оценка готовой продукции может осуществляться:

1.По фактической производственной себестоимости. Данная оценка применяется в основном в мелкосерийных производствах.

2.По нормативной себестоимости. Применяется, как правило, в массовых и серийных производствах с большой номенклатурой готовой продукции.

3.По договорным ценам. Применяются при стабильности учетных цен.

4.По другим видам цен

Для учета готовой продукции предназначен активный счет 43 «Готовая продукция». По дебету счета отражается информация о фактической себестоимости выпущенной из производства продукции, по кредиту - о фактической себестоимости отгруженной продукции в отчетном месяце. Сальдо (дебетовое) по счету показывает величину остатка готовой продукции.

Данные по отгруженной продукции ежедневно записывают в Ведомость аналитического учета продажи готовой продукции (работ, услуг). В ней указывается информация о продаваемой продукции по видам, суммы, предъявляемые по счетам в разрезе дебета и кредита счета 90 «Продажи» в корреспонденции с группой счетов (43, 23 и т.д.).

Вся информация о проданной продукции отражается в Журнале-ордере №11.

В бухгалтерском учете по движению готовой продукции делаются следующие записи:

1. Оприходована готовая продукция, выпущенная из основного производства Дт 43 КТ 20

2. Оприходована готовая продукция (работы, услуги), выпущенная из вспомогательного производства Дт 43 КТ 23

3. Оприходована готовая продукция, выпущенная из обслуживающих производств Дт 43 КТ 29

4. Переведена готовая продукция в состав производственных запасов Дт 10 Кт 43

5. Произведена продажа готовой продукции Дт 90.2 «Себестоимость продаж» Кт 43

6. Иногда готовая продукция может использоваться на нужды основного и вспомогательного производства: Дт 20, 23 Кт 43

например, молоко на выпойку телятам, поросятам; на переработку; при вредных производственных условиях и т.п.

В процессе своей деятельности организации должны проводить инвентаризацию всех материально-производственных запасов, в том числе и готовой продукции. В результате проведенной инвентаризации могут быть выявлены либо излишки, либо недостачи.

В случае, если выявлены излишки ГП в бухгалтерском учете делается запись: Дт 43 Кт 91.1 «Прочие доходы»

В случае выявления недостачи: Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 43

Если установлены виновные лица по недостаче: Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 94 - на сумму недостачи;

Взыскивается сумма недостачи с виновного лица Дт 50, 70 Кт 73.

Если винновое лицо не установлено, то недостача будет относиться на расходы организации: Дт 91.2 Кт 94

Учет основных средств.

Активы организации считаются основными средствами, если их стоимость составляет от 40000 руб. и выше, а также в случае выполнения следующих условий:

1) они должны использоваться в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд организации;

2) срок полезного использования таких средств должен превышать 12 месяцев;

3) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств применяются следующие формы учетных документов:

ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) Используются для учета ввода в эксплуатацию объектов основных средств. Составляется в одном экземпляре. При передаче в бухгалтерию к акту прикладывается техническая документация. Все сведения Акта должны быть перене-сены работником бухгалтерии в инвентарную карточку ф. ОС-6. акт подписывается главным бухгалтером, утверждается руководителем организации.

ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения)        

ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)       

ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств      Предназначена для внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения в другое. Составляется в трех экземплярах: один – передается в бухгалтерию, второй – остается у сдатчика, третий – у получателя. Данные накладной переносятся в инвентарную карточку (книгу).

ОС-3 Акт о приеме-сдаче от-ремонтированных, ре-конструированных, модернизированных объектов основных средств           Применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации. Если данные виды работ организация выполнят самостоятельно, то Акт составляется в одном экземпляре. Если сторонняя организация – в двух экземплярах. Подписывается лицом, производившим указанные работы (сторонней организацией), главным бухгалтером и руководителем организации. Сведения Акта пере-носятся в инвентарную карточку.

ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)   Применяется для полного или частичного списания основных средств, кроме автотранспорта. Составляется комиссией в двух экземплярах: первый – передается в бухгалтерию, второй – остается у МОЛ и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате ликвидации запасных частей, материалов и т.п.

ОС-4а Акт о списании авто-транспортных средств     Предназначен для оформления списания грузового или легкового автотранспорта. Составляется в двух экземплярах: первый – передается в бухгалтерию с документами, подтверждающими снятие с учета в ГИБДД, второй – остается у МОЛ для сдачи вместе с оставшимися от ликвидации материальными ценно-стями на склад.

ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме авто-транспортных средств)       

ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств Применяется для учета всех видов ос-новных средств. Ведется в бухгалтерии. Открывается на отдельные или группу объектов. Заполняется в одном экземпляре на основании Актов и технической документации.

ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств        

ОС-6б Инвентарная книга учета объектов основных средств      

ОС-14 Акт о приеме (поступлении) оборудования       Применяется для оформления посту-пившего на склад оборудования для установки. Составляется в двух экземплярах. Подписывается приемной комиссией. Утверждается руководителем и уполномоченным им на это лицом.

ОС-15 Акт о приеме передаче оборудования в монтаж Используется при проведении монтажных работ подрядным способом. В со-став приемочной комиссии входит представитель монтажной организации.

ОС-16 Акт о выявленных дефектах оборудования       Составляется на выявленные дефекты в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект – это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

Для обобщения информации о наличии и движении основных средств предназначен активный инвентарный балансовый счет 01 «Основные средства». По дебету этого счета отражается наличие основных средств на начало периода и поступления, а по кредиту – их выбытие.

Учет на счете ведется по первоначальной или восстановительной стоимости.

Поступление основных средств оформляется следующими бухгалтерскими записями:

1. Приобретено основное средство у поставщика ДТ 08.4 КТ 60

2. Учтена сумма НДС по приобретенному основному средству ДТ 19.1 КТ 60

3. Перечислены денежные средства с расчетного счета поставщикам ДТ 60 КТ 51

4. Оприходован объект основного средства по первоначальной стоимости ДТ 01 КТ 08.4

5. Списывается сумма НДС для расчетов с бюджетом ДТ 68 КТ 19.1

Перемещение основных средств внутри организации оформляется записью ДТ 01 КТ 01 в разрезе МОЛ.

Выбытие основных средств происходит в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания по причине морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, а также при передаче в виде вклада в уставный капитал других организаций.

При выбытии основных средств в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

1. Списана сумма начисленной амортизации по объекту основных средств ДТ 02 КТ 01

2. Списана остаточная стоимость объекта основных средств ДТ 91.2 КТ 01

 

 

Учет амортизации основных средств.

Амортизация – постепенное перенесение стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции (работ, услуг) в течение срока полезного использования соответствующего объекта.

Амортизация начисляется ежемесячно.

По вновь приобретенному объекту основных средств амортизация начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

В соответствии с ПБУ 6/01 начисление амортизации основных средств производится одним из следующих способов:

1) линейный способ; Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной из срока полезного использования этого объекта. Норма амортизации рассчитывается по формуле: Na = 1: n * 100 Na – годовая норма амортизационных отчислений, %; n – срок полезного использования объекта, лет. годовая сумма амортизации определяется: Σг.а. = Пст. * Na / 100%, Σг.а. – годовая сумма амортизационных отчислений, Пст. – первоначальная стоимость объектов; Na – годовая норма амортизационных отчислений, %. Ежемесячная сумма находится путем деления годовой амортизации на 12 месяцев.

2) способ уменьшаемого остатка; Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения;

3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.

4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Для учета амортизации основных средств предназначен пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Кредитовое сальдо отражает сумму амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Начисление амортизации в бухгалтерском учете отражается записью ДТ 20, 23, 25, 26, 29, 44 КТ 02.

Аналитический учет по счету 02 ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.

Для начисления амортизации в сельскохозяйственных организациях предусмотрены специализированные ведомости и расчеты: "Ведомость расчета амортизации и отчислений в ремонтный фонд (без автотранспорта)", "Ведомость расчета амортизации по автотранспорту и отчислений в ремонтный фонд".

 

Содержание и методика составления бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс – это способ группировки и обобщенного отражения в денежном выражении состояния средств предприятия по их видам и источникам образования на определенную дату. Бухгалтерский баланс составляется, как правило, на первое число месяца (квартала, года) в виде таблицы определенной формы и состоит из двух взаимосвязанных частей: актива и пассива. В активе бухгалтерского баланса отражаются средства по их видам, составу и размещению, а в пассиве — источники образования этих средств и их целевое назначение Итоги актива и пассива баланса всегда равны между собой. Это равенство обусловлено тем, что в активе и пассиве отражается один и тот же объем средств, только в разных группировках. Актив и пассив баланса подразделяются на разделы, а разделы — на статьи. Статьями бухгалтерского баланса называются отдельные показатели актива или пассива, характеризующие виды средств или источники их образования. Бухгалтерский баланс является основным источником анализа финансового состояния фирмы.

АКТИВ

Предприятие должно представить дополнительные статьи, заголовки и промежуточные итоговые суммы в отчете о финансовом положении, если такое представление необходимо для понимания финансового положения предприятия.

56 Если предприятие представляет краткосрочные и долгосрочные активы, и краткосрочные и долгосрочные обязательства, в рамках отдельной классификации в отчете о финансовом положении, оно не должно классифицировать отложенные налоговые активы (обязательства) как краткосрочные активы (обязательства).

57 Настоящий стандарт не описывает порядок или формат, в котором предприятие представляет статьи. Пункт 54 просто перечисляет статьи, которые в достаточной степени отличаются по характеру и функции, чтобы быть отдельно представленными в отчете о финансовом положении. Кроме того:

(a) статьи включаются в отчет в том случае, если величина, характер и функция отдельной статьи или совокупности аналогичных статей таковы, что уместны для понимания финансового положения предприятия; и

(b) используемые наименования и порядок указания статей или совокупности аналогичных статей могут изменяться в соответствии с характером предприятия и его операциями с целью предоставления информации, уместной для понимания финансового положения предприятия. Например, финансовое учреждение может изменить указанные выше наименования с целью предоставления информации, уместной для деятельности финансового учреждения.

58 Предприятие использует суждение о том, следует ли отдельно представлять дополнительные статьи на основании оценки:

(a) характера и ликвидности активов;

(b) функции активов в пределах предприятия; и

(c) сумм, характера и сроков погашения обязательств.

59 Использование разных основ оценки для разных классов активов предполагает различие их характера или функции, а, следовательно, их представление предприятием как отдельных статей. Например, различные классы основных средств могут отражаться по себестоимости или переоцененной стоимости в соответствии с МСФО (IAS) 16.

Предприятие должно представлять в своем отчете о финансовом положении краткосрочные и долгосрочные активы, а также краткосрочные и долгосрочные обязательства в качестве отдельных классов в соответствии с пунктами 66–76, за исключением случаев, когда представление информации, основанное на степени ликвидности, обеспечивает надежную и более уместную информацию. Если применяется указанное исключение, предприятие должно представлять все активы и обязательства в порядке своей ликвидности.

Краткосрочные активы

Краткосрочные обязательства

Некоторые краткосрочные обязательства, такие, как торговая кредиторская задолженность и некоторые начисления затрат по оплате труда и прочих операционных затрат, составляют часть оборотного капитала, используемого в течение обычного операционного цикла предприятия. Такие операционные статьи классифицируются как краткосрочные обязательства, даже если они подлежат погашению не ранее чем через двенадцать месяцев после окончания отчетного периода. При классификации активов и обязательств предприятия используется один и тот же обычный операционный цикл. Если невозможно четко определить обычный операционный цикл предприятия, делается допущение, что его продолжительность составляет двенадцать месяцев.

71 Прочие краткосрочные обязательства не погашаются в рамках обычного операционного цикла, однако подлежат погашению в течение двенадцати месяцев после окончания отчетного периода или предназначены в основном для целей торговли. Примерами служат финансовые обязательства, классифицированные как предназначенные для торговли в соответствии с МСФО (IAS) 39, банковские овердрафты, а также краткосрочная составляющая долгосрочных финансовых обязательств, дивиденды к выплате, налоги на прибыль и прочая неторговая кредиторская задолженность. Финансовые обязательства, обеспечивающие долгосрочное финансирование (т.е. не составляющие часть оборотного капитала, используемого в течение обычного операционного цикла предприятия) и не подлежащие погашению в течение двенадцати месяцев после окончания отчетного периода, представляют собой долгосрочные обязательства, и к ним применяются пункты 74 и 75.

72 Предприятие классифицирует свои финансовые обязательства как краткосрочные, если они подлежат погашению в течение двенадцати месяцев после окончания отчетного периода, даже если:

(a) первоначальный срок погашения составлял более двенадцати месяцев; и

(b) после окончания отчетного периода и до утверждения финансовой отчетности к выпуску заключено соглашение о рефинансировании или изменении графика платежей на долгосрочной основе.

73 Если предприятие предполагает и имеет возможность по своему усмотрению рефинансировать или продлить какое-либо обязательство на срок, составляющий не менее двенадцати месяцев после окончания отчетного периода, в рамках существующей кредитной линии, оно классифицирует это обязательство как долгосрочное, даже если в противном случае это обязательство подлежало бы погашению в более короткий срок. Тем не менее, если предприятие не может по своему усмотрению рефинансировать или продлевать обязательство (например, при отсутствии соглашения о рефинансировании), предприятие не принимает во внимание потенциальную возможность рефинансирования и классифицирует обязательство как краткосрочное.

74 Если предприятие нарушает какое-либо из условий долгосрочного кредитного соглашения по состоянию на дату окончания отчетного периода или на более раннюю дату, в результате чего обязательство подлежит погашению по требованию, то предприятие классифицирует обязательство как краткосрочное, даже если кредитор согласился, после окончания отчетного периода и до утверждения финансовой отчетности к выпуску, не требовать платежа на основании допущенного нарушения. Предприятие классифицирует обязательство как краткосрочное, поскольку на дату окончания отчетного периода у предприятия не было безусловного права откладывать его погашение на срок, составляющий не менее двенадцати месяцев после указанной даты.

75 Тем не менее, предприятие классифицирует обязательство как долгосрочное, если кредитор по состоянию на дату окончания отчетного периода согласился предоставить период отсрочки, заканчивающийся не ранее, чем через двенадцать месяцев после окончания отчетного периода, в течение которого предприятие может исправить нарушение и во время которого кредитор не может требовать немедленного погашения.

76 Применительно к займам, классифицированным как краткосрочные обязательства, если в период между датой окончания отчетного периода и датой утверждения финансовой отчетности к выпуску происходят указанные ниже события, эти события подлежат раскрытию как некорректирующие события в соответствии с МСФО (IAS) 10 «События после даты окончания периода»:

(a) рефинансирование на долгосрочной основе;

(b) исправление нарушения долгосрочного кредитного соглашения; и

(c) предоставление кредитором периода отсрочки для исправления нарушения долгосрочного кредитного соглашения, заканчивающегося не ранее чем, через двенадцать месяцев после окончания отчетного периода. Информация, подлежащая представлению либо в отчете о финансовом положении, либо в примечаниях

Предприятие должно раскрыть в отчете о финансовом положении или в примечаниях более подробную разбивку представленных статей с использованием классификации, которая подходит для деятельности предприятия.

78 Степень детализации при представлении разбивки статьи зависит от требований МСФО (IFRS), а также от величины, характера и функции соответствующих сумм. Предприятие также использует факторы, изложенные в пункте 58, для определения основы разбивки статей. По каждой статье предусмотрено разное раскрытие информации, например:

(a) статьи основных средств детализируются по видам в соответствии с МСФО (IAS) 16;

(b) дебиторская задолженность детализируется с выделением задолженности покупателей и заказчиков, задолженности связанных сторон, сумм предоплаты и прочих сумм;

(c) запасы разбиваются в соответствии с МСФО (IAS) 2 «Запасы» на такие виды, как товары, производственные запасы, материалы, незавершенное производство и готовая продукция;

(d) резервы разбиваются на резервы по затратам на вознаграждения работникам и прочие статьи; и

(e) капитал и капитальные резервы детализируются по та


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.