Моделирование деятельности молодежи в культурно - досуговой сфере — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Моделирование деятельности молодежи в культурно - досуговой сфере

2019-08-03 273
Моделирование деятельности молодежи в культурно - досуговой сфере 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возрастные границы:

1 группа – юношеский 18 – 20 лет;

2 группа – молодежь среднего возраста 21 – 25 лет;

3 группа – молодежь старшего возраста 26 – 30 лет.

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупностей возрастных характеристик, особенностей социального положе­ния, которые определяются общественным строем, культурой, закономерно­стями социализации, воспитания. Молодежь является одним из объектов социально - педагогического воз­действия различных социальных институтов в условиях досуговой деятельно­сти. Рассмотрим, по каким социальным признакам можно разделить молодежь:

- молодежь индустриально - промышленных трудовых коллективов;

- молодежь аграрно - промышленных трудовых коллективов;

- молодые специалисты и служащие;

- военнослужащие срочной и сверх срочной службы:

- студенты вузов и СПУЗов;

- учащиеся ПТУ и общеобразовательных школ.

Проблема развития, защиты и поддержки культурных интересов и потреб­ностей молодежи в сфере свободного времени нуждается в особом внимании со стороны государства и общества по ряду причин.

Во — первых, молодежь - это один из главнейших ресурсов социального развития. Это значит, что от того, насколько культурным, образованным, ду­ховно и нравственно развитым является сегодня молодое поколение, завтра во многом будет зависеть уровень развития общества и качество жизни.

Во - вторых, этот период - очень важный этап в жизни личности, время ее становления и самоопределения.

В - третьих молодежь один из наименее социально не защищенных слоев, особенно в условиях полярного расслоения современного российского общест­во по уровням дохода.

Главными в досуговых занятиях молодежи являются потребности в ком­муникациях, развлечениях и релаксации. Досуговая деятельность привлекает молодежь её нерегламентированно­стью, добровольностью выбора, демократичностью, эмоциональной окрашен­ностью, возможностью сочетать в ней деятельность - физическую и интеллек­туальную, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Эти специфические черты молодежного досуга способствуют оптимальной само­реализации личности молодого человека.

В зависимости от их отношения к досугу можно выделить следующие типологические группы:

· активно — деятелъностный тип - отличается избирательным отношением к различным формам досуга, имеет четко обозначенный круг до­суговых интересов;

· молодежь, ориентирующаяся на досуг как время для продолжения работы (учебы), она переносит свои производственные, учебные, научные занятия во внерабочее время, вытесняя все другие виды деятельности, эта группа молодежи, как правило, не имеет других интересов и увлечений, кроме ра­боты, ограничивает себя в общении;

· молодежь, ориентирующаяся на пассивно - потребительские формы досуга, (телепросмотр, посещение спортивно - зрелищных мероприя­тий, кафе и ресторанов) в ущерб духовному общению и участию в социально значимых видах досуговой деятельности;

· молодежь не предрасположенная к целеполаганию в досуговой деятельно­сти отличающаяся стихийной направленностью досуга (хаотичный набор досуговых занятий, отсутствия умений и навыков рациональной организа­ции досуга);

· молодежь ориентирующаяся на институциональные формы проведения до­суга (посещение театров, филармонических концертов, музеев, досуговых учреждений, стадионов);

· молодежь, ориентирующаяся на неинституциональные формы проведения досуга (участие в работе неформальных объединений и групп, семейные и другие формы проведения досуга).

Но в целоммолодежный досуг имеет в своей основе активный, действенный характер. Его отличают подвижность, динамизм, экспрессия, эмоциональ­ность.  

 Формы молодежного досуга развиваются как самостоятельная система, на основе собственных внутренних законов. В своем развитии эти формы быстро достигают кульминации, т.к. связа­ны с таким явлением как мода. Таким образом, развитие молодежного досуга носит ярко выраженный взрывной характер. 

Каждое новое поколение стремится развить свою собственную новую форму досуга, которая явилась бы своеобразным знаком этого поколения. Это один из способов самоутверждения поколения в обществе. Данная новая форма, особенно на этапе становления, создается как бы в противовес существую­щим традиционным формам. Молодежь всегда выдвигает лидера своего досуга - коллективного или лиде­ра - личность. Лидер - неотъемлемый элемент молодежного досуга, лидер­ство чаще всего неформально. И в то же время молодежный досуг носит преимущественно коллективно - групповой харак­тер. Еще одной характерной чертой молодежного досуга является то, что он всегда ориентирован на новейшие достижения научно технического прогресса на использование современных информацион­ных технологий.

Опираясь на результаты исследований молодежного досуга, можно определить следующие современные тенденции в его развитии:

- наиболее посещаемые учреждения - тренажер­ные залы, кинотеатры, ви­деосалоны, дискотеки;

- весьма актуальна ориентация молодежи на оздоровительный досуг;

- отмечается тенденция к упрощению моло­дежного досуга, преобладанию в нем малосодержательных форм, идет смещение досуговых предпочтений в сторону развлекательных мероприя­тий;

- к числу мало посещаемых культурно - досуговых мероприятий и учрежде­ний относятся тематические вечера и беседы, а также любительские кружки и студии;

Из этого следует сделать вывод, что культурные интересы и потребности современной молодежи необходимо формировать.

  Механизм формирования культуры досу­га молодежи складывается из трех этапов:

1. Стимулирование у молодежи психологических установок на участие в соци­ально - культурном творчестве в условиях досуга;

На этом этапе важно поднимать престиж социально - значимых видов разнообразной досуговой деятельности (все социальные институты)

2. Непосредственное вовлечение молодежи в различные социально - значимые виды досуговой деятельности исходя из ее мотивов и интересов;

Деятельность на этом этапе занимаются молодежные общественные ор­ганизации, социально - культурные учреждения, которые не только вовлекают в деятельность, но и возвышают мотивы и интересы личности.

3. Материально - техническая, организационно — методическая и кадровое обеспечение деятельности социальных институтов досуга молодежи.

Сфера молодежного досуга – идеальные условия для самореализации личности человека. Самореализацию следует рассматривать как специфический вид челове­ческой деятельности, активность личности, когда объектом ее деятельности яв­ляются ее собственные сущностные силы.

Самореализация личности осуществляется в четырех основных сферах деятельности: производственной, бытовой, коммуникативной, досуговой.

В досуговой сфере наиболее распространенными направлениями само­реализации молодежи является:

1. Участие в самодеятельном художественном творчестве и индивиду­альном любительстве в сфере искусства.

В основе самореализации молодежи в этом виде деятельности ведущее место занимают следующие группы мотивов:

- направленные на удовлетворение художественных интересов, самореализа­цию своего художественного потенциала, на профессиональный диалог с руководителем;

- ориентация на самодеятельный коллектив как центр общения;

- ориентация на участие в самодеятельном художественном коллективе, как отдых;

- реализация потребности престижного характера: быть замеченным другими людьми, одобрение зрителей, товарищей по работе, товарищами, друзьями;

- компенсаторский мотив, который можно выразить в таких, например, суж­дениях молодых людей, как «хочу видеть и пережить то, чего я не могу уви­деть и пережить в жизни».

2. Участие в техническом творчестве.

Можно выделить четыре основных уровня технического творчества: - создание новых образцов техники и новой технологии, новых машин и приборов, новых конструкций. На этом уровне возникают изобретения, откры­тия.

- внесение частных изменений в существующую технику и технологию, организацию труда. Этот уровень технического творчества тяготеет пре­имущественно к рационализаторской деятельности.

- создание машин приборов, аппаратов по уже имеющимся чертежам и ин­струкциям.

- моделирование имеющейся техники - машин, приборов, аппаратов. Оптимальный процесс самореализации личности в сфере технического

творчества может быть обеспечен только в рамках целевых комплексных про­грамм.

3. Спорт

 Наиболее популярными в молодежной среде являются - теннис, футбол, волей­бол.

К числу основных мотивов занятиями спорта молодые люди относят сле­дующие:

- стремление укреплять свое здоровье, поддерживать жизненный тонус;

занятие спортом является лучшей разрядкой в напряженной трудовой и учебной деятельности;

- общение с единомышленниками по спортивным увлечениям в процессе тренировок, соревнований является лучшим отдыхом;

стремление систематически повышать уровень спортивного мастерства.

       4.Социальная и куль­турологическая деятельность в различных движениях, самодеятель­ных объединениях и группах. Инициатива участия в этих видах дея­тельности все чаще исходит от самой молодежи.

Анализ основных направлений самореализации молодежи в условиях до­суга показывает, что сфера молодежного досуга достаточно широка и многооб­разна. Но широта и многообразие этой сферы не всегда являются достаточными гарантиями полной самореализации социально - культурного потенциала мо­лодежи без существенного возрастания творческо - преобразующего начала в структуре досуговой деятельности.

 

Самореализация молодежи зачастую происходит в рамках такого явления как молодежная субкультура. Субкультура (от латинского SUB – под и культура) - совокупность специфических социально – психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они». (остальных представителей социума).

Социальной базой формирования той или иной субкультуры может быть. возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри их (объединения, течения и т.п.)

Признаки субкультуры:

· ценностные ориентации (не только фундаментальные, но и простые: увлечение музыкой, техникой, спортом);

· нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их влияния.

· предпочитаемые носителями субкультуры источники информации: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, ТV, сайты («страницы») в Internet рассчитанные на носителей субкультуры;

· эстетические пристрастия: мода (костюм, внешность, танцы, манера поведения, речь, музыкальных и эстетических пристрастиях, бытовых изделиях)

· жаргон – своеобразный диалект, отличающий ее носителей;

· фольклор – комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.

Молодежная субкультура отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения.

Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности.

Особенности молодежной субкультуры:

· Отчуждение от старшего поколения, его культурных ценностей, идеалов, образцов. Возникло оно не сегодня и выглядит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее субкультура превращается в контр культуру со своими идеалами, модой, языком и искусством. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер, хотя большинство молодежи – это вовсе не металлисты, экстремисты, рэкетиры и др.

· Досуг как основная сфера жизнедеятельности молодежи. Основные элементы этой сферы – отдых, активная физическая деятельность, развлечение, просвещение, самообразование, творчество, созерцание, размышление, праздник. Молодежь уходит в досуг как защитный панцирь, где она по – настоящему свободна.

· Преобладание потребления над творчеством. В рейтинге досуговых предпочтений молодежи потребление культурных ценностей занимает 2 место, а творческая деятельность – только 10 место. Такое отношение к жизнедеятельности свидетельствует об инфантилизме, но не от собственной лености души молодежи, а от порочной системы семейного и общественного воспитания.

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Она всегда отличается стремлением закрепить наиболее важные для нее мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, часто непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес.

В рамках молодежной субкультуры могут и явления контркультуры, представляющие собой своего рода вызов обществу. Это различные формы стихийного протеста против общественных процессов, выражение разногласия в жизни, поиск новых идеалов. Элементы контркультуры всегда присутствуют в культуре поколений.

К явлению контркультуры в современной молодежной культуре можно отнестинеформальное самодеятельное движение. Это альтернативные формы культуры, связанные с процессом создания и выработки нового отношения к миру.

Неформальное молодежное движениесуществует как стихийный, неуправляемый процесс, противостоящий сегодняшней социальной ситуации. Оно выражает противоречие между провозглашенными идеалами и реальной жизнью, дискредитирующей их.

Поскольку культура представляет собой саморазвивающуюся систему, она выталкивает из себя отжившие формы, которые сдерживают ее дальнейшее развитие.

В социально психологическом плане  молодежная контркультура демонстрирует извечный конфликт "отцов" и "детей". В основе конфликта – переоценка ценностей молодежью. Она стремится определить свое отношение к миру через отрицание культуры старших поколений.

 

По социально – правовому признаку выделяют:

1. Просоциальные или социально – активные, с позитивной направленностью деятельности: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей природы.

2. Асоциальные или социально – пассивные, деятельность которых нейтральна  по отношению к социальным процессам: металлисты, панки, хиппи, музыкальные и спортивные фанаты.

3. Антисоциальные: пацаны, нацисты, и другие, деятельность которых носит социально – негативный характер.

По направленности интересов:

1. Увлеченные современной молодежной музыкой – металлисты, брейк – дансисты, панки,  любители "диско", "новой волны", "классического рока и других направлений музыки;

2. Увлекающиеся техникой – рокеры, гоняющие на мотоциклах и другие.

3. Устремленные к право порядковой деятельности – афганцы, люберы, которые ратуют за порядок и пытаются установить его своими методами, в том числе силовыми.

4. Активно занимающиеся определенными видами спорта – люберы, атлеты, силовики и другие.

5. Около спортивные – различные фанаты.

6. Философско-мистические – хиппи и различные группы, увлеченные восточной религией, пророками.

7. Защитники окружающей среды.

Основные социальные факторы, способствующие приходу молодежи в неформальные группы:

- невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях;

- конфликты с преподавателями и родителями.

мотивы:

- желание провести свободное время;

- отсутствие взрослых и контроля;

- необычные приключения и переживания;

- общие интересы;

- возможность общения.

Но внешние причины заставляют задуматься, это:

- внутреннее одиночество и желание найти друзей;

- любовь между юношей и девушкой;

- уважение окружающих;

- достаточно высокая отчужденность от норм и ценностей активной творческой жизнедеятельности личности.

    Таким образом, молодежные неформальные объединения как форма альтернативной культуры или контр культуры представляют собой сложное явление со своими особенностями. Но при достаточно высоком интересе молодежи к различным проявлениям себя в неформальных молодежных объединениях потребление культурных ценностей классического образца так же присутствует среди досуговых увлечений современной молодежи. Что же представляет собой молодежь как читатель, зритель, слушатель?

В отношении современной молодежи к чтению выделяют основные особенности:

  • несовпадение интересов и знаний – лучше известна классика из школьной программы, но больше привлекает современная литература;
  • внимание к творчеству писателей, выбор того или иного жанра определяются общей социокультурной ситуацией, происходящими в обществе процессами;
  • преобладает предпочтение тех произведений и авторов, которых широко пропагандируют средства массовой информации;
  • немаловажную роль в чтении молодежи играет подверженность групповым стереотипам, когда литературные интересы определяются модой, групповые предпочтения обусловливают индивидуальный выбор читателя.

Кино для молодежи – это не столько возможность контакта с искусством, сколько возможность коллективного сопереживания, эмоционального, дружеского общения.

Именно межличностное взаимодействие является определяющей при выборе фильма. Выбор чаще всего обусловлен внешними факторами (совет друзей, рецензии, реклама и т.д.),чем внутренними устойчивыми интересами и потребностями.

Есть различия в предпочтениях того или иного жанра среди различных социальных групп молодежи. Одних интересуют кинокомедии и приключенческие фильмы, других – полицейские и боевики. При этом больше ценятся зарубежные фильмы: американские, французские, итальянские и другие.

Особым искусством является театр, где зритель становится непосредственным участником создания спектакля. Перед его глазами осуществляется творческий процесс, в котором он принимает внутреннее участие.

Проблема посещения театра часто связана с местом жительства и неодинаково для молодежи, проживающей в крупных, малых городах и сельской местности.

В последнее время наблюдается не только сокращение молодежной аудитории театра, но и тенденция увеличения числа случайных зрителей и сокращения постоянных посетителей.

Можно выделить динамику молодежных ориентаций в сфере театра:

1. Предпочтение постановок современных авторов по сравнению с классикой в 70 – е годы.

2. Направленность на музыкальные спектакли легкого, развлекательного жанра преобладающей части молодежи, кроме студентов, которым присуще стремление к осмыслению наиболее актуальных проблем современности воплощенных средствами драмы.

3. Изменения популярности отдельных театров, их репертуара

- самые популярные театры не имеют молодежного репертуара, а другие не пользуются у нее спросом. 

На сегодняшний день театр должен и может пробудить у молодежного зрителя индивидуальное, собственное отношение не только к искусству, но и ко всему миру.

Значительное место в жизни человека занимает музыка. Она развивает эмоциональность, способна объединить людей, проникнув в самые отдаленные глубины души, и противостоять процессу технизации и рационализации образа жизни.

Молодежь обращается к музыке чаще, чем к другим видам искусства. Но большинство слушает то, что передают, не проявляя никакой избирательности. Произведения классики в структуре музыкальных интересов молодежи занимают последнее место.

Таким образом, отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры.

Но предпочтение молодежи в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе, отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма.

 

Лекция 8

 

Моделирование деятельности людей зрелого возраста в условиях культурно — досуговых учреждений

       Люди среднего возраста – это самый представительный возрастной контингент населения, достигший пика социальной зрелости, имеющий психолого-педагогические особенности, социальные функции и ценности.

Возрастные границы людей зрелого возраста определяются:

1. группа - 30-40 лет возраст ранней зрелости;

2. группа - 41-50-55 лет возраст средней зрелости;

3. группа- 50 - 55 - 60 лет возраст поздней зрелости.

       Наиболее активное время жизни человека приходится на период 30 -60 лет. В это время происходит стабилизация всего жизненного уклада личности, его особенностей:

  • устанавливаются относительно устойчивые и постоянные социальные связи и семейные отношения;
  • стабилизируются обязанности и профессиональные роли, ценностные ориентации.

С другой стороны в этом возрасте начинается очередной период социализации. Это период не только сохранения всего опыта, приобретенного на предшествующей стадии, но и дальнейшего развития личности. Взрослый человек средних лет встает перед сложными задачами, касающимися семьи, работы, общества.

 Основным противоречием, задающим личностную динамику, является выбор между жизненной активностью и инертностью. Меняется стиль жизни, он становится более уравновешенным, более «индивидуалистическим» и в то же время «прометеевским»: в этот период человек уже больше начинает отдавать, чем брать.

К основным психолого-педагогическим особенностям возраста можно отнести то, что это активный период самореализации, стремление к полной реализации своих способностей в профессиональной деятельности.

Люди зрелого возраста являются чаще всего потенциальной аудиторией социально - культурных учреждений, так как, именно эта возрастная группа менее других вовлечена в социально — культурную деятельность.

Имеются и объективные причины, мешающие людям зрелого возраста ста­новиться активными посетителями и участниками досуговых мероприятий, т.к. для образа жизни представителей этой возрастной группы характерна большая трудовая и общественная нагрузка. Кроме того, немалых затрат времени тре­бует домашнее хозяйство и воспитание детей. В связи с этим количество вре­мени, связанное с посещением учреждений культуры, у данной категории силь­но уменьшается.

Специфика рассматриваемой возрастной группы состоит в том, что ее культурный потенциал может быть реализован, и часто реализуется в условиях деятельности социальных организаций, в воспитании подрастающего поколе­ния, при выполнении общественной работы.

 Более чем любая другая возрастная группа, люди 35 — 55 лет вовлечены в социальную деятельность в качестве ее основных субъектов. Представители данной возрастной группы во многом определяют нравственную обстановку в сфере общественного производства, семьи, в значительной степени могут вли­ять на выполнение экономических, социальных и духовных задач общества.

Структура досуговых занятий людей зрелого возраста разнообразна, но к специфике потребностей относится достаточно сильная дифференциация по образовательному и культурному уровню. Поэтому перед работниками учре­ждений досуга стает задача как реализации культурного потенциала одних, так и расширения культурного кругозора других.

Наиболее привлекательными формами работы для людей среднего возраста являются такие, где они могут приобрести знания, навыки и умения, дающие возможность использовать их в повседневной жизни, т.е. прикладного характера, и вместе с тем проявить свою социокультурную активность.

Главная задача социально - культурных учреждений создание условий для проявления творческой самореализации людей зрелого возраста в рамках их потребностей и интересов в сфере свободного времени.

Основные направления использования свободного времени данной возрас­тной группы:

  • создание объединений и клубов по интересам художественного профиля (клу­бы любителей музыки, театра, литературы и т.п.)
  • занятие традиционными видами художественного творчества (народные хоры, оркестры, театры и т.п.)
  • удовлетворение спортивных интересов (клубы любителей бега, хоккей, фут­бол, шахматы и т. п.)
  • участие в различных общественных добровольных объединениях;
  • занятие техническими видами творчества;
  • привлечение к руководству свободным временем детей и подростков, к со­вместной деятельности клуба и родителей;
  • массовые мероприятия (календарные, трудовые праздники);
  • клубы общения и т.п.

       Для реализации профессиональной активности людей среднего возраста организуются клубы деловых людей, профессиональные или бизнес-клубы.

       Для организации активного отдыха - туристические, экологические клубы, клубы любителей природы и т.п., где удовлетворяются не только познавательные и рекреационные интересы, но и потребность в общении.

       Уровень социальной активности можно существенно поднять с помощью участия в деятельности семейных клубов и творческих коллективах.

       Удовлетворить познавательные потребности людей среднего возраста помогут тематические мероприятия, посвященные проблемам семьи, политики, экономики, экологии, межличностным взаимоотношениям.

Вовлечение рассматриваемой группы в процесс досуговой деятельности представляет собой не простую задачу. Знание работниками социально - куль­турных учреждений социально - психологических особенностей и потребно­стей, присущих для этой категории людей, может способствовать активи­зации интереса к досуговой деятельности и превратить данную возрастную группу из потенциальных в реальных посетителей клуба.

Лекция 9

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.