Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных

2019-08-03 726
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Имя существительное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя прилагательное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глагол

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных

Упражнение 1

Выпиши слова в два столбика. Объясни свой выбор.

Д..лекий, ре..кий, с..леный, гл..за, щу..ка, др..зды, кре..кий, сла..кий.

Упражнение 2

Составь ответ на каждый вопрос, используя слова для справок. Запиши составленные предложения. Обозначь орфограмму. Устно подбери к словам из справок проверочные слова.

В р..ке, на з..мле, в л..су, в ств..ле с..сны.

· Где живут ежи?

· Где живут щуки?

· Где выдолбил дупло дятел?

· Где устроил гнездо жаворонок?

Упражнение 3

 

Спиши. Проверь правильность написания. Обозначь в словах ударения. Поставь точку под теми безударными гласными, которые можно проверить.

От цветов в полях льется запах кругом,

И сияет роса на полях серебром.

(И. Суриков)

 

 

Упражнение 4

Прочитай. Определи тему текста, озаглавь его. Напиши заголовок и текст, вставляя пропущенные в словах буквы.

В..сной разлилась река. В..да затопила лес и лу..а. Б..да пришла к зв..рькам. В..да хлынула в их жилища. Крот выле.. из-под земли и пустился вплавь. Вот и бере… Здесь кроту не страшна в..да.

Правописание слов с двумя безударными гласным

Упражнение 1

Прочитай. Отметь в словах ударную гласную, проверь обе безударные гласные. Например: «Сторона – стороны – сторонка». Обозначь орфограмму.

Полоса –...

Молоток –...

Голодал –...

Дорогой –...

Голова –...

Голоса –...

Волосок –...

Колоски –...

Говорят –...

Молодой –...

Деревянный –...

Упражнение 2

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.

Г..л..ва – головы, головка – голова

П..л..са

Ст..р..жить

М..л..дой

Д..р..гой

Б..p..да

З..л..неть

Г..в..рить

Упражнение 3

Прочитай текст. Какой отряд создали ребята? Объясни смысл его названия. Спиши текст. Проверь. Найди однокоренные слова и подчеркни безударную гласную.

У нас в школе есть отряд «Зеленый наряд Отчизны». Вот уже третий год мы ведем работу по озеленению нашего поселка. Высадили много плодовых деревьев и кустов. Радуемся, когда весной всё кругом цветет и зеленеет.

Упражнение 4

Дополни сам.

Тр..п..тали – трепещет

В..ч..реет – вечерний

Ст..р..жили – сторожка

З..л..нели – зелень

Л..п..тали – лепет

х..л..да –

б..р..да –

г..л..ва –

п..л..са –

 

 

Упражнение 5

Запиши слова в два столбика. Подумай, что объединяет слова в первом столбике? Во втором? Обозначь орфограмму. Устно подбери проверочные слова.

Ядро, холода, травинки, грибок, колосок, веселый, страна, сторона, варить, сторожить, столяр, золотой.

Упражнение 6

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу приведенные слова для справки, впиши пропущенные буквы. Подчеркни орфограмму. Вставленные слова разбери по составу.

З..л..тая, г..л..ве, ст..р..нушке, б..р..де, з..л..на, х..л..дна.

Мудрость в..., а не в...

Без работы и печь...

На чужой... рад своей воронушке.

Не нужна соловью... клетка, а нужна... ветка.

Упражнение 7

Прочитай текст. Подумай, как его можно озаглавить. Запиши слова с двумя безударными гласными. Подбери к ним проверочные. Например: «Холоднее – холод – холодный». Обозначь орфограмму.

Стало холоднее. Суровы морозы. В доме у барсучка тепло и хорошо. У него шерстка блестящая, серая с черными волосинками. Голова белая с черной полосой. Ушки круглы, коротки. Молодые барсучки любознательны.

Упражнение 8

Прочитай слова. Запиши на первом месте проверяемое, затем – проверочные. Обозначь орфограмму.

Вечер, вечерний, вечереет.

Весело, весёлый, веселился.

Голод, голодный, голодают.

Сторож, сторожка, сторожит.

Поиск орфограмм

Упражнение 1

Почему так случилось?

Упражнение 2

Прочитай, выделяя голосом ударные слоги. Выпиши из каждой пары предложений выделенные слова: сначала – с ударной гласной в первом слоге, затем – во втором. Обозначь в словах ударение. Поставь точку под одинаковыми гласными.

Упражнение 3

Отбери из данных слов лишь те, которые можно использовать для проверки выделенных слов в начале строки. Обозначь в словах корень, ударение, поставь точку под проверяемой гласной.

Упражнение 4

Подбери к каждому слову с пропущенной гласной слово, в котором эта гласная стоит под ударением. Напиши каждую пару слов. Вставь нужную букву. Обозначь орфограмму. Каким будет первое слово по отношению ко второму?

Упражнение 5

Прочитай. Произнеси парами однокоренные слова, выделяя ударную гласную. Объясни, почему одно слово служит проверочным для другого. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, обозначь орфограмму в этих словах.

С..довник осмотрел посадки.

Предлог

Упражнение 7

Однокоренные слова

Упражнение 7

Подбери проверочные слова, называя ласково предметы, которые они обозначают.

Пт..нец – К..вер – Лош..дь – Зв..зда –

Разбери слово «лошадка» по составу.

Упражнение 8

Выпиши слова в данном порядке. Устно объясни написания слов.

Начинай с буквы «с»

Упражнение 9

Спиши. Перед каждым словом напиши проверочное, которое называет предмет. Обозначь орфограмму.

Упражнение 10

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым словом напиши проверочное, которое отвечает на вопрос «какой?».

Упражнение 11

Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на данный вопрос.

Упражнение 12

Найди лишнее слово. Устно объясни свой выбор. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

Cв..сток, м..роз, с..лонка.

Су..та, д..жди, з..мля.

Упражнение 13

Спиши, вставив пропущенные гласные. В скобках запиши проверочные слова, отвечающие на данный вопрос. Обозначь орфограмму.

Упражнение 14

Прочитай слова, обозначающие действия. Запиши сначала проверочное слово, затем проверяемое.

Упражнение 15

Прочитай. Спиши, вставляя буквы. В скобках пиши проверочные слова, которые отвечают на заданный вопрос.

И пот..кли (что делал?) сосульки, затр..щал (что?) лёд, расп..лзлись (что делал?) сн..га (что?). Вот-вот заз..л..неет (что? какой?) лес, заг..лубеют (что?) воды, задымятся пашни. Гр..чи (кто?) прил..тели (что?) – в..сну (что?) принесли.

Упражнение 16

Спиши слова (вначале – проверочное, затем – проверяемое). Например: «тащится – тащились». Обозначь орфограмму. Какой частью речи являются эти слова? Подумай, какие проверочные глаголы можно подобрать. Что нужно для этого изменить? (Часть речи, время, число, род.)

Хвалил, хвалит.

Цветет, цвел.

Осветила, светит.

Гонит, гонять.

Лечил, лечу.

Стой, стою.

Делил, делит.

Кормит, кормил.

Сочетания ЧК, ЧН

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

Упражнение 4

Обобщающее упражнение 1

Обобщающее упражнение 2

Обобщающее упражнение 3

Упражнение 4

Прочитай пословицы. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на заданный вопрос. Устно объясни значение пословиц.

Упражнение 5

Прочитай каждую группу однокоренных слов. Отыщи слова, в которых нужно проверять гласную в корне. Запиши сначала проверочное, затем – проверяемые слова. Например: «Зверь – звериный, озверел».

Ленивый, ленится, лентяй.

Постареть, старый, старик.

Далеко, далекий, дальний.

Глядеть, взгляд.

Удивляться, дивный.

Сор, насорить, соринка.

Упражнение 6

Прочитай. Подумай, какие гласные в словах пропущены. Устно подбери к каждому такому слово проверочное.

Вст..ет ст..ною з..лотой,

В..лнуется пшеница,

И каждый кол..с нал..той

К земле готов скл..ниться.

Упражнение 7

Прочитай начало рассказа. Из данных слов составь предложения и закончи ими рассказ. Подчеркни во всем тексте безударные гласные в корне, устно подбери к ним проверочные слова.

Карась

Безударные гласные в корне

Упражнение 9

Выпиши слова в таком порядке: существительное, прилагательное, глагол. Подбери к ним проверочные. Обозначь орфограмму.

Гласные в безударных слогах

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

Упражнение 4

Упражнение 5

Выпиши слова с безударной гласной, подбери проверочные к ним. Обозначь орфограмму.

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой.

(И.С. Тургенев)

Упражнение 6

Выпиши слова с безударной гласной. Подбери к ним проверочные. Обозначь орфограмму.

Упражнение 7

Спиши, исправив ошибки.

Упражнение 8

Спиши без ошибок. Устно подбери проверочные слова. Подчеркни безударную гласную.

Упражнение 9

Прочитай. Подумай, какие гласные пропущены. Попробуй записать по памяти. Проверь себя. Если написал без ошибок – молодец (ты уже хорошо владеешь правилом), если есть ошибки – не огорчайся (тебе еще надо потренироваться в написании безударной гласной в корне).

Проверь слова да не сп..ши,

Красиво, грамотно п..ши.

Упражнение 10

Спиши слова, подобрав проверочные. Например: «Поспевает – спелый». Обозначь орфограмму. Составь предложение с одним из слов.

Упражнение 11

Выпиши парами однокоренные слова: сначала – чтобы гласная была ударной, а затем – безударной. Обозначь орфограмму.

Сосна, вода, дела, трава –

Проверить надо все слова.

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте –

Удареньем проверяйте:

Сосны, воды, травы, дело.

А теперь – пишите смело!

Упражнение 12

Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.

Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).

Упражнение 13

Прочитай. Измени слова в скобках по смыслу (например, «стройная сосна»). Обозначь в них ударение. Поставь точку под гласной в безударном слове.

Упражнение 14

Отгадай загадки. Подбери проверочное слово. Напиши по образцу: «Грибы – гриб».

– Кто вы?

– Мы лисички, дружные сестрички.

– Как, с одной-то лапкой?

– Нет, еще со шляпкой. (Грибы.)

Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Упражнение 15

Прочитай стихотворение, спиши его. К каждому слову с пропущенной буквой выбери проверочное. Подчеркни и обозначь орфограмму.

Приобрел я для жирафа

Чтоб он горло зав..зал,

Чтоб в мороз не зам..рзал.

А жираф ск..зал:

«См..три!

Еще нужны мне тридцать три!»

Упражнение 16

Проверь себя.

М..ряк – море – моряк

п..стух –

пл..щадка –

п..лезный –

п..левой –

с..довый –

Упражнение 17

Подумай, какие гласные пропущены. Подбери проверочное слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Напиши по образцу: Травы – трава.

(     ) – p..са;

(     ) – стр..на;

(     ) – п..сьмо;

(     ) – д..ска;

(         ) – ст..кло;

(     ) – к..льцо;

(     ) – з..мля;

(     ) – пл..чо;

(     ) – р..ка.

Упражнение 18

Подумай, какие гласные пропущены. Подбери проверочное слово так, чтобы оно обозначало один предмет. Напиши по образцу: Стог – ст..га.

(     ) – ст..да;

(     ) – п..ля;

(     ) – хв..сты;

(     ) – др..зды;

(     ) – дв..ры;

(     ) – ш..ры;

(     ) – цв..ты;

(     ) – д..ревья;

(     ) – л..сты.

Упражнение 19

Прочитай рассказ.

Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам:

– Спишите их. Только не спешите. Все пишут, а Алеша – нет...

Упражнение 1

Напиши проверочные слова к словам.

Упражнение 2

Объясни, какие буквы пропущены в словах. Напиши сначала проверочные, потом проверяемые слова. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

... – т..мнеть, т..мнота;... – ч..рнеть, ч..рнота;... – т..плеть, т..пло.

Упражнение 3

Прочитай текст. Спиши. Подчеркни безударную гласную. Напиши два слова с буквой «е» в корне, которая проверяется буквой «ё».

Упражнение 4

Угадай слова, выпиши их, подбери к ним проверочные. Обозначь орфограммы.

Белка спряталась в дупло,

В нем и сухо, и...

Упражнение 5

Сравни проверочные и проверяемые слова. Какую гласную букву нужно писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова пишется буква «ё»?

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

Упражнение 4

Заглавная (прописная) буква

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

 

 

Имя существительное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя прилагательное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глагол

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных

Упражнение 1

Выпиши слова в два столбика. Объясни свой выбор.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.