1.05.01.
| Космология (мегамир)
| знать: предмет космологии; основные вехи развития натурфилософских и научных космологических представлений (Аристотель, Птолемей, Коперник, Эйнштейн, Фридман, модель «Большого взрыва»); основные наблюдаемые свойства Вселенной (однородность в больших масштабах, красное смещение в спектрах далеких галактик, интерпретируемое как эффект Допплера, возникающий вследствие разбегания галактик, закон и постоянная Хаббла); расширение Вселенной; возраст Вселенной – понятие, методы оценки, современная оценка.
| 2
|
|
|
|
|
2.05.01.
| Космология (мегамир)
| знать: предмет космологии; основные вехи развития натурфилософских и научных космологических представлений (Аристотель, Птолемей, Коперник, Эйнштейн, Фридман, модель «Большого взрыва»); основные наблюдаемые свойства Вселенной (однородность в больших масштабах, красное смещение в спектрах далеких галактик, интерпретируемое как эффект Доплера, возникающий вследствие разбегания галактик, закон и постоянная Хаббла); расширение Вселенной; возраст Вселенной — понятие, методы оценки, современная оценка; понятие о различных видах материи во Вселенной (обычная (барионная) материя, «тёмная материя», «тёмная энергия») и основных различиях между ними.
уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.
| 2
|
|
| 2
|
|
1.05.02.
| Общая космогония (структуры мегамира) (данная тема только для специальностей, в ГОС которых отсутствует биологический уровень организции материи)
| знать: предмет исследования и методы космогонии; основные характеристики звезд; принципы классификации и основные типы звезд; основные этапы эволюции звезд; роль звезд в синтезе химических элементов; характеристики и эволюционный путь Солнца как звезды.
| 2
|
|
|
|
|
1.05.03.
| Происхождение Солнечной системы (структуры мегамира) (данная тема только для специальностей, в ГОС которых отсутствует биологический уровень организции материи)
| знать: состав и основные особенности устройства Солнечной системы; небулярную гипотезу Канта-Лапласа о происхождении Солнечной системы; основы современных представлений о формировании планетных систем, в частности, Солнечной системы.
| 2
|
|
|
|
|
1.05.04.
| Геологическая эволюция
| знать: внутреннее строение и историю геологического развития Земли, ее формирование и дифференциацию недр, химический состав; отличие Земли от других планет земной группы; методы определения внутреннего строения и возраста Земли; концепции развития геосферных оболочек и тектонику литосферных плит; структуру и химический состав атмосферы.
| 2
|
|
|
|
|
2.05.02.
| Геологическая эволюция
| знать: внутреннее строение и историю геологического развития Земли, ее формирование и дифференциацию недр, химический состав; отличие Земли от других планет земной группы; методы определения внутреннего строения и возраста Земли; концепции развития геосферных оболочек и тектонику литосферных плит; структуру и химический состав атмосферы; циркуляцию атмосферы и климат Земли.
| 2
|
|
|
|
|
1.05.05.
| Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем)
| знать: исторические концепции происхождения жизни: креационизм, постоянное самозарождение, стационарное состояние, гипотезу панспермии, биохимическую эволюцию; предпосылки и этапы возникновения жизни; методологические подходы в вопросе происхождения жизни: голобиоз, генобиоз.
| 2
|
|
| 1
|
|
2.05.03.
| Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем)
| знать: исторические концепции происхождения жизни: креационизм, постоянное самозарождение, стационарное состояние, гипотезу панспермии, биохимическую эволюцию; предпосылки и этапы возникновения жизни; методологические подходы в вопросе происхождения жизни: голобиоз, генобиоз.
| 2
|
| 2
| 2
|
|
1.05.06.
| Эволюция живых систем
| знать: теорию эволюции Дарвина; синтетическую теорию эволюции, её основные положения об элементарных единице, материале, явлении, факторах; микро-, макроэволюции; основные атрибуты эволюции: самопроизвольность, необратимость, направленность.
| 2
| 1
|
|
|
|
2.05.04.
| Эволюция живых систем
| знать: эволюционную концепцию Ламарка, теорию эволюции Дарвина; синтетическую теорию эволюции, её основные положения об элементарных единице, материале, явлении, факторах; микро-, макроэволюции; основные атрибуты эволюции: самопроизвольность, необратимость, направленность; формы отбора.
| 2
| 1
|
|
|
|
1.05.07.
| История жизни на Земле и методы исследования эволюции (эволюция и развитие живых систем)
| знать: понятия о геологических эрах и периодах, связь границ между эрами с геологическими и палеонтологическими изменениями; основные понятия, связанные с эволюцией жизни; важнейшие ароморфозы в истории жизни; основные таксономические группы растений, животных и последовательность их эволюции; методы исследования эволюции.
| 2
|
|
|
|
|
2.05.05.
| История жизни на Земле и методы исследования эволюции (эволюция и развитие живых систем)
| знать: понятия о геологических эрах и периодах, связь границ между эрами с геологическими и палеонтологическими изменениями; основные понятия, связанные с эволюцией жизни; важнейшие ароморфозы в истории жизни; основные таксономические группы растений, животных и последовательность их эволюции; методы исследования эволюции;
уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.
| 2
|
|
| 2
|
|
1.05.08.
| Генетика и эволюция
| знать: основные понятия генетики; свойства генетического материала; изменчивость, её типы: ненаследственную (модификационную, фенотипическую), наследственную (генотипическую, мутационную); мутации, их свойства.
| 2
|
|
|
|
|
2.05.06.
| Генетика и эволюция
| знать: основные понятия генетики; свойства генетического материала; изменчивость, её типы: ненаследственную (модификационную, фенотипическую), наследственную (генотипическую, мутационную); мутации, их свойства и виды.
| 2
| 1
|
| 1
|
|
Биосфера и человек
|
1.06.01.
| Экосистемы (многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости живых систем)
| Знать: понятие и признаки экосистемы, структуру экосистемы, виды природных экосистем, принципы функционирования, понятия пищевых цепей, пирамид, направления энергетических потоков в экосистемах;
уметь: различать биотические, абиотические и антропогенные факторы, формы биотических отношений.
| 2
|
|
|
|
|
2.06.01.
| Экосистемы (многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости живых систем)
| знать: понятие и признаки экосистемы, структуру экосистемы, виды природных экосистем, принципы функционирования; понятия пищевых цепей, пирамид, направления энергетических потоков в экосистемах; толерантность, пределы толерантности;
уметь: различать биотические, абиотические и антропогенные факторы; формы биотических отношений на примере конкретных организмов.
| 2
|
|
| 2
|
|
1.06.02.
| Биосфера
| знать: биосферу как экосистему высшего ранга; состав и границы биосферы; вещество живое, биогенное, косное, биокосное; геохимические функции живого вещества; биогенную миграцию химических элементов в биосфере и ее принципы.
| 2
|
|
|
|
|
2.06.02.
| Биосфера
| знать: биосферу как экосистему высшего ранга; состав и границы биосферы; вещество живое, биогенное, косное, биокосное; геохимические функции живого вещества; биогенную миграцию химических элементов в биосфере и ее принципы;
уметь: соотносить конкретные примеры с типами веществ биосферы.
| 2
| 1
|
|
|
|
1.06.03.
| Человек в биосфере
| знать: основные этапы эволюции рода Homо и его предшественников (стадиальную концепцию); виды (Человек умелый, прямоходящий, разумный); характерные особенности человека; возрастание роли социальных эволюционных факторов и ослабление биологических; неолитическую революцию и ее экологические последствия; коэволюцию человека и природы.
| 2
|
|
|
|
|
2.06.03.
| Человек в биосфере
| знать: основные этапы эволюции рода Homо и его предшественников (стадиальную концепцию); виды (Человек умелый, прямоходящий, разумный); характерные особенности человека; возрастание роли социальных эволюционных факторов и ослабление биологических; неолитическую революцию и ее экологические последствия; коэволюцию человека и природы.
| 2
| 1
|
|
|
|
1.06.04.
| Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)
| знать: понятия экологического кризиса, глобального экологического кризиса, его признаки и следствия, основные направления преодоления; понятие ноосферы, устойчивого развития;
уметь: определять вид загрязнения окружающей среды (ингредиентное, физическое, деструктивное), оценивать его возможные последствия.
| 2
|
|
|
|
|
2.06.04.
| Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)
| знать: понятия экологического кризиса, глобального экологического кризиса, его признаки и следствия, основные направления преодоления; понятие ноосферы, устойчивого развития;
уметь: определять вид загрязнения окружающей среды (ингредиентное, физическое, деструктивное), оценивать его возможные последствия.
| 2
|
|
|
|
|