Принципы информационного права — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Принципы информационного права

2019-07-13 430
Принципы информационного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного право позволяет формировать это права как самостоятельную отрасль.

Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.

Выделяют следующие основные принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности. Статья 2 Конституции утверждает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности. То есть ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

7. Принцип ответственности.

8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя).

9. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее ове-ществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.
10. Принцип информационного объекта (информационной вещи), или принцип двуединства информации и ее носителя, основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем.

14)ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЗА РУБЕЖОМ
Формирование информационного права тесно связано с формированием информационного общества. Информационное общество «размывает» государственные границы, тем самым правовое регулировании информационных отношений обладает международной составляющей.

США являются пионером в формировании основ практического осуществления информационной инфраструктуры – технологической основы информационного общества. Именно здесь была создана основа информационного общества (Internet).

В 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры. Для изучения проблем, связанных с построением национальной информационной инфраструктуры была создана Рабочая группа по строительству информационных супермагистральных сетей.

Информационные супермагистральные сети – совокупность всех технологий, связанных с информацией (телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании).

В специальном докладе были рекомендованы основные принципы формирования информационного общества: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации.

В феврале 1996 г. был издан закон «О телекоммуникации».

Европа. В 1995 г. Совет Европы издает резолюцию о стратегии вхождения Европы в информационное общество. Резолюции и документы Совета Европы посвящены разным аспектам становления информационного общества в европейских странах.

Европейская комиссия в феврале 1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. Цель работы Форума – проследить процесс становления информационного общества в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание социальных и демократических ценностей в «виртуальном обществе»; воздействие на общественные, государственные службы; образование, переквалификация, обучение в информационном обществе; культурное измерение и будущее СМИ; устойчивое развитие, технология и инфраструктура.

Кроме того, каждая из стран Европы обязана иметь программу, посвященную формированию национальной политики в целях построения информационного общества.

Япония. В 1998 г. была принята программа, основными положениями которой являются:

– создание сети Internet;

– внедрение информационных технологий в открытых сетях;

– проведение терминалов кабельных сетей во все школы;

– реорганизация законодательной системы;

– развитие электронной коммерции с учетом американской стратегии глобализации информационной инфраструктуры;

– развитие глобальных стандартов взаимодействия. Таким образом, проблема формирования информационного общества в современном мире выражается в том, что дальнейший прогресс зависит не только от достижений собственно в технологиях, сколько от того, насколько быстро будут приспособлены к новым изменениям старые правовые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, – телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации.

15) система и полномочия органов государственной власти, обеспечивающих право доступа к информации
Конституция РФ закрепляет право свободного доступа к информации, поэтому государственное управление в информационной сфере осуществляется всеми ветвями власти. Общее управление осуществляют:
Федеральное Собрание РФ;
Президент РФ;
Правительство;
суды;
Совет Безопасности.
Полномочия этих органов следующие.
Осуществление государственной политики через принятие нормативных актов.
Подготовка и реализация государственных программ в информационной сфере.
Реализация прав физических и юридических лиц.
Государственный контроль и надзор в сфере информатизации (при Совете Безопасности формируется межведомственная комиссия по информационной безопасности).

16) С истема и компетенция органов обеспечивающих охрану государственной тайны
Система органов, обеспечивающих охрану государственной тайны, включает в себя: -
Федеральное Собрание РФ; -
Президента РФ; -
Правительство РФ;
- ОГВ РФ, субъектов РФ (ФСБ, Министерство обороны, Службу внешней разведки, судебную власть).
Полномочия Федерального Собрания РФ:
- Федеральное Собрание определяет законодательство в области государственной тайны;
- определяет средства и статьи федерального бюджета, направление на реализацию программ по защите государственной тайны;
 - определяет полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.
Полномочия Президента РФ:
- утверждает программу по охране государственной тайны;
- утверждает структуру межведомственной комиссии по защите;
- утверждает перечень должностных лиц, которые имеют право относить информацию к государственной тайне, а также перечень сведений, относящихся к государственной тайне;
 - заключает международные договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
- определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в администрации Президента РФ.
Полномочия Правительства РФ: -
организует исполнение законов по охране государственной тайны; -
предлагает структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
- предлагает перечень должностных лиц, имеющих право относить сведения к государственной тайне; - устанавливает порядок разработки перечня сведений, составляющих государственную тайну; -
организует разработку и выполнение государственных программ, направленных на защиту государственной тайны;
- определяет льготы гражданам, допущенным к работе с государственной тайной (3 уровня секретности)
 - устанавливает порядок определения ущерба в случае разглашения государственной тайны, а также ущерб собственнику информации в результате засекречивания;
 - определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства РФ.
Полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ:
- обеспечивают защиту государственной тайны, переданной им другими органами государственной власти, а также на подведомственных им предприятиях и учреждениях;
- обеспечивают проведение проверочных мероприятий по допуску лиц к государственной тайне;
- реализуют меры по ограничению прав граждан, имеющих доступ к государственной тайне и по предоставлению им льгот;
- вносят предложения по улучшению защиты государственной тайны. Полномочия судебной власти:
 - при расследовании дел, связанных с нарушением законодательства о государственной тайне;
 - обеспечивает судебную защиту физических, юридических лиц в связи с их деятельностью по защите государственной тайны
 - определяет полномочия должностных лиц по охране государственной тайны в органах судебной власти.

17) Компетенция органов государственной власти по обеспечению правового режима конфиденциальной информации
Органы государственной власти обязаны обеспечить охрану коммерческой тайны, полученной ими в соответствии с законом, от разглашения и неправомерного использования с выполнением ими своих служебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется в указанных органах как служебная тайна.
Государственные органы обязаны возместить убытки, причиненные владельцам конфиденциальной информации вследствие своих неправомерных действий. Устанавливается ответственность и для владельцев конфиденциальной информации при нарушении правил ее предоставления в государственные органы. Государственные органы власти могут стать пользователем профессиональной тайны в установленных законом случаях. Информация охраняется как служебная тайна.
Органы государственной власти обладают следующими полномочиями по работе с персональными данными, составляющими тайну частной жизни.
1. Лицензирование деятельности, связанной с работой с персональными данными.
2. Регистрация массивов и держателей персональных данных.
3. Сертификация информационных систем и информационных технологий, предназначенных для обработки персональных данных.
4. Заключение межгосударственных соглашений трансграничной передачи персональных данных.

18) Понятие и виды конфиденциальной информации
На данный момент в российском законодательстве чёткого определения понятия «конфиденциальная информация» нет. В утратившем силу федеральном законе № 24 «Об информации информатизации и защите информации» говорится, что конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации
Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них

19)Режим защиты информации
Режим защиты информации
- установленная законом процедура доступа к соответствующим сведениям и ответственность за разглашение этих сведений. Режим защиты информации устанавливается в отношении трех групп сведений: а) сведения, относящиеся к государственной тайне: режим устанавливается уполномоченным государственным органом на основании Закона "О государственной тайне"; б) конфиденциальная информация, режим защиты которой устанавливается собственником информационных ресурсов или уполномоченным им лицом на основании Закона "Об информации"; в) персональные данные; режим защиты таких данных должен устанавливаться специальным федеральным законом, который не принят.

 20 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА КАК ПРЕДМЕТ, ИЗЪЯТЫЙ ИЗ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики:

– о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

– о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Определяется информация, доступ к которой не может быть ограничен:

• информация, необходимая для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц;

• законы, иные нормативные правовые акты;

• информация о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах; экологическая, метеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;

• информация о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

• информация о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям;

• информация о состоянии здоровья лиц, отнесенных законодательством РФ к категории высших должностных лиц Российской Федерации;

• информация о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридических лиц;

• информация о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения, о состоянии борьбы с преступностью;

• информация, ограничение доступа к которой запрещено иными федеральными законами и законами РФ.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.