Две противоположности: тщеславие и анонимность — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Две противоположности: тщеславие и анонимность

2019-07-13 255
Две противоположности: тщеславие и анонимность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

*********************************************************************************************

 

Строители пирамид должны были очень хорошо знать человеческую природу, они сознавали, что любопытство наверняка лишит покоя будущие поколения. Тяга к знаниям – составная часть человеческого интеллекта. Когда‑нибудь в далеком будущем люди все равно взломали бы пирамиды. Только тогда они должны были обнаружить в неповрежденном виде то, что древние оставили после себя. Из чего же состоит это наследство? Из пустого саркофага?

Наши размышления были прерваны приближающимся шумом. Невнятные разговоры, удивленные восклицания, хихиканье и даже перекличка – вверх по Большой галерее потекла первая волна туристов. Мы поспешили навстречу потным, полным любопытства и надежды лицам и, спотыкаясь, выбрались наружу на яркий утренний свет. Солнце уже палило, тяжелый предутренний туман был выпит светилом до последней капли. К нам тут же приблизился торговец папирусами со своим вечным «Welcome to Egypt!». Пока мы рассеянно перелистывали красочный альбом с классическими рисунками и мои глаза лениво скользили по картушам с нанесенными золотом знаками, в голове неотвязно мелькали мысли: иероглифы! Ни в одном из залов, ни в одной камере, ни в Большой галерее, ни в одном из коридоров не было ни единой надписи. Как фараон мог приказать возвести самое мощное сооружение на Земле и не похвалиться содеянным? Не увековечить собственное имя хотя бы крохотным иероглифом? Полное отсутствие надписей кажется просто извращением, анонимность сооружения явно не подходит к характеру заказчика постройки. Плиний писал: «…так создатели этого тщеславия безвестно ушли в прошлое». Тщеславие и безвестность несовместимы. Если фараон Хеопс страдал тщеславием, к тому же был тираном и угнетателем, который, согласно Геродоту, заставлял надрываться сотни тысяч рабов на постройке Великой пирамиды, он обязательно должен был бы увековечить свои подвиги на всех стенах. Считается, что сами угнетаемые из ненависти к фараону сбили иероглифы с хвалебными речами в его честь. Но как? Когда? Пирамида была старательно запечатана. Никакой самый свирепый вояка не смог проникнуть внутрь, чтобы утолить свою ярость, сбивая надпись. Кроме того, современные ученые исходят из того, что на строительстве пирамид были заняты не рабы, а вольнонаемные рабочие. Вот мнение семитолога Карлхайнца Шюсслера:

 

«Сегодня только одно можно утверждать с уверенностью: рабства в Древнем Царстве не существовало» [19].

 

Без рабов, при добровольном, самоотверженном участии свободных людей в большом деле еще меньше причин для отсутствия какого бы то ни было письменного сообщения. Свободные ремесленники, наоборот, провозгласили бы хвалу создателям и великому заказчику сооружения.

«Знаете ли вы, собственно, как делают папирус?» – поинтересовался у меня Ахмед, когда мы наконец оказались в машине – нам пришлось буквально пробиваться к ней сквозь толпы туристов и торговцев. «Папирус не делают, он растет на берегах Нила», – ухмыльнулся Вилли с заднего сиденья и похлопал Ахмеда по плечу.

«Я имею в виду, как из растения получается гибкий, похожий на пергамент лист».

 

Папирус – современник Нила

*********************************************************************************************

 

Ахмед умело маневрировал между людьми, верблюдами и машинами и быстро вырвался из всей этой толкотни на улицу, ведущую в Саккару. Перед ткацкой фабрикой мы сделали короткую остановку. Юные девушки в ярко‑красных юбках расправляли нежными детскими руками разноцветные нити, голоногие мальчишки с иссиня‑черными волосами, в белых с сероватым оттенком рубашках, уверенно обслуживали скрипящие деревянные станки. Подростки были довольны, они смеялись и пели и совершенно спокойно обходились без обычного вознаграждения за свою работу. Ахмед объяснил, что дети сами придумывают рисунки для ковров и их цветовые композиции.

Через два километра показалась одна из папирусных фабрик, обычных в долине Нила. Технология обработки этого влаголюбивого растения не менялась на протяжении тысячелетий.

Стебель разрезается на куски длиной примерно 20 см, зеленая кора удаляется. Раньше из этой эластичной коры делали пояса и сандалии, сегодня она служит топливом. Белая сердце‑вина внутри стебля режется ножом на тонкие ленты и помещается на шесть дней на водяную баню. Так происходит насыщение водой и окрашивание полос. Затем ламели (т. е. пластины) расплющиваются валиком или прессом и укладываются крест‑накрест на шерстяной платок, всегда одна лента горизонтально, а другая – вертикально. Сверху все накрывается следующим платком, на который вновь кладутся полосы папируса и так далее. Платки нужно часто менять – до тех пор пока это подобие шахматной доски из папирусной ленты окончательно не просохнет. Так как сердцевина папируса содержит желатин, высохшие ленты приклеиваются друг к другу. Приблизительно за шесть дней эластичный и прочный лист папируса готов. Его без труда можно раскрашивать любыми красками.

 

 

Юноши и девушки ткут ковры по собственным рисункам.

 

На протяжении тысячелетий египтяне доверяют папирусам свои послания. Почему же в них не сказано ни единого слова о строительстве пирамид? Почему нигде не упомянут создатель самых удивительных в мире сооружений? Мы можем только гадать, нашей логики здесь явно не хватает. Предполагают, что Хеопс приказал не погребать себя в собственной пирамиде, а захоронить в каком‑то другом месте. Почему он решился на это? Все же «его» усыпальница была самым надежным местом на земле. Когда именно возникла подобная идея? Нетрудно догадаться, что к этому решению он пришел не на ранней стадии строительства пирамиды. Архитекторы и жрецы были бы весьма признательны! Хеопс со своим сооружением оставил неизгладимый след в окружающем ландшафте. Просто невероятно, чтобы он упустил неповторимый случай увековечить себя на вечные времена. Эти обстоятельства, собственно, оставляют нам только три варианта ответа:

а) склеп Хеопса давно разграблен;

б) склеп до сих пор не найден;

в) решение о захоронении в другом месте принимал не Хеопс.

Я еще вернусь к пунктам а и б. Третье предположение противоречит фактам. В конце концов, пирамида Хеопса постоянно запиралась мощными монолитами и решетками. Так было на протяжении тысячелетий. Может, случилось так, что пирамида не была закончена к моменту смерти Хеопса, и будущие поколения прокляли фараона‑тирана, не поместив его мумию в пирамиде? Но почему тогда пирамида была закончена? Никто бы пальцем не пошевелил ради проклятого тирана, а у наследников Хеопса были собственные планы строительства.

Либо Хеопс лежит в своей пирамиде, либо пирамида принадлежит не Хеопсу.

 

Стены пирамид полны текстов

*********************************************************************************************

 

Только через 200 лет после Хеопса в Египте правил последний властитель V династии, фараон Унас (2356–2323 до н. э.). Его пирамида в Саккаре с боковой длиной 47 м и первоначальной высотой 43 м выглядела не так мощно, но тем не менее подарила археологам сенсацию.

Стены в склепе, в «вестибюле» и проходы к центральной камере оказались буквально усеяны иероглифическими текстами. На плотно стоящих колоннах справа налево и сверху вниз начертаны письмена. Это самые древние, но не единственные надписи в пирамиде.

Последователи Унаса – Тети, Пепи I, Менрен и Пепи II (все из VI династии (2323–2150 до н. э.)) также велели покрыть письменами стены своих пирамид. Уже в 1965 г. было найдено в пирамиде Тети 700 фрагментов надписей, а два года спустя французские археологи, нанеся визит в пирамиду Пепи, обнаружили, что и здесь проходы и стены покрыты иероглифами.

В феврале 1971 г. египтолог Жан‑Филипп Лауэр со своей экспедицией посетил пирамиду сына Пепи – Менрене. Свет ламп скользил по полновесным блокам известняка, высвечивал рельефные лица членов процессии, которую вел окрыленный (в прямом смысле слова) гений. Гордый бог в одной руке нес скипетр звериного бога Сета, в другой иероглиф «анк», известный как «знак жизни».

Наконец, в глубоко расположенной штольне археологи перебрались через опущенную грабителями решетку и попали в два помещения, которые были разделены могучими, весом тонн по тридцать, монолитами. Эти сходящиеся к потолку монолиты расположены в форме огромной буквы V и украшены светящимися белыми звездами, которые, благодаря форме монолитов, как бы висят в воздухе. Одни изолированные стены испещрены текстами, на других имеются рисунчатые изображения, пересеченные разделяющей их надвое линией. Археологи считают, что таким образом люди символически обезвреживали дикое существо. Умершего властителя в его путешествии по обители богов ничто не должно было беспокоить, тем более животные. Обоснование не слишком убедительное. Если присутствует страх перед магией животного, зачем вообще рисовать зверей? Мы находимся в плену устаревшего мышления, доставшегося нам в наследство от прежней египтологии. То, что в одной области науки считается правильным, в другой «не работает». Интерпретация рисунков на стенах, как и интерпретация иероглифов – дело весьма специфическое. Вполне может быть, что под полоской, которая разделяет животных на две половинки, подразумевается вовсе не магическое обезвреживание, а то, что животное – это смешанное существо. Наполовину земное, наполовину божественное.

 

 

Возраст этого папируса из Египетского музея в Каире – несколько тысячелетий.

 

Тот, кто надеялся, что найдет в этих текстах сведения о строительной технике потомков Хеопса, испытал разочарование. Он обнаружил здесь лишь поэтические свидетельства из области мифологии, религии и магии, причем космос всегда играет в них весьма важную роль. Бесспорным является лишь то, что тексты, найденные внутри этих пирамид, – несмотря на то, что они возникли только в конце V и во время VI династии, – содержат элементы верований, которые возвращают нас в гораздо более далекое прошлое. Трудно поверить, что смысл текстов в пирамидах должен состоять из одних только указаний относительно жизни в загробном мире. Мы обозначаем их содержание как хвалебные речи и «магические заговоры и ритуалы», как религиозные видения и мечты фараона. Так, в самых старых текстах пирамид сказано о желании фараона встретить в своем будущем путешествии по небосводу солнечного Бога Амона‑Ра. Ученые говорят, что «это следует понимать в духовном плане». Но так ли? Все же у фараона и его жрецов были вполне определенные представления о небесных странствиях, даже если они покажутся нам детскими. Фараоны путешествовали с помощью лодки, а не духа.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.