История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-07-12 | 302 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Права человека признаются ныне как на внутригосударственном, так и на международном уровнях. Их значение объективно определяется достижениями современного развития человеческой цивилизации, которая путем многовековых и многочисленных "проб и ошибок" постепенно шла к выводу о необходимости установления для всех жителей планеты Земля общих и равных, неприкосновенных и неотчуждаемых прав и свобод. А государства в своем большинстве не только берут на себя обязательства по соблюдению этих прав и свобод в пределах собственной юрисдикции, но и предоставляют возможности гражданам обращаться за восстановлением своих прав в соответствующие органы международных организаций, членами или участниками которых эти страны являются.
Международная правозащитная система представляет собой совокупность учреждаемых мировым сообществом институтов, а также способов и средств, используемых ими в целях поощрения и обеспечения прав человека вне зависимости от его национально-государственной принадлежности.
В межгосударственном сотрудничестве по защите прав человека определились две основные сферы действия международной правозащитной системы - универсальная и региональные с соответствующими механизмами в указанной области. Оговоримся, что в международном праве обращается внимание и на существование двухсторонних межгосударственных механизмов защиты прав человека. Однако такие конструкции обычно базируются лишь на декларативных заявлениях двух стран о своей приверженности правозащитному делу и не проявляются на практике в виде действующих механизмов их реализации.
Универсальный механизм защиты прав человека создан в рамках Организации Объединенных Наций на основе межгосударственных соглашений в области прав человека, заключенных государствами - членами ООН, и прежде всего Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах. На нормативной базе пактов учрежден и функционирует контрольный механизм за соблюдением государствами-участниками этих международно-правовых договоров своих обязательств, который строится на взаимодействии следующих органов.
|
Совет ООН по правам человека - правозащитное учреждение, сменившее Комиссию ООН по правам человека (1946-2006). Члены Совета - государства, назначаемые Генеральной Ассамблеей ООН и по ее мнению, призваны "поддерживать самые высокие стандарты в области поощрения и защиты прав человека".
Комитет по правам человека ООН - орган, занимающийся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах - участниках Пакта. Комитет оценивает доклады о выполнении ими своих обязательств, составляет комментарии к Пакту и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении Пакта соображения, не являющиеся обязательными для исполнения.
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека - агентство ООН, которое призвано следить за соблюдением и защитой прав, гарантируемых Всеобщей декларацией прав человека. Оно является координационным центром деятельности ООН по правам человека, возглавляется Верховным комиссаром, которого назначает Генеральная Ассамблея ООН сроком на 4 года.
Среди других органов ООН, занимающихся вопросами прав человека: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО, Управление Верховного комиссара ООН по правам беженцев, Добровольцы ООН и др.
Для того чтобы в ООН были признаны приемлемыми и принятыми к рассмотрению по существу сообщения частных лиц о предполагаемом нарушении государством своих обязательств, необходимо соответствие частной (индивидуальной) петиции целому ряду требований. По правилам Факультативного протокола к указанному выше Пакту сообщение считается приемлемым, если:
|
- исчерпаны все национальные средства правовой защиты;
- сообщение не является анонимным;
- сообщение не представляет собой злоупотребление правом на представление подобных сообщений;
- сообщение совместимо с положениями Пакта;
- данный вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.
Последствия для страны в случае принятия решения о нарушении ею своих обязательств по договорам в рамках универсальной правозащитной системы носят характер политического давления (воздействия) на государство-правонарушителя, что существенным образом отличается от последствий решений, например, в рамках европейской системы защиты прав человека.
Региональные правозащитные системы действуют в рамках международных организаций, охватывающих своим воздействием определенные географические районы мира и призванных в том числе защищать права человека на региональном уровне.
По времени создания первая среди них межамериканская система защиты прав человека, функционирующая на основе Устава Организации Американских Государств, Американской декларации прав и обязанностей человека 1948 г. и Межамериканской конвенции по правам человека 1969 г. В основе действия созданного контрольного механизма положено правило, по которому любое лицо или группа лиц, а также неправительственная организация, законно признанная в одном или более государств - членов ОАГ, наделены правом представления в Межамериканскую комиссию по правам человека петиций с жалобами на нарушения прав человека. Комиссия составляет доклад по итогам рассмотрения жалобы и может затем передать его в Межамериканский Суд по правам человека, который в основном наделен функциями по применению и толкованию Межамериканской конвенции. Весьма незначительное число вынесенных Судом решений и консультативных заключений позволяет сделать вывод (В.А. Карташкин, Г.Е. Лукьянцев, А.Г. Орлов) о неэффективности деятельности контрольных органов в реалиях данного региона.
Подобные оценки свойственны и для характеристики деятельности африканской системы защиты прав человека, созданной на основе Африканской хартии прав человека и прав народа 1981 г. в рамках Организации Африканского Единства. Контрольным органом системы рассматривалась Африканская комиссия по правам человека, результаты работы которой носят рекомендательный характер и не основаны на какой-либо процедуре, налагающей обязательства на государство-правонарушителя. В 2002 г. ОАЕ преобразована в Африканский союз, в рамках которого должен действовать контрольный правозащитный механизм в лице Панафриканского Суда по правам человека.
|
Таким же образом формировалась евразийская система защиты прав человека (правозащитная система СНГ), начало которой было заложено Уставом Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. и закреплено Декларацией о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод в странах СНГ от 24 сентября 1993 г., а также Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. Контрольным механизмом становилась Комиссия СНГ по правам человека, но всего лишь в ранге консультативного органа. Ее задачей объявлялось наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами - участниками Содружества. Отсутствие действенного контроля со стороны правозащитной системы СНГ над ситуацией с правами человека на постсоветском пространстве привело к тому, что в Содружестве постепенно был утерян интерес к деятельности Комиссии. В это же время (2-я половина 1990-х годов) большинство государств - участников СНГ становятся членами Совета Европы и подпадают под действие правозащитной системы, доказавшей свою большую эффективность в данной области.
Европейская система защиты прав человека возникла после Второй мировой войны в целях осуществления более тесного союза демократических стран европейского континента "для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием", в том числе "путем защиты и развития прав человека и основных свобод" (ст. 1 Устава Совета Европы от 5 мая 1949 г.). Основным документом, учреждающим процедуры защиты и реализации прав и свобод жителей континента, стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. с дополнительными протоколами к ней (например, протокол N 13 от 3 мая 2002 г. - относительно отмены смертной казни при любых обстоятельствах).
|
В последние годы контрольные механизмы европейской правозащитной системы, подвергавшиеся обоснованной критике за свои половинчатость и медлительность в реакции на нарушения прав человека в государствах - членах Совета Европы, претерпели принципиальные изменения.
Причинами, послужившими их реформированию, явились:
- громоздкость и неповоротливость прежней структуры Совета Европы;
- увеличение числа и сложности дел, связанных с жалобами на нарушение положений Европейской конвенции;
- участие в работе контрольных механизмов все большего числа стран (в настоящее время в Совет Европы входит 47 государств, первоначально же система задумывалась для 10-12 стран).
Ряд изменений коснулись единого юрисдикционного органа Совета, работающего на постоянной основе, куда частные лица получают прямой доступ (впервые в практике международных судебных органов), - Европейского суда по правам человека. Протокол N 14, ратифицированный Российской Федерацией в январе 2010 г., призван повысить эффективность работы ЕСПЧ в условиях резкого увеличения числа жалоб. В частности, вводятся процедура принятия решения о неприемлемости жалобы единолично судьей и предоставление права комитетам из трех судей выносить постановление по существу жалоб. Срок полномочий судей ЕСПЧ увеличивается с 6 до 9 лет без права переизбрания. Также вводится дополнительный критерий, позволяющий суду признавать жалобу неприемлемой в зависимости от значительности понесенного заявителем ущерба.
Европейский суд принимает дела к рассмотрению, если нарушено право, предусмотренное Конвенцией 1950 г., и только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты, и рассматривает дело, если с момента вынесения окончательного решения национальными органами прошло не более шести месяцев. Частная (индивидуальная) петиция к тому же должна соответствовать общепринятым в международных правозащитных системах условиям (не быть анонимной или аналогичной уже рассмотренной либо несовместимой с конвенционными положениями, не быть явно недостаточно обоснованной или злоупотребляющей правом подачи жалобы).
Постановление Европейского суда, установившего факт нарушения государством-участником Конвенции ее положений (а все члены Совета Европы должны ратифицировать данный договор, т.е. признать его обязательную юридическую силу), передается руководству страны-правонарушителя, которая должна принять соответствующие меры по выполнению судебного решения. Вердикт ЕСПЧ направляется министром юстиции этого государства в судебные органы, причастные к рассмотрению данного дела, с указанием внимательно ознакомиться с содержанием решения и принять соответствующие меры. Постановление также должно быть опубликовано в основных периодических изданиях страны, чтобы быть доступным для юристов и всех желающих с ним ознакомиться.
|
В постановлении может содержаться требование о возмещении понесенных расходов и издержек, а также о выплате в определенный срок справедливой компенсации потерпевшей стороне за нанесенный материальный и моральный ущерб. Государство-ответчик должно внести изменения в действующее законодательство и судебную практику, с тем чтобы они более последовательно отвечали требованиям положений Конвенции и не допускали их нарушения в будущем. Как показывает практика, решение Европейского суда заставляет не только государство-ответчика, но и другие государства Совета Европы принимать меры по корректировке или изменению соответствующих правовых норм и положений в своей правовой системе.
Вступление России в Совет Европы, ее активное участие в работе органов европейской правозащитной системы, а также ратификация Российской Федерацией важнейших европейских и международных договоров, конвенций и соглашений в области защиты прав человека налагают на правовую систему страны обязанность соблюдать установленные мировым сообществом стандарты в данной сфере и отлаживать юридический механизм осуществления решений специальных контрольных органов правовой защиты человека.
Контрольные вопросы по теме
1. Как соотносятся между собой права личности, права человека и права гражданина?
2. Возможна ли реставрация гражданства?
3. Что оправдывает этатизм как один из подходов, трактующих положение личности в государстве?
4. Какие документы составляют содержание Международного билля о правах человека?
5. Назовите наиболее распространенные юридические обязанности граждан
6. Что является в соответствии с Конституцией РФ "основами правового статуса личности в Российской Федерации"?
7. В чем различия понятий "иностранцы" и "иностранные граждане"?
8. Существуют ли отличия в правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев?
9. Каково значение института омбудсмана для защиты прав и свобод человека и гражданина?
10. По какому поводу можно обращаться в Европейский суд по правам человека?
Дополнительная литература к теме
Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 2004.
Васильева Т.А. Эволюция института гражданства Европейского Союза // Государство и право. 2007. N 12
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.
Да Сильвия М. Европейская конвенция по правам человека. СПб., 2004.
Затонский В.А. Государство и личность в системе государственности (К вопросу о содержании базовых категорий теории государства и права) // Государство и право. 2007. N 10.
Калинина Т.М. Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы согласования. Н. Новгород, 2005.
Лазарев В.В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема // Журнал российского права. 2009. N 9.
Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизация: нормативно-ценностные измерения. М., 2009.
Лысенко В.В. Механизмы защиты прав человека: некоторые внутригосударственные и международные аспекты // Юридический мир. 2008. N 8.
Манукян В.И. Европейский суд по правам человека: право, прецеденты, комментарии. М., 2007.
Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник / Под общ. ред. О.О. Миронова. М., 2002.
Орлова О.В. Права и свободы личности как субъекта политической жизни // Государство и право. 2007. N 7.
Подшибякин С.А. Правовой статус международных неправительственных организаций. М., 2006.
Стремоухов А.В. Правовая защита прав человека. М., 2006.
Чертков А.Н., Протасова Т.А. Институт омбудсмена в странах СНГ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. N 2.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!