Понятие типа государства и права — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Понятие типа государства и права

2019-07-12 208
Понятие типа государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Традиционно в юридической науке выделялась и рассматривалась категория "тип государства", служившая для обобщающей характеристики родственных черт, свойств и признаков государств, которыми устанавливалась их содержательная или формальная близость (общность). Соответственно, специфические классификации таких общих состояний, позволявшие объединять различные государства на основе типологических сравнений, вошли в юриспруденцию как типологии государств.

Тип права в качестве понятия, сходного по объему и сути с упомянутым выше, либо не использовался, либо отождествлялся с правовой системой страны, интегрирующей в себе совокупность правовых институтов и юридической деятельности, присущих определенному государству.

Исследование реального соотношения государства и права указывает на их устойчивые связи при неизменности формальных признаков этих социальных явлений, что служит основанием для обобщения сложившихся видов режимов взаимного сосуществования, проведения сравнений между государствами и их правовыми системами, нахождения общего и особенного в различные периоды развития и в современном состоянии. При этом взаимосвязь государства и права остается исторически конкретной, т.е. определенному типу государства соответствует сложившийся в его границах тип права. Следовательно, представляется логичным, теоретически и практически оправданным рассмотрение типов государства и типов права в общем контексте, выявляя в процессах их закрепления закономерности и особенности исторического и современного развития.

Под типом государства и права следует понимать совокупность наиболее общих черт, служащих критериями государственно-правовой идентификации отдельных стран на основе их сходств или различий с другими государственно организованными обществами.

В основе теоретических подходов к классификации типов государства и права лежит построение определенных типологий общества, при котором используется техника типологизации, позволяющая выделить сущностно наиболее важные признаки локальных и региональных сообществ и противопоставить отличным от них по содержанию признакам других сообществ.

Двумя основными методами таких подходов признаются:

- метод историзации, т.е. выявление исторических типов при рассмотрении каждого нового как вытекающего из предыдущего;

- метод идеализации, для которого характерно построение идеального типа с соответствующими признаками, взятыми в "чистом" виде.

Методы типологизации, основанные на способах и критериях отбора наиболее типичных характеристик для познания государственно-правовых явлений и институтов, заложили античные философы в своих попытках обоснования идеального ("правильного") государства.

В частности, Платон пытался систематизировать государственные формы в зависимости от состояния законности в выделяемых им образованиях. В представлении Платона люди по своей природе слабы перед лицом искушений и испытаний, порочны и более склонны к злу, чем к добру. В этой связи государству необходимо иметь эффективное, детально разработанное законодательство, которому ставится цель подробным образом регламентировать все стороны человеческого существования. И в соответствии со строгостью законов в государстве и их реальным осуществлением Платон выделял государство, основанное на законности, и государство без законов.

Аристотель определял критерии своей типологии в зависимости от того, чью пользу преследуют правители страны - служение общему благу или корыстным интересам. Он считал идеалом государства политию, в которой на основе естественного права правители умеренно осуществляют власть в интересах большинства, создавая конкретное законоположение для регулирования отношений между людьми. Все известные ему государства он рассматривал как правильные и неправильные (последние представляли собой отклонения от политии).

Полибий, разрабатывая закономерности политической жизни общества, настаивал на цикличности проявления государственности. Государства, появляясь и проходя стадии роста, затем прекращают свое существование по причине внутренних раздоров и переходят в противоположные им виды и формы. Законная власть в виде монархии уступает место незаконной тирании, которую со временем заменяет аристократия как власть меньшинства, по происхождению имеющего право на правление в государстве. Вырождение аристократии приводит к появлению олигархии, где незаконно правят стяжатели. Всеобщий взрыв недовольства изгоняет олигархов и воссоздает в конце концов демократию как легитимную власть, позволяющую народу непосредственно управлять государством. Превратным проявлением демократии оказывается охлократия как власть черни, при которой правят выделившиеся из толпы и потакающие ей демагоги.

Типологические методы использовались для классификации исторических этапов развития права Древнего Рима, связывая их с развитием самой государственности. Например, выделялось римское право в эпоху правления царей, в период республики, во время принципата, при абсолютной монархии и в новом мире.

Исторический подход к типологии государства и права, обоснованный в глубокой древности, превалировал в юридической науке все последующие столетия. Прежде всего обращалось внимание на историческую закономерность замены одного типа государства другим, на поступательность этих перемен, на появление в результате более зрелых и совершенных форм государственности, которые казались ученым идеальными на момент исследования. Подтверждение этому находим в теоретических представлениях многих мыслителей прошлого, обращавшихся к анализу качественно отличных этапов развития обществ и государств.

Так, итальянский философ, один из идеологов зарождающейся европейской буржуазии Никколо Макиавелли в первой главе своего основополагающего произведения "Государь", озаглавленной весьма характерно: "Какие бывают виды государства и как они приобретаются", выделял республики и монархии. А среди государств, управляемых единолично, наследственные или новые: "Новым может быть или государство в целом... или его часть, присоединенная к унаследованному государству в результате завоевания. Новые государства делятся на те, в которых подданным привычно повиноваться государям, и те, где народ изначально жил в свободе; государства приобретаются как своим, так и чужим оружием, или по благосклонности судьбы, или благодаря доблести".

На принципе выделения исторических типов государства обосновывались различные критерии классификации. Заметим в этой связи, что в отношении к выделяемым типологиям всегда явно прослеживается эпоха, в которую жили те, кто пытался определить характерные, обобщающие черты для существовавших государств и их правовых систем. В частности, французский историк и государствовед Жан Боден в "Шести книгах о государстве" обращается к идее натуралистической (географической) типологии стран, выводимой из различий в природно-климатических условиях проживания населения. Он выделяет три типа государств: государство разума, характерное для жителей умеренного пояса, склонных к труду и обладающих чувством справедливости; государство религии, близкое народам юга, безразличных к труду, но отличных по развитости ума и склонности к философствованию; государство силы, свойственное для северных народов, мужественных и независимых, способных подчиниться лишь диктату власти.

В XIX столетии Г. Спенсер выделял в качестве основных общественных типов и связанных с ними государств современные ему общества как высшие (промышленные), а предшествовавшие им образования как примитивные (военные). А немецкий государствовед Г. Еллинек в своем "Общем учении о государстве" называет государство конца позапрошлого века просто современным, а иные, свойственные ушедшим эпохам, как древневосточное, греческое, римское и средневековое.

Одной из научных традиций немецкой философии и юриспруденции (Г. Гегель, Р. Моль, И. Фихте), а также политической и правовой мысли в России второй половины XIX - начала XX в. (А.С. Алексеев, В.М. Гессен, Н.И. Кареев, С.А. Котляревский, М.М. Ковалевский) было противопоставление полицейского и правового государства как особых типов государства. Б.А. Кистяковский, разделяя в истории вотчинно-патримониальное, антично-общинное, теократическое, феодальное и абсолютно-монархическое государства, с явным опережением, например, признает в качестве реального факта существование в самом начале XX столетия конституционного государства как правового - высшей формы государства, которую до сих пор выработало человечество: "Все цивилизованные народы всех частей света в настоящее время организованы в правовые или конституционные государства. В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не должна и не может переступить".

В XX в. на принципе выделения исторических типов государства основывались различные критерии их классификации. В советской юридической литературе понятие "тип государства" определялось обычно как совокупность важнейших признаков государств, соответствующих одинаковому экономическому базису и имеющих сходную классовую природу, т.е. двумя основными критериями классификации в данном случае объявлялись характер экономического базиса (способ производства) и социальный субъект осуществления государственной власти. Тем самым, как правило, определение типа государства, по существу, ставилось в прямую зависимость от типа классово разделенного общества.

Следуя наиболее распространенной периодизации всемирной истории, все государства по критерию их удаленности от нас во времени делят на: (а) древние (4 тыс. до н.э. - V в. н.э.); (б) средневековые (V-XVII вв.); (в) нового времени (конец XVIII - начало XX в.); (г) новейшего времени (современные).

На основе идеализации современного развития государственности нередко противопоставляются нецивилизованные (варварские) и цивилизованные (современные) государства. Либо содержание государственной власти и ее нормативной системы сводится к форме государственно-политического режима. Так, один из основоположников нормативизма в праве Г. Кельзен (1881-1973) считал, что в основу типизации современных государств следует предложить "идею политической свободы", которая отражает прежде всего то место, какое занимает воля индивида в создании правопорядка, и соответственно один из двух идеальных типов государственной власти, охватывающих многообразие конкретных политических форм, - демократию или автократию (от греч. autokratos - единоличная власть; как форма правления с неограниченным бесконтрольным полновластием одного лица).

В целом же может быть предложено практически неограниченное число типологий государства и права, учитывая, что для создания новой типологии достаточно выделения как минимум одной пары противоположных признаков государства и его нормативно-правовой системы, рассматриваемых в качестве главных. При построении той или иной типологии каждый исследователь исходит из конкретных познавательных или других практических целей и в зависимости от этих целей выбирает определенное разделение государств и правовых систем на типы.

Представляется возможным привести следующую, далеко не исчерпывающую классификацию типологий государства и права.

- На основе различий в общих характеристиках государств могут противопоставляться друг другу такие типы: (а) стабильные и нестабильные; (б) восприимчивые к социальным новациям и невосприимчивые; (в) с высоким и медленным темпом общественной жизни; (г) действующие в нормальной и чрезвычайной обстановке; (д) способные сохранять целостность и распадающиеся; (е) молодые и имеющие давние традиции существования независимой государственности.

- С учетом степени правовой защищенности личности в обществе выделяют государства: а) западного типа, в которых конституциируется человеческая индивидуальность и обеспечивается примат прав и свобод человека и гражданина; (б) восточного типа, где на основе сакральных (требующих жертвенности) учений за человеком закрепляются прежде всего обязанности как члена коллектива и общества в целом; (в) смешанного типа, отражающего переходный вид государственности.

- На базе особенностей природной и хозяйственной среды, в которой действует государство, можно построить ряд типологий, связанных с различением государств: (а) находящихся в гармонии с окружающей природной средой и наносящих ей непоправимый ущерб; (б) континентальных, полуостровных и островных; (в) анклавных и имеющих свободный доступ к международным коммуникациям; (г) с рыночной экономикой и с централизованно управляемым нерыночным хозяйством; (д) со значительным, с большим и с малым экономическим потенциалом.

- По степени влияния религиозных начал и догм на государственно-правовую систему обычно выделяют государства: (а) атеистические; (б) светские; (в) клерикальные; (г) теистические (теократические). При рассмотрении факторов доминирования в обществе определенной религиозной конфессии и ее нормативных постулатов отличают государства: (а) христианские (подразделяя последние на католические, протестанские или православные); (б) исламские (в свою очередь выделяющиеся как шиитские или суннитские либо как секуляризованные, гармонические или коранические); (в) индуистские; (г) буддистские; (д) иудейские и т.п.

- С точки зрения политологии государство следует разделять на (а) династические; (б) национальные (нация-государство); в) многонациональные (нации-государство).

- Принимая во внимание социальную базу государства, выделяют следующие типологии: (а) государства полиэтнические и этнически однородные; (б) с политизированным и с аполитичным населением; (г) с нормальной и с деформированной социальной структурой; (д) с отсутствием господствующих социальных слоев и с господством определенного класса или этнической группы и т.п.

- Учитывая специфику организации и функционирования власти предлагаются такие типологии; (а) государства правовые и неправовые; (б) легитимные и нелегитимные; (в) бюрократизированные и бюрократизированные; (г) децентрализованные и централизованные; (е) конфронтационные и миролюбивые и т.п.

Выделение типов государств и соответствующих им правовых систем можно продолжить, поскольку основанием их классификации служат самые различные критерии. Ограничимся в последующем самыми распространенными из них.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.