L Категория общения, его структура и функции — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

L Категория общения, его структура и функции

2019-07-12 179
L Категория общения, его структура и функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общение

План

L Категория общения, его структура и функции

L Подходы к пониманию общения

L Факторы успешного общения

Анализ категории общения

Общение как деятельность

Общение как межличностный контакт, коммуникация, взаимодействие, отношения

Значения понятия «общение» в обыденном сознании:

L Объединение, создание общности, целостности

L Передача сообщений, обмен информацией

L Взаимопроникновение, носящее интимный характер

Варианты определения

L Взаимодействие, которое осуществляется с помощью речевого и неречевого воздействия

l Реальность отношений, которая предполагает любые формы совместной деятельности и включает в себя (теория деятельности):

- Обмен информацией

- Выработку единой стратегии взаимодействия

- Восприятие и понимание друг друга

Уровни общения

L Ритуальный, или социально-ролевой

L Деловой, или манипулятивный

L Интимно-личностный

Функции общения

L Прагматическая

L Формирующая

L Подтверждающая

L Организация и поддержание межличностных отношений

L Внутриличностная

Подходы к пониманию

l Бихевиоризм (теории социального научения и социального обмена)

Навыки человека в общении приобретаются в процессе жизни и могут сохраняться или изменяться с помощью подкрепления или наблюдения

Общение – обмен ресурсами

l Когнитивизм (теория структурного баланса, теория каузальной атрибуции)

Поведение человека зависит от того, как он воспринимает социальное окружение

Когнитивные схемы организуют восприятие и интерпретацию социального мира, влияют на поведение

l Ролевая парадигма (теория символического интеракционизма Дж.Мида)

Причина социального поведения – роль, которая предписана социальными обстоятельствами и социальным положением

Психоанализ

Причина социального поведения – неосознаваемые, вытесненные в подсознание влечения

Отношения в семье – ключевой фактор в формировании личности

Факторы успешного общения

L Достижение цели (психологическая близость, доверие)

L Удовлетворенность общением

l Отсутствие трудностей (напряженности, скованности, внутренних преград)

L Избранный стиль общения

L Умение слушать

L Особенности коммуникативной культуры

 

Социальная коммуникация

Коммуникативная сторона общения

План

L Понятие и структура коммуникации

L Коммуникативные барьеры

L Условия и факторы успешной коммуникации

Анализ коммуникации

Как?

С помощью каких средств?

Какие трудности?

Передача субъективного опыта

Определения

L Процесс переработки и передачи информации

L Взаимодействие, опосредованное символами

L Процесс намеренного или случайного обмена сообщениями

L Взаимодействие коммуникаторов (видят, слышат, касаются друг друга, осуществляют обратную связь)

Подходы к пониманию

L Социологический

Применительно к средствам массовой коммуникации

l Психологический

Информационный обмен в совместной деятельности и общении

Цель – достижение социальной общности при сохранении индивидуальности

Специфика социальной коммуникации

L Субъект – субъектный процесс

L Включен процесс взаимопонимания

L Коммуникативное влияние

L Коммуникативные барьеры

L Каналы восприятия и передачи информации

Коммуникативно-личностный потенциал влияния (В. Погольша, 1998)

Словарь терминов, относящихся к структуре коммуникации

L Коммуникатор

L Реципиент

L Сообщение

L Канал передачи и восприятия информации

L Обратная связь

L Коммуникативный барьер

Виды обратной связи

L Оценочная ОС – сообщение своего мнения и отношения

L Позитивная оценочная ОС – поддержка Я-концепции и М/О

L Негативная оценочная ОС – устранение нежелательного поведения, изменение М/О

L Безоценочная ОС

Не содержит отношения, используется для определения чувств собеседника и помощи ему в формулировании мыслей

Психологическая структура коммуникации

L Мотивационный компонент: Что? Зачем? Почему? хочет сказать автор сообщения

L Когнитивный компонент: понимание сообщения как его истолкование

L Социально-ролевой компонент

L Стилевой компонент

Мотивационный компонент

L Коммуникативное намерение – желание вступить в общение

L Замысел сообщения – информация в исходном виде, которую намерен передать партнер

Соцально-ролевой компонент

Стилевой компонент

Коммуникативные барьеры

L Возникают непреднамеренно

L Абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационные, индивидуально-психологические и социально-психологические особенности партнеров

L Вешние барьеры личности

Б.Д. Парыгин

L Барьеры понимания

L Барьеры отношений

Н.И. Шевандрин


Условия и факторы успешной коммуникации

М.Е. Литвак

L Потребность в стимуляции

L Потребность в событиях

L Потребность в узнавании

Техника понимающего общения

L Совокупность установок субъекта, правил и приемов реагирования, которые направлены на понимание партнера и его проблем,установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей и т.д.

Выводы

Социальное взаимодействие

План

• Понятие социального взаимодействия

• Теории межличностного взаимодействия

• Структура межличностного взаимодействия

• Стратегии и стили взаимодействия

Понятие

• Процесс влияния, который порождает взаимные связи, отношения, общение, совместные действия и переживания

• Непосредственная организация совместных действий, позволяющая группе реализовать общую деятельность

(Г.М. Андреева)

Теория обмена

• Взаимодействие – обмен информацией, благами.

• Взаимодействие продолжается при наличии выгоды

• Сумма благ должна превышать сумму издержек

• Партнеры могут контролировать вознаграждения и потери друг друга

Законы взаимодействия

• Закон агрессии: не получил вознаграждения- агрессия становится более ценной, чем взаимодействие

• Закон насыщения: чем чаще получает вознаграждение, тем менее ценным будет повторение этой награды

Принципы взаимодействия

• Принцип наименьшего интереса: менее заинтересованный в продолжении взаимодействия, обладает большей способностью диктовать условия обмена

• Принцип монополии: если человек обладает монопольным правом на вознаграждение, то он навязывает свою волю другим участникам обмена

Итак, взаимодействие:

• Контролируется исходами

• Партнеры влияют на исходы друг друга

Теория Дж. Мида

• Осмысление намерений друг друга, идентификация с другим, приспособление своего поведения к ожиданиям окружающих

• Субъект реализует социальные роли через подражание, исполнение и выбор тех ролей, которые ценят

Теория управления впечатлениями (драматургического подхода)

• Человек актер, разыгрывает роли

• Стремиться произвести хорошее впечатление, скрывает недостатки

• Взаимодействие – это театральная пьеса

Балансные теории

• Взаимодействие зависит от баланса мнений, установок по отношению к друг к другу и третьим объектам

• Продолжение отношений при балансе мнений

• Разрыв отношений при диссонансе (муж любит машину, жена не любит)

Трансакционная теория

• Взаимодействие зависит от психологических позиций

• Критический и кормяще-заботливый родитель, взрослый, естественный и приспосабливающийся ребенок

• Формы взаимодействия: ритуалы, времяпровождение, совместная деятельность, игры, замкнутость, близость

Таким образом,

Пространство взаимодействия

• Проблема социального пространства: социально обозначено и сконструировано

• Определить положение человека в социальном пространстве – определить его отношение к другим людям и социальным явлениям (сообщить о себе – задать систему координат)

Уровни взаимодействия

• Начальный – первичные контакты, первичное взаимное или одностороннее влияние

• Средний – активное сотрудничество, согласование мыслей и чувств

• Высший – совместная деятельность, сопровождаемая взаимопониманием

Уровни взаимодействия

• В зависимости от личной вовлеченности в преобразование отношений:

o Социально-ролевой (контакты ограничены ситуативной необходимостью). Принцип – значение и реализация норм и требований социальной среды (в транспорте, на улице, в магазине)

Уровни взаимодействия

• Интимно-личностный – психологическая близость,сопереживание, проникновение во внутренний мир. Принцип - эмпатия

Стиль взаимодействия

Стратегии взаимодействия

• Совокупность доминирующих особенностей поведения, характерная для субъекта в отношениях

Показатели поведения с учетом характера взаимодействия:

• Внимание к интересам других

• Внимание к собственным интересам

Основные стратегии

• Соперничество

• Приспособление

• Избегание

• Сотрудничество

• Компромисс

Выводы

• Понятие взаимодействия указывает на действия, которые предпринимают субъекты в отношении друг друга  и как субъекты соотносят свои цели и организуют их достижение

• Существуют разные формы,стили и уровни взаимодействия, выбор которых определяется структурой взаимодействия

 

Общение

План

l Категория общения, его структура и функции


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.