Первое препятствие: субоптимизирование — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Первое препятствие: субоптимизирование

2019-07-12 176
Первое препятствие: субоптимизирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Большинство забывают то ощущение величия и стремления изменить мир, которое живет в душе в юности, или откладывают его где‑то глубоко в памяти. Такое случается со всеми – мы субоптимизируем.

Под субоптимизированием я подразумеваю тот факт, что, храня в душе ощущение высшей цели, мы быстро переключаемся на цели поменьше, которые общество называет успехом. Мы зацикливаемся на своих свершениях, которые могут быть даже и великими, но не высшими и не оптимальными – так, те, что по плечу. Другими словами, мы соглашаемся на меньшее – субоптимизируем.

Каждый миг мы стоим перед выбором: будем ли мы действовать, исходя из высшей цели или руководствуясь чем‑то менее значительным? Например, иногда на собраниях я высказываю свое мнение, несмотря на возможные негативные последствия. В других случаях я удовлетворяюсь удобным молчанием и теряю возможность сделать что‑то серьезное. В таких случаях я чувствую себя неловко, но стараюсь извлечь из этого уроки.

Иногда в начале карьеры мы позволяем себе делать лишь то, что в понимании общества принесет нам успех. Я называю это трагедией раннего успеха. Эти изначально успешные люди – спортсмены, артисты, предприниматели, художники, писатели или ученые – добиваются несказанного успеха. СМИ носятся с ними как курица с яйцом, а они, раз добившись успеха, стараются делать то же самое снова и снова. Но никогда не смогут достигнуть большего, чем в первый раз. Они не развиваются, а субоптимизируют свою жизнь. Такое, к сожалению, может случиться с каждым.

 

Второе препятствие: жесткая хватка социализации и соперничества

 

Конечно, самые большие препятствия на пути к жизни с высшей целью ставят СМИ, школы, родители и друзья – общество. Все они убеждают нас, что мы должны стремиться к внешнему успеху, которым бы восхищались все вокруг.

Их влияние распространяется на наши мечты и наши самые потаенные мысли и держит нас жесткой хваткой. Мы начинаем играть по правилам, которые нам диктует общество, даже если это противоречит нашей сути, заставляет нас забыть о наших самых великих мгновениях. Мы отметаем их. Мы не можем сложить из них жизнь, потому что позволяем себе отвлекаться на достижение успеха и тех реалий обеспеченной жизни, которые предлагает нам общество.

Мы постоянно сравниваем себя с окружающими. И при этом теряем контроль над своей жизнью, забываем о своей сути. Мы живем согласно чужим представлениям о том, какой должна быть жизнь или что мы должны делать. Мы теряем силу, делая то, что другие считают правильным.

 

За гранью страсти и успеха

 

Раз за разом мои студенты заявляют, что жаждут ощутить страсть в работе, но не знают, как ее найти. Вероятно, это характерно для многих людей, потому что число книг о поиске цели в жизни, кажется, не убывает. Тем не менее многие жалуются, что, в отличие от других, не смогли понять, что они страстно желали бы делать.

Я считаю, что трудности и страдания рождены человеческой склонностью сравнивать. Вместо того чтобы разобраться, кем они являются и как это соотносится с их работой, люди смотрят на тех, кто якобы достиг успеха и у кого вроде бы есть страсть в жизни. Вместо того чтобы понять, как строить жизнь с высшей целью и использовать этот резонанс себе во благо, они опускают руки и погружаются в отчаяние, видя, что их жизнь складывается не так, как у других.

Однажды я настолько устал слушать эти сетования на недостаток страсти, что заявил своим студентам, что ее значение преувеличивают. Я думал, они испытают некоторое умиротворение, потому что у них отпала необходимость сравнивать себя с теми людьми, у которых эта страсть была. Теперь они просто могли сконцентрироваться на самих себе и на том, что с ними происходит. И могли начать строить жизнь, опираясь только на собственный опыт.

Однако, как оказалось, мой «великодушный» жест им не помог. Они бросились в дискуссию о том, насколько большое значение имеет страсть. Так или иначе, они говорили мне, что я их обманул. Как и все люди, эти студенты отчаянно хотели чего‑то, но не знали, чего хотят и где это взять.

Негодование по поводу отсутствия страсти возникает всегда, когда мы действуем так, как принуждает нас общество, а не так, как хочется нам самим. Мы получаем желанную работу, а потом понимаем, что она не приносит нам удовлетворения. Мы посещаем занятия, которые, по нашему мнению, дадут нам то, что необходимо для успеха, а затем понимаем, что они просто поднимают вопросы о том, как мы хотим жить. Мы не получаем удовольствия от того, что занимаемся вещами, на которые не хочется тратить жизнь. Порой мы загораемся ненадолго, но скоро остываем, и дело уже не кажется важным, чтобы тратить на него силы. Мы завидуем людям, у которых есть жизненная энергия, в то время как мы живем без энтузиазма. Или, что еще хуже, начинаем думать, что жизнь обошла нас стороной, что она бессмысленна и что мы никогда не сделаем ничего существенного и не будем жить так, как мечтали смолоду.

 

Идти своим путем

 

Решение находится под рукой: если мы сфокусируемся на высшей цели, страсть придет сама собой. На каком‑то глубинном уровне мы знаем, что должны сделать нечто выдающееся. Но, как сказал Карл Юнг, наша ошибка в том, что мы ищем ответ вне своего «я»:

 

«Видение станет ясным, только если вы будете смотреть в свое сердце. Тот, кто смотрит наружу, спит. Тот, кто смотрит в себя, просыпается» {5}.

 

Высшая цель является частью человеческого поиска. Восточные учения называют цель жизни дхармой, или правильным способом жизни. «Бхагавад‑гита», например, практически полностью посвящена дхарме и ее поиску. В ней бог Кришна говорит своему ученику Арджуне: «Лучше собственная, хоть и не совершенная, дхарма, нежели чужая, пусть даже доведенная до совершенства».

В нашем обществе мы почти никогда не следуем совету Кришны. Слишком часто наши родители, учителя и средства массовой информации принуждают нас определять счастье понятиями внешних вознаграждений.

В жизни мы идем одним из двух путей, показанных в таблице. Добросовестное выполнение чужой дхармы начинается тогда, когда вы делаете то, что велит вам общество, даже если это вам не по душе. Со временем накапливается опыт, и вы становитесь мастером в этом деле. У вас появляется возможность делать больше. Вы получаете повышение. Затем становитесь руководителем, партнером или владельцем бизнеса. Вас чтят и хотят, чтобы вы занимались этим как можно больше. А это дело не для вас, и вы чувствуете, как жизнь становится все более и более тусклой и не приносит радости.

Путь воплощения собственной дхармы начинается с занятия любимым и значимым для вас делом. Со временем вы приобретаете и опыт, и навыки. Вы становитесь настоящим профессионалом. И получаете больше возможностей выполнять работу, которая вам по душе. Даже если вы получите деньги, славу, повышение и награды – неоспоримые признаки успеха в глазах общества – вознаграждением за работу остается сама работа. Ваша жизнь становится ярче. Работа приносит вам счастье, что ваше удовлетворение радует ваших друзей, семью, общество и весь мир.

 

Два пути

 

Махатма Ганди говорил, что имеет ценность только та служба, которая выполняется с наслаждением. Я называю это наслаждение резонансом с высшей целью. Если он есть, то служба будет иметь такое важное значение, о котором вы даже не помышляли. Точнее, Ганди сказал:

 

«Служба может не иметь никакого значения, если человек не черпает в ней удовольствия… Служба, которую выполняют без наслаждения, не помогает ни служащему, ни тому, кому он служит. Однако все удовольствия меркнут перед службой, которую выполняют с наслаждением». {6}

 

 

Помните свою высшую цель

 

Иногда идея о существовании двух возможных путей в жизни огорчает людей. Студенты, которые уже выполняют работу, которая их мало удовлетворяет, думают, не сделали ли они непоправимой ошибки. Люди, которые работают над тем, что не доставляет им радости, могут посчитать, что им уже поздно что‑то менять в своей жизни. Но даже если они решатся на перемены, они вряд смогут найти верный путь, не зная своей высшей цели.

Проблемы возникают из‑за того, что мы не определяемся с высшей целью. Даже если мы видим ее мельком, но без внимания относимся к этой путеводной звезде. А ведь когда цель появляется, мы можем по ней ориентироваться: я знаю это по собственному опыту. Когда мне было двадцать, самостоятельно я делал слишком мало. Я был хорошим студентом. Но в моей семье ко мне относились как к какому‑то сумасшедшему ученому, не способному справляться с реальным миром. Я верил тому, что говорили мне родные, безоговорочно принял их руководство и управление всеми моими делами.

А затем у друзей случилась беда, и они попросили меня помочь. Они любили друг друга и ждали ребенка, поэтому хотели пожениться, прежде чем сказать о ребенке родителям. Ни одному из нас тогда еще не исполнилось двадцати одного года, то есть мы были несовершеннолетние, но они попросили помочь им заключить брак. Я был один и не мог попросить помощи ни у родителей, ни у старшего брата.

Я сел за телефон и начал звонить людям, которые могли бы провести церемонию бракосочетания. Я нервничал, но заметил, что, когда разговариваю по телефону, не теряюсь и нахожу нужные аргументы. Я звонил в государственные конторы, изучал альтернативные варианты, давал обещания и выдвигал предложения. В общем, преодолел все трудности и сделал то, что нужно. И все получилось.

Мы отправились в другой штат, и там мы с сестрой невесты были свидетелями на этой маленькой церемонии. Этот случай изменил мое представление о возможностях – как своих, так и всего мира. Он открыл мне источник, к которому мы всегда можем обратиться.

Конечно, я быстро вернулся к своей застенчивости и сконцентрировался на том, что казалось мне важным: построении карьеры. Причем делал то, что считала нужным моя семья, и так, как это было принято в обществе, совершенно не ориентируясь на свои возможности и не задумываясь о том, где бы я мог принести больше пользы, – часто исходя из чувства отчуждения, страха и злобы. Но что‑то из этого опыта осталось со мной. Мне время от времени приходилось сталкиваться с проблемами (такие случаи участились после того, как я женился и взял на себя ответственность как муж и отец). Я осознал, что тот источник, который был мне доступен ранее, существует и по сей день. Чем больше я полагался на свои внутренние ресурсы, тем легче мне было. Я этого не знал, но строил фундамент для карьеры, которую продолжаю делать и сейчас: помогаю людям строить жизнь, опираясь на свои внутренние ресурсы. В то же время я все больше и больше соприкасался со своей высшей целью. Я понял, что чем чаще люди используют свои внутренние резервы, тем сильнее они начинают любить и уважать себя и окружающих. Они могут стать поистине великими и справиться с самыми сложными ситуациями.

 

Высшая цель следует за вами

 

А как насчет вас? Вы уже вспомнили то мгновение своей жизни, которое определило вашу высшую цель? Как бы вы охарактеризовали свою высшую цель прямо сейчас?

Даже если вы не можете вспомнить ни о чем подобном, то можете утешиться осознанием, что высшая цель сама преследует вас. На самом деле, когда вы ощущаете дискомфорт и отсутствие цели в своей жизни, вы сопротивляетесь тяге жить ради высшей цели. Однако если вы ей уступите и не будете отвлекаться, то трудности привнесут в вашу жизнь высшую цель.

Я видел это движение от проблемы к озарению у людей, с которыми работал. Высшая цель будет задавать направление, особенно в трудные времена. И я не имею в виду что‑то мистическое. Я говорю о естественном процессе, который возникает, когда вам приходится полагаться на внутренние ресурсы. Щелкает какой‑то выключатель, и вы начинаете черпать силу из внутреннего источника, о наличии которого и не подозревали. И возникают ощущения, напоминающие вам о высшей цели. И на какое‑то время вы вступаете с ней в резонанс.

Я это знаю, так как прочувствовал эти процессы на собственной шкуре. Было время, когда моя карьера и дело процветали, а сам я метался в поисках смысла жизни. И даже когда почувствовал резонанс с высшей целью, я не поверил в себя и впал в депрессию.

Но в результате огромной работы над собой, к которой меня подтолкнуло то сложное время, я ощутил пробуждение, новое ощущение высшей цели. Это случилось неожиданно.

Как‑то раз я решил поддержать друга и вместе с ним отправился на медитацию согласно его ашраме[4]. Когда я сидел, медитируя, в незнакомом месте, я вдруг внезапно почувствовал, а затем и явно увидел молнию, пронзившую мое тело. И я почувствовал в себе нечто великое. Это познание дало мне такую радость, какой я не чувствовал никогда. Я был целостным. Я был полон любви. Проблемы, которые у меня были, и низкая самооценка будто съежились перед этим осознанием собственной божественности. Я нашел то, что оказалось для меня невероятно полезным, и смог подняться над обыденностью.

По какой‑то причине, наверное из‑за ложных представлений о мужественности, я пытался не плакать от радости. Мое горло болело от этих попыток, но я не мог остановиться, и слезы радости струились из глаз. Потом затряслись ноги, причем так, что я чуть ли не подскакивал на полу. После этого я замер и погрузился в пустоту, которая казалась самой сутью существования. И находился в этом состоянии, пока не кончилась медитация.

Теперь я вижу: все, что вошло в мою жизнь за последние 27 лет, исходило из того мига прозрения высшей цели. В тот момент я понял, что есть причина и основания для всего, что происходит в моей жизни. Благодаря этому ощущению я увидел и другие признаки единения с высшей целью, о которой уже упоминал.

Я теперь понимаю, что на самом деле ничего особенного не делаю. Я просто поддерживаю связь со всем, что выходит за рамки чувственного познания. И если я буду поддерживать эту связь и дальше, то произойдет именно то, что должно.

Точно так, как на композитора или художника нисходит озарение, а потом он тратит годы, чтобы его воплотить, и я всю свою жизнь изучаю результат своего пробуждения. И пытаюсь отыскать способы, посредством которых каждый сможет получить этот опыт и изменить свою жизнь к лучшему.

 

 

Глава 2

Следуйте своим путем

 

Что сейчас высшая цель значит для вас? Является ли она чем‑то недостижимым? Или ценной поддержкой? А может, она помогает вам в продвижении по жизненному пути? Или это нечто, что хорошо звучит, но чего следует избегать, так как оно предназначено для избранных?

Прислушайтесь к словам Сакьёнга Мипама Ринпоче, тибетского монаха‑буддиста и автора книги «Взять в союзники разум». Когда его спросили, является ли просвещение целью или процессом, он ответил: «Я думаю, что просвещение – это наша природа» {7}.

Это и ваша природа тоже. Процесс поиска своего пути к высшей цели, которую Мипам назвал просвещением, и есть то, что наделяет ваш жизненный путь смыслом. В какой‑то степени, учит Мипам, в вас уже присутствует просвещение. И, следуя собственной дорогой, вы найдете свой путь к высшей цели.

 

Определение своего пути

 

Необходимость найти свой путь и следовать ему – что‑то из серии вечных легенд и учений. В рассказах о Короле Артуре и круглом столе, например, волшебник Мерлин приводил каждого рыцаря в ту часть леса, где нет ни единой тропы, и каждый был вынужден искать собственный путь.

Мы часто избегаем поиска высшей цели, потому что нам страшно прокладывать путь. Мы позволяем себе отвлекаться на тысячи вещей, с которыми сталкиваемся каждый день – работа, семья, ответственность, развлечения, – или соглашаемся идти чужой дорогой. Даже те из нас, кто исповедует какую‑то религию или придерживается какого‑то духовного учения, должны привносить в свою жизнь веру по‑своему, иначе она никогда не будет иметь для нас большего значения, чем приемлемая теория или приятный ритуал.

На ранних этапах большинство из нас шли чужой дорогой, по которой их вели в первую очередь родители или воспитатели. Окружающие предлагают нам свои модели. Я, например, перенял у матери открытость к окружающим, у отца – общительность, внимательность к деталям и неторопливость при освоении нового дела. Моя тетя Бесс передала мне силу благодарности.

В своей книге великий игрок в гольф и тренер Томми Армор рекомендует уделять пристальное внимание своим лучшим качествам и чертам и игнорировать плохие привычки – и я принял этот совет всем сердцем. Многие люди, в том числе и незнакомые, служили для меня примером, и я брал их идеи на вооружение.

Мы все пользуемся чужими указаниями, по крайней мере в начале жизни. Вспомните творческий путь великих людей прошлого, например Пикассо или Бетховена. Их ранние работы технически совершенны и многообещающи, однако вторичны. Со временем они стали выдвигать собственные идеи и предлагать новые подходы. Пикассо разработал кубизм, а Бетховен создал замечательную трансцендентальность в своих «Поздних квартетах». Они настолько оригинальны, что вам не надо спрашивать, чье это произведение, – вы заранее знаете ответ.

Другие люди искусства, не настолько известные, тоже разрабатывают собственные стили и достигают полноценности в жизни. Но многим так и не удается найти свой уникальный путь; они упускают возможность двигаться к высшей цели.

Главное – уделять внимание тому, что у вас получается, протаптывать свою тропу. Вы не отрекаетесь от людей и убеждений молодости; наоборот, вы начинаете создавать собственное учение и работать со своими учителями.

Путешествие длиной в жизнь – независимо от того, сколько вам сейчас лет, – это процесс поиска того, что у вас получается лучше всего, а проложенный вами путь придает вашей жизни смысл. Вы постоянно развиваете свое отношение к высшей цели. Поскольку вы творите, исходя из высшей цели, и двигаетесь по жизни в ее направлении, вы вдохновляете других. И это ваше величайшее достояние.

 

Сознательная жизнь

 

Когда я думаю о людях, которые прокладывают собственный путь, я часто вспоминаю своего покойного друга Тома Сипорина. В середине жизни он начал следовать одному духовному учению в стремлении реализовать свою высшую цель. Он разработал свой метод путешествия к высшей цели и переживал каждое мгновение под девизом «Я есть». Это был его способ держать высшую цель в голове, что бы ни происходило вокруг.

Путь Тома, казалось, был усыпан преградами. В раннем детстве он переболел полиомиелитом и стал инвалидом: одна рука была нормальной, а другая – крошечной, скрюченной. Он стал блестящим одноруким подающим в старших классах и преуспел в бейсболе и американском футболе, когда учился в Гарварде. Окончил университет с отличием и начал карьеру юриста, сражаясь за права инвалидов и бедных, с удовольствием играл в бейсбол, теннис, пинг‑понг и баскетбол.

Затем его тело атаковал рак костей, и после того как ему ампутировали ногу, он решил посвятить оставшуюся жизнь творчеству. При его жизни прошло сорок выставок его картин, также он писал стихи, а еще создал песни и сценарии для полдюжины музыкальных комедий. В это же время он трудился на благо своей общины и использовал свои юридические знания, чтобы помогать тем, кому в жизни не повезло.

Умер Том в возрасте пятидесяти девяти лет. На похоронах друзья и родственники рассказывали о любви, которую они к нему испытывали. Было сложно выразить ту радость, которую дарил каждый день, проведенный с ним, те честность и доверие, которые он излучал. Однако все отмечали, тоже с любовью, твердость его позиции в вопросах искусства. Джессика Брайан, основательница и режиссер New Theater Company, которая поставила ряд пьес Тома, рассказывала, что она никогда и ни с кем не вела публичных словесных баталий, кроме Тома. Но эти споры положили начало прекрасным творческим работам.

Том – это пример силы высшей цели, которую и вы таите в себе. Он преодолел невероятные преграды, дабы использовать свой потенциал на благо всего мира. Он был воплощением чести и достоинства, но порой с детской непосредственностью искрился весельем. Я никогда не видел, чтобы он избегал признать правду, какой бы тяжелой она ни была. Он видел бога в душе каждого и таким образом пробуждал лучшее во всех, кто его окружал.

Том до сих пор служит опорой для моей души, особенно когда наступают трудные времена. Если бы он был жив, я думаю, он бы откликнулся на нынешнее состояние мира: написал бы комедию, высмеивающую демагогов и лжеученых; обратил бы внимание на настоящие проблемы, лежащие в основе путаницы и предвзятости в СМИ, а также пролил бы свет на наши тревоги, рассмотрев все в более широком контексте. Вспоминая о нем, я мысленно слышу его громкий голос, и он помогает мне связаться с высшей целью, независимо от обстоятельств, в которых я нахожусь. И я не единственный друг Тома, который до сих пор черпает вдохновение в памяти о нем.

 

Горнило жизни

 

Вы когда‑нибудь замечали, что происходит с такими людьми, как Том, когда они встречают на своем пути непреодолимые препятствия? Они живут с таким запалом, что все препятствия преодолевают будто шутя. Почему одни люди справляются с бедой, в то время как другие стонут от любых проблем?

Не забывайте, что кризис, трагедия или жизненные невзгоды побуждают таких людей, как Том, жить, исходя из их высшего предопределения, и рассматривать проблемы как повод сделать нечто значительное. Руководствуясь высшей целью, они с энтузиазмом строят жизнь, преисполненную радости, независимо от выпавших на их долю трудностей.

Вы тоже можете так жить – на самом деле вы уже так жили, когда боролись с кризисом, который вынудил вас обратиться к своим внутренним ресурсам и действовать, ориентируясь на высшую цель. Я хочу, чтобы вы подумали, как использовать эту энергию в обычной жизни. Когда вы действуете, исходя из высшей цели, вы в конце концов находите собственный путь.

Вот ключ к тому, как жить ради высшей цели.

У вас есть собственный путь – своя внутренняя сила, свой вклад, свои методы и подходы и свое ощущение высшей цели. Как только вы это осознаете, вы поймете, как найти свой путь, и получите возможность жить ради высшей цели. Думаю, вы согласитесь, что любые преграды и испытания не только служат уроком, но и открывают новые возможности. Иными словами, когда вы полностью отдаете себя высшей цели (как это бывает всегда, когда вас испытывает жизнь), на вас снисходит благодать. Есть нечто такое, что помогает и поддерживает вас, даже если все идет не так, как вы ожидали.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.