История и типология журналистики моды — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История и типология журналистики моды

2019-07-12 355
История и типология журналистики моды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В средние века и в период Возрождения новости придворной европейской моды передавались при помощи кукол. В Венеции на площади святого Марка выставлялись деревянные фигуры в половину человеческого роста, облаченные в наряды французского двора. Портные знатных венецианок их копировали, и чем точнее была копия, тем большей популярностью и признанием пользовался портной. Распространению новинок моды не мешали даже войны. Во времена вековой вражды между Англией и Францией два раза в год от берегов Франции отплывал корабль, груженный куклами, одетыми по парижской моде. Когда корабль подходил к Британии, английский флот получал приказ о прекращении огня.

С появлением журналистики новости моды стали передаваться через газеты и журналы. Одним из первых журналов мод с иллюстрациями были «Меркур галант», который начал выходить во Франции в 1669 г. как рисованное воспроизведение мод королевского двора, и «Кабине де мод» (1785 г.). С середины ХIХ в. при журналах появляются приложения с модными выкройками; мода постепенно начинает приобретать черты массовости.

В начале ХХ в. появились недорогие журналы мод с традиционными выкройками и умеренными пожеланиями в адрес добродетельных домохозяек и небогатых образованных женщин, желавших быть элегантными. Рекомендации давались непререкаемым тоном, но с легкой иронией. «Искусство быть красивой», «Моды и манеры сегодня», «О дамах и модах» – в этих журналах сотрудничали известные писатели и поэты того времени. К примеру, Теофиль Готье писал об искусстве грима, Малларме – о женских брюках, Анатоль Франс – о социальной роли костюма. Одним из постоянных авторов журнала «О дамах и модах» был известный эстет – поэт граф Роберт де Монтескью, который сочинял свои стихи, унизав пальцы крупным черным жемчугом.

В перерыве между двумя мировыми войнами стиль журналов мод становится еще более демократичным и либеральным. Многие журналы перепечатывают известное изречение писательницы Гертруды Стайн: «Не придавайте большое значение одежде, а главное, не гонитесь за модой, покупайте прочные и удобные вещи»[8]. Г. Стайн провозглашает независимость женщины от ее портного и диктата Больших Домов. Заметно меняется тональность в разговоре с читателем. Исчезает пафос, интонация становится мягче, советы даются осторожно и ненавязчиво. Подобная демократичность обеспечила небывалый успех журнала «Marie Claire», первый номер которого появился в 1937 г.

С приходом Второй мировой войны кардинально меняется стиль оформления и подачи материала в журналах мод. Если раньше фотография сопровождала текст, то теперь она становится самостоятельной смысловой единицей. Журнал «Vogue» вообще предпочитает давать меньше текста и больше иллюстраций. И в этом есть определенный смысл: читательницы в первую очередь должны видеть модную вещь; предполагалось, что именно визуальная реклама обладает наибольшей эффективностью.

Меняется и сама фотография. В 1935 г. Лейка изобретает новую камеру со скоростью кадра 1/1000 секунды, и это позволяет вывести модную фотографию на улицу. Безжизненные модели в статичных позах уходят на второй план. Новая фотоконцепция предполагает наличие динамики. Фотомодель не просто садится за руль автомашины; она сама ведет машину. Антураж улицы используется в качестве естественного фона. Развалины разбомбленных домов, рыночная толпа, городские улицы – все это служит интерьером для фотомоделей. Расцвет уличной рекламной съемки модной продукции приходится на первую половину 40-х гг.; именно в это время появляются широкоугольные объективы, позволяющие охватывать объемы пространств более 180°.

В 70-е гг. в журналы мод возвращается статичная студийная постановочная фотография, отличающаяся оригинальностью, а иногда и вычурностью. Объемы текстов по сравнению с фоторядом уменьшаются в такой степени, что журналы мод практически становится невозможно читать, их можно только смотреть. Основную площадь журналов (до 90%) занимает реклама Домов моды и фирм – производителей модной продукции. Появившаяся в 90-е гг. интернет-журналистика еще больше увеличила общий процент рекламных материалов о моде (до 95%), и эта тенденция сохраняется по сей день: дается в основном реклама, изредка критика, и уже совсем редко – попытка анализа.

Российская журналистка моды, несмотря на некоторую схожесть с западной, прошла свой собственный исторический путь, такой же неровный, а подчас и тернистый, как и сама российская мода.

В России первые журналы «для дам» появились более 200 лет назад. В 1779 г. увидел свет первенец модной российской журналистики – «Модное ежемесячное издание», который знакомил читателей с последними новостями французской моды. В начале XIX в. новости моды можно было узнать в «Модном журнале», выходившем ежемесячно, а также в наиболее популярном журнале того времени «Телеграф», издаваемом Николаем Полевым. В журнале печатались цветные эскизы модных французских платьев и велась постоянная рубрика «модные обычаи», в которой короткими фразами сообщалось, что в моду вошло и что из моды вышло. В номере за 1825 г. можно, к примеру, прочесть следующее: «Вальсы в упадке», «Зеленые очки вышли из моды и... щеголи носят ныне синие», «Теперь в моде не красить волосы, а хвастать сединами» и т.д.[9]

Но по-настоящему модная журналистика расцвела только во второй половине XIX в., после александровских реформ. 70-е гг. ознаменовались настоящим фейерверком модных изданий: в журнале для семейного чтения «Нива» стали появляться разнообразные выкройки (для России это была новинка), адресованные женской элите российского общества. Появляются многочисленные женские литературные журналы, в которых вопросам моды отводится первостепенное место: «Журнал для милых», «Кабинет Аспазии», «Женский Вестник», «Дамский журнал» и др. Примерно в это же время стали выходить в свет первые профессиональные модные издания – «Вестник моды для модисток» и «Вестник моды для портных», публикующие точные иллюстрации последних парижских фасонов с выкройками и подробным описанием фактуры тканей и аксессуаров.

Российские женские журналы, по примеру парижских, активно поддерживали образ «современной» (эмансипированной) женщины, способной активно учиться и употреблять полученные знания в практической деятельности. Многие видные женщины того времени сами открывали собственные журналы. Журнал «Лучи» принадлежал А.О. Ишимовой, «Модный магазин» возглавляла Софья Мей. Небезызвестная Адель Гоппе – завсегдатай модных светских салонов – редактировала журналы «Модный свет и модный магазин» и «Новый русский базар», а после смерти мужа открыла собственные журналы «Модистка» и «Парижская мода»[10].

В конце ХIХ – начале ХХ в. в России издавалось достаточно большое количество модных журналов различных направлений: «Новости мод и рукоделий» «Новейшие моды», «Парижские моды», «Новости моды», «Последние моды» и другие, которые пользовались попеременным успехом и не оставили заметного следа в культурной жизни России.

На общем фоне российской периодики моды достаточно заметно выделялся журнал красивой жизни «Столица и усадьба» (1913–1917 гг.), издаваемый и редактируемый известным российским промышленником и меценатом Владимиром Крымовым. Журнал был своеобразным камертоном русского аристократического образа жизни и трактовал понятие моды в том смысле, который передается английским словом «vogue» – «обычаи», «привычки», «предпочтения людей высших сословий». В журнале, к примеру, писалось, что отставание от моды на несколько лет является одним из важнейших требований к представителям высшего общества; ультрамодное платье даме-аристократке можно надеть только на костюмированный бал, а умопомрачительные «багдадские» туалеты в стиле Бакста и Пуарэ было прилично носить лишь богатым купчихам[11].

После 1917 г. рынок журналистики моды претерпел некоторые изменения. Идеология стала проникать и в сферу моды, которая, как оказалось, тоже может быть политизирована. В 1923 г. начал выходить первый советский журнал мод «Ателье», задуманный как альтернатива журналам мод парижского направления. Идея журнала была такова: только та мода заслуживает внимания, которая предназначается простой советской женщине-труженице. К оформлению журнала привлекался цвет творческой элиты Советской России: Надежда Ламанова (бывший придворный модельер, впоследствии автор рабочих косынок, комбинезонов и курток), Вера Мухина (известный советский скульптор, автор монумента «Рабочий и колхозница»), поэтесса Анна Ахматова, художники Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин и др. За очень короткое время журнал завоевал признание у «верхов», подтверждением чему стал аттестат первой степени, полученный коллективом редакции на Всероссийской художественной промышленной выставке.

В 20–30-е гг. издаются журналы «Новости моды» и «Моды сезона», которые пользовались успехом в первую очередь у жителей столиц. Продолжает выходить журнал «Работница», основанный еще в 1914 г. как приложение к первой массовой газете «Правда». По подобию «Работницы» в 30-е гг. создаются журналы «Крестьянка» (для тружеников села) и «Советская женщина», в которых публикуются советские новинки моды в духе художественных композиций В. Ламановой и А. Экстер. Журналы «Работница» и «Крестьянка» оказались удивительно живучими и на редкость популярными. В 1989 г. тираж одной «Работницы», а затем и «Крестьянки» превысил 20 млн. экземпляров. Такой феноменальный успех обеспечивался в том числе и наличием постоянных рубрик моды, которые присутствовали в этих журналах с момента их основания.

С середины 40-х гг. министерство легкой промышленности приступает к изданию сезонного «Журнал мод» с кратким описанием фасонов, фактуры тканей, аксессуаров, с выкройками, вкладками, фотоиллюстрациями, отображающими последние веяния моды. Предназначенный для визуального знакомства, в начале 80‑х гг. журнал приобретает статус журнала для семейного чтения, то есть фактически перестает быть специализированным.

С середины 50-х гг. Министерство легкой промышленности возобновляет издание журнала «Моды сезона», который с 1987 г. начинает выходить как бюллетень. В 80-е гг. издается ежеквартальный журнал Общесоюзного дома моделей одежды «Кузнецкий мост, 14», который распространяется по всем союзным республикам. В свою очередь у москвичей пользуется успехом двуязычный (на латвийском и русском языках) журнал «Рижские моды», издаваемый в 50–80-е гг. Домом моделей Риги.

С 70-х по 90-е гг. набирает обороты профессиональный журнал о моде «Стиль», предназначавшийся промышленным производителям модной одежды, дизайнерам, стилистам, студентам текстильных училищ. В середине 90-х гг. его наследником стал журнал «NRG» («Новый русский гид»), который постепенно утратил статус профессионального в силу причин рыночного характера.

В начале 90-х гг. в России стали появляться русскоязычные версии наиболее популярных западных журналов о моде («Cosmopolitan», «Elle»), достать которые поначалу было так же трудно, как и билет «на Таганку». Однако уже к середине 90-х гг. рынок модной периодики насытился настолько, что издателям пришлось сокращать тираж модных журналов в несколько раз, особенно после дефолта 1996 г., когда покупательная способность населения значительно упала[12].

Современный российский рынок модной периодики выглядит достаточно пестро. Здесь, как на восточном базаре, есть все, что душе угодно – полное типологическое разнообразие: газеты, еженедельники, журналы, информационные агентства, вестники и бюллетени. Не мудрено, что даже в среде профессионалов возникает терминологическая путаница. До сих пор нет полного согласия, какие периодические издания следует называть журналами мод, а какие нет. К примеру, «Cosmopolitan» традиционно называют журналом мод, хотя по тематике это типично женский журнал с рубрикой моды.

Есть журналы только о моде (или преимущественно о моде) – «Vogue», «Officiel», «Harper’s Bazar», и есть журналы в том числе о моде – «Elle», «Cosmopo­litan», «Marie Claire». Журналы, пишущие только о моде или преимущественно о моде, строго говоря, и являются журналами мод.

Журналы, которые пишут только о моде, могут быть общего и узкоспециализированного характера. К примеру, у нас в России хорошо всем известны журнал о модной обуви «Step» или рекламный журнал свадебных нарядов «Жених и невеста». Журналы, пишущие «в том числе о моде», как правило, имеют различную тематическую направленность: «Cosmopolitan» – женский журнал, «OM» – преимущественно мужской, «Птюч» – молодежный. В каждом из них есть постоянная рубрика моды. Рубрики моды есть и в газетной периодике, а на радио и ТВ есть и отдельные передачи, посвященные вопросам моды.

Всю современную прессу, связанную с модой (подразумевается вся совокупность газетно-журнальной периодики), по средствам доставки к потребителю можно разделить на офф-лайновую (печатные издания) и он-лайновую (интернет-издания). Между этими двумя типами изданий существует некоторая разница. Интернет-издания более оперативны (макет номера не надо везти в типографию), более иллюстративны (вплоть до наличия живых картинок), более скандальны (в Интернете намного безопаснее давать щекотливые материалы о модельерах и их творчестве), но, с другой стороны, Интернет менее доступен широким массам, сфера его влияния ограничена достаточно узким кругом специалистов-профессионалов и любителей. К тому же, как показывает практика, интернет-журналистика менее эксклюзивна, чем офф-лайновые издания, в ней больше вторичной информации, которая либо перерабатывается на новый лад, либо выдается за первичную. Все эти моменты следует учитывать при использовании Интернета как в профессиональных, так и в познавательных целях.

И еще один очень важный момент: надо различать интернет-версии печатных изданий (такие версии имеют практически все ведущие отечественные и зарубежные журналы мод) и собственно интернет-журналистику, представленную многочисленными независимыми сайтами о моде. Русскоязычных сайтов о моде можно насчитать не менее двух десятков. Все они имеют свою специфику, благодаря чему и выживают на рынке сетевых услуг. Наиболее популярные из них:

«Fashion Look» – интернет-журнал о моде. Ежедневные новости, анонсы, обзоры событий в мире моды. Энциклопедия моды. Прогнозы, тенденции. Рассказы о стилях и стильных персонах в мире политики, эстрады и искусства.

«Sarafan» – журнал о современном искусстве моды. Информация о модных марках, последние тенденции в моде, ассортимент модных магазинов, советы по составлению гардероба, информация о татуировке, пирсинге, боди-арте.

«Intermoda» – ежемесячный журнал о моде. Советы по уходу за одеждой, помощь в выборе гардероба, тенденции сезонов, модные мелочи, обзор печатных изданий о моде и стиле.

«Helen Side» – рассказы о новых стилях. Новые идеи из мира моды, обзоры тенденций (одежда, косметика, аксессуары, маникюр). Индивидуальные консультации колориста.

«Emax» – портал о моде. Новости с подиумов, статьи о моде. Интервью с модельерами, информация о компаниях-производителях, Домах моды, биографии великих модельеров[13].

Существуют и другие сайты: «Fation Guide», «Moda», «Коmоk», «Krasota Online». Этими сайтами активно пользуются и те, кто просто интересуется модой, и те, кто занимается ею профессионально.

Несколько слов следует сказать о тематике и жанрах журналистики моды.

И в сетевой, и в офф-лайновой журналистике присутствуют практически все темы, имеющие хоть какое-то отношение к моде: это и истории Домов, и творческие биографии кутюрье, и новинки моды, и конкурсы молодых модельеров, и многочисленные показы (особенно подробно освещаются недели Высокой моды и прет-а-порте, проходящие в Италии, Франции и России), модельный бизнес и пр.

Набор журналистских жанров, используемых в журналистике моды, достаточно ограничен. Корреспонденция, комментарий и интервью – три наиболее эксплуатируемых жанра. Иногда встречаются аналитические статьи, обозрения, репортажи. Практически отсутствует художественно-публицистический блок – зарисовка, очерк, эссе. Зато набирает обороты «фикшн» (в переводе с американского «чтиво») – скандальные, эпотажные, аляповатые, наполовину придуманные истории о жизни и творчестве кутюрье, топ-моделей, поп-звезд, так или иначе связанных с модой. Такого рода материалы можно обнаружить в «желтой» прессе («Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Мегаполис-экспресс», «Караван историй»). Причем спрос на журналистов, владеющих «фикшн», с каждым годом все увеличивается. Квалифицированный анализ тенденций моды может дать и аналитик моды, каких в России, кстати, совсем немного. От журналиста же в первую очередь требуется «развлекаловка» – такова печальная тенденция последнего времени.

Но может быть, аналитиков привлекают потому, что не хватает журналистов, владеющих анализом? В этом случае единственно верная профессиональная стратегия для журналиста моды должна заключаться в том, чтобы стать максимально универсальным, то есть по необходимости давать и сенсацию, и «развлекаловку» в стиле «фикшн», и анализ.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ,

ПИШУЩЕМУ О МОДЕ

 

Не существует такой таблетки, съев которую, можно было бы стать талантливым журналистом, да еще и пишущим о моде. Профессиональное становление в любых сферах деятельности, включая журналистику, – это кропотливый труд, связанный с приобретением жизненного опыта, развитием журналистских навыков, творческих способностей, завязыванием различного рода нужных и полезных отношений. На это уходит как минимум пять лет интенсивной работы в избранной деятельности, поэтому быстрого успеха в такой сложной сфере, как журналистика моды, нет и в принципе быть не может.

 А теперь о главном. Журналист, пишущий о моде, должен соответствовать ряду требований профессионального, психологического и творческого характера.

Профессиональные требования таковы: знание истории и теории моды, безукоризненное владение основными терминами моды, наличие персонального ньюс-мейкера, способного дать профессиональный комментарий о событиях, происходящих в мире моды, непосредственный доступ к Домам моды и кутюрье, их возглавляющим (многие журналисты имеют «своих» кутюрье, которых они «опекают» и рекламируют), а также наличие аккредитаций на основные события моды.

К психологическим требованиям можно отнести следующие: наличие особой профессиональной контактности – мягкой, обволакивающей, ненапористой – в стиле Александры Леванской; сопереживания и эмпатии, без которых невозможно вжиться в образ, создаваемый художниками моды, а также полной внутренней раскрепощенности, позволяющей выйти за рамки установленных обществом поведенческих шаблонов и догм. Без такого рода раскрепощенности невозможно разглядеть подлинную новизну происходящего и не перепутать ее с нарочито рекламным эпотажем, направленным на приобретение дешевой и быстрой популярности.

И, наконец, творческие требования. Во-первых, это развитое эстетическое чувство, которое можно определить как чувство композиции, гармонии, соразмерности, контрастности, колорита. Во-вторых, это развитое творческое воображение, придающее письму особую чувственную окраску. И в-третьих, это наличие развитой творческой интуиции, помогающей отделить «зерна» от «плевел» в сфере моды. Именно о такого рода интуиции (чутье на новизну и перспективность проекта) упоминалось в предисловии к данной брошюре. По сути, речь идет об особом творческом видении, которое очень трудно описать словами, но которое является основополагающим фактором, определяющим профессиональность журналиста моды. Такое видение должно сочетать в себе фотографическую точность с творческой оригинальностью и полетом фантазии. Приобрести такое видение, которое является важнейшей составляющей журналистского таланта, можно, как показывает практика, только одним способом – научиться ему у человека, который им уже обладает. Как? Через глубокие личные отношения, основанные на взаимном доверии и симпатии. Поэтому рискнем дать профессиональный совет: если хотите обрести талант, ищите себе творческого наставника по профилю избранной вами специальности.

И последнее профессиональное требование к журналисту, пишущему о моде, которое можно отнести как к психологической, так и к творческой фактуре, – это наличие особого профессионального романтизма, дающего возможность видеть и показывать моду в немного идеализированных, розоватых оттенках. На вопрос, что такое мода, известный российский модельер Виктория Андреянова дала такой ответ: «...Мода придумана для того, чтобы раскрутить человека на деньги. Сегодня это модно – значит надо купить»[14]. Так может ответить модельер, но не журналист. Мода по своей сути идеалистична, а чересчур приземленное отношение уничтожает идеал, лишая моду того ореола необычности и загадочности, который так к ней притягивает.

 

ТЕРМИНОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ МОДЫ

 

Кутюрье, стилист, дизайнер, модельер

Очень часто журналисты, пишущие о моде, достаточно свободно употребляют термины кутюрье, стилист, дизайнер, модельер. В одном и том же материале Джанфранко Фере, к примеру, может быть назван прославленным кутюрье и выдающимся дизайнером, а Вячеслав Зайцев гениальным модельером и непревзойденным стилистом. Проблема заключается в том, что указанные термины имеют различное смысловое значение и в качестве синонимов их употреблять можно далеко не всегда.

Кутюрье (фр.) – это мастер от кутюр, по-русски «мастер высокого шитья». Термин кутюрье вошел в обиход примерно в середине ХIХ в. Впервые он был использован в отношении французского портного английского происхождения Чарлза Фредерика Ворда – основателя первого Домы моды от кутюр, в котором создавались настоящие произведения портняжного искусства, предназначенные для богатых заказчиков из высшего общества. С тех пор портных высшего уровня, создающих шедевры искусства в области моды, стали называть кутюрье.

В 1868 г. создается Парижский комитет профсоюзов швейной промышленности, объединивший ведущие Дома моды (впоследствии он был переименован в Профсоюз высокого шитья). С 1960 г. только художественные руководители Домов моды, входящих в Профсоюз высокого шитья, имеют право именоваться кутюрье. В 1990 г. их было 24, в 2000 г. – 20.

Стилист (лат.) – специалист по разработке направлений массовой моды. В 60-е гг. во Франции был создан творческий центр «Прет-а-порте мод де стил», продукция которого имела четкий адрес – молодых людей обоих полов со средним достатком. В название центра были заложены основные принципы работы художников-модельеров: создание стиля, то есть моды, ориентированной на промышленность. Слово «стиль» было выбрано для того, чтобы подчеркнуть отличие нового направления от высокой моды. Художники, создававшие массовые коллекции для молодежи, стали называться стилистами. Стилистамитакже иногда называют специалистов по созданию нового имиджа в салонах красоты, косметических кабинетах и пр., хотя более точное название для этой специальности – визажист.

Дизайнер (англ.) – разработчик модного направления, единого ансамбля, включающего костюм, аксессуары, парфюм, интерьер помещения. В едином ансамбле могут быть созданы, к примеру, домашний халат, тапочки, ночная сорочка, постельное белье, духи, спальный гарнитур, подсветка в помещении. Дизайнерские разработки ведутся во многих Домах моды. Функцию модельера-дизайнера чаще всего выполняет художественный руководитель Дома моды – кутюрье.

Модельер (фр.) – собирательное название художников, создающих костюмы и их элементы. К этой категории художников относятся кутюрье, стилист и отчасти дизайнер.

От кутюр, прет-а-порте, конфекцион

От кутюр (фр., дословно – «высокое шитье») – швейное искусство на самом высоком уровне, эксклюзивная продукция ведущих парижских модельеров, задающих тон в мировой моде; большая, высокая мода. Понятие «от кутюр» появилось во второй половине ХIХ в. и связано с именем Чарлза Ворда – первого в истории моды кутюрье.

Прет-а-порте (фр., дословно – «готовое к употреблению») – продукция массовой моды. В более узком значении – продукция массовой моды, разработанная стилистами Домов высокой моды по мотивам коллекций от кутюр и продаваемая в бутиках. Имеет два основных уровня:

1. Прет-а-порте мод де люкс – несколько экземпляров дорогой высококачественной одежды, создаваемой в Домах высокой моды по мотивам коллекций от кутюр. Занимается разработкой де люкс чаще всего сам кутюрье.

2. Прет-а-порте мод де стил – промышленное производство модной одежды. В промышленном прет-а-порте существуют два основных концептуальных направления – андрогин и элегант. Андрогин – дешевая молодежная мода самых различных стилей: унисекс, мини, панк, неохиппи, гранж, байк, хаус, др. Элегант – массовая мода для людей более зрелых и солидных, тяготеющая скорее к классическому, чем к романтическому стилю. Ее отличительные черты – умеренный минимализм, повседневность и функциональность. Одежду такого типа делает «Армани», «Воядж», «Версаче», другие известные западные фирмы, а также наш отечественный промышленник моды А. Климин (торговая марка «Том Клайм»).

Конфекцион (фр.), конфекция (лат.). Эти термины достаточно часто используются журналистами, пишущими о моде. В начале XX в. конфекционом называли готовое платье, которое можно купить в ателье. Сегодня конфекцион – это любая готовая одежда, производимая вне Домов моды и промышленного производства. Производят такую, иногда очень модную и элегантную, одежду маленькие, зачастую пиратские, фирмы, выбрасывающие на рынок продукцию небольшими тиражами, которые быстро раскупаются. Неполный синоним слов «китч», «подделка», «второсортная продукция». В некоторых случаях может употребляться как синоним слова «прет-а-порте».

 

 

Костюм, одежда, ансамбль, аксессуары

Костюм (фр.) – фундаментальное понятие моды, совокупность выразительных средств внешности человека. Костюм включает в себя платье (то есть одежду), обувь, головной убор, прическу, макияж, аксессуары. Костюмом также называют мужскую одежду классического стиля, состоящую из брюк, пиджака, жилета (тройка), брюк и пиджака (двойка).

Одежда (русск.) – мужское или женское платье, надеваемое на тело (кроме обуви и головного убора). В разговорной речи используется как синоним слова «костюм» в общем значении.

Ансамбль (фр.) – то же, что костюм в общем значении. В некоторых случаях может употребляться для обозначения стилистического единства костюма с элементами интерьера: пижама + постельные принадлежности, костюм-тройка + интерьер кабинета.

Аксессуары (фр. – «принадлежность чему-либо») – сопутствующие предметы: сумочки, галстуки, косынки, зонтики, бижутерия, драгоценности, карманные авторучки, портмоне, мобильные телефоны, очки, курительные трубки и т.д. Как правило, аксессуары приобретаются отдельно, в дополнение к основному ансамблю.

 

Косметика, макияж, грим, парфюм

Косметика (гр.), макияж (фр.) – средства по уходу за внешностью (кожей, ногтями, волосами).

Грим (фр.) – театральный макияж.

В последнее время у перечисленных терминов стали появляться дополнительные смысловые оттенки:

Косметика – средства ухода за внешностью, находящиеся в упаковке.

Макияж – средства ухода за внешностью, нанесенные на тело.

Грим – средства ухода за внешностью, используемые визажистами-профессионалами.

Парфюм (фр.), парфюмерия (лат.) – ароматические вещества, предназначенные для нанесения на тело или одежду: вечерние, дневные духи, туалетная вода, лосьон, одеколон.

 

Другие термины

Манекен (фр.) – фигура в виде человеческого туловища для примерки или показа швейной продукции в ателье или магазине.

Манекенщик, манекенщица – человек, демонстрирующий на себе новые образцы швейных изделий.

Модель (фр.) – 1) манекенщик, манекенщица; 2) образцовый экземпляр швейной продукции.

Топ-модель – ведущая манекенщица или фотомодель Дома моды, агентства моды и пр.

Фотомодель – человек, позирующий фотографу для рекламы модной одежды, аксессуаров, парфюма.

Кастинг (амер.) – 1) публичный показ, демонстрация новых образцов швейных изделий; 2) отбор манекенщиц для работы на подиуме.

Показ – синоним слова «кастинг» в первом значении.

Дефиле – выход модели на подиум с целью демонстрации новых образцов швейных изделий[15].

 

 

литература

 

По истории костюма

Блейз А. История в костюмах: от фараонов до денди. – М., 2001.

Васильев А. Красота в изгнании. – М., 1998.

Киреева Е.В. История костюма. – М., 1976.

Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Минск, 1999.

Мерцалова М.Н. История костюма. – М., 1972.

Роуланд-Уорн Л. Костюм. – М., 1999.

Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. – М., 1994.

По истории моды ХХ в.

Горбачева Л.М. Костюм ХХ века: от Поля Пуарэ до Эммануэля Унгаро. – М., 1996.

Гураускайте Ю. История моды в ХХ веке. – М., 1998.

Которн Н. История моды в ХХ веке. – М., 1998.

Пармон Ф.М. Костюм ХХ века: одежда, обувь, аксессуары. – М., 1995.

 

По теории моды

Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. – М., 1994.

Зайцев В. Такая изменчивая мода. – М., 1980.

Киреева Е.В. О культуре одежды. – Л., 1970.

Кононова И., Самсонадзе Н. Женщина и ее платье. Россия. Век ХХ. – М., 2000.

Мода: за и против: Сб. статей / Ред.-сост. В.И. Толстых. – М., 1973.

Петров А.В. Мода как общественное явление. – Л., 1974.

Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М., 1997.

 

Справочная

Андреева Р.П. Энциклопедия моды. – СПб., 1997.

Кибалова Л. и др. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага, 1988.

Нересов Я.Н. Я познаю мир. История моды: Детская энциклопедия. – М., 1998.

Народы мира: Историко-этнографический справочник / Под ред. Ю.В. Бромлея. – М., 1988. (Иллюстрации национальных костюмов.)

Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. – СПб., 1998.

Терешкович Т.А. Словарь моды. – Минск, 1999.

 

Персоналии

Покна М.-Ф. Кристиан Диор. – 1998.

Шарль-Ру Э. Непостижимая Шанель. – М., 1995.

 

Прикладная

Грачев Б. Уроки стилиста: Книга для мальчиков. – М., 2000.

Сестры Сорины. Язык одежды. – М., 2000.

Спенсер К. Выбери свой стиль: Для женщин. – М., 2000.

 

О женской прессе в целом

Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества. – М., 1998.

Мироненко Н.Н. Международные журналы на русском языке в структуре изданий для женщин // Средства массовой информации в постсоветском обществе. – М., 1997. – Ч. 1.

Ямпольская Р.М. Типологические особенности изданий для женщин. – М., 1996.

 

Интернет-издания о моде

 http://www.fashionguide.ru

 http://www.fashionlook.ru

 http://www.sarafan.ru

 http://www.emax.ru

 http://www.helensite.ru

 http://www.moda.ru

 http://www.intermoda.ru

 http://www.krasota.ru

Персональные сайты российских модельеров:

  http://www.zaitsev.ru

 http://www.ydashkin.ru

  http://www.chapurin.ru

 http://www.parfionova.ru

 http://www.v-a.ru (В. Андреянова)

                            

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Программа........................................................................................ 3

Темы дипломных и курсовых работ............................... 11

Учебное пособие.......................................................................... 12

Что такое мода?.............................................................................. 13

Костюмы древних цивилизаций.................................................... 15

Становление западноевропейского костюма................................ 18

История моды XX века.................................................................. 21

История и типология журналистики моды................................... 25

Профессиональные требования к журналисту, пишущему о моде 31

Терминология журналистики моды.............................................. 33

Литература..................................................................................... 36

 


[1] БЭС / Под ред. А.М. Прохорова. М., 1998. С. 744.

[2] См.: Зайцев А. Такая изменчивая мода. М., 1980. С. 13.

[3] По материалам П.Ф. Пармона, Л. Роуланд-Уорн, Ф.Ф. Комиссаржеского, Е.В. Киреевой. См. библиографию.

[4] По материалам А.И. Блейз, Н.М. Тарабуркина, М.Н. Мерцаловой, П.Ф. Пармона, Ф.Ф. Комиссаржевского. См. библиографию.

[5] Которн Н. История моды в ХХ веке. М., 1998. С. 162.

[6] Там же. С. 162.

[7] По материалам А. Которна, Л. Роуланд-Уорн, Ф.М. Пармона, Л.М. Горбачевой, В. Зайцева, А. Васильева. См. библиографию.

[8] Горбачева Л.М. Костюм ХХ века: от Поля Пуарэ до Эммануля Унгаро. М., 1996. С. 63.

[9] См.: Кантор К.М. Мода как стиль жизни // Мода: за и против. М., 1973. С. 189–190.

[10] По материалам дипломной работы Марии Шальневой «Русские модельеры и их коллекции на страницах отечественной и зарубежной периодики». МГУ, факультет журналистики. 2001. С. 16.

[11] По материалам курсовой работы Алексея Светайло «Журнал красивой жизни “Столица и усадьба”». МГУ, факультет журналистики, 2000. С. 8.

[12] Информация по истории журналистики моды – по материалам П.Ф. Пармона, Т.А. Терешкович, Л.М. Горбачевой, Р.М. Ямпольской, Н.Н. Мироненко. См. библиографию.

[13] Информация о сайтах – по материалам дипломной работы Марии Шальневой «Русские модельеры и их коллекции на страницах отечественной и зарубежной прессы». МГУ, факультет журналистики, 2001. С. 28–29.

[14] Будберг А. Индустрия манипулирования // Московский комсомолец. 2000. 22 сентября. С. 6.

[15] При составлении словаря использована следующая литература: Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб., 1997; БЭС / Под ред. А.М. Прохорова. М., 1998; Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М., 2000; Краткий словарь современных понятий и терминов / Сост. В.А. Макаренко. М., 1995; Максимова Т.В. Словарь англицизмов. Волгоград, 1998; Терешкович Т.А. Словарь моды. Минск, 1999.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.