Глава 3. Итоги прокурорских проверок — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 3. Итоги прокурорских проверок

2019-07-12 115
Глава 3. Итоги прокурорских проверок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии с п.5 ст.144 УПК РФ прокурор рассматривает жалобы на отказ в приеме сообщения о преступлении, а в соответствии с п.5 ст.148 УПК РФ – жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела. Прокурор вправе проводить проверки соблюдения законов, а также прав и свобод граждан на стадии возбуждения уголовного дела не только при рассмотрении поступивших жалоб. Во-первых, в соответствии со ст.ст.26, 27 Закона О прокуратуре прокурор вправе проводить проверки по нарушениям прав и свобод граждан вне зависимости от наличия сообщений о таких нарушениях. Во-вторых, проведение проверок на стадии возбуждения уголовного дела регламентируется также Приказами Генпрокуратуры РФ, определяющими задачи, периодичность и содержание прокурорских проверок. Необходимо отметить, что само понятие «прокурорская проверка» ни в УПК РФ, ни в Законе РФ О прокуратуре не определено. В русском литературном языке термин «проверять» означает действие, направленное на то, чтобы удостовериться в правильности или ошибочности определенных сведений, испытать, обследовать или просмотреть определенные объекты с целью надзора и контроля[2]. Объяснение понятия «проверка» при помощи такого слова, как «контроль», достаточно распространен, однако полная аналогия между анализируемыми терминами отсутствует, так как слово «проверка», в частности применительно к деятельности прокурора используется для обозначения вида его деятельности, целью которой является выявление наличия или отсутствия нарушений закона, прав и свобод человека, а также принятие мер по устранению выявленных нарушений. Контроль же не предполагает активного вмешательства контролирующего субъекта в контролируемую им деятельность. Подготовка является первым этапом прокурорской проверки, на котором определяется ее предмет, обязанности и полномочия прокурора. Полномочия прокурора при проведении проверок при надзоре за соблюдением законов, а также прав и законных интересов граждан, закреплены в ст.ст. 22, 27 Закона РФ О прокуратуре. Так, прокурор:

- вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов государственной власти, местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций;

- вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

- вызывает должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Из приведенных норм следует выделить:

1) Задачи и обязанности прокурора – предупреждать и пресекать нарушения закона и прав граждан, разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав;

2) Полномочия, необходимые для решения поставленных задач: беспрепятственно входит на территорию разных организаций, истребовать документы, получать объяснения и др.

Что касается подготовки прокурорской проверки применительно к стадии возбуждения уголовного дела, то ее проведение регулируется по большей части Приказами Генпрокуратуры РФ. При этом можно выделить требования к качеству проводимых подготовительных мероприятий, а также организационные основы подготовки прокурорской проверки на стадии возбуждения уголовного дела. Требования к качеству подготовительных мероприятий:

1) организовать работу таким образом, чтобы деятельность максимально обеспечивала конечную цель уголовного преследования - изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности;

2) тщательно изучать материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях;

3) в полной мере использовать предусмотренные ст.37 УПК РФ полномочия по надзору за законностью деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших от преступлений, в частности, в соответствии со ст.37 УПК РФ:

- проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

- давать обязательные для исполнения письменные указания органу дознания, дознавателю, следователю;

4) не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления[3].

Организационные основы подготовки прокурорской проверки:

1) ежемесячно проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, установленного порядка регистрации уголовных дел и учета преступлений, сопоставляя для этого данные органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и пограничных органов этой службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, воинских частей, соединений, военных учреждений и гарнизонов, органов Государственной противопожарной службы, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений и иных источников;

2) обращать особое внимание на соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, их процессуального оформления, обязательное уведомление заявителей о принятии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения;

3) в случаях, когда в собранных материалах не содержится данных, необходимых для возбуждения дела, но не исчерпаны возможности для их сбора, в тот же день выносить постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки с указанием о необходимости выполнения конкретных процессуальных действий[4].

4) обеспечить надлежащие регистрацию и учет в соответствующих книгах поступивших в органы прокуратуры материалов об отказе в возбуждении уголовного дела;

5) в целях обеспечения полного и своевременного поступления всех материалов об отказе в возбуждении уголовного дела производить сверку книг их регистрации и учета в прокуратурах с аналогичными книгами соответствующих подразделений органов внутренних дел;

6) рассмотрение материалов и проверку законности постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела производить в течение пяти суток с момента поступления их в прокуратуру. В случае возникновения сомнений в обоснованности принятого решения, наличии в материалах неустраненных противоречий получать объяснение от заявителя, в том числе и о мотивах изменения им своей позиции. При возвращении материалов для дополнительной проверки в связи с ее неполнотой, а также отмене незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел устанавливать срок ее проведения в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ. В необходимых случаях давать письменные указания по выяснению обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного процессуального решения.

7) уполномоченным прокурорам не реже двух раз в неделю проверять состояние регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях, изучать находящиеся в производстве сотрудников органов дознания и предварительного следствия материалы проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях и при необходимости давать письменные указания (прокурором, его заместителем) или предложения (помощником прокурора)[5]. Таким образом, необходимо сделать следующие выводы. Подготовка прокурорской проверки на стадии возбуждения уголовного дела организационно регламентируется ведомственными нормативными актами – Приказами Генпрокуратуры РФ, а решение о проведении конкретных мероприятий подготовки (истребование документов, объяснений и т.д.) принимается прокурором (заместителем, помощником) самостоятельно. То есть при нормативной регламентации общих принципов и полномочий, ответственность за правильность и своевременность выбора и осуществления конкретных мероприятий всецело лежит на прокуроре (заместителе, помощнике), который проводит проверку соблюдения закона, а также прав и законных интересов граждан в стадии возбуждения уголовного дела.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.