Императив № 4: императив эмпатии. Делитесь дарами — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Императив № 4: императив эмпатии. Делитесь дарами

2019-07-12 181
Императив № 4: императив эмпатии. Делитесь дарами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Меня меньше волнует вес и количество извилин мозга Эйнштейна, чем щемящая уверенность, что люди, наделенные равным талантом, жили и умирали на хлопковых полях и в кондитерских лавках.

Стивен Джей Гулд (1941–2002), эволюционный биолог

 

Сандра Лернер – женщина эпохи Возрождения – обладает особенно сильной филантропической наклонностью. Будучи учредителем Cisco Systems[49], она ушла из компании с восемьюдесятью пятью миллионами долларов, когда ее предприятие в 1990 году стало открытым акционерным обществом. Ей было тридцать пять лет. Поскольку до этого она была, по ее собственному определению, «ботаником», она решила заниматься всем, что ей было интересно, и попробовала себя в качестве антрепренера, фермера, адвоката по защите животных, средневекового рыцаря, владельца ресторана и собирателя редких книг. Сейчас Лернер занимается высокими технологиями и филантропической деятельностью. Например, она вложила деньги в реставрацию дома-музея Джейн Остин, Чоутенского коттеджа, для того чтобы он стал центром изучения английского женского литературного творчества.

Бенджамину и Розамунде Зандер тоже близка идея сопереживания. В своей книге «Искусство Вероятности» пара поддерживает идею синтеза разных профессиональных миров: симфонического оркестра и человеческой психологии. Они стараются создать повышенное чувство возможного в жизни каждого человека, что полностью соответствует теме этой главы.

Поль Робсон (1898–1976), всемирно признанный актер и певец, известный исполнитель главных ролей в «Отелло» и «Порги и Бесс», был к тому же истинным человеком Возрождения. Робсон был одаренным ученым, получившим юридическое образование в Колумбийском университете, спортсменом, завоевавшим награды в легкой атлетике, футболе, бейсболе и баскетболе в Рутгерском университете, и политическим активистом, выступавшим за права угнетенных на протяжении почти пятидесяти лет. Сын беглого раба, Робсон как никто другой умел сопереживать, и его высокоразвитое общественное сознание более чем соответствовало его выдающемуся сценическому мастерству.

Искусство и наука были жизненным двигателем Джеффа Роуза с тех пор, как он был маленьким мальчиком. К пяти годам Роуз уже серьезно занимался рисованием, далее он принялся за керамику и гончарное дело. Однако в старшей школе он оставил искусство, уступив желанию своих родителей, которые хотели, чтобы он вместо этого изучал науку.

Выбранная им наука, стоматология, принесла ему успех. Его специализацией стало челюстно-лицевое протезирование – создание искусственных протезов для пациентов, нуждающихся в реконструкции лица вследствие врожденных дефектов, аварий или болезни. «Это была специальность, которая позволила бы мне ваять, – объясняет Роуз, – я знал, что я там, где и должен быть». Вскоре он стал посещать занятия в художественном училище, где изучал бронзовую скульптуру, и в 1993 году изготовил свою первую монументальную работу в бронзе. Сегодня скульптуры Роуза входят в состав частных коллекций по всему миру; однако он доказывает, что умеет сопереживать, когда служит тем, кто больше всего в нем нуждается – пациентам, нуждающимся в зубных протезах. «Я счастливо наделен необычной комбинацией навыков, – заметил он, – и с ними приходит ответственность за то, чтобы облегчить страдания людей».

Разработчик виртуальной реальности Джерон Ланьер – другой пример императива, требующего делиться богатствами. Ланьер как пионер в области технологий боится будущего, в котором нищих добровольцев из стран третьего мира будут использовать как морских свинок для испытания новых чудес техники – до тех пор, пока эти приспособления не сочтут безопасными. Он употребляет свое влияние, чтобы предотвратить такую возможность. Демонстрируя истинно гуманные побуждения, Ланьер всегда критично относился к любому «денатурирующему эффекту», как он это называет, «который стирает людской дух». Его беспокоит возможность того, что коллективно созданными высокотехнологичными новшествами могут управлять люди, не несущие личной ответственности за ошибки, – это угроза «ошибки коллектива, подавляющего личности».

В этой главе мы рассмотрим императив эмпатии – четвертую важнейшую грань серьезной программы перекрестной тренировки. Чтобы стать всесторонне развитым человеком Возрождения, от вас потребуется нечто гораздо большее, чем обзавестись на досуге множеством хобби. То, что вы ушли с головой в собственные прихоти, может означать просто эгоизм или даже перерасти в нарциссическую ориентацию. Если мы действительно стремимся привнести в вашу жизнь многозвучный аккорд – гармоническое сочетание нескольких нот, – одной из этих нот должно быть сопереживание. Любому человеку, обладающему по-настоящему живым умом, необходима способность понимать чувства других и развивать общественное сознание.

 

Когда один человек – по любой причине – имеет возможность вести исключительную жизнь, он не имеет никакого права оставлять ее себе.

Жак Кусто (1910–1997), французский морской исследователь

 

Я призываю вас избегать изоляции, коль скоро вы преследуете цели перекрестного тренинга. Писатель Роберт Патнэм отметил тенденцию к общественному изоляционизму в своей книге «Боулинг в одиночестве: крах и возрождение американского общества». Патнэм показывает, каким образом мы становимся все более и более изолированными от семьи, друзей, соседей и наших демократических систем. Мы не замечаем, как постепенно начинаем принадлежать ко все менее и менее организованным группам, мы едва знакомы с соседями, мы все реже встречаемся с друзьями и общаемся с нашими родственниками, мы даже в боулинг уже играем в одиночестве. К счастью, построение более живого ума не влечет за собой разъединения, обособления или затворничества. Для развития эмпатии требуется участие других людей.

Программа «Живой ум» – это больше чем просто «переустройство» собственной личности как многогранного, разносторонне одаренного островка достижений. Перестраивать свою жизнь, чтобы вылепить прекрасный образец торжества свободных искусств, существующий только ради вас самих, было бы пустым занятием и, в конечном счете, не принесло бы удовлетворения. Всесторонне развитый живой ум отличается заботливостью, участием и состраданием к другим – иными словами, он отличается самоотверженностью. Таким образом, более масштабная цель перекрестного тренинга – стремление к самосовершенствованию во множестве измерений, так что мы можем выйти в мир и разделить свое сердце и разум с другими, по причине чего их жизни, в свою очередь, тоже станут лучше.

 

Люди наделены великим даром – мы обладаем силой сопереживания.

Мэрил Стрип, актриса

 

Меня вдохновили слова Ральфа Уолдо Эммерсона о том, что стать поистине образованным человеком может лишь тот, кто понимает необходимость идти дальше, в мир, и вносить свою лепту в его развитие, а не уединяться с книгами. Наша цель – самообновление, в котором, к счастью, заложены семена обновления и для тех, кто вокруг нас. Мы привлекаем то, что отдаем: любовь, доброту и мир или страх, недоверие и раздоры. Вот почему, если вы хотите, чтобы жизнь приносила вам радость, первый вопрос, который вы должны себе задать должен быть не «как мне доставить себе больше радости?», а «сколько радости я дарю окружающим?».

 

«Те, кто могут – делают. Те, кто не могут —…»

 

Мы должны сопротивляться умственной апатии или склонности к интеллектуальному оцепенению. Мы должны проснуться не только ради собственного усовершенствования, но для усовершенствования окружающих, нашего общества и самой цивилизации. К счастью, разнообразие образа жизни больше обычного увеличивает число возможностей проявить сопереживание. Более того, я считаю, что наши сердца более чувствительны к страданиям других, когда мы сами заняты трудными поисками самих себя. Так что глава, посвященная эмпатии, имеет целью вдохновить вас восхищаться всем, что может предложить мир, и затем побуждает вас идти дальше и делиться тем, чему вы научились.

 

Учитель оказывает влияние на вечность. Он никогда не знает, где заканчивается его влияние.

Генри Адамс (1802–1872), баптистский проповедник

 

Идти дальше и делиться с другими означает стать учителем. Не имеет значения, проходят ваши уроки в формальной обстановке как часть официальной школьной системы или вы делитесь вашими открытиями более неформальным способом – важен дух соучастия, основанный на сопереживании.

Признанный гуру менеджмента Питер Друкер ввел в обращение термин «информационный работник» и по общему признанию невольно положил начало «информационной экономике». Его наблюдение: «Вы ничего не знаете, пока не начнете этому обучать». Поэтому он преподавал историю Америки, искусство Японии и религию – предметы весьма далекие от его собственной специальности управления бизнесом. Обучать кого-либо тому, что вы еще сами не знаете – вот занятие, способное помочь вам узнать больше, чем просто новую порцию фактов. Вы практикуете дисциплину «учить, чтобы учиться». Я согласна, это рискованно, и даже отдает мошенничеством – стоять перед группой жаждущих знаний студентов, которые, естественно, убеждены, что вы сведущий и, видимо, даже дипломированный эксперт в данной области. Но мы здесь говорим не о том, чтобы представлять себя в ложном свете. Мы говорим о том, что обучение других вашему любимому предмету добавляет новые нюансы к вашему собственному пониманию, позволяя вам проникнуть глубже, создавая новую глубину и богатство восприятия. Учиться, а затем учить других – это основа направленности на другого, известная как эмпатия.

 

Учить – значит узнавать в два раза больше.

Жозеф Жубер (1754–1824), философ и эссеист

 

Обучать тому, чему вы хотите научиться – сильная тактика обучения, которой, как ни странно, пренебрегают. Возможно, потому что это немного стыдно – признавать, что, хотя вы в этом классе и учитель, вы слабо разбираетесь в теме. Отбросив смущение, я однажды составила обучающие программы для взрослых по темам, которые были интересны лично мне и о которых я знала сравнительно немного. Как классический педагог, я знала, что смогу это сделать, поскольку учительство – моя вторая натура. Я создала группы, где преподавала артистическое мастерство, британскую разговорную речь, классику литературы и даже – парадокс парадоксов – проблемы завышенной самооценки у педагогов. Хотя все эти темы меня сильно интересовали, поначалу я была не тем, кого можно было бы считать экспертом. Тем не менее, как жадная до знаний ученица, я использовала подготовку к занятиям, и это стало моим собственным, личным, индивидуальным учебным пособием. Все же настоящее  обучение неизменно происходит в классе, где я вынуждена во всеуслышание защищать свои теории, твердо стоять на своем, объясняя свою точку зрения взрослым ученикам, которые не боятся задавать каверзные вопросы, оспаривать мои заключения и придираться к неточностям.

Преподавание в такой крайне стимулирующей обстановке требует от вас достичь более глубокого уровня понимания, нежели поверхностное осмысление, которое приходит, когда человек просто что-то читает о данной теме. Возникает очень заманчивое побуждение – ответить на вызов, не подвести класс. Я проникаюсь чувствами учеников, ставлю себя на их место, пытаюсь догадаться, какую информацию они хотят собрать по теме. Сейчас я ношусь с идеей начать новый курс «Шекспир для тех, кто никогда по-настоящему не понимал его работы, но всю свою жизнь притворялся, что понимает». Я причисляю себя к этой группе бесстыдных позеров. Уроки на такую тему заставили бы меня копать глубже и открыть для себя Шекспира, как я всегда и хотела. Я прочла (ну, хорошо, просмотрела) такие авторитетные книги, как «Уилл в миру: как Шекспир стал Шекспиром» Стивена Гринблатта, «Шекспировские войны» Рона Розенбаума и «Шекспир: изобретение человека» Гарольда Блума. Но мое исследование было бы качественно более глубоким и куда более интенсивным, если бы я знала, что завтра буду стоять перед группой коварных взрослых учеников.

Эта идея – обучать тому, чему вам нужно научиться, – несомненный парадокс. Кроме того, она является великолепным проявлением принципа формулирования, который гласит, что чем чаще вы будете излагать мысль, тем больше вы ее прочувствуете, поймете, поверите ей. Просто в теории – действенно на практике. Уин Венгер, автор книги «Фактор Эйнштейна», сделал открытие, что гениям дано больше, чем обыкновенным людям, которые сталкиваются с проблемой, когда необходимо расширить способы концентрации внимания. Один из этих способов концентрации – формулирование: чем больше вы выражаете или формулируете данное представление, тем глубже вы его осознаете и поймете. «Само по себе постоянное выражение наших мыслей относительно какого-либо предмета заставляет нас больше узнать об этом предмете, даже когда извне не поступает никакой новой информации», – говорит Венгер. «Наше знание крепнет не потому, что дополняется внешними фактами, а скорее потому, что наши собственные представления о наших представлениях взаимодействуют и создают эффект постоянно растущего снежного кома».

Необходимость выражать мысли на данную тему заставляет нас больше узнать об этом предмете и пересмотреть то, что мы уже знаем, даже когда картина не дополняется новыми фактами. То, что при этом происходит, подобно ленте Мебиуса: мы начинаем жонглировать уже существующей информацией вместе с новыми мыслями о ней, закручивается изящная обратная петля и просто движется дальше. В педагогике существует выражение: «Прочитать, написать, научить», относящееся к последовательным уровням понимания. Например, прочесть о метрической схеме, которую использовал Шекспир в своих сонетах, – первая ступень понимания. Затем, чтобы проверить, как вы усвоили тему, попробуйте написать убедительное пояснительное эссе о метрической схеме сонетов Шекспира. Возможно, вы осознаете с долей тревоги, что широта размаха превышает ваше понимание. В конце концов, объясните группе умных, любознательных, критически мыслящих взрослых людей ритмическую схему великого барда. Ваша ахиллесова пята проявится и подставит вам ножку быстрее, чем вы успеете произнести «ямбический пентаметр». Ваши прежде скрытые слабые места откроются еще до того, как вы начнете разбирать синтаксис и декламировать стихи. Как ни что другое, треххвостая плетка «Прочитать, написать, научить» заставит вас уважать и ценить хороших писателей и хороших учителей. Принцип формулирования поможет добиться лучших результатов во всем: как в вашей карьере, так и в тех занятиях по вашему выбору, которые будут частью программы развития вашего мозга.

Принцип формулирования странным образом напоминает мне сложный процент. Оба принципа представляют генератор идей, и обоими слишком часто пренебрегают. Проявление способности сопереживать путем обучения позволит вам ощутить силу принципа формулирования. Вы можете использовать его, чтобы добиться успеха практически в любой сфере человеческих устремлений. Совместите принцип формулирования с кайдзен и практикой техники «Победа за двадцать минут», и вы получите чрезвычайно действенную комбинацию. Потратьте десять-двадцать минут на то, чтобы изложить (устно или письменно) ваши мысли о стрижке деревьев, пожарной безопасности, лечении астмы и так далее, и вы будете более уверены в своих знаниях. Ваши знания будут лучше организованы, вы станете более убедительны и начнете понимать, почему вы думаете именно то, что думаете. Волшебство…

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.