Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-07-11 | 174 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Прежде чем приступить к описанию особенностей оценки воспитательной практики родителей их детьми-подростками, страдающими неврозами, представля-ется целесообразным выделить основные характеристики невротических реакций и невротических развитий, встречающиеся преимущественно у школьников в воз-расте 12-16 лет. Это - отсутствие успехов в учебе при нормальном умственном развитии, устойчивые признаки угнетенности и подавленности настроения, усталости и переутомления, не заинтересованность и раздражительность при выполнении школьных заданий. Сюда следует добавить выраженное чувство неполноценности в отношениях с товарищами, учителями, родителями и в поведении в целом. Уход в себя, характеризующийся чрезмерной застенчивостью и тревогой, недостаточность внимания на уроках, неспособность к длительному сосредоточению, жалобы на плохое самочувствие. Подобные эмоциональные нарушения в той или иной степени присущи 1/3 школьников и если не принимать соответствующих превентивных мер (медико-психолого-псдагогичсского характера), то с течением времени состояние детей с эмоциональными нарушениями ухудшается, и социальная дезадаптированность становится очевидной. Большую часть этих детей следует рассматривать как "больных", так как они сами не в состоянии разрешить свои трудности без профессиональной помощи медиков и психологов, активно сотрудничающих с учителями и родителями.
Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой невроз определяется как психогенное заболевание, в возникновении, течении и лечении которого ведущая роль принадлежит психологическим факторам. Этиологические факторы детских неврозов, по данным отечественных авторов*, могут быть подраз-делены на следующие группы: психическая травма; предшествующие невротичес-кие характерологические радикалы; нарушения системы отношений и, прежде всего, дисгармония семейных отношений; дисгармония семейного воспитания.
|
* - А.И. Захаров. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. - 248 с.
В результате исследования подростков с помощью опросника ADOR был обнаружен тот факт, что образы отцов и матерей резко отличаются друг от. друга. Если у отца образ рельефный, выразительный, то матери оцениваются как "ни то, ни се" с общей тенденцией недооценки повеем шкалам. Совпадение практически наблюдается только по шкале "непоследовательность" воспитательного воздейст-вия родителей, которая занимает у тех и у других среднюю позицию, в отличие от того же показателя у подростков с нарушениями поведения, где он крайне высок.
Шкала позитивного интереса
Сравнение оценок по шкале "позитивного интереса" не обнаруживает каких-либо существенных различий, разве что только между нормативной выборкой и подростками-невротиками в оценках матерей, где больные неврозами подростки (мальчики и девочки) в большей степени указывают на невыраженность этого пока-зателя. Однако, если взглянуть на это со стороны специфики восприятия этих об-разов в норме и при неврозах, то прежде всего в глаза бросается тот факт, что со-держательно образ "позитивной матери" у подростков с неврозами резко отличает-ся от аналогичного образа у адаптированных подростков. Оба эти образа очень ярки, но в то же время, абсолютно различны в плане психологических проявлений.
Так, дети, больные неврозами, наделяют своих матерей собственными противоречиями, то есть мать кротка и в то же время самоуверенна, послушна и непримирима и т. д., тогда как здоровые подростки оценивают их "позитивный интерес" по степени проявления власти и критического отношения к детям. Образы отцов по этому параметру относительно сходны.
|
Шкала директивности
По шкале "директивности" наибольшие различия обнаруживаются в оценках отцов, где больные неврозами отмечают выраженность данного фактора по сравнению с оценками социально, адаптированных подростков. Однако практичес-кое отсутствие отличий по данной шкале у матерей легко объясняется все той же разницей в восприятии этой характеристики, то есть в отношении матерей социально-психологические характеристики, приписываемые им подростками с неврозами, негативны.
Шкала враждебности
При сравнительной характеристике оценок в группах социально адаптирован-ных подростков и подростков с неврозами обращают на себя внимание различия в оценках матери и отца по шкале "враждебности", причем в группе подростков с неврозами матери не характеризуются этим качеством, в отличие от отцов, которые в описаниях имеют тенденцию к "враждебности" (больше выражено у подростков с неврозами). Следует также отметить, что больные неврозами несколько иначе, чем здоровые описывают образ собственно "враждебной" матери. В понимании подростков с неврозами "враждебная" мать склонна к потворствова-нию, пассивности по отношению к личностным проблемам ребенка, в ее образе отсутствуют проявления властности.
Шкала автономности
В плане же "автономности" особых различий в выборках не обнаружено. Есть некоторая тенденция к снижению балльных оценок в характеристике отцов подростков, больных неврозами.
В целом же, получив характерное соотношение профилей матери -и отца по ADORy - достаточно рельефный профиль отца (высокая "директивность" и "враждебность" на фоне низкой "автономности") и малодифференцированный образ матери (с преимущественной ориентировкой на заниженные оценки по всем шкалам), следует иметь в виду отмеченные выше различия в понимании и восприятии характеристик ADORa у подростков в норме и больных неврозами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Область применения опросника "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (ADOR) достаточно широка. Это диагностика отношений родителей в случае семейных конфликтов, развода, когда необходимо определить отношение ребенка к отцу и матери. При этом конфликт можно рассмотреть в нескольких плоскостях: между родителями сквозь призму их взаимоотношений с детьми (единая воспитательная практика или разнородная), а также на уровне "мать - ребенок". Здесь же можно определить степень глубины конфликта и его содержательные (психологические) особенности: носит ли конфликт тотальный характер или касается только отдельных сторон жизни членов семьи.
|
Ценные диагностические данные получаются и в случаях решения самых различных воспитательных проблем, нарушениях поведения и невротических расстройствах у подростков.
В последнем случае результаты данной методики вместе с результатами других психодиагностических методик могут служить основой для понимания психогенеза заболевания, а следовательно "мишенями" для психологической коррекции, включая семейную психотерапию.
Другой, не менее важной задачей использования ADORa, может стать необходимость понимания причин и механизмов школьных затруднений у детей и подростков, в результате которых выявляется изменение отношения к обучению, повышенная раздражительность, вспыльчивость, драчливость и др., следствием чего являются нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и учителями.
Опроснику всегда должна предшествовать предварительная беседа с подростками, в результате которой выясняются основные данные о его семье и о его роли и положении в ней. ADOR редко используют в качестве первого, изолированного от других теста. Однако, он имеет огромное значение в комплексе других психологических методов при психологической диагностике подростков. При интерпретации ADORa представляется крайне важным отметить, что большое значение имеют не только показатели по отдельным Шкалам, общая характеристика графиков и их соотношение между собой, но и подробный, содержательный характер ответов на конкретные утверждения опросника. Например, если подросток хотя бы частично не согласен с утверждением №43: "Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит моя мать (отец)", то это указывает на выраженный конфликт между ребенком и родителями и может служить отправной точкой для целенаправленной психокоррекционной работы с этой семьей. В этом смысле ADOR служит основной базой для постановки вопросов, непосредственно касающихся семьи и семейных отношений. Так, можно совершенно безболезненно и деонтологично, опираясь на результаты тестирования, завести разговор с родителями, затрагивающий область вероятных конфликтов и напряженности в конкретной семье. Следовательно, опросник ADOR может существенно помочь в формировании культуры взаимоотношений в семье, поскольку родители будут реально видеть недостатки своего воспитания, а также оценивать эффективность смены стиля воспитания на модели изменения поведения детей и общего климата в семье.
|
Таким образом, ADOR как психодиагностический метод дает достаточно объективную информацию о своеобразии восприятий подростком своих родителей в различных жизненных ситуациях, включая ситуацию обучения, воспитания и болезни. Родители, зная реальную оценку их подростком, на разных этапах развития последнего, могут более реалистично и адекватно его воспринимать и реагировать на все нюансы поведения, не создавая при этом психотравмирующую обстановку в семье. Последнее обстоятельство особенно важно подчеркнуть в связи с первичной профилактикой невротических и неврозоподобных расстройств, реакций декомпенсации при патохарактерологических личностных нарушениях не только у подростков, но и у самих родителей. В данном случае применение психодиагностических приемов типа описанной методики несомненно отвечает задаче комплексного медико-психолого-педагогического прогноза аномального развития или предболезниг, а в случаях пограничных нервнопсихических расст-ройств - определенно адекватных мишеней для психотерапии и более широкой психолого-педагогической коррекции.
Приложение 1
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ
К опроснику ADOR – отец
Фамилия ____________ Имя ____________ Отчество ___________________
Возраст _____________ Дата обследования ___________________________
№№ утвер-жде-ний | Начис. баллы | №№ утвер-жде-ний | Начис. баллы | №№ утвер-жде-ний | Начис. баллы | №№ утвер-жде-ний | Начи.с баллы | №№ утвер-жде-ний | Начис. баллы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||||
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |||||
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | |||||
46 | 47 | 48 | 49 | 50 | |||||
Сы-рых бал-лов | |||||||||
Стан бал-лы |
|
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ
К опроснику ADOR – мать
Фамилия ____________ Имя ____________ Отчество ___________________
Возраст _____________ Дата обследования ___________________________
№№ утвер-жде-ний | Начис. баллы | №№ утвер-жде-ний | Начис. баллы | №№ утвер-жде-ний | Начис. баллы | №№ утвер-жде-ний | Начис. баллы | №№ утвер-жде-ний | Начис. баллы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||||
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |||||
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | |||||
46 | 47 | 48 | 49 | 50 | |||||
Сы-рых бал-лов | |||||||||
Стан бал-лы |
Приложение 3
К протоколу испытуемого ______________________________________
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!