Боги и герои древнегреческих мифов — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Боги и герои древнегреческих мифов

2019-07-11 258
Боги и герои древнегреческих мифов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Когда и как зародились первые предания Древней Греции, сказать сложно. Возможно, это наследие критской цивилизации (3000–1200 гг. до н. э.) либо же отголоски микенской культуры (до 1550 г. до н. э.) Во всяком случае, уже в них встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Эти легенды передавались из поколения в поколение певцами‑аэдами, которые аккомпанировали себе на лирах или кифарах. Как полагали греки, народные исполнители вдохновлялись самими богами.

Арес (т. н. Арес Боргезе). V в. до н. э.

 

В тех песнопениях о богах и приключениях божественных детей, которых называли героями, угадывались следы и других, более древних сказаний – либо вавилонских, либо египетских. Примечательно, что у многих героев были общие признаки солнечного божества, а подробности их приключений напоминали борьбу бога солнца со своими недругами. Однако были очевидны и различия: у греков деяния богов и героев происходили в совершенно конкретных греческих городах или островах.

Первыми записанными произведениями, донесшими божественные образы и запечатлевшими памятные события, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (примерно VIII в. до н. э., хотя есть попытки отнести их к IX или к VII вв. до н. э.). По мнению Геродота, Гомер мог жить около IX–VIII вв. до н. э. Но, будучи сам аэдом, он использовал творчество еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, жил приблизительно во второй половине II тыс. до н. э.

Собственно, гомеровские поэмы завершали развитие догомеровских, давно исчезнувших песен, а Гесиод лишь закрепил эту традицию, представив в своей «Теогонии» полную родословную богов. Великие творцы расширили характеры и образы олимпийцев, которые с того времени существенно не менялись. Беспорядочной массе богов они придали определенный порядок, который опирался на вполне понятные родословные и родственные отношения.

Гомеровская религия была настоящим переворотом в мифотворчестве. Она существенно отличалась не только от самой древнейшей греческой религии, но и от верований греков послегомеровского времени. Это произошло потому, что поэзия Гомера была аристократической, светской. Поэт пытался максимально отойти от народных суеверий. Как представитель высшей цивилизации, он отбросил первобытные страхи, демонизм и слепую жестокость. Его неизбывная фантазия создала ясные, осмысленные и прежде всего человечные образы.

Эти боги отличались друг от друга полом, возрастом, характером и границами власти. Но все вместе они представляли одну большую семью или, скорее, государство во главе с «монархом» Зевсом, которое правит всеми «провинциями»: небом, землей, морем, раем и адом. Так Гомер навсегда закрепил вселенский характер греческой религии.

Со времени создания первых устных и письменных преданий Древней Греции прошло много веков. Их неизменная популярность объясняется просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким драматизмом и полнотой образов, богатством сюжетных линий и подлинным психологизмом.

Более того, понимание древнегреческой мифологии стало своеобразным мерилом знания и эрудиции. Не случайно еще А. С. Пушкин писал: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности». Да и сегодня к древнегреческой мифологии постоянно обращаются историки и философы, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в бескрайнем море легендарных сюжетов идеи собственных произведений.

 

Сотворение мира и богов

 

В незапамятные времена во Вселенной существовал лишь Хаос. Он представлял собой расплавленную энергию, в которой нет ни пустот, ни пространства, ни тьмы или света. Но в Хаосе уже дремала вся мировая материя, вечное творение, до поры до времени не имеющее формы. Сам по себе Хаос всемогущ, и хотя он не различим, однако был материалом, из которого все на Земле произошло, происходит и будет происходить.

Повинуясь неведомой силе, Хаос породил самое древнее, что было в юной Вселенной – Время, или Кронос (Крон). И теперь уже все происходило во времени, поскольку пространство еще только зарождалось. Крон породил три стихии – Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля – могучая и бессмертная богиня, мать и кормилица всего живущего.

А под землей, в немыслимой глубине, возник мрачный Тартар. Это была сама пустота, черная дыра, бездна. На протяжении всей истории боги отправляли в Тартар тех, кто был за что‑то наказан. Никто не мог вырваться из бездны по собственной воле и желанию. Тартар огорожен медной стеной в три ряда, и ночь царствует там вечно. Этот зловещий мир так страшен, что его боятся даже боги.

Остатки первобытного Хаоса, вращаясь с огромной скоростью, превратились в яйцо, которое раскололось на две части: верхняя половина скорлупы стала звездным Небом – Ураном, нижняя – Землей – Геей, которая дает жизнь всему, что на ней существует. Из того же Хаоса родилось и другое божество – самая чистая живительная сила Любовь под именем Эрос. Благодаря Эросу начал создаваться животворящий мир. Еще из Хаоса вышел Вечный Мрак – Эреб и темная Ночь – Никта, от Ночи и Мрака произошли Свет – Эфир и солнечный День – Гемера. Свет разлился по миру, после чего ночь стала сменяться днем, а день – ночью.

«Как небо и земля», – говорили древние греки, когда хотели обозначить какие‑то различия или противоположности. Но в пору сотворения мира именно единение Геи и Урана порождало невиданные плоды – живую планету со всеми ее обитателями, флорой и фауной. Небо‑Уран и Земля‑Гея стали первыми богами: звездное Небо лежало на широкой Земле и соединялось с ней, благодаря чему появлялись все новые и новые порождения богов – будущие мифические персонажи, воспетые в поэмах и героических сказаниях.

Первые дети Геи и Урана были хоть и могучи, но безобразны и жестоки. Среди этих детей‑чудовищ невероятной силой и свирепостью отличались два поколения великанов. Вначале родились циклопы – Бронт, Стероп, Арг («гром», «блеск», «молния»). Циклопов еще называли круглоглазыми: высоко посреди лба сиял их единственный глаз, превращая подземный огонь в небесный.

Другими детьми Урана и Геи стали великаны‑гекатонхейры по прозвищу Сторукие – Котт, Бриарей и Гиес («гнев», «сила», «пашня»). У них было по пятьдесят голов и сотне рук, и сражаться с ними было почти невозможно.

Гера и Ирида. Фрагмент фрески. I в. до н. э.

 

Все эти боги вместе с Хаосом, Ураном и Геей назывались древними. Следующее поколение богов, старшие боги, стало именоваться титанами. Их было двенадцать, и все они произошли от Геи‑Земли и Урана‑Неба: шесть братьев (Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Крон) и шесть сестер‑титанид (Тефида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея). Между собой они заключали брачные союзы, благодаря которым на свет появлялись новые поколения богов, стихий, героев и природных явлений.

Несмотря на огромную власть, данную Ураном, титаны лишь управляли стихиями природы и полагались исключительно на грубую силу. Неудивительно, что впоследствии в борьбе за первенство они уступили следующему поколению богов, которые были и хитрее, и умнее, хотя и не обладали такими необъятными размерами, могучей силой и сверхъестественными способностями.

 

Зевс – победитель титанов

 

В самом начале царствования одному из богов Крону было предсказано: он, как и его отец Уран, будет свергнут одним из своих детей. С этого момента страх охватил правителя. И тогда он решился на невероятную жестокость.

Едва дети появлялись на свет, ненасытный Крон глотал их одного за другим, боясь, что кому‑нибудь из них достанется власть над богами. Так оказались в утробе повелителя титанов три дочери – Гестия, Деметра и Гера и два сына – Аид и Посейдон. И лишь к самому младшему, Зевсу, будущему громовержцу, «отцу смертных и бессмертных» судьба была благосклонна. Благодаря хитрости матери Реи он выжил, возмужал и почувствовал, что может на равных сражаться с Кроном. Восстал отважный Зевс и во исполнение древнего пророчества одержал полную победу над жестоким родителем. Пришлось Крону смириться со своей участью, ибо сила Зевса уже превосходила его собственную.

Одолев Крона, Зевс заставил его вернуть к жизни всех поглощенных братьев и сестер и смириться с поражением. После этого, сойдя в земной мир, шестеро детей Крона во главе с Зевсом воцарились на Олимпе, положив начало новому поколению богов, получивших наименование младших.

Однако такой поворот событий не устраивал титанов, которые считали, что именно они, как старшие боги, должны править миром. Это означало, что война между богами неизбежна. И она началась: дети Урана сошлись в жестокой битве с детьми Крона. Не все титаны восстали против олимпийцев. На сторону Зевса, его братьев и сестер перешли титан Океан, дочь его Стикс с детьми, а также сын титана Иапета Прометей.

Долго длилась битва. Наконец могучие титаны были сломлены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. Не было им выхода из подземного царства, ведь ворота Тартара охраняют трое сторуких великанов.

Там же пребывают и сыновья Ночи со Смертью, никогда не видевшие солнца. Правят подземным царством брат Зевса Аид вместе со своей супругой Персефоной и дочь Океана Стикс. Рядом с ними сторожевой пес Цербер – чудовище с тремя головами и туловищем, покрытым ядовитыми змеями.

 

Свержение Тифона

 

Одержанная победа громовержца не привела к завершению великой битвы. Пришлось Зевсу сразиться еще и с чудовищем Тифоном – порождением Геи‑Земли и самой бездны Тартара. И быть Тифону повелителем над людьми и богами Олимпа, если бы не отвага и мощь Зевса. Лишь только он поднялся во весь могучий рост, содрогнулась земля, вспенились моря и океаны, задрожал подземный Тартар вместе с его обитателями – Кроном, титанами и Аидом. Громы и молнии обрушились на Тифона, ослабляя его силу. И как только Тифон дрогнул, Зевс навалил на него огромную гору Этну.

Так был низвергнут в Тартар еще один опасный враг олимпийцев. Однако и в Тартаре он все еще грозит богам и всему живому, вызывая бури, ураганы и землетрясения, в ярости изрыгает ядовитые пары и расплавленную лаву.

После полной победы Зевса над титанами оба мира – земной и божественный изменились самым чудесным образом, словно рожденные заново. На земле и в небесах воцарился закон и порядок, стали развиваться науки, искусства и ремесла, устанавливаться законы морали и права.

Зевс стал попечителем общности людей, городской и деревенской жизни, защищал обиженных и благоволил молящимся, покровительствовал дружеским союзам и следил за исполнением клятв. К его титулу «громовержец» добавляются и другие – «дарователь жизни», «спаситель», «владетель государства». Зевс – отец многих героев, которые выполняют его божественную волю и благие замыслы.

 

Олимпийцы

 

Есть в греческой Фессалии легендарная гора Олимп, на которой обитают боги. Там находятся дворцы Зевса и других богов, построенные сыном громовержца, искусным кузнецом Гефестом. Когда боги выезжают на золотых колесницах, ворота Олимпа открывают и закрывают высокие горы.

На этой горе собрались боги после славной победы и стали держать совет, как распорядиться обретенной властью. Право главенствовать над миром, небом и землей было отдано громовержцу Зевсу. Его брату Посейдону досталось господство над морем, другой брат, Аид, стал править подземным миром Тартаром и царством мертвых. Сестра Гестия стала богиней жертвенного огня и домашнего очага, Деметра – богиней плодородия. Самый счастливый жребий выпал третьей сестре, Гере, – она стала женой главного олимпийца Зевса.

Посейдон взял в супруги одну из нереид – дочь бога Нерея и Дориды прекрасную Амфитриту и зажил с ней в чудесном подводном дворце. Их сын Тритон с чертами человека, коня и рыбы, трубя в морскую раковину, вызывает грозные бури.

Младший брат Зевса, чернокудрый Аид, властвует в подземном мире. Царство Аида окружено рекой Стикс, через которую души умерших перевозит суровый старик Харон. Вход охраняет грозный трехголовый пес Цербер, не выпускающий назад никого.

Зевс, почитаемый за старшего и «царя богов», получил при разделе небо и землю. Женившись на Гере, ставшей покровительницей семьи и брака, он произвел на свет прекрасных дочерей: Илифию – покровительницу рожениц, Гебу – богиню юности и сыновей – мастера Гефеста и мужественного Ареса – бога войны.

Сами боги определили священный пантеон, или двенадцать олимпийских богов. Это было мудрое решение. Ведь число 12 получается при умножении 3 на 4. При этом 3 символизирует деление мира по вертикали (небо, земля и подземный мир), а 4 означает стороны света. Таким образом, в священный пантеон вошли Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис. А вот Посейдон и Аид к сонму олимпийцев не причислены, поскольку обитают в собственных владениях – один в океане, другой – в подземном царстве.

Воинственная дочь Зевса Афина – одна из главных олимпийских богинь, равная чуть ли не самому громовержцу. Она является хранительницей его молний, а во время героической битвы с титанами направляет на великанов всю свою силу и блеск оружия. Афина требует к себе священного почитания, кроме того, ни один смертный не может увидеть ее в полном облачении.

В отличие от Афины, Арес – бог коварной и вероломной войны. Его спутницы – богиня раздора Эрида и кровожадная сестра Энио; кони бога носят имена Блеск, Пламя, Шум и Ужас, а его атрибуты – копье, горящий факел, собаки и коршун. Не зря Зевс называл Ареса самым ненавистным из богов. Не будь он его сыном, непременно отправил бы в Тартар, дальше всех потомков Урана.

Посейдон. IV в. до н. э.

 

Второй женой Зевса была дочь Урана и Геи Фемида, наделенная священным правом богини правосудия и правопорядка. От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который затем перешел по наследству к ее внуку Аполлону.

Другая дочь Урана и Геи, богиня памяти Мнемосина, родила Зевсу девять прекрасных золотоволосых муз – покровительниц поэзии, искусств и наук. Обитают они на горе Геликон, воспевая все поколения богов – Гею, Крона, Океана, Ночь, самого Зевса и его потомков. Богиням ведомо прошлое, настоящее и будущее, они вдохновляют и утешают людей, наделяют их словом, передают свой дар поэтам, певцам и музыкантам.

Еще одна любовная история Зевса связана с Майей – одной из семи дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. Царь богов встретил ее в гроте аркадской горы Киллена и не смог устоять перед неземной красотой. От этого союза впоследствии родился бог Гермес – вестник олимпийцев, помощник путников, торговцев, а также проводник душ умерших, бог красноречия и покровитель гимнастических состязаний.

Последним по времени рождения стал Дионис, сын Зевса и Семелы – смертной женщины. Коварная Гера уговорила Семелу попросить Зевса явиться перед ней во всем своем божественном величии. Но от молний и огня бога смертная женщина погибла. Новорожденного Диониса Зевс подхватил и зашил в бедро, из которого тот как бы родился заново.

Со временем Дионис стал великим богом плодоносящих сил земли, вина и неистового веселья, во время которого слабели узы, наложенные на человека древними обычаями. В этом отношении он был противоположностью гармоничному Аполлону. Символ Диониса – тирс (жезл), увитый плющом; божество сопровождают козлоногие сатиры и дикие звери.

Самой прекрасной богиней была златокудрая Афродита (от греческого слова «афрос» – пена), названная так по цвету волос. Богиню окружали лесные звери, птицы и хариты – богини красоты и грации. Предназначение Афродиты – будить в сердцах людей и богов великое чувство любви. Она обладала волшебным поясом, делающим ее неотразимой. Мужем Афродиты стал бог‑кузнец Гефест, рожденный Герой в отместку за многочисленные измены Зевса. Он некрасив и хром, но благороден и обладал великим талантом создавать удивительные вещи.

 

Супруга для Аида

 

Особая история связана с сестрой Зевса богиней плодородия Деметрой, точнее, с их дочерью Персефоной.

В погожий солнечный день Персефона вместе с дочерьми Океана собирала цветы на лугу. Вокруг цвели розы, лилии, шафраны, фиалки, ирисы и гиацинты, но самым красивым был нарцисс.

Когда Персефона собралась сорвать этот необыкновенной красоты цветок, земля разверзлась под ее ногами и из бездны стремительно вылетела колесница царя подземного мира Аида. Он схватил Персефону и, несмотря на ее слезы и крики, увлек в свое царство. Лишь одна богиня Геката слышала крик девушки, и только бог солнца Гелиос видел похищение.

Едва Персефона ушла из мира света, горы и скалы заглушили ее крики о помощи, обращенные к матери Деметре. Охваченная горем и печалью Деметра сбросила с головы вуаль и девять дней искала свою дочь по всей земле, не останавливаясь ни на минуту, чтобы отдохнуть. Тогда Гелиос поведал ей о случившемся, заодно сообщив, что на то было желание Зевса – выдать Персефону замуж за его брата Аида.

В глубокой печали покинула Деметра гору Олимп. Приняв облик пожилой женщины, долго блуждала она по земле среди смертных людей, пока не достигла Элевсина, жители которого сразу узнали богиню. Преданные ей горожане возвели храм для Деметры, где она, наложив на себя траур, тихо тосковала по своей дочери.

Наконец Зевс сжалился над Деметрой и попросил ее вернуться к прежней жизни. Но Деметра категорически отказалась возвратиться на Олимп и заботиться о плодородии земли до тех пор, пока не увидит дочь. Тогда Зевс отправил в подземное царство своего посыльного Гермеса, велев привезти Персефону домой. Хитрый Аид исполнил повеление брата и согласился отпустить Персефону в верхний мир, но, прежде чем проститься с женой, уговорил ее съесть гранатовое зернышко.

Этого было достаточно, чтобы Персефона оказалась обречена на возвращение в царство Аида. И все же две трети года она проводит на Олимпе, а треть – в царстве Аида. Так жизнь Персефоны разделилась на два периода – земной, в котором все оживает, и подземный, когда все умирает.

Дионис на пантере. Мозаика. Конец IV в. до н. э.

 

Ежегодно Персефона покидает свою мать, и каждый раз Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей богине. На деревьях желтеют и осыпаются листья, отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре ее дочь, великая богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и благословляет труд земледельца богатым урожаем.

 

Дети богини Лето

 

Прекрасная богиня Лето происходила из древнейшего рода старших богов – Коя и Фебы. И жить ей без печали и забот, если бы однажды в нее не влюбился сам громовержец Зевс.

Любовь оказалась взаимной, что, конечно же, не могло укрыться от взора ревнивой Геры. И когда пришла пора юной богине рожать, супруга Зевса сделала все, чтобы соперница не могла найти места для родов. Она запретила Лето вступать на твердую землю и даже приставила к ней тайного соглядатая – страшного дракона по прозвищу Пифон.

Долго скиталась по земле Лето, не зная, где найти пристанище. Ни один ручей, ни одна река не давали ей напиться: утолять жажду приходилось из луж, оставшихся после дождя. Ни одно дерево не защищало ее от палящих лучей, отступая, как только богиня к нему приближалась. Да и люди при виде Лето тут же запирали за собой двери, не желая впустить изгнанницу.

Так добралась страдалица до морского берега, где разглядела вдали гонимый ветрами скалистый островок. Это был плавучий клочок суши Астерия, который носился в те времена по волнам бурного моря и случайно пристал к берегу. Но вот появились на свет сначала дочь Артемида, а затем сын Аполлон, и сразу вокруг разлились потоки солнечного света. Все засияло, зацвело и засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили младенцев пришедшие на остров богини. Фемида, Рея и Амфитрита вскормили детей нектаром и амброзией, а Гефест подарил маленькому Аполлону лук и стрелы.

Каждому из близнецов Лето боги даровали свое предназначение. Артемида стала заботиться обо всем живущем на земле, помогать диким зверям, беспокоиться о стадах домашнего скота и о людях. Она способствует росту трав, цветов и деревьев, благословляет рождение и брак.

Под стать своей сестре и рано повзрослевший Аполлон. С самого рождения в облике юного бога была такая завораживающая красота, что никто не мог отвести от него глаз. Но было в этой красоте что‑то вызывающее тревогу. Прекрасный, как один из белых лебедей, оплывавших Делос в день разрешения матери от бремени, Аполлон мог быть жестоким, как волк.

Поэтому его называли «Волчьим» и приносили ему в жертву животных, которых предпочитают эти губители стад. Аполлон – и волк, и волкодав. И вместе с тем он солнечное божество, изображается в виде пастуха с ягненком на плечах.

 

Сражение Аполлона с Пифоном

 

Еще юношей отправился Аполлон в поход против дракона Пифона, который когда‑то был злобным стражем его матери. Бесстрашно проник он в мрачное ущелье, где обитало грозное чудовище. Вокруг вздымались скалы, уходя высоко в небо, мрак царил в глубоком ущелье. Внизу бежал седой от пены горный поток, а над ним клубился черный туман.

Дождался Аполлон, когда Пифон выберется из своего логова, и наконец увидел чудовище. Его огромное тело, покрытое чешуей, извивалось между скалами сверкающими кольцами, долины и горы дрожали от тяжести змеиной плоти. Почуяв опасность, поднялся Пифон, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был поглотить златокудрого Аполлона. Но в этот момент раздался звон тетивы, вспыхнула золотая стрела, за ней другая, третья – и Пифон бездыханный рухнул на землю.

В память о победе над гигантским змеем Аполлон учредил Пифийские игры и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы предсказывать людям волю отца своего Зевса. А в честь самого Аполлона в Греции был построен первый храм. Для его возведения чудесные пчелы принесли слепленный из воска образец, и он долго витал в воздухе, пока люди не поняли главный замысел: красоту должны были создавать стройные колонны с прекрасными капителями в коринфском стиле.

По другой легенде, храм сначала возник из перьев и пуха лебедей Аполлона и парил он в воздухе, такой же легкий, как пух. Затем, опустившись на землю, лебединое оперение стало мрамором, сверкающим под лучами бога солнца Гелиоса.

Тысячи людей стекались в Дельфы, к подножию горы Парнас, месту обитания Аполлона, чтобы спросить бога о будущем городов‑государств, расположенных в Элладе. Жрица‑пифия – так она называлась по имени змея Пифона, останки которого тлели в ущелье, – вступала во внутреннюю часть храма Аполлона, садилась на треножник и впадала в забытье от паров газа, который вырывался из расщелины скалы. Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия, и передавал вопрос очередного паломника. Слова едва доносились до сознания пифии. Она отвечала отрывистыми бессвязными фразами, жрец слушал их, записывал и объявлял паломникам судьбоносное решение.

Аполлон Бельведерский. IV в. до н. э.

 

Привлекали греков и радостные службы солнечному богу. Огромное количество гимнов слагали и исполняли кифареды, хоры мальчиков и юношей. Вокруг храма росла красивая лавровая роща. Лавровым венком был увенчан и сам Аполлон.

 

Царство солнечного бога

 

Как у всех богов, у Аполлона были любимые народы, и среди них – обитатели той северной страны, откуда прилетели лебеди приветствовать его рождение. Этот народ называли гипербореями, то есть живущими «за Бореем» – богом северного ветра. Земля гипербореев необычайно плодородна, а реки несут золотой песок. Они живут, не зная ни болезней, ни губительной старости, ни иных несчастий, и умирают без страданий, достигнув тысячелетия.

Разумеется, не только среди гипербореев Аполлон чувствовал себя легко и свободно. И в других землях находил он любимцев среди смертных, с которыми охотно проводил время, играя на лире или состязаясь в ловкости и силе. Особенно дороги были богу прекрасные юноши Гиацинт и Кипарис, но – увы! – оба они стали для него причиной безутешного горя.

Как‑то Кипарис случайно поразил своего любимого ручного оленя. И такая тоска охватила юношу, что взмолился он перед Аполлоном с просьбой лишить его жизни. Сжалился Аполлон и превратил друга в прекрасное стройное дерево с таким же волшебным названием – «кипарис».

Не менее трогательна история еще об одном друге Аполлона – юном Гиацинте. Однажды в жаркий полдень Аполлон и Гиацинт состязались в метании бронзового диска. На свою беду не рассчитал сын Зевса свои силы, упал диск на землю, отскочил от удара и попал в голову подбежавшему Гиацинту. Со стоном упал он на землю. Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила темные кудри юноши.

Подбежал испуганный Аполлон, склонился над своим другом, приподнял его, положил окровавленную голову на колени, пытаясь остановить льющуюся из раны кровь, но все напрасно: погиб Гиацинт. И тогда по слову Аполлона возник на земле нежный ароматный цветок гиацинт, на лепестках которого запечатлелся стон скорби Аполлона.

Как и многие молодые боги, Аполлон никогда не связывал себя узами брака. Он не был особенно влюбчив, поскольку видел перед собой более высокие цели. И все же романтические истории с сыном Зевса случались, хотя нередко заканчивались печально.

Первой любовью Аполлона была нимфа Дафна – дочь Геи и речного бога Пенея. Однако из‑за бога любви Эрота влечение это не принесло счастья златокудрому сыну Зевса. Как‑то он высмеял Эрота, сказав, что тот не умеет стрелять из лука так же метко, как он сам. Тогда обиженный бог любви пустил золотую стрелу прямо в сердце Аполлону, а нелюбовь в виде свинцовой стрелы – в сердце Дафны.

Охваченный страстью Аполлон стал преследовать юную нимфу. Он уже почти настиг ее, но дева, давшая когда‑то обет целомудрия, воззвала к своему отцу с мольбой о помощи. И тот, жалея дочь, превратил ее в лавровое дерево. Напрасно обнимал Аполлон потемневший ствол, а когда понял, что любовь не вернуть, сделал лавровое дерево своим священным символом. Отныне ветви благородного лавра неизменно украшают голову Аполлона.

В другой раз Аполлон соблазнил нимфу Дриопу, превратившись в безобидную черепашку. Добрая девушка положила ее себе за пазуху, но тут бог превратился в шипящего змея, чем до смерти напугал юную нимфу. И все же Аполлон добился своего, и вскоре Дриопа родила сына Амфисса, который основал город и построил храм в честь отца, а мать стала его жрицей.

Самой известной женщиной, отвергшей любовь Аполлона, была Кассандра – дочь троянского царя Приама и царицы Гекубы. Аполлон научил Кассандру искусству прорицания, взяв обещание подарить свою любовь. Кассандра дала слово, но не сдержала его и отвергла ухаживания бога. Отнять у нее дар пророчества Аполлон уже не мог, а потому в отместку за обман сделал так, что прорицаниям Кассандры никто не верил. Так, с самого начала Троянской войны Кассандре являлись видения о бедствиях, грозящих городу, но троянцы не верили пророчице, считая ее безумной.

Аполлон невероятно честолюбив, он не терпит соперников, считая, что никто не может быть лучше его хоть в стрельбе из лука, хоть в пении, хоть в игре на музыкальных инструментах. Доля правды в этом есть, ведь музыка Аполлона – сама ясность, чистота и необыкновенная мелодичность. Свою лиру Аполлон выменял у Гермеса, который сделал инструмент из панциря черепахи и золотых струн.

Как прекрасный врачеватель, Аполлон вместе с мудрым кентавром Хироном передал это искусство своему сыну Асклепию (Эскулапу). Став богом врачевания, Асклепий достиг таких вершин, что мог не только спасать от смерти, но и воскрешать умерших. Это вызвало недовольство Зевса, который опасался, что люди могут стать бессмертными, а значит, подобными богам. Чтобы пресечь такие намерения, Зевс метнул молнию и поразил Асклепия. Впрочем, по просьбе Лето великий врачеватель вскоре вернулся в лоно бессмертных богов, но уже в ином обличье и образе.

Атлант и Прометей, которого терзает орел. Фрагмент росписи чернофигурного лаконского килика. Ок. 550 до н. э.

 

И все же, какие бы поступки или благие деяния ни совершал Аполлон, его подлинное царство – мир красоты и искусств. Его вряд ли можно представить героем, скорее он – служитель муз, владыка Парнаса. Его стихия – звуки высших сфер, наслаждение возвышенным. Как и бог Дионис, Аполлон – вдохновитель поэтов, но вдохновение, посылаемое им, иное: в нем заключено не дионисийское неистовство пьянящей виноградной лозы, а гармония и разум.

 

Первые люди на земле

 

В начале правления олимпийцев на земле не было людей. Но вот однажды сын титана Иапета, двоюродный брат громовержца Зевса Прометей, спустился на дикую, покрытую буйной зеленью землю. Он знал, что в почве скрыты дремлющие «семена неба», и ему захотелось их оживить. Из куска сырой глины Прометей создал форму, похожую на образы прекрасных богов. Чтобы оживить этот пока еще безжизненный комок, он вложил злые и добрые чувства животных в свои творения. Правда, эти существа были лишены чувств, эмоций и мыслей, но тут на помощь пришла богиня Афина. Она наделила существа душой, которую греки представляли в виде легкой, почти невесомой бабочки.

Так появились первые люди. Долгое время они были жалки и слабы, не умели хорошо двигаться, божественная искра лишь слабо тлела, не одухотворяя пространство. Эти существа открывали глаза, но не могли ничего разглядеть, звуки достигали их уха, но ничего не говорили им, и жили они, словно погруженные в глубокий сон.

Первым людям были неизвестны ремесла и искусства: они не могли обтесать палку или камень, не умели построить хижину или обжечь посуду. Для них не существовало ни весны, ни зимы, ибо не умели они отличить одну от другой, и не было никакого порядка и смысла в том, что они делали.

Казалось, что боги, и прежде всего их предводитель Зевс, сознательно не стали наделять людей знаниями и умениями, которыми владели сами. Человеку суждено было пребывать во тьме невежества либо исчезнуть без следа. Но Прометей полюбил людей любовью творца к своему созданию и дал себе слово не оставить их без поддержки. Он постепенно научил людей строить жилища, запрягать животных, переплывать на лодках моря и реки. Единственное, чего не дал Прометей людям – возможности предвидеть свою судьбу. Правда, он научил их искусству гадания, но оно было далеко от божественных пророчеств. Зато люди стали более деятельными, надеясь больше на себя, не отчаиваясь даже в самых безнадежных ситуациях.

Говорят, что Прометей создал людей не сам, а вместе со своим не очень умным братом Эпиметеем. Люди должны были получиться совершенными существами, но бестолковый Эпиметей, который создавал животных, извел на них всю глину, и Прометею пришлось создавать человечество, отщипывая по кусочку от разных тварей. Поэтому люди приобрели такие качества, как ослиное упрямство, лисью хитрость, заячью трусость и другие черты в самых неожиданных сочетаниях.

С другой стороны, они лишены того, чем обладают животные: острые зубы и когти, быстрые ноги и тонкое чутье. Поэтому люди от природы слабы и плохо приспособлены к жизни. Зато Прометей вложил в людей гораздо более важные качества – умение обрабатывать землю и выращивать хлеб, строить дома и изготавливать полезные в хозяйстве вещи, читать и писать, различать времена года, наблюдать за движением небесных светил и лечить болезни.

Так или иначе, человечество было создано трудами Прометея. Молодые боги с удивлением и любопытством смотрели на вновь появившихся обитателей земли. Они стали покровительствовать им, но за это потребовали, чтобы те воздавали им почести и строили храмы в их честь.

Чтобы точно определить права и обязанности людей, боги собрались на совет, на котором должны были присутствовать и смертные. Пришел на совет и Прометей, боявшийся, что боги возложат на слабый человеческий род слишком тяжелый труд и дадут ему слишком мало радостей. И он решил весь свой ум употребить на то, чтобы перехитрить богов и оградить людей от чрезмерных претензий со стороны бессмертных.

Перед олимпийским кланом Прометей произнес пространную речь в защиту человечества, став таким образом первым оратором на земле. Он пообещал научить людей поклоняться богам и приносить им жертвы. В доказательство был приведен бык, чтобы боги выбрали те части его, которые человек должен был приносить им в жертву.

Прометей заколол быка и, разделив на части, сложил их в две кучи. Одна, меньшая, заключала в себе мясо и съедобные внутренности; сверху же она была прикрыта кожей и непригодными частями. В другую кучу, большую, Прометей сложил кости, красиво покрыв их слоем жира. Всевидящий Зевс тут же обнаружил обман и со смехом сказал Прометею, что тот разделил быка на неравные части.

– Всемогущий Зевс! – возразил Прометей. – Выбирай ту часть, которая наиболее угодна твоему сердцу!

Зевс был разгневан такой хитростью, но умышленно выбрал большую кучу. Сняв слой жира и найдя под ним кости, он грозно взглянул на Прометея и в гневе произнес:

– Однако, сын Иапета, теперь я хорошо вижу, что ты большой искусник обманывать и хитрить!

Это были роковые слова!

 

Огонь Прометея

 

Месть громовержца оказалась более чем суровой: он отказал людям в самом необходимом даре – не дал им огня. На земле воцарился холод, а за ним наступил и голод. Прометей чувствовал себя невольным виновником бедствия, постигшего созданное им человечество, и поклялся водами Стикса, что добудет для людей неугасимый небесный огонь, пылающий в очаге самого Зевса.

Зевс из Отриколи. IV в. до н. э.

 

На следующий день Прометей явился к Афине, попросив разрешения посетить жилище Зевса, якобы для того, чтобы полюбоваться удивительными золотыми изделиями, которые выковал бог‑кузнец Гефест. Афина тайно провела Прометея в дом своего отца. Проходя мимо очага, Прометей сунул в огонь стебель тростника. Сердцевина его загорелась, и Прометей в полом стебле принес божественный огонь на землю.

С тех пор на земле запылал огонь, давший людям новую жизнь. Гнев охватил Зевса, когда он увидел подымающийся с очагов огонь и дым. Понял громовержец, что Прометей нарушил высочайший запрет, и тут же придумал новую кару для людей и их защитника.

Призвал Зевс искусного Гефеста и повелел выковать статую прекрасной девушки. Афродита наделила ее красотой и очарованием, Афина сделала искусной в рукоделии, бог хитрости и обмана Гермес научил говорить льстивые речи. Девушку назвали Пандора – «одаренная всеми богами». Ее‑то и отправили к Прометею вместе с дорогим подарком – плотно закрытым золотым ларцом. Прометей, однако, не доверяя Зевсу, отказался принять красавицу.

Тогда, захватив с собой ларец, Пандора пришла к жилищу Эпиметея, брата Прометея. И хотя, опасаясь мести богов, Прометей запретил ему принимать какие‑либо дары от богов, Эпиметей, увидев юную красавицу, тут же забыл все наставления брата. Особенно заинтересовал его таинственный ларец, принесенный Пандорой. Но едва она раскрыла злополучный подарок, как сонм заключенных там несчастий мгновенно развеялся по всей земле. Пандора в испуге захлопнула крышку, оставив на дне лишь один дар – надежду, согревающую сердца людей в минуты скорби.

<

Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.