Общие профессионально-важные качества специалиста — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие профессионально-важные качества специалиста

2018-01-30 339
Общие профессионально-важные качества специалиста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессионально-значимые свойства человека как субъекта труда ПВК – качества, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности

1. Индивидуально-типологические свойства Основные характеристики нервных процессов (сила возбудительного и тормозного процесса, их уравновешенность, подвижность). ИТ свойства мало изменяются на протяжении профессионального пути и относятся к наиболее стабильным. Одно и тоже типологическое свойство может иметь как положительное, так и отрицательное проявление (с точки зрения профессиональной успешности). Слабость нервных процессов определяется низкий предел работоспособности и в то же время высокую чувствительность. Инертность нервных процессов проявляется в малых показателях скорости нервной деятельности и в прочности временных связей. Т.о., природная недостаточность в области одной функции компенсируется преимуществом в другой. Разные типы высшей нервной деятельности необходимо рассматривать не как разные способы совершенства нервной деятельности, а как разные способы уравновешивания организма со средой. Индивидуальный стиль деятельности – это обусловленная типологическими особенностями система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.

2. Сенсорные и перцептивные свойства. Зрительное, слуховое, осязательное восприятие. В труде могут найти применение все виды чувствительности – от зрительной и слуховой до вкусовой и обонятельной. Исследования свидетельствуют, что эффективность решения сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием профессионального опыта и специальной тренировки.

3. Аттенционные свойства - свойства внимания. Интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения. Водитель – распределение и переключение. Корректор – устойчивость внимания. Характеристики внимания зависят от индивидуально-типологических особенностей нервной системы, поэтому очень мало изменяются. Свойства внимания сильно зависят от внешних факторов. Монотония, например, резко снижает устойчивость внимания, а содержательность и ответственность задачи – повышают. Никакие специальные тренировки не могут дать резкого улучшения характеристик внимания.

4. Психомоторные свойства. Двигательные действия. Любая деятельность – это цепь действий. Три основных параметра трудовых действий – силовой, пространственный, временной. Сила, ловкость, координация движений, мелкая моторика, тонкие движения пальцев.

5. Мнемические свойства - свойства памяти. Объем памяти, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент. Первый способ совершенствования профессиональной памяти – формирование соответствующих мотивов и установок. Второй – использование различных мнемических приемов.

6. Имажинитивные свойства, связанные с воображением. Изучены мало. Люди творческих профессий.

7. Мыслительные. Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследовалось Тепловым и было названо практическим. Технический интеллект. Словесно-логический. Социальный интеллект (организаторские способности).

8. Эмоционально-волевые. Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль).

9. Речевые и коммуникативные. Устная речь. Общительность (интерперсонанальные действия).

Вопросы для самопроверки:

1. Определите предмет психологи и этики деловых отношений.

2. Определите задачи психологи и этики деловых отношений.

3. Перечислите профессионально значимые свойства Вашей деятельности.

4. Назовите важнейшие категории психологии и этики делового общения.

5. Что такое личностное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие и профессиональное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие?

Литература по теме:

1. Бороздина, Г.В. Психология и этика деловых отношений: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. Минск, 2011.

2. Венедиктова, В.И. О деловой этике и этикете / В.И. Венедиктова. М, 1994.

3. Климов, Е.А. Психология: учеб. / Е.А. Климов. М., 1997.

4. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. Санкт-Петербург, 2005.

Практическое занятие

Изучение требований профессионально-квали­фи­ка­ционной характеристики и образовательных стандартов к профессионально значимым свойствам и качествам личности

Проведем самодиагностику и диагностику профессионально-личных качеств

Тестирование

Вам предлагается ответить на несколько блоков вопросов. Отвечая, не пропускайте ни одного вопроса. Не тратьте времени на раздумье, выбирайте наиболее типичный и естественный для Вас ответ: «да» (+) или «нет» (-). В ответах избегайте неопределенности.

Блок первый (проверяются сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов - природная предпосылка для становления Вашего профессионального мастерства).

1.1 Обычно у вас высокая работоспособность?

1.2 Вам легко сконцентрировать внимание на заданном объекте?

1.3 Обычно при работе у вас хорошее настроение?

1.4 После напряженного труда Вы быстро восстанавливаете силы?

1.5 Вам легко переключаться с одной деятельности на другую?

1.6 В Ваших руках любая работа спорится?

1.7 Обычно Вы действуете быстро и решительно?

1.8 Вам легко переключиться в новую ситуацию?

1.9 Вас не утомляет долгое присутствие других рядом с Вами?

1.10 Ваша речь обычно ритмичная, эмоциональная?

Обработка результатов.

Подсчитайте количество положительных ответов по первому блоку. Если их окажется 8-10, у Вас высокий уровень психофизической готовности к профессиональной деятельности, 4-7 - средний, 1-3 - уровень критический. При среднем и критическом уровне: возвратитесь к вопросам с отрицательными ответами, выделите для себя смысл и их значимость, подумайте над конкретными примерами индивидуальной тренировки.

Блок второй (определяются ведущие свойства психики, способности, склонности поведения - социально- психологическая основа совершенствования профессионального мастерства). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущим блоком.

2.11 О Вас говорят, что Вы наблюдательны и эмоциональны?

2.12 Вам легко заметить или почувствовать состояние другого человека?

2.13 Вы любите фантазировать, придумывать?

2.14 Вы сами стремитесь к общению с другими людьми?

2.15 Вы терпеливы и выдержаны по отношению к другим?

2.16 Вас считают человеком сообразительным и энергичным?

2.17 Сталкиваясь с трудностью, Ваша мысль работает интенсивнее?

2.18 Вам нравится работа, требующая заранее продуманного плана?

2.19 Вы полагаете, что у Вас развито чувство ритма и красоты?

2.20 Вы дорожите своим и чужим временем?

Обработка результатов

Подсчитайте по двум блокам количество положительных ответов: 16-20 - высокий показатель педагогического совершенства; 10-15 - достаточный уровень склонностей и способностей для профессионального совершенствования; До 9 - уровень критический. Наличие критического уровня требует сосредоточить Ваше внимание и действия на недостающих свойствах своей психики и поведения.

Блок третий (определяются качества личности высоко профессионального педагога). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущими блоками.

3.21 Вы человек эрудированный и с широким кругозором?

3.22 Вы всегда дисциплинированы и во всем ответственны?

3.23 У Вас развито чувство собственного достоинства и уважения к другим?

3.24 Вас считают человеком порядочным и счастливым?

3.25 О Вас говорят, что Вы внимательны к другим и тактичны?

3.26 Вам легко представить и поставить себя на место другого человека?

3.27 Вы человек самокритичный и справедливый?

3.28 Вы оптимист и всегда верите в лучшее будущее?

3.29 Вы любите сотрудников и Вам интересно в их обществе?

3.30 Вы цените шутку и не обижаетесь, когда подшучивают над Вами?

3.31 Вы можете увлечь делом и повести за собой?

3.32 Вы любите свою специальность, по данным дисциплинам читаете дополнительную литературу?

3.33 Вы умеете видеть любую сложившуюся ситуацию с позиции другого человека?

3.34 Вы любите предавать другим свои знания на понятном для них языке?

3.35 Ваша деятельность всегда обдуманна и целенаправленна?

3.36 Вопросы людей не вызывают у Вас раздражения и беспокойства?

3.37 Вы постоянно учитываете интересы и стремления других?

3.38 Вы умеете выбрать точный план действий и точный тон общения?

3.39 У Вас всегда хватает терпения убеждать других в том, что им не хочется, но надо делать?

3.40 Вы критичны к себе, считаетесь с чужим мнением?

Обработка результатов

Подсчитайте количество положительных ответов: 30-40 - свидетельство высокого профессионального уровня; 20-29 - уровень достаточно высокий; до 19 - уровень критический. При критическом уровне: возвратитесь к отрицательным ответам, проанализируйте, в каких сферах необходимо работать над собой. Выработайте конкретную программу своих действий по развитию профессионального мастерства.

«Карта личности»

Для реализации программы саморазвития работник составляет свой психологический портрет - «Карту личности». «Карта личности» может рассматриваться как руководство по организации самопознания (что изучать) и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она позволяет оценить работнику свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию.

Изучите качества и свойства своей личности (состояние здоровье, физическая активность, способности, качества личности, направленность личности, профессиональные умения и навыки, индивидуальные особенности психических процессов). Оцените каждый показатель по 10-балльной системе (10 баллов - наибольший результат, 1 балл - качество отсутствует совсем). Обменяйтесь с одним, двумя соседями по парте карточками. Ваша задача оценить качества и свойства соседа по 10-балльной системе с вашей точки зрения.

1 Фоновые показатели:

1.1. Состояние здоровье.

1.2. Физкультурная активность.

2 Способности:

2.1 Познавательные

2.2 Коммуникативные

2.3 Конструктивные.

2.4 Организаторские.

2.5 Перцептивные.

3 Характер и качества личности:

3.1 Требовательность.

3.2 Справедливость.

3.3 Добросовестность.

3.4 Тактичность.

3.5 Оптимизм.

3.6 Выдержанность.

3.7 Самокритичность.

3.8 Деловитость.

3.9 Моральная зрелость.

4 Направленность:

4.1 Интересы.

4.2 Ценности.

4.3 Гуманизм.

4.4 Любовь к людям.

4.5 Идеалы.

5 Профессиональные умения и навыки:

5.1 Интеллектуальное развитие.

5.2 Психомоторная культура (умения управлять собой)

5.3 Развитие организаторских, коммуникативных, перцептивных умений.

6 Индивидуальные особенности психических процессов:

6.1 Скорость мыслительных процессов.

6.2 Стратегия мышления.

6.3 Эмоциональность (характер эмоций).

6.4 Воля, самообладание.

6.5 Целеустремленность.

6.6 Память.

6.7 Внимательность.

Обработка результатов. Рефлексия.

Проанализируйте, насколько ваше представление о качествах и свойствах Вашей личности соответствует точке зрения других людей. Если результаты существенно отличаются (разница 4 балла и более) сделайте вывод, почему? Составьте программу развития отдельных качеств и свойств личности с показателем менее 7, 6 баллов.

Для культурного и интеллектуального развития человека выделяют определенные средства. В первую очередь это самообразование - чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Самообразование каждый понимает по-своему: одни стремятся узнать, как можно больше обо всем; другие предпочитают как можно больше знать в узкой области, связанной, как правило, с профессиональной деятельностью. С точки зрения всестороннего развития целесообразно сочетать общую образованность с интересами к отдельной области знаний. Другим важным средством культурного и интеллектуального саморазвития являются использование специальных упражнений по развитию памяти, мышления и речи. К средствам управления своим психическим состоянием следует отнести и создание в процессе убеждения, самовнушения, самоприказа и самоободрения определенных установок. Ситуация успеха, переживаемая работником в процессе деятельности, сама становится средством дальнейшего самовоспитания.

В Вашу программу самовоспитания должны войти упражнения, правила, действия по формированию и развитию качеств, умений с показателем менее 5 баллов.

 

Тема 2. Деловое общение

Программное содержание

Содержание, структура, цели и функции делового общения. Средства общения (вербальные и невербальные). Восприятие и понимание в процессе деловых отношений.

Общение как коммуникация. Техники и приемы общения. Уровни общения, типовые ситуации общения.

Позиции в общении, ведущие к эффективному взаимодействию. Факторы, препятствующие эффективной коммуникации.

Ролевое поведение в деловом общении. Эго-состояния в процессе межличностного взаимодействия (Э. Берн).

Психологические приемы вербального и невербального общения.

Влияние эмоциональных состояний на характер общения.

 

Методические указания

При изучении данной темы необходимо рассмотреть феномен общения и его значимость для человека и сохранения общества в целом.

Общение — одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности. С помощью общения происходит организация целесообразного взаимодействие людей в ходе их совместной деятельности, передача опыта, трудовых и бытовых навыков, появление и удовлетворение духовных потребностей.

Быстрое увеличение и усложнение вырабатываемой научной, политической, эмоциональной информацией удовлетворяют и более четко ощутимую людьми потребность в знаниях, оценках и мнениях по непрерывно расширяющемуся кругу вопросов.

Без общения между людьми невозможна деятельность личности, формирование и усвоение духовных ценностей. Общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным. Средством непосредственного общения является речь; чтение и письмо — это вторичные или опосредованные виды речевой деятельности, которые специально изучаются.

Общение может осуществляться различными средствами общения — пантомимическими (движения, мимика), вербальными (речь, слушание и думание), изобразительными (различные рисунки, схемы) и символическими (символы).

Вербальное общение (разговор, слушание и думание) — это основные формы взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности. Это взаимодействие реализуется в речевой деятельности партнеров в процессе общения:

— в непосредственно устном общении — это речевая деятельность, разговор, слушание;

— в опосредованной письменной форме общения — это чтение и письмо;

— думание — это вид речевой деятельности, в которой человек, общаясь сам с собой, выступает сразу с двух сторон: как говорящий и как слушающий.

Функции общения:

1. Познавательная функция общения связана со всеми формами деятельности людей. Это не только процесс обучения, чтения, восприятия произведений искусства, но и все многообразие межличностного общения. Именно в общении человек познает и переживает свою значимость.

2. Регулятивная функция. В общении вырабатывается правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки. Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и формирует психологический настрой торговой деятельности. Каждое общество, каждая профессиональная группа вырабатывает определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых ими нормах поведения, но и воспитываются с большей или меньшей степенью сознательности.

3. Коммуникативная функция. Дословный перевод слова коммуникация— "связь" — (лат.) это контакты людей и связь. В непосредственных контактах люди сталкиваются прежде всего с поступками, словами, жестами, манерами.

В реальном мире все эти функции органически сливаются независимо от их формы. Даже в отдельном акте общения нередко все они присутствуют.

· Кроме того, авторы разных изданий выделяют другие функции: функции: личностно формирующую (общение является необходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься — от того и наберешься»);

· инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);

· экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);

· психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс);

· интегративную (общение выступает как средство объединения людей);

· социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);

· функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности);

Кроме того, деловое общение реализует базовую потребность людей в общении. Посредством делового общения мы раскрываем и познаем себя и других людей, оцениваем свои деловые качества и то, как другие люди реагируют на наше поведение. Деловое общение позволяет совершенствовать и поддерживать свой деловой имидж, обеспечивает эффективную самопрезентацию.

В ходе делового общения происходит обмен информацией. Большую часть информации в деловой жизни мы получаем через общение с другими людьми. Обсуждая со своим шефом подробности выполнения служебного задания, решая, в какую компанию обратиться с конкретным вопросом, как ответить на запрос, мы советуемся с коллегами и руководством. Во всех этих случаях происходит бесконечное количество обменов информацией, включающих отправление и получение сообщений.

Важнейшая функция делового общения состоит в обеспечении возможности оказания воздействия на других людей. Практически ежедневно каждый из нас стремится повлиять на чье-либо поведение — убедить коллегу принять ваш вариант действия или поддержать определенного кандидата на выборах, побудить начальника повысить вам зарплату или уговорить преподавателя поставить вам более высокую оценку).

Основой общения является психологический контакт - это взаимное принятие людьми друг друга, признание в другом человеке достойного партнера, заслуживающего уважение, внимания, сочувствия, искреннего участия в его делах. Умение установить психологический контакт с посетителем является профессиональным качеством работника ОП. Недостаточное развитие такого умения противопоставляет участников процесса общения, создает психологический барьер, разобщает их и тем самым наносит ущерб выполняемой деятельности.

Выделяют следующие виды общения по форме общения:

1) Прямое (лицом к лицу) или косвенное (посредством технических средств, переписки).

2) Межличностное (между небольшой группой людей) или массовое (на митингах).

3) Взаимное (беседа) или одностороннее (монолог диктора).

 

В структуре общения выделяют следующие этапы:
Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

Ориентировка в личности собеседника.

Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

Корректировка направления, стиля, методов общения.

Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Общение выполняет разнообразные функции: личностно формирующую (общение является необходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься — от того и наберешься»);
- коммуникативную (передача информации);
- инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);
- экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);
- психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс);
- интегративную (общение выступает как средство объединения людей);
- социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);
- функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности);

Кроме того, деловое общениереализует базовую потребность людей в общении. Посредством делового общения мы раскрываем и познаем себя и других людей, оцениваем свои деловые качества и то, как другие люди реагируют на наше поведение. Деловое общение позволяет совершенствовать и поддерживать свой деловой имидж, обеспечивает эффективную самопрезентацию.

В ходе делового общения происходит обмен информацией. Большую часть информации в деловой жизни мы получаем через общение с другими людьми. Обсуждая со своим шефом подробности выполнения служебного задания, решая, в какую компанию обратиться с конкретным вопросом, как ответить на запрос, мы советуемся с коллегами и руководством. Во всех этих случаях происходит бесконечное количество обменов информацией, включающих отправление и получение сообщений.

Важнейшая функция делового общения состоит в обеспечении возможности оказания воздействия на других людей. Практически ежедневно каждый из нас стремится повлиять на чье-либо поведение — убедить коллегу принять ваш вариант действия или поддержать определенного кандидата на выборах, побудить начальника повысить вам зарплату или уговорить преподавателя поставить вам более высокую оценку).
Многообразие функций общения влечет за собой и разнообразие видов, стратегий общения.

Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Открытое общение — желание и умение выразить четко свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытая коммуникация эффективна, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок» — формальное закрытое общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные «маски» (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3) Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4) Деловое общение — когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника ради достижения деловых интересов, при этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Кодекс делового общения: а) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; б) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; в) принцип качества информации — «не ври»; г) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; д) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; е) «умей слушать и понять нужную мысль»; ж) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
5) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

Кодекс светского общения:

· вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»;

· одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»;

· «будь доброжелателен, приветлив».

6) Духовное, межличностное общение друзей — когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
7) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Манипулятор стремится достичь своих целей в ущерб целям собеседника, при этом умело скрывая это - используя знание психологических особенностей характера и личности собеседника, «отвлекающих уловок и приемов».
8) Императивный вид общения - человек не скрывает приоритетности своих целей перед целями партнера, стремится установить контроль за внешним поведением партнера, используя приказы, указания, требования, поощрения, наказания, предписания. Императивный вид общения оправдан в экстремальных ситуациях, если действия партнера содержат угрозу для его жизни или жизни окружающих.
9) Диалогическое гуманистическое общение предполагает полное взаимопринятие партнерами по общению друг друга, их равноправие, общение на равных, положительный эмоциональный тонус их взаимоотношений, возможность в самораскрытии, саморазвитии партнеров.

Вербальные и невербальныесредства общения

При непосредственном контакте между людьми используются два основных канала: слуховой (вербальные символы) и зрительный (невербальные сигналы). Информация от партнера к партнеру в процессе общения передается как словами (что говорит?) так и их невербальным сопровождением (как говорит и как ведет себя?). Невербальный поток коммуникации подразделяется на проксимический (расположение в пространстве), паравербальный (интонация, громкость, высота, тембр голоса), мимический (мимика, лицевая экспрессия) и пантомимический (жесты, поза).

Если вербальный и невербальный каналы согласованы, значит, поведение данного человека конгруэнтно. Оба источника исходящей от него психологической информации подкрепляют, а не противоречат один другому.

Перцепция — это восприятие и оценка партнерами друг друга, обеспечивающие взаимопонимание между ними. На основе восприятия формируется определенный позитивный или негативный образ партнера. Перцепция в процессе общения подчиняется общепсихологическим закономерностям восприятия (избирательность, константность, пристрастность, подверженность иллюзиям и др.)

Понятно, что воспринимаемый образ может намеренно конструироваться. В процессе делового общения в восприятии и сознании партнера так или иначе создается определенное представление о собеседнике, которое можно назвать его коммуникативным образом. Имея специальную подготовку и опыт, профессионал до определенной степени может оказать влияние на формирование собственного имиджа в нужном для себя направлении.

Интеракция — это взаимное влияние в процессе общения. Интеракция существенным образом зависит от авторитетности партнеров, от занятых ими позиций, от явных и скрытых намерений и т.д. Ясно, что коммуникация, перцепция и интеракция неотделимы друг от друга в процессе реального общения.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.