Действующее уголовно-процессуальное законодательство. Значение решений КС РФ, ППВС РФ, указаний Генерального прокурора и приказов СК РФ. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Действующее уголовно-процессуальное законодательство. Значение решений КС РФ, ППВС РФ, указаний Генерального прокурора и приказов СК РФ.

2019-06-06 816
Действующее уголовно-процессуальное законодательство. Значение решений КС РФ, ППВС РФ, указаний Генерального прокурора и приказов СК РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уголовно-процессуальное законодательство — это совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие порядок уголовного судопроизводства и иные общественные отношения, составляющие предмет уголовно-процессуального права.

Согласно ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается ГПК, основанным на Конституции РФ. В самом законе названы всего лишь два нормативных источника уголовно-процессуального права — Конституция РФ и УПК РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В действительности же круг нормативных законодательных источников уголовно-процессуального права гораздо шире.

1. Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст. 15 Конституции). В Конституции РФ закреплены основные начала уголовного судопроизводства и гарантии прав личности в уголовном процессе, которые находят свою конкретизацию в нормах других уголовно -  процессуальных законов. Среди них – принципы законности (ст. 15), осуществления правосудия только судом (ст. 118), равенства перед законом и судом (ст. 19), уважения достоинства личности (ст. 21), неприкосновенности личности (ст. 22), презумпция невиновности (ст. 49) и др.

2. Федеральные конституционные законы, регламентирующие судопроизводство по уголовным делам в РФ. Это — федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде РФ», «О судебной системе», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», в которых содержатся отдельные нормы уголовно-процессуального характера. В частности, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» устанавливает порядок привлечения данного должностного лица к уголовной ответственности и раскрывает содержание его иммунитета в сфере уголовного судопроизводства.

 3. Иные федеральные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы. Это, например, федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»,   «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» и др.

  Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ (ч. 1), установив же в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта УПК РФ, суд принимает решение с соответствии с УПК РФ (ч. 2). Тем самым законодатель предписал исходить из безусловного приоритета УПК РФ над всеми другими федеральными законами независимо от того, относится ли регулируемый ими вопрос к сфере уголовного судопроизводства.

Приоритет УПК РФ перед другими федеральными законами не является безусловным, поскольку он может быть ограничен как иерархией федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов, так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. О безусловном приоритете его норм не может идти речь и в случаях, когда в иных, помимо УПК РФ, закрепляющего общие правила уголовного судопроизводства, законодательных актах устанавливаются те или иные дополнительные гарантии прав и свобод.

4. Законы СССР. Некоторые законодательные акты СССР продолжают действовать на территории РФ, если они не противоречат Конституции России и российскому уголовно-процессуальному законодательству. Это, к примеру, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1981 «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», который до сих пор регулирует многие вопросы реабилитации невиновных.

5. Указы Президента РФ. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ, но они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В 90-е гг. прошлого века Президент РФ неоднократно принимал указы, которые регламентировали и вопросы уголовного судопроизводства. Некоторые из них противоречили и Конституции, и федеральным законам, но, тем не менее, реально действовали и исполнялись. Это, в частности, Указ Президента РФ   «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который применялся в течение 3 лет, а затем был отменен. В настоящее время указы Президента РФ не содержат норм уголовно-процессуального права, но нельзя исключить их появление в будущем.

6. Подзаконные нормативные акты. Данные нормативные акты играют лишь вспомогательную, но далеко не последнюю роль в регламентации некоторых аспектов уголовного судопроизводства. Правом на их принятие обладает ограниченный круг субъектов — Правительство РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Министерство юстиции РФ, которые издают подзаконные нормативные акты, касающиеся таких вопросов, как принятие заявлений и расследование некоторых категорий преступлений, взаимодействие правоохранительных органов при расследовании преступлений, производство судебных экспертиз, изъятие и хранение вещественных доказательств и т. д. Так, приказом МВД РФ   утверждена Инструкция о порядке осуществления привода, который отнесен законом (ст. 113 УПК) к иным мерам процессуального принуждения. Право на принятие подзаконного нормативного акта иногда прямо предоставляется органам исполнительной власти самим законодателем (так называемое делегированное законодательство). Например, во исполнение предписаний ст. 82 УПК РФ, в соответствии с которой условия хранения, учета и передачи отдельных категорий вещественных доказательств устанавливаются Правительством РФ, было принято постановление от 23.08.2012 «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено». В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовно-процессуальное законодательство относится к исключительному ведению РФ. Это означает, что субъекты РФ не могут регулировать никакие вопросы уголовного судопроизводства на своей территории, хотя в недавнем прошлом такие попытки предпринимались неоднократно.

 7. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК РФ они являются составной частью законодательства России, регулирующего уголовное судопроизводство. В сфере уголовного судопроизводства чаще всего применяются международные договоры о правах человека, о правовой помощи, о выдаче, о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, и др. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК РФ, то применяются правила международного договора (ч. 3 ст. 1 УПК). Правила действующего международного договора РФ, согласие, на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ. Правила же международного договора РФ, согласие, на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор.

Значение решений КС РФ

Согласно ст. 125 Конституции РФ КС РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов; федеральный закон или его отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения КС РФ по данным вопросам именуются постановлениями. Признание КС РФ конкретной нормы уголовно-процессуального закона не соответствующей Конституции РФ и лишение ее юридической силы является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике.
Решение КС о признании уголовно-процессуальной нормы не соответствующей Конституции РФ является судебным прецедентом нормативно-правового характера. Это означает, что государственные обвинители, руководствуясь решениями КС РФ, в судебном разбирательстве не вправе применять нормы, признанные неконституционными, и обязаны ориентировать суды на вынесение судебного решения на основании конкретного соответствующего постановления КС РФ.

Значение решений ППВС РФ

В них разъясняются отдельные положения уголовно-процессуального закона, содержится развернутый анализ практики применения законодательства, раскрываются наиболее типичные ошибки в деятельности органов предварительного расследования и судов, обращается внимание на недостатки в применении закона и разъясняется его точный смысл. Постановления ППВС РФ нельзя считать источниками уголовно-процессуального права, так как они не создают новых процессуальных норм, а являются лишь актами толкования таких норм. Вместе с тем они носят обязательный, инструктивных характер для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство. Тем самым постановления Пленума Верховного Суда РФ способствуют полной и правильной реализации требований закона, установлению единообразной практики его применения.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.