Антимонопольное законодательство в России — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Антимонопольное законодательство в России

2019-06-06 117
Антимонопольное законодательство в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основным законодательным актом антимонопольного регулирования в России в настоящее время является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции». Данный закон направлен на снижение степени монополизации рынка. Он запретил соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В том числе запрещаются соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному ограничению конкуренции. Закон предоставил право Антимонопольному комитету Российской Федерации принимать решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательских монополий.

В российской системе антимонопольного регулирования можно найти черты, приводящие к результату, обратному тому, который предполагался быть достигнутым за счет применения антимонопольного законодательства. Так, антимонопольный иск по определению может быть предъявлен только очень крупным хозяйственным субъектам. Но насильственное расформирование такого предприятия чревато высвобождением большого числа работников и, быть может, разрушением самого товарного рынка, ради которого, собственно, и осуществляются все действия антимонопольного органа.

Антимонопольное законодательство является не единственным методом антимонопольного регулирования. Антимонопольное регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. К прямым методам антимонопольного регулирования относятся административные меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. Очевидно, что антимонопольное законодательство является одной из форм прямого антимонопольного регулирования.

Помимо прямого антимонопольного регулирования существует и косвенное. Оно заключается в поддержке конкурентной среды не путем ограничения концентрации и централизации капитала, а путем стимулирования либо поддержки развития среднего бизнеса с помощью государственных заказов и привлечения иностранных инвестиций. Другими словами, поддержка потенциальных конкурентов монополиста осуществляется средствами «невидимых регуляторов» государства.

Другим «невидимым регулятором» конкурентной среды являются определенные аспекты налоговой политики. Стоит отметить, что налоговая политика в качестве регулятора конкурентной среды применима главным образом к локальным монополиям. В более широком смысле питательной средой конкуренции являются малые предприятия, поэтому их поддержка государством в форме налоговых льгот, кредитных гарантий и информационной помощи представляет собой метод косвенного антимонопольного регулирования. Однако, налоговая политика, как и политика регулирования кредита, повышения или снижения барьеров на вход в рынок слишком тесно связана с другими аспектами макроэкономического регулирования, не связанного, собственно, с антимонопольным регулированием.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Будучи ориентированной на одну форму собственности, она с самого начала была обречена на высочайшую степень монополизации.

Российская экономика сегодня по-прежнему остается одной из самых монополизированных в мире. Начало рыночных преобразований привело к усилению монополистических тенденций. К уже существовавшим монополистам прибавились новые, в частности предприятия, которые не были монополистами в рамках СССР, но после его распада превратившиеся в таковых за счет меньшей территории. Изменились и условия хозяйствования — либерализация экономики, проявившаяся для монополистов, в первую очередь, в свободе ценообразования и выборе объема производства, обеспечила возможность получения сверхприбылей. Достижение этой цели реализовывалось за счет занижения объемов производства, завышения цен. Иными словами, российская экономика столкнулась со стандартными негативными последствиями монополизации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция РФ. – М.: Юрайт, 2013.

2. Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 30.01.2014)

3. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. Конкуренция и антимонопольное регулирование. - М.: Логос, 2011.

4. Барышев А.В. Монополизм и антимонопольная политика // ЭКО. – 2014. - № 4.

5. Меркулова Ю. Монополизм как явление российской экономики // Общество и экономика. - 2013. - № 3.

6. Онищук Е.С. Монополизм в экономике России // ЭКО. – 2013. - №6.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.