Понятие и сущность монополии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие и сущность монополии

2019-06-06 170
Понятие и сущность монополии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ.................................................. 4

ВИДЫ И ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ................................................................ 5

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МОНОПОЛИЗМА............................... 7

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКОВ 11

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РОССИИ................ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 15


ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

 

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

С другой стороны, многое свидетельствует в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

 

 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ

 

Концентрация капитала и производства подготавливает почву для возникновения и роста монополистических объединений. На известной ступени своего развития концентрация производства вплотную подводит к монополии.

Монополизм представляет собой господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.

Монополии осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Поскольку монополист является единственным поставщиком на рынок какого-либо товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса (которая чаще всего бывает неэластичной). Поскольку кривая спроса является слабо убывающей, компания знает, что чем больше товара она поставит на рынок, тем ниже будет их цена. И наоборот, сокращая поставки товаров на рынок, компания значительно повышает цены на них. Таким образом, компания имеет возможность воздействовать на рыночные цены, т. е. обладает монопольной властью.

На монопольных рынках существуют барьеры вхождения для новых продавцов. К основным видам входных барьеров относятся следующие: исключительные права (правительственная лицензия на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги); собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы; авторские права и патенты; эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции; нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).

Монополии благодаря высокому уровню концентрации имеют возможности для ускорения технического прогресса, если извлекается большая прибыль.

 

ВИДЫ И ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ

 

Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:

1. монополия отдельного предприятия;

2. монополия как соглашение;

3. монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать наиболее приемлемым, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества перед конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Различают следующие основные формы монополистических объединений:

1. Картель - отдельные производитель заключает соглашение о ценах, рынков сбыта, объеме производства, распределении прибыли;

2. Синдикат сосредотачивает в своих руках функции снабжения и сбыта предприятий, входящих в его состав.

3. Трест - предприятия при таком объединение теряют производственную самостоятельность и управляются из единого центра.

4. Концерн - при этом объединенные предприятия разных, но взаимосвязанных отраслей производства, а также предприятий транспорта, торговли, финансово кредитные предприятия и т.д. Предприятия имеют производственную и коммерческую самостоятельность только на текущее время. Долговременное планирование всей деятельности концерна осуществляется единым центром.

5. Конгломерат – он определен не связанными друг с другом предприятиями и компаниями, при этом им представляется полная свобода и самостоятельность, оценки контролирования их по отдельным финансовым показателям.

6. Транснациональная корпорация – это соглашение между странами по поводу сотрудничества в области производства, коммерции, финансов и научно-исследовательских работ.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественной монополией обладают собственники и другие хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки и т.д.). Сюда относятся также целые отрасли инфраструктуры: железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п. Естественные монополии возникают там, где невозможно или экономически нецелесообразно строить аналогичные предприятия, скажем, железную дорогу или газопровод, параллельно с уже действующим. Существуют два типа естественных монополий:

1. Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение;

2. Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Будучи ориентированной на одну форму собственности, она с самого начала была обречена на высочайшую степень монополизации.

Российская экономика сегодня по-прежнему остается одной из самых монополизированных в мире. Начало рыночных преобразований привело к усилению монополистических тенденций. К уже существовавшим монополистам прибавились новые, в частности предприятия, которые не были монополистами в рамках СССР, но после его распада превратившиеся в таковых за счет меньшей территории. Изменились и условия хозяйствования — либерализация экономики, проявившаяся для монополистов, в первую очередь, в свободе ценообразования и выборе объема производства, обеспечила возможность получения сверхприбылей. Достижение этой цели реализовывалось за счет занижения объемов производства, завышения цен. Иными словами, российская экономика столкнулась со стандартными негативными последствиями монополизации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция РФ. – М.: Юрайт, 2013.

2. Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 30.01.2014)

3. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. Конкуренция и антимонопольное регулирование. - М.: Логос, 2011.

4. Барышев А.В. Монополизм и антимонопольная политика // ЭКО. – 2014. - № 4.

5. Меркулова Ю. Монополизм как явление российской экономики // Общество и экономика. - 2013. - № 3.

6. Онищук Е.С. Монополизм в экономике России // ЭКО. – 2013. - №6.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ.................................................. 4

ВИДЫ И ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ................................................................ 5

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МОНОПОЛИЗМА............................... 7

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКОВ 11

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РОССИИ................ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 15


ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

 

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

С другой стороны, многое свидетельствует в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

 

 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ

 

Концентрация капитала и производства подготавливает почву для возникновения и роста монополистических объединений. На известной ступени своего развития концентрация производства вплотную подводит к монополии.

Монополизм представляет собой господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.

Монополии осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Поскольку монополист является единственным поставщиком на рынок какого-либо товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса (которая чаще всего бывает неэластичной). Поскольку кривая спроса является слабо убывающей, компания знает, что чем больше товара она поставит на рынок, тем ниже будет их цена. И наоборот, сокращая поставки товаров на рынок, компания значительно повышает цены на них. Таким образом, компания имеет возможность воздействовать на рыночные цены, т. е. обладает монопольной властью.

На монопольных рынках существуют барьеры вхождения для новых продавцов. К основным видам входных барьеров относятся следующие: исключительные права (правительственная лицензия на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги); собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы; авторские права и патенты; эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции; нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).

Монополии благодаря высокому уровню концентрации имеют возможности для ускорения технического прогресса, если извлекается большая прибыль.

 

ВИДЫ И ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ

 

Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:

1. монополия отдельного предприятия;

2. монополия как соглашение;

3. монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать наиболее приемлемым, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества перед конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Различают следующие основные формы монополистических объединений:

1. Картель - отдельные производитель заключает соглашение о ценах, рынков сбыта, объеме производства, распределении прибыли;

2. Синдикат сосредотачивает в своих руках функции снабжения и сбыта предприятий, входящих в его состав.

3. Трест - предприятия при таком объединение теряют производственную самостоятельность и управляются из единого центра.

4. Концерн - при этом объединенные предприятия разных, но взаимосвязанных отраслей производства, а также предприятий транспорта, торговли, финансово кредитные предприятия и т.д. Предприятия имеют производственную и коммерческую самостоятельность только на текущее время. Долговременное планирование всей деятельности концерна осуществляется единым центром.

5. Конгломерат – он определен не связанными друг с другом предприятиями и компаниями, при этом им представляется полная свобода и самостоятельность, оценки контролирования их по отдельным финансовым показателям.

6. Транснациональная корпорация – это соглашение между странами по поводу сотрудничества в области производства, коммерции, финансов и научно-исследовательских работ.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественной монополией обладают собственники и другие хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки и т.д.). Сюда относятся также целые отрасли инфраструктуры: железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п. Естественные монополии возникают там, где невозможно или экономически нецелесообразно строить аналогичные предприятия, скажем, железную дорогу или газопровод, параллельно с уже действующим. Существуют два типа естественных монополий:

1. Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение;

2. Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.