Профильная направленность: дошкольная дефектология — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Профильная направленность: дошкольная дефектология

2019-06-06 206
Профильная направленность: дошкольная дефектология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДЕТСКАЯ СУРДОПСИХОЛОГИЯ

 

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: дошкольная дефектология

 

Челябинск, 2014


Лист согласования

 

 


Разработчики:  

 

 

 

   

 

 

 

доцент кафедры СППиПМ  

 

 

Бурова Н.И.

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры

« 27 »июня

 

2014 Протокол 10
   

 

 

 

Заведующий кафедрой  

 

 

Л.А. Дружинина

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

Одобрено представителем работодателя

Ю.В. Мочалкина, заведующий МБДОУ ДС № 138

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП  

 

 

Осипова Л.Б.

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

Декан факультета  

 

 

Сошникова Н.Г.

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

                         

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«27» июня 2014 г.

Протокол № 10

Зав. кафедрой _______.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ДЕТСКАЯ СУРДОПСИХОЛОГИЯ

 

Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

 

 

Профильная направленность: дошкольная дефектология

 

 

Челябинск, 2014г

Оглавление

 

1. Пояснительная записка. Ошибка! Закладка не определена.

2. Содержание дисциплины.. Ошибка! Закладка не определена.

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 15

4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 18

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 23

6. Перечень информационных технологий. 25

7. Описание материально-технической базы.. 25

8. Иные сведения и (или) материалы.. 25

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

       В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Детская сурдопсихология».

Дисциплина «Детская сурдопсихология» является дисциплиной по выбору основной профессиональной образовательной программы. Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часа), из них 63 часов – аудиторная (52 часа: 28 часов – лекционные занятия, 24 часа – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (11 часов); 45 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение III семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в III семестре.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Детская сурдопсихология» тесно связан и опирается на такие дисциплины, как «Дошкольная cурдопедагогика», «Педагогика и психология», «Генетические основы специальной психологии и педагогики», «Анатомо-физиологические основы сопровождения детей с ОВЗ», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи.

Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; характеристики нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с особенностями психического развития детей с нарушениями слуха, методахих изучения и направлениями коррекционно-развивающей работы с учетом возраста и структуры нарушений в развитии. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления об особенностях развития личности детей с нарушениями слуха, их познавательной деятельности и специфики становления внимания, памяти и мышления.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для дальнейшего изучения специальных методик обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и освоения федерального государственного образовательного стандарта.

1.4. Цели дисциплины:

Формирование у студентов необходимых представлений о теоретико-методологических основах психологических особенностей детей с нарушениями слуха; формировании высших психических функций у детей с недостатками слуха, этапах развития у них  различных видов деятельности; освоение студентами методов и приёмов психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями слуха.

 

 

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
2 ПК-3 Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ З.1. – основные теоретические концепции в области сурдопсихологии; З.2. – основные периодические издания другие источники информации в области сурдопсихологии. З.3 – психологическую классификацию детей с нарушениями слуха У.1.– работать с психолого-педагогической литературой и другими источниками информации; У.2. – анализировать структуру дефекта при нарушениях слуха   В.1. – логической культурой мышления, анализа и синтеза информации; В.2. – основными методами психологического исследования  
3 ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями слуха, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями слуха на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития З.4 – общие и специфические закономерности развития лиц с нарушениями слуха на разных возрастных этапах З.5 – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха   У.3. – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с нарушениями слуха У.4. – определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями слуха на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития   В.3 – навыками анализа психики ребенка с нарушениями слуха на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения  
  ПК-8 способен к  проектированию, апробации и внедрению психолого-­педагогических технологий выявлению отклонений в развитии    З.6 – специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого- педагогического обследования лиц с нарушениями слуха   У.5. – определять, находить, анализировать и интерпретировать необходимую информацию  эмпирического или теоретического характера.   В.4 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений В.5. – способами анализа и интерпретации информации психолого-педагогического характера.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I Общие вопросы детской сурдопсихологии 8 - 6 11 25
I.1 Предмет и задачи детской сурдопсихологии 2 - -   2
I.2 Методы детской сурдопсихологии 2 - 2   4
I.3 Слух и его значение для психического развития ребёнка 2 - 2   4
1.4 Проблема компенсации глухоты 2 - 2   4
II. Раздел II Особенности психического развития детей с нарушениями слуха 20   18    
II.1 Особенности познавательного развития детей с нарушенным слухом 4 - 4 4 12
II.2 Своеобразие предметной деятельности у детей с нарушенным слухом 2 - 2   4
II.3 Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха 2 - 2   4
II.4 Своеобразие изобразительной деятельности детей с нарушениями слуха 2 - 2   4
II.5 Психологические условия формирования речи у глухих и слабослышащих детей 4 - 4 4 12
II.6 Особенности личностного развития дошкольников с нарушенным слухом 2 - 2   4
II.7 Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста 4 - 2 3 9
  ИТОГО: 28 - 24 11 63
  Контроль         45
  ВСЕГО:         108

 

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I Общие вопросы детской сурдопсихологии (14 часов)

Требования к результатам освоения раздела: ПК-3: З-1; З.2; З.3; У-1; У.2; В.1; В.2

Содержание раздела

Лекция 1

Кол-во часов: 2

План:

1. Предмет и задачи сурдопсихологии.

2. Межпредметные связи сурдопсихологии.

3. Причины нарушений слуха.

4. Классификации детей с нарушениями слуха.

Список литературы:

[1;2;3;4;5;23;25]

Лекция 2

Кол-во часов: 2

План:

1. Основные и вспомогательные методы сурдопсихологии.

2. Метод наблюдения.

3. Виды психологического эксперимента.

4. Значение вспомогательных методов в специальной детской психологии.

Список литературы:

[1;2;3;4;5; 11]

Лекция 3

Тема 1.4 Лекция 3

Кол-во часов: 2

План:

1. Многообразие мира звуков.

2. Влияние звуков на организм человека.

3. Особенности слухового восприятия.

4. Бинауральность слуха.

5. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе.

Список литературы:

[1;2;3;4;5;11;12]

Лекция 4

Тема 1.4 Лекция 3

Кол-во часов: 2

План:

1. Понятие компенсации психических фунций.

2. Виды компенсации.

3. Проблема компенсации в рамках индивидуальной психологии А.Адлера.

4. Теория компенсации психических функций Л.С.Выготского.

Список литературы:

[1;2;3;4;5; 23;25]

Баллов

Баллов

3. Мультимедийная презентация «Классификация окружающих звуков».

Балла

Контрольная работа                              10 баллов

1.Составление сравнительной характеристики существующих классификаций нарушения слуха  – 2 2. Ведение сурдопсихологического словаря– 3 3. Обзор материалов сайтов по проблеме - 5

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-3: З.1. – основные теоретические концепции в области сурдопсихологии; З.2. – основные периодические издания другие источники информации в области сурдопсихологии. З.3 – психологическую классификацию детей с нарушениями слуха

- Мультимедийная презентация «Методы, используемые в сурдопсихологии»

– Составление схемы «Межпредметные связи сурдопсихологии».

– Конспект параграфа учебника «Роль слухового восприятия в познании окружающего мира».

- Участие в деловой игре.

- Контрольная работа

 

ПК-3: У.1.– работать с психолого-педагогической литературой и другими источниками информации; У.2. – анализировать структуру дефекта при нарушениях слуха.

– Составление аналитической таблицы «Развитие слухового восприятия в онтогенезе».

- Мультимедийная презентация «Классификация окружающих  звуков»

– Презентация « Примеры сверхкомпенсации при нарушении слуха»

– Участие в деловой игре – дискуссии «Проблема компенсации глухоты, представление различных концепций».

- Контрольная работа

ПК-3: В.1. – логической культурой мышления, анализа и синтеза информации; В.2. – основными методами психологического исследования  

– Проведение анализа письменных работ детей с нарушениями слуха в соответствии со схемой.

– Собеседование: Оценка информативности метода анализа продуктов деятельности в области сурдопсихологии

- Участие в деловой игре.

- Контрольная работа

     

 

Раздел II. Раздел II Особенности психического развития детей с нарушениями слуха  (38 часов)

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-5: З.4;З.5; У.3; У.4; В.3;

 ПК – 8: З.6; У.5; В.4; В.5

ПК – 3: З.1; У.2

Содержание раздела

Кол-во часов: 4

План:

1. Ощущения и восприятия детей с нарушениями слуха.

2. Значение зрительного восприятия.

3. Необходимость тактильно-вибрационной чувствительности для детей с нарушениями слуха.

4. Особенности развития внимания.

5. Развитие памяти детей с нарушениями слуха.

6. Особенности воображения глухих детей.

7. Развитие мышления.

8. Особенности становления мыслительных операций у детей с нарушениями слуха.

9. Развитие словесно-логического мышления у глухих детей.

Список литературы:

[1;7;8;9;11;12;14;23;25]

Кол-во часов: 2

План:

1. Развитие предметной деятельности детей с нарушениями слуха.

2. Способы ориентировочной деятельности.

3. Значение предметной деятельности для ребёнка с нарушенным слухом.

4. Основы предметно-практического обучения глухих детей.

Список литературы:

[1; 4; 7; 10; 15; 19]

Кол-во часов: 2

План:

1. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

2. Особенности в развитии сюжетно-ролевой игры у детей с нарушениями слуха.

3. Использование предметов-заместителей.

4. Принятие на себя роли в игре ребёнком с нарушенным слухом.

Список литературы:

[1;3;4;6;10;1920;24]

Лекция 8

Кол-во часов: 2

План:

1. Особенности изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями слуха.

2. Задачи обучения изобразительной деятельности.

3. Развитие мыслительных операций в ходе изодеятельности.

Список литературы:

[1; 2; 5; 8; 21; 24]

Лекция 9

Кол-во часов: 4

План:

1. Функции речи.

2. Психологические условия овладения речью глухими детьми, выделенные Ж.И. Шиф.

3. Явление полиглоссии в обучении детей с нарушениями слуха.

4. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье.

5. Развитие речи в разных видах деятельности детей.

Список литературы:

[1;11;13;15;21;22;24;26]

Лекция 10

Кол-во часов: 2

План:

1. Эмоциональная сфера детей с нарушениями слуха.

2. Факторы, благоприятно влияющие на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха.

3. Развитие самосознания.

4. Самооценка у глухих детей.

5. Уровень притязаний глухих детей.

6. Межличностные отношения детей с нарушениями слуха.

7. Роль семьи в развитии личности детей с нарушениями слуха.

Список литературы:

[1; 4; 5; 9; 11; 14; 16;17]

Лекция 11

Кол-во часов: 4

План:

1. Принципы психологической диагностики.

2. Трудности при психолого-педагогическом обследовании детей с нарушениями слуха.

3. Специфические задачи изучения детей с нарушениями слуха.

4. Содержание психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушенным слухом.

5. Использование методик психолого-педагогического изучения детей.

6. Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребёнка с нарушением слуха.

Список литературы:

[1; 2; 5; 8; 21; 24]

Баллов

З балла

Балла

Баллов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Список литературы

Основная литература

1.Специальная психология: учеб. пособие для пед. Узов /В.И.Лубовский,Т.В.Розанова,Л.И.Солнцева и др.; ред.В.И.Лубовский.-4-е изд., испр.-:Академия, 2007 -323с.

2. Раннее выявление и психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с   особенностями в развитии[Текст]/[сост. Е.Р. Теплякова].-Челябинск:Б.и., 2006 - 123 с.

3. Психолого- педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья[Текст]:учебник для вузов/ред. В.В. Ткачева.-Москва Академия, 2014

3. Будникова Е. С. Педагогическая помощь учителя-дефектолога родителям детей с ограниченными возмо-жностями здоровья [Текст]:[методические рекомендации ]/ Е.С. Будникова, Е.В. Рузникова, М.Б. Хабибулина.-Челябинск:Изд-во ПИРС,2010-36с.

4. Л.А.Головчиц. Дошкольная сурдопедагогика. Москва, «Владос», 2001 г. - 324с.

5. Т.Г.Богданова. Сурдопсихология. Москва, «Академия», 2002 г. -254с.

 

Дополнительная литература

  1. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования под редакцией А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. Москва, «Педагогика», 1986 г.
  2. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. Под редакцией Н.П.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. Москва, «Педагогика», 1987 г.
  3. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения. Под редакцией Т.В.Розановой. Москва, «Педагогика», 1991 г.
  4. В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов. Основы дефектологии. Москва, «Просвещение», 1990 г.
  5. Л.С.Выготский. Психология развития человека. Москва, «Смысл», «Эксмо», 2003 г.
  6. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. Москва, «Аквариум», 2001 г.
  7. Психология глухих детей. Под редакцией И.М.Соловьева и др. Москва, 1971 г.
  8. Лебединский В.В. Нарушения психологического развития детей. Москва, 1985 г.
  9. Зайцева Г.Л. Дактильная и жестовая речь. Москва, 2000 г.

10. Королёва И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.

  1. Матвеев В.Ф. Психологические нарушения при дефектах зрения и слуха. Москва, 1987 г.
  2. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. Москва, 1970 г.
  3. Петшак В. Исследования эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи. «Дефектология», 1990 г. № 6.
  4. Петшак В. Изучения эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников. «Дефектология», 1989 г. № 4.
  5. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом. «Дефектология», 1992 г. № 2,3.
  6. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Под редакцией Е.Г.Речицкой. Москва, 1994 г.
  7. Выготская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. Москва, 1975 г.
  8. С.А.Зыков. Методика обучения глухих детей языку. Москва, «Просвещение», 1977 г.
  9. Б.Д.Корсунская. Методика обучения глухих дошкольников речи. Москва, «Просвещение», 1969 г.
  10.  Сурдопедагогика. Под ред. Е.Г.Речицкой. М., «Владос», 2004.
  11. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. М., «Владос», 2004.
  12.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., «Питер», 2005.
  13. Методика преподавания русского языка в школе глухих. Под ред. Л.М.Быковой. М., «Владос», 2002.
  14.  Стребелева Е.А.Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., «Владос», 2004.
  15.  Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1., М., «Генезис», 2005.
  16. Психолого-педагогическоеконсультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / авт.-сост. Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова; ред. Л.М. Шипицына. – М.: Владос, 2003. – 527 с.
  17. Шипицына,Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для вузов / Л.И. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М.: Владос, 2004. – 367 с.
  18. Янн, П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука / П.А. Янн / Пер.с нем.Л.Н. Родченко, Н.М.Назарова. – М.: Академия, 2003. – 248 с.
  19. Выготский,Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003.- 654 с.
  20. В.М.Сорокин. Специальная психология. Под научной редакцией Л.М.Шипициной. Санкт-Петербург, «Речь», 2003 г.

 

3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Л.С.Выготский. Психология развития человека. Москва, «Смысл», «Эксмо», 2003 г.

2. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. Москва, «Аквариум», 2001 г.

3. М.П.Фишман. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушениями слуха и трудностями формирования речевого общения. Учебное пособие. Москва, «Экзамен», 2004 г.

4. Л.И.Тигранова. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. Москва, «Просвещение», 1991 г.

5. Дети с ограниченными возможностями. Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. Москва, 2001 г.

6. Н.И.Белова. Специальная дошкольная сурдопедагогика. Москва, «Просвещение», 1995 г.

7. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. Под редакцией Л.П.Носковой. Москва, «Педагогика», 1994 г.

8. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования под редакцией А.В.Запорожец, Я.З.Неверович. Москва, «Педагогика», 1996 г.

9. Как сохранить и улучшить память. Сборник практических рекомендаций. «Воскресенье», 1995 г.

10. С.А.Зыков. Методика обучения глухих детей языку. Москва, «Просвещение», 1997 г.

11. Е.А. Черкасова. Нарушение речи при минимальных расстройствах слуховой функции. Москва, «Аркти», 2003 г.

12. Л.П.Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Под редакцией В.И.Селиверстова. Москва, «Владос», 2001 г.

13. Словесная речь – основа формирования личности глухого школьника. Составители: Кузьмичева Е.П., Чавушьян М.Д. Москва, «Чайка», 1994 г.

14. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Москва, «Владос», 2003 г.

15. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. Москва, «Педагогика», 2002 г.

16. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой. Москва, «Педагогика», 1999 г.

17. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. М., «Владос», 2004.

18. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. М., «Генезис», 2005.

19. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.. «Владос», 2004.

20. Специальная педагогика: в 3 т.:учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Н.М.Назаровой. – Т. 1. История специальной педагогики / Н.М.Назарова, Г.Н.Пенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

    21. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.В.Андреева; По науч. ред. Н.М.назаровой, Т.Г.Богдановой. – М.: Изд.центр

      «Академия»,2005.

22. Королёва И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.

.

3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

1. Гогуадзе Т. курс лекций по дефектологии [Электронный ресурс] / Т. Гогуадзе. – Режим доступа: http://www.dyslexia.ru/index.php?id=156

2. Гончарова, Е.Л. Нарушения в психофизическом развитии детей. [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

9. Гончарова, Е.Л. Специальная психология [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова. // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

3. Маркелов, В.И. Специальная психология: конспекты лекций [Электронный ресурс] / В.И. Маркелов. – Режим доступа: http://www.rgutis.net/kpsr-00/Content/student/Uch_Metod/Markelov/lekcii_SpecPsy.pdf

Электронные журналы

1 Альманах института коррекционной педагогики РАО http://almanah.ikprao.ru/1/contents.htm   Психология [эл. ресурс] http://www.psychology.su/ 2.Развитие личности [эл. ресурс] http://rl-online.ru/articles.html 3.Вопросы психологии [эл. ресурс] http://www.voppsy.ru/index.htm 4. Дефектолог (эл. ресурс) [email protected] 5. Школьная пресса [эл. ресурс] http://www.школьнаяпресса.рф /

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПК-3

Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ

Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции Оценочные средства контроля формирования компетенций Знать: З.1. – основные теоретические концепции в области сурдопсихологии; З.2. – основные периодические издания другие источники информации в области сурдопсихологии. З.3 – психологическую классификацию детей с нарушениями слуха Уметь: У.1.– работать с психолого-педагогической литературой и другими источниками информации; У.2. – анализировать структуру дефекта при нарушениях слуха. Владеть: В.1. – логической культурой мышления, анализа и синтеза информации; В.2. – основными методами психологического исследования Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц, схем, моделей), презентаций, конспектов; групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, коллоквиум, контрольные работы по 1, 2, 3 модулям. Промежуточная аттестация: экзамен

ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями слуха, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями слуха на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития

Знать: З.4 – общие и специфические закономерности развития лиц с нарушениями слуха на разных возрастных этапах З.5 – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха Уметь: У.3. – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с нарушениями слуха У.4. – определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями слуха на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития Владеть: В.3 – навыками анализа психики ребенка с нарушениями слуха на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц, схем, моделей), конспектов, тезауруса; групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, коллоквиум, контрольные работы по 2, 3, 4 модулям. Промежуточная аттестация: экзамен

ПК-8 способен к проектированию, апробации и внедрению психолого-­педагогических технологий выявлению отклонений в развитии

Знать: З.6 – специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого- педагогического обследования лиц с нарушениями слуха Уметь: У.5. – определять, находить, анализировать и интерпретировать необходимую информацию эмпирического или теоретического характера. Владеть: В.4 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений В.5. – способами анализа и интерпретации информации психолого-педагогического характера. Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц), тезауруса, эссе; групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, контрольные работы по 3, 4 модулям. Промежуточная аттестация: экзамен            

4.2  Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Контрольные вопросы и задания по разделу I

  1. Предмет и задачи детской  сурдопсихологии.
  2. Причины нарушений слуха.
  3. Межпредметные связи сурдопсихологии.
  4. Классификация мира звуков.
  5. Влияние различных звуковых воздействий на человека.
  6. Особенности слухового восприятия.
  7. Значение слуха для человека.
  8. Развитие слухового восприятия в онтогенезе.
  9. Основные методы сурдопсихологии.
  10.  Вспомогательные методы сурдопсихологии.
  11. Виды эксперимента.
  12. Значение обучающего эксперимента в сурдопсихологии.
  13.  Возможности использования методов беседы и анкетирования. 
  14.  Виды классификаций детей с нарушениями слуха.

15. Классификация Л.В.Неймана.

16. Психолого-педагогическая классификация Р.М.Боскис.

17. Значение классификации Р.М.Боскис.   

   

Контрольные вопросы и задания по разделу II

  1. Значение зрительного восприятия для компенсации нарушений слуха.
  2. Развитие двигательных ощущений у детей с нарушениями слуха.
  3. Кожные ощущения и восприятия. Развитие осязания у детей с нарушениями слуха.
  4. Понятие «внимание». Виды внимания (непроизвольное и произвольное).
  5. Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха.
  6. Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха.
  7. Понятие памяти. Виды памяти.
  8. Своеобразие образной памяти детей с нарушениями слуха.
  9. Развитие словесной памяти у детей с нарушениями слуха.
  10. Особенности запоминания глухими детьми слов, предложений и текстов.
  11. Стадии развития словесной памяти глухих детей (И.М.Соловьев).

12. Виды работ по развитию памяти детей с нарушениями слуха.

  1. Сущность воображения как познавательного процесса.
  2. Основные функции воображения. Виды воображения.
  3. Специфические особенности воображения детей с нарушениями слуха.
  4. Условия развития воображения у детей с нарушениями слуха.

17. Понятие мышление. Стадии развития детского мышления.

18. Условия для перехода к наглядно-образному мышлению.

19. Формирование словесно-логического мышления детей с нарушениями слуха.

20. Особенности развития сравнения у глухих детей(И.М.Соловьев).

21. Типы соотношений наглядных и понятийных форм мышления у детей с нар


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.