Для обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Для обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью

2019-06-06 165
Для обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью

На 2018-2019 учебный год

 

Программа разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2000 (Под редакцией И.М. Воронковой).

 

 

Программу составила учитель музыки Сороченко Е.Н.

                                        

 

 

г.Котовск

2018 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Музыка, пение (танец)» для 3-4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы /Под редакцией И.М. Воронковой – М.: Просвещение, 2000/

Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как литература, изобразительное искусство, ритмика, танец, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта.

Музыка призвана развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления.

Работа в школе с детьми с нарушенным интеллектом требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но тем не менее они в состоянии овладеть предусмотренными программой навыками, понять и запомнить материал. Для успешного решения задач музыкального воспитания учащихся необходимо, чтобы учитель музыки работал в тесном контакте с дефектологом и логопедом, врачом-психоневрологом. Музыка способствует нормализации психических процессов, а также преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.

Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки - придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Участие детей с нарушением интеллекта в художественной деятельности даёт им нравственный и эстетический опыт и укрепляет их веру в собственные силы.

Существует несколько методических этапов в развитии интереса к музыке.

Первый этап связан с занимательностью, т. е. с элементами игры, с прослушиванием фрагментов музыкальных произведений, сказок, с одновременным рассказом учителя о содержании музыки. На этом этапе важны яркие иллюстрации, связанные с содержанием песен.

На втором этапе у учащегося появляется желание ответить, спеть, выучить слова, принять участие в концерте, попытаться сыграть на инструменте, прослушать более сложное музыкальное произведение. В это время большую роль в развитии интереса играет опрос детей: кто первый вспомнит название песни, слова, споёт мелодию, расскажет о содержании прослушанной песни и т. д.

На третьем этапе у детей появляется желание освоить ноты, спеть попевку по нотам, но последний вид работы не доступен детям с нарушением интеллекта.

Хоровое пение

Хоровое пение - коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело.

На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели - диапазон голоса и качество интонирования.     

При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, технике правильного дыхания, звукообразованию и дикции. Работа над дикцией является основной формой работы.

Особенностью развития детей с нарушением интеллекта является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и усвоить текст песни.

Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также чистое звучание слов и фраз в целом. Дети учатся верно, чуть округлённо произносить гласные и кратко, чётко - согласные, т. е. учатся правильно произносить слова. На качество дикции влияет способ звукообразования, степень развития певческого дыхания, артикуляционного аппарата и владения фразировкой. Главная задача педагога - научить детей правильно артикулировать звуки, сливая их в слоги и слова, практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, помогающего понять смысл фразы).

Певческим упражнениям, основанным на материале народных песен, звукоряду в восходящем и нисходящем движении, трезвучиям необходимо уделять на уроке большое внимание. Они содействуют постепенному овладению вокально-хоровыми навыками и помогают преодолеть трудности, возникающие при разучивании песен.

Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие котором зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования к развитию певческого дыхания могут быть следующими: вдох спокойный, оптимальный, без поднятия плеч, бесшумный. Брать дыхание рекомендуется через нос или через нос и рот одновременно. Выдох спокойный, экономный, без специального выдувания и напряжения.

При выборе репертуара необходимо учитывать разнообразные условия, требования и обстоятельства. Прежде всего необходимо исходить из целей, задач обучения, из художественной ценности музыки и текста. Определяющими моментами являются возрастные возможности, уровень интеллектуального развития и интересы детей с умственной отсталостью.

В работе с детьми следует подбирать мелодии, простые по форме, короткие по содержанию, с понятным текстом.

Певческий диапазон детей с нарушением интеллекта ограничен, и поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном в удобной для детей тональности. В первой и второй четвертях дети на слух разучивают по 3 песни, в третьей четверти - 5.

В репертуар необходимо включать песни для исполнения на школьных концертах и праздниках.

Коррекционные цели:

· Развивать личностное отношение ребенка к явлениям музыкального искусства.

· Развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой.

· Корректировать освоение детьми музыкального языка.

· Корректировать слуховое внимание и память

Задачи:

· Соблюдение при пении правильной певческой установки.

· Пение только с мягкой атакой, чистым, ясным и легким звуком.

· Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен.

· Пение с использованием нюансов: форте и пиано.

· Пение в диапазоне ДО2.

· Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучания.

· Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы.

· Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях.

· Пение звукоряда до мажор вверх и вниз.

· Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всем диапазоне.

· Исполнение на металлофоне простой песни- попевки.

· Ознакомление с графической записью мелодии.

· Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.

· Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши - торжественные, веселые, бодрые; танцы- вальсы, польки, народные пляски.

· Знакомство с инструментами симфонического оркестра: скрипка, виолончель.

· Знакомство с инструментами народного оркестра: балалайка, домра и рожок.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «МУЗЫКА»

Пение

Пение в диапазоне ЛЯ малой октавы - ДО2.

Мягкая атака как основной способ звукообразования.

Умение сохранять напевность при пении маршевых песен, достаточно чётко выполняя несложный пунктирный ритм.

Навыки нефорсирования звука при пении песен энергичного характера.

Умение петь продолжительные фразы на одном дыхании, равномерно распределяя его.

Работа над чистотой унисона.

Ознакомление с графической записью мелодии.

Графическое изображение нот: до, ре, ми.

Умение следить за движением мелодии при пении по записи на доске.

Работа над дикцией с использованием вокальных упражнений на слоги: ма, да, ра, гра, грэ, мэ, рэ, дэ, ми, ди, ри, гри, му, ру, ду, гру, мо, до, ро, гро и др.

Развитие умения чётко проговаривать текст в песнях с быстрым темпом.

Пение звукоряда до мажор вверх и вниз без сопровождения и с аккомпанементом.

Представление о выразительности динамических оттенков: форте, пиано, меццо-пиано, меццо-форте.

Умение осмысленно, выразительно петь выученную песню.

Развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах.

Слушание музыки

Умение различать разные по характеру части музыкального произведения.

Умение различать мелодию и аккомпанемент в пенсе.

Формирование представления о строении музыкального произведения: фраза, предложение, вступление, проигрыш, заключение.

Знакомство с духовыми инструментами: труба, кларнет, саксофон, флейта.

Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане

Учебный предмет «Музыка» проводится 2 часа в неделю.

Пение

1) Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом мате­риале.

2) Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни. Работа над кантиленой.

3) Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восхо­дящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

4) Развитие умения показа рукой направления мело (сверху вниз или снизу вверх).

5) Развитие умения определять сильную долю на слух.

6) Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.

7) Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).

Слушание музыки

1) Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.

2) Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вал полька, полонез, танго, хоровод).

3) Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, му ­ зыка для отдыха, релаксации).

4) Формирование представлений о составе и звучании ор­кестра народных инструментов. Народные музыкальные ин­струменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гар­монь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.

5) Игра на музыкальных инструментах.

6) Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкаль­ных инструментах.

7) Обучение детей игре на фортепиано.

Третья четверть:

- Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Об­работка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.

- Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Ха­ритонова.

- Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

- Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

Четвертая четверть:

- Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня. Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого. Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.

- Во кузнице. Русская народная песня. Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

- Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синяв­ского.

КЛАСС

Программа в количестве 68 часов будет пройдена в полном объеме за 65 часов, так как 12 сентября день здоровья, 01 мая и 9 мая праздничный день.

№ п/п Дата Тема урока Содержание, формы работы
1 05.09 Чему учат в школе

 Развивать эмоциональную отзывчивость на жизнерадостную, оптимистичную музыку. Упражнения на расширение диапазона голоса, работа с текстом, вокальной интонацией, оркестровое сопровождение на детских шумовых инструментах, игровое моделирование, пение с дирижированием и тактированием, работа над дикцией с использованием вокальных упражнений на слоги: ма, да, ра, гра, грэ, мэ, рэ, дэ, ми, ди, ри, гри, му, ру, ду, гру, мо, до, ро, гро и др

2 06.09  Звуки в природе- Солнечная капель. Музыка С. Соснина,  
3 13.09 Песни осени. –«Осень» Музыка Ц. Кюи,
4 19.09 Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
5 20.09 Низкие звуки. Примеры из жизни животных.
6 26.09 Высокие звуки. Примеры из жизни животных.
7 27.09 - В. Моцарт. Турецкое рондо.
8 03.10 Три кита в музыке
9 04.10 Песня – танец «Наша школьная страна». Музыка Ю. Чичкова,
10 10.10 Танец. В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов».
11 11.10 В. Моцарт. Турецкое рондо.
12 17.10 Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова
13 18.10 Ужасно интересно все то, что неизвестно.
14 24.10 Музыкальные инструменты(баян). Игра на музыкальных инструментах.  
15 25.10 «Чему учат в школе» Музыка В. Шаинского,  
16 07.11 Колыбельная Медведицы. Му­зыка Е. Крылатова,
17 08.11 Нотная грамота.  Нотоносец.
18 14.11                    Тихо – громко.
19 15.11 Розовый слон. Музыка С. Пожлакова,
20 21.11 Три чуда. Из оперы «Сказка о Салтане».  
21 22.11 Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов
22 28.11 М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан Людмила».  
23 29.11 Характер музыки. (грустный, веселый)
24 05.12 Характер музыки. (нежный, бодрый)
25 06.12 Народная музыка. Во кузнице. Русская народная песня.
26 12.12 Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.
27 13.12 Появление композиторской музыки. Мир похож на цветной луг.
28 19.12 Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова
29 20.12 П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».  
30 26.12 Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключе­ние». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.  
31 27.12 Добрый праздник среди зимы.  
32 16.01 Народная песня
33 17.01 Взаимосвязь музыки и литературы.
34 23.01 Взаимосвязь музыки и литературы.
35 24.01 А.П.Бородин. «Квартет».
36 30.01 Басня Крылова «Квартет»- слушание.
37 31.01 «Музыкант - чародей» Аладов
38 06.02 «Мелодия» -слушание
39 07.02 Взаимосвязь музыки с живописью.
40 13.02 Взаимосвязь музыки с живописью.
41 14.02 Изобразительность в музыке.
42 20.02 Можем ли мы увидеть музыку?
43 21.02 Изобразительные средства в музыке
44 27.02 Изобразительные средства в музыке (стук копыт, шум дождя, раскаты грома)
45 28.02 Переменный лад.
46 06.03 Сопоставление мажора и минора
47 07.03 Выразительность в музыке. Выразительные средства.
48 13.03 Выразительность в музыке. Выразительные средства.
49 14.03 Музыкальные инструменты. Домра
50 20.03 Музыкальные инструменты. балалайка
51 21.03 Музыкальные инструменты. Гармонь
52 03.04 Музыкальные инструменты. баян
53 04.04 Нотная грамота. Звукоряд.
54 10.04 Нотная грамота. октава.
55 11.04 Размер в музыке (2-х дольный), тактирование
56 17.04 Размер в музыке (3-х дольный), тактирование
57 18.04 В.Моцарт «Турецкое рондо»
58 24.04 В.Моцарт «Турецкое рондо»
59 25.04 Зрительный образ в музыке Н.Римский-Корсаков «Песня индийского гостя»
60 02.05 Зрительный образ в музыке Н.Римский-Корсаков «Песня индийского гостя»
61 08.05 Богатырская тема в музыке. А.П.Бородин «Богатырская мелодия»
62 15.05 Богатырская тема в музыке. А.П.Бородин «Богатырская мелодия»
63 16.05 Патриотизм рус. Народа и отражение в музыке.
64 22.05 Патриотизм рус. Народа и отражение в музыке.
65 23.05 Урок-концерт. Повторение выученных песен.  

       4  класс

(2 ч в неделю)

(68 часов)

Пение

1) Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом мате­риале.

2) Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни. Работа над кантиленой.

3) Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восхо­дящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

4) Развитие умения показа рукой направления мело (сверху вниз или снизу вверх).

5) Развитие умения определять сильную долю на слух.

6) Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.

7) Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).

Слушание музыки

1) Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.

2) Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вал полька, полонез, танго, хоровод).

3) Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, му ­ зыка для отдыха, релаксации).

4) Формирование представлений о составе и звучании ор­кестра народных инструментов. Народные музыкальные ин­струменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гар­монь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.

5) Игра на музыкальных инструментах.

6) Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкаль­ных инструментах.

7) Обучение детей игре на фортепиано.

Третья четверть:

- Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Об­работка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.

- Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Ха­ритонова.

- Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

- Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

Четвертая четверть:

- Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня. Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого. Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.

- Во кузнице. Русская народная песня. Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

- Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синяв­ского.

КЛАСС

Программа в количестве 68 часов будет пройдена в полном объеме за 64 часов, так как 12 сентября и 10 мая день здоровья 8 марта и 1 мая праздничный день.

№ п/п Дата Тема урока Содержание, формы работы
1 05.09 Музыка вокруг нас.

Упражнения на расширение диапазона голоса, работа с текстом, вокальной интонацией, оркестровое сопровождение на детских шумовых инструментах, игровое моделирование, пение с дирижированием и тактированием, работа над дикцией с использованием вокальных упражнений на слоги: ма, да, ра, гра, грэ, мэ, рэ, дэ, ми, ди, ри, гри, му, ру, ду, гру, мо, до, ро, гро и др

2 07.09  Звуки в природе
3 14.09 Рассказы о музыке.
4 19.09 Значение и назначение музыки.
5 21.09 Низкие звуки. Примеры из жизни животных.
6 26.09 Высокие звуки. Примеры из жизни животных.
7 28.09 Основы музыкальной речи.
8 03.10 Три кита в музыке
9 05.10 Движение музыки
10 10.10 Ритмический рисунок.
11 12.10 Мелодия - душа музыки.
12 17.10 Напев. Песня без слов
13 19.10 Вокализ.
14 24.10 Дыхание, Основные правила пения.
15 26.10 Повторение
16 07.11  Музыка, ее значение в развитии ребенка.
17 09.11 Нотная грамота.
18 14.11 Название, нотоносец.
19 16.11 Гамма До мажор. Расположение на нотном стане.
20 22.11 Гамма До мажор. Расположение на нотном стане.
21 23.11 Гамма Ля минор. Расположение на нотном стане.
22 28.11 Гамма Ля минор. Расположение на нотном стане.
23 30.11 Характер музыки. (грустный, веселый)
24 05.12 Характер музыки. (нежный, бодрый)
25 07.12 Народная музыка.
26 12.12 Основы зарождения народной песни.
27 14.12 Появление композиторской музыки.
28 19.12 Появление композиторской музыки.
29 21.12 П.И.Чайковский «Детский альбом» «Болезнь куклы»
30 26.12 П.И.Чайковский «Детский альбом» «Новая кукла»
31 28.12 Нотная грамота.  
32 16.01 Народная песня
33 17.01 Взаимосвязь музыки и литературы.
34 23.01 Взаимосвязь музыки и литературы.
35 25.01 А.П.Бородин. «Квартет».
36 30.01 Басня Крылова «Квартет»- слушание.
37 01.02 «Музыкант - чародей» Аладов
38 06.02 «Мелодия» -слушание
39 08.02 Взаимосвязь музыки с живописью.
40 13.02 Взаимосвязь музыки с живописью.
41 15.02 Изобразительность в музыке.
42 20.02 Можем ли мы увидеть музыку?
43 22.02 Изобразительные средства в музыке
44 27.02 Изобразительные средства в музыке (стук копыт, шум дождя, раскаты грома)
45 01.03 Переменный лад.
46 06.03 Сопоставление мажора и минора
47 13.03 Выразительность в музыке. Выразительные средства.
48 15.03 Выразительность в музыке. Выразительные средства.
49 20.03 Музыкальные инструменты. Домра
50 22.03 Музыкальные инструменты. балалайка
51 03.04 Музыкальные инструменты. Гармонь
52 05.04 Музыкальные инструменты. баян
53 10.04 Нотная грамота. Звукоряд.
54 12.04 Нотная грамота. октава.
55 17.04 Размер в музыке (2-х дольный), тактирование
56 19.04 Размер в музыке (3-х дольный), тактирование
57 24.04 В.Моцарт «Турецкое рондо»
58 26.04 В.Моцарт «Турецкое рондо»
59 03.05 Зрительный образ в музыке Н.Римский-Корсаков «Песня индийского гостя»
60 08.05 Зрительный образ в музыке Н.Римский-Корсаков «Песня индийского гостя»
61 15.05 Богатырская тема в музыке. А.П.Бородин «Богатырская мелодия»
62 17.05 Богатырская тема в музыке. А.П.Бородин «Богатырская мелодия»
63 22.05 Патриотизм рус. Народа и отражение в музыке.
64 24.05 Н.Римский-Корсаков «Три чуда» опера «Сказ о царе Салтане»»

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по музыке:

Библиотечный фонд

Учебно-методические комплекты по музыке (программы, учебники, рабочие тетради)

 Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по музыке.

Портреты композиторов.

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Оборудование класса

Эргономическая мебель

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Магнитная доска

 

 

Список используемой литературы:

1) Апраксина О. А. Методика музыкального воспита­ния в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1983.

2) Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1975.

Белобородова В. К., Ригина Г. С., Алиев 10. Б. Музыкальное восприятие школьников. - М., 1975.

3) Вопросы методики музыкального воспитания детей.- М., 1975.

4) Вопросы системы обучения пению в 1-4 классах//Известия АПН РСФСР. -М., 1960. -Вып. ПО.

5) Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку.— М., 1969.

6) Карагезов К. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки. - Воронеж, 1986.

7) Методические рекомендации к урокам музыки в обще­образовательной школе. 1-7 классы. - М., 1971.

8) Остроменский В. Восприятие музыки как педаго­гическая проблема. - Киев, 1975.

9) Переверзев Л. Путь к музыке.- М., 1981.

10)Кабалевский, Д. Б.Как рассказывать детям о музыке  / Д. Б. Кабалевский. ~ М.: Просвещение, 1989.

 

 

для обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью

На 2018-2019 учебный год

 

Программа разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2000 (Под редакцией И.М. Воронковой).

 

 

Программу составила учитель музыки Сороченко Е.Н.

                                        

 

 

г.Котовск

2018 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Музыка, пение (танец)» для 3-4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы /Под редакцией И.М. Воронковой – М.: Просвещение, 2000/

Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как литература, изобразительное искусство, ритмика, танец, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта.

Музыка призвана развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления.

Работа в школе с детьми с нарушенным интеллектом требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но тем не менее они в состоянии овладеть предусмотренными программой навыками, понять и запомнить материал. Для успешного решения задач музыкального воспитания учащихся необходимо, чтобы учитель музыки работал в тесном контакте с дефектологом и логопедом, врачом-психоневрологом. Музыка способствует нормализации психических процессов, а также преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.

Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки - придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Участие детей с нарушением интеллекта в художественной деятельности даёт им нравственный и эстетический опыт и укрепляет их веру в собственные силы.

Существует несколько методических этапов в развитии интереса к музыке.

Первый этап связан с занимательностью, т. е. с элементами игры, с прослушиванием фрагментов музыкальных произведений, сказок, с одновременным рассказом учителя о содержании музыки. На этом этапе важны яркие иллюстрации, связанные с содержанием песен.

На втором этапе у учащегося появляется желание ответить, спеть, выучить слова, принять участие в концерте, попытаться сыграть на инструменте, прослушать более сложное музыкальное произведение. В это время большую роль в развитии интереса играет опрос детей: кто первый вспомнит название песни, слова, споёт мелодию, расскажет о содержании прослушанной песни и т. д.

На третьем этапе у детей появляется желание освоить ноты, спеть попевку по нотам, но последний вид работы не доступен детям с нарушением интеллекта.

Хоровое пение

Хоровое пение - коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело.

На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели - диапазон голоса и качество интонирования.     

При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, технике правильного дыхания, звукообразованию и дикции. Работа над дикцией является основной формой работы.

Особенностью развития детей с нарушением интеллекта является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и усвоить текст песни.

Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также чистое звучание слов и фраз в целом. Дети учатся верно, чуть округлённо произносить гласные и кратко, чётко - согласные, т. е. учатся правильно произносить слова. На качество дикции влияет способ звукообразования, степень развития певческого дыхания, артикуляционного аппарата и владения фразировкой. Главная задача педагога - научить детей правильно артикулировать звуки, сливая их в слоги и слова, практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, помогающего понять смысл фразы).

Певческим упражнениям, основанным на материале народных песен, звукоряду в восходящем и нисходящем движении, трезвучиям необходимо уделять на уроке большое внимание. Они содействуют постепенному овладению вокально-хоровыми навыками и помогают преодолеть трудности, возникающие при разучивании песен.

Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие котором зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования к развитию певческого дыхания могут быть следующими: вдох спокойный, оптимальный, без поднятия плеч, бесшумный. Брать дыхание рекомендуется через нос или через нос и рот одновременно. Выдох спокойный, экономный, без специального выдувания и напряжения.

При выборе репертуара необходимо учитывать разнообразные условия, требования и обстоятельства. Прежде всего необходимо исходить из целей, задач обучения, из художественной ценности музыки и текста. Определяющими моментами являются возрастные возможности, уровень интеллектуального развития и интересы детей с умственной отсталостью.

В работе с детьми следует подбирать мелодии, простые по форме, короткие по содержанию, с понятным текстом.

Певческий диапазон детей с нарушением интеллекта ограничен, и поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном в удобной для детей тональности. В первой и второй четвертях дети на слух разучивают по 3 песни, в третьей четверти - 5.

В репертуар необходимо включать песни для исполнения на школьных концертах и праздниках.

Коррекционные цели:

· Развивать личностное отношение ребенка к явлениям музыкального искусства.

· Развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой.

· Корректировать освоение детьми музыкального языка.

· Корректировать слуховое внимание и память

Задачи:

· Соблюдение при пении правильной певческой установки.

· Пение только с мягкой атакой, чистым, ясным и легким звуком.

· Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен.

· Пение с использованием нюансов: форте и пиано.

· Пение в диапазоне ДО2.

· Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучания.

· Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы.

· Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях.

· Пение звукоряда до мажор вверх и вниз.

· Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всем диапазоне.

· Исполнение на металлофоне простой песни- попевки.

· Ознакомление с графической записью мелодии.

· Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.

· Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши - торжественные, веселые, бодрые; танцы- вальсы, польки, народные пляски.

· Знакомство с инструментами симфонического оркестра: скрипка, виолончель.

· Знакомство с инструментами народного оркестра: балалайка, домра и рожок.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «МУЗЫКА»

Пение

Пение в диапазоне ЛЯ малой октавы - ДО2.

Мягкая атака как основной способ звукообразования.

Умение сохранять напевность при пении маршевых песен, достаточно чётко выполняя несложный пунктирный ритм.

Навыки нефорсирования звука при пении песен энергичного характера.

Умение петь продолжительные фразы на одном дыхании, равномерно распределяя его.

Работа над чистотой унисона.

Ознакомление с графической записью мелодии.

Графическое изображение нот: до, ре, ми.

Умение следить за движением мелодии при пении по записи на доске.

Работа над дикцией с использованием вокальных упражнений на слоги: ма, да, ра, гра, грэ, мэ, рэ, дэ, ми, ди, ри, гри, му, ру, ду, гру, мо, до, ро, гро и др.

Развитие умения чётко проговаривать текст в песнях с быстрым темпом.

Пение звукоряда до мажор вверх и вниз без сопровождения и с аккомпанементом.

Представление о выразительности динамических оттенков: форте, пиано, меццо-пиано, меццо-форте.

Умение осмысленно, выразительно петь выученную песню.

Развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах.

Слушание музыки

Умение различать разные по характеру части музыкального произведения.

Умение различать мелодию и аккомпанемент в пенсе.

Формирование представления о строении музыкального произведения: фраза, предложение, вступление, проигрыш, заключение.

Знакомство с духовыми инструментами: труба, кларнет, саксофон, флейта.

Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане

Учебный предмет «Музыка» проводится 2 часа в неделю.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.153 с.