Понятие умений и навыков в теории деятельности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие умений и навыков в теории деятельности

2019-06-06 274
Понятие умений и навыков в теории деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Умения – способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности, они всегда опираются на знания.

Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом.

Навыки и умения могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические, а также на:

- двигательные (складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебе);

- умственные (складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений и т.д.).

Значение умений и навыков велико: они облегчают физические и умственные усилия, вносят в деятельность человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Функциональные компоненты навыка:

1. Обученность, как чистая составляющая навыка (система реакции, координации и др.).

2. Адаптация к конкретным условиям.

В формировании навыка выделяются 3 основных этапа:

1. Аналитический – первоначальное знакомство с движением и овладение отдельными элементами действий.

2. Синтетический – объединение элементов в целостное действие.

3. Автоматизация – упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снять напряжение.

Этапы формирования двигательных навыков:

1. Осмысление навыка. (Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения, грубые ошибки при по пытках выполнения действий.)

2. Сознательное, но неумелое выполнение (Несмотря на интенсивную концентрацию, произвольного внимания, множество лишних движений, отсутствие положительного переноса данного навыка).

3. Автоматизация навыка (все более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании или появление возможности его перераспределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка).

4. Высокоавтоматизированный навык (точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия).

5. Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения навыка, возрождение старых ошибок.

6. Вторичная автоматизация навыка – восстановление особенностей 4-го этапа.

Таким образом, видно, что навык образуется в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий, причем по мере упражнения количественные изменения переходят в качественные.

Приобретенные навыки и умения влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос - выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка), так и отрицательным (интерференция – ослабление новых навыков под воздействием ранее выработанных, обусловленное их сходством).

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и др. качества автоматизированного действия.

Навык может быть сформирован через:

- простой показ;

- объяснение;

- сочетание показа и объяснения.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыка можно отнести: число упражнений, их темп и распределение во времени, а также знание результатов.

Причины, влияющие на продуктивность навыка:

- объективные (конструкция оборудования, его состояние, условия работы);

- субъективные:

- физиологические (утомление, состояние здоровья);

- психические (отношение к деятельности, уверенность в своих силах, настроение, динамика навыка).

Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но не всегда бывают разумными и полезными.

Пути формирования привычек:

- через подражание;

- в результате многократного повторения действий;

- через сознательные целенаправленные усилия, например, путем положительного подкрепления желаемого поведения.

 

Феномены усвоения навыков.

Навык составляют полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключения его на цели и условия действий. 

Каждый навык складывается в системе тех навыков, которыми человек уже владеет. В процессе овладения новыми действиями одни из них могут оказывать положительное влияние,другие отрицательное. Например, человек умеет водить «Жигули», значит, он без труда может освоить управление машиной любой марки. Однако навык вождения машины с левым расположением руля будет на первых порах мешать в управлении иномаркой с правым расположением руля. Феномен влияния одних навыков на другие называется взаимодействием навыков.

Положительное влияние ранее выработанных навыков на ов- ладение новыми навыками называется переносом навыка. Пере- нос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что че- ловек, научившись писать правой рукой, может с успехом писать зеркально левой. Эта особенность моторных навыков используется при обучении хирургов, когда студента нужно научить выполнять приемы операции и правой, и левой рукой. Достаточно выработать навык на одной левой руке, и хирург может успешно выполнять эти действия обеими руками. Так же легко научиться рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению от- тенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. Эти навыки человек не всегда осознает. В школьном обучении постоянно можно наблю- дать перенос навыка решения задач из математики в физику, хи- мию и обратно. Навык анализа литературного текста переносится на другие учебные тексты.

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерференция – такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.

Исследования Б. Ф. Ломова показали, что при обучении чертеж- ному шрифту некоторые буквы заменялись буквами печатного и письменного шрифта. Это явление – интерференция навыков чте- ния и письма на навыки начертания букв стандартным шрифтом. Интересна интерференция в сенсомоторном навыке чтения чисел на русском и немецком языках. Одно и то же число, напри- мер 32, читается, а очевидно, и воспринимается, различно. По- русски это тридцать два (30 + 2), по-немецки – zweiunddreissig (2 + 30). При обучении счету на немецком языке можно наблю- дать у школьников неправильное считывание чисел по-русски. Вместо 32 они считают 23, переставляя цифры в числе. Явление интерференции навыков связано с иррадиацией воз- буждения в коре мозга, а ее исчезновение – с выработкой точного и стойкого дифференцированного торможения в нервной системе.

Учитывая данные явления, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупреждает интерференцию, точно отграничивая один способ действия от дру- гого. Учителя часто говорят школьникам: «А теперь решите само- стоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная». Так учащиеся упражняются в сознательном пе- реносе навыка. Предупреждая интерференцию, учитель, напри- мер, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить известным способом.

 

23. Функции, виды и стили речи

Речь – сложившаяся форма общения человека с другими людьми или самим собой, опосредованная естественным языком (исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности). Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия.

Функции речи (по Ширко):

1. Коммуникативная – инструмент общения, обмен информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз;

2. Семантическая (обозначающая) – способность человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия;

3. Эмоциональная (выразительная): язык передает внутренние состояния, эмоции, желания;

4. Регуляторная (регулирующая, функция воздействия) - способность человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Виды речи:

· Письменная/Устная

· Внутренняя (для себя) /Внешняя (для других)

(по Выготскому): внутренняя речь ≠речь + звук

Особенности внутренней речи:

Тенденция к предикативности

Редуцирование фазической стороны речи

Превалирование смысла над значением слова

Слияние семантических единиц

Идиоматичность речи (внутренний диалект)

· Жестовая

· Развернутая /сокращенная (между очень близкими людьми)

· Диалогическая / монологическая

Диалог - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи.

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Стили речи - это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности. (научный, публицистический [подстили: дипломатический, административно-канцелярский, законодательный], официально-деловой, художественный, разговорный).

Свойства речи:

Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.

Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.