Мотивационно-личностный уровень — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Мотивационно-личностный уровень

2019-06-06 237
Мотивационно-личностный уровень 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человека побуждает к деятельности его потребность, то есть состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования организма и личности. Помимо биологических потребностей, человек обладает ещё и социальными, познавательными, эстетическими и другими потребностями.

А.Н. Леонтьев выделяет два этапа в функционировании каждой потребности: первый - до встречи с предметом, который удовлетворяет потребность, второй - после этой встречи, когда потребность превращается в мотив. С момента преобразования потребности в мотив и зарождается деятельность, потому что мотив побуждает к действиям, направленным на предмет, удовлетворяющий потребность. Действия человека чаще всего побуждаются сразу несколькими мотивами. Суть механизма превращения цели в мотив или сдвига мотива на цель  состоит в том, что цель, образуемая ранее каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом.

Психологии деятельности и её проявлений во внешнем и внутреннем плане, то есть взаимоотношения внешней и внутренней деятельности.

Внешняя деятельность - деятельность, которая осуществляется в движениях и доступна для наблюдения.

Внутренняя деятельность - деятельность, осуществляющаяся в сознании субъекта в виде смены идей, образов, плана действий.

Внутренняя деятельность произошла от внешней предметной деятельности в результате процесса интериоризации- это переход действия из внешнего плана во внутренний. Процесс, обратный интериоризации, называется экстериоризацией - процесс реализации внутренней деятельности во внешнем плане.

В результате деятельность представляется как взаимодействие процессов интериоризации и экстериоризации: 1) действия с внешними вещами преобразуются в процессы, протекающие в сознании; 2) на основе деятельности и сознания формируются цель, мотивы, умственный план действий и операций, которые реализуются во внешней деятельности.

 

20. Виды деятельности (игра, учение, труд)

В психологии выделяют разные виды деятельности. К основным видам деятельности относятся игра, учеба, труд.

1. Игровая деятельность. Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими видами деятельности. Первой из них является игра.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей.

Характерной особенностью игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, связанную с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, а с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условно-символический характер, позволяющий отвлекаться от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными обстоятельствами.

Другой специфической особенностью игрового поведения является то, что его цель - сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью. Исследования показывают, что у ребенка игра служит, прежде всего, формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Как таковая она связана с функциональным удовольствием. Ее побудителем является потребность в активности, а источником - подражание и опыт.

Игровая деятельность в зависимости от возраста и психического развития ребенка преобразуется в разные виды:

предметная игра (игра с предметами и освоение их функциональных значений);

ролевая игра (игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с их значениями, игра может быть организована и между детьми);

игра по правилам (игра регулируется требованиями или правилами, которым ребенок должен подчинить свое поведение).

Таким образом, игра тренирует ребенка в овладении значениями вещей и явлений, закрепленными в языке, способствует развитию осознанных действий, расширяет самосознание ребенка (от восприятия себя как субъекта предметных действий к восприятию себя как носителя социальной роли).

Учебная деятельность

На определенном этапе развития в возрасте шести-семи лет у ребенка возникает особый вид деятельности - учебная деятельность.

Учебная деятельность - это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений.

Учебная деятельность включает в себя:

· усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации тех или иных видов практической деятельности (продукт этого процесса - знания);

· освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса - навыки);

· овладение способами использования указанной информации для осуществления правильного выбора и контроля приемов и операций (продукт этого процесса - умения).

Первое необходимое условие для формирования учебной деятельности - создание у ребенка сознательных мотивов усвоения определенных знаний, умений, навыков. Активными носителями общественного воздействия на развитие ребенка выступают взрослые. Они организуют его деятельность и поведение с целью присвоения им общественного опыта через процессы обучения и воспитания.

Обучение - процесс целенаправленного воздействия на деятельность и поведение ребенка с целью передачи ему общественного опыта, накопленного человечеством в виде знаний, умений и навыков.

Воспитание - это влияние на личность ребенка с целью передачи общественных норм и ценностей.

Основные средства, с помощью которых осуществляется обучение и воспитание - это подход и объяснение, поощрение и наказание, постановка задач и предъявление требований, проверка и исправление. С помощью этих воздействий взрослые управляют познавательной деятельностью ребенка. Как и любой вид деятельности, учебная деятельность имеет уровневое строение и состоит из отдельных компонентов - действий, операций, условий, потребностей, мотивов, задач.

Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями, навыками, умениями, но и формирует у него умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Таким образом, учение подготавливает человека к трудовой деятельности.

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность - это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.

Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.