Использование межпредметных связей в процессе обучения младших школьников — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Использование межпредметных связей в процессе обучения младших школьников

2019-06-06 283
Использование межпредметных связей в процессе обучения младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кошевская Мария Михайловна

Пинский колледж учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Специальность 2-01 02 01 Начальное образование, 4 курс

Научный руководительКачановская Наталия Николаевна

 

В настоящее время возрос интерес к использованию межпредметных связей в обучении. Это объясняется интенсивным взаимопроникновением науки, техники и производства. Актуальность проблемы межпредметных связей продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе.

Проблема не нова. Многие известные педагоги прошлого считали, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими.Например, Р. Декарт писал: «Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую – либо из них в отдельности от всех остальных».Британский педагог и философ Дж. Локк в своей работе «Мысли о воспитании» высказал идею обобщенного познания как «метода нахождения истины», связав её с необходимостью определить конкретное содержание образования, в котором один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. Идею взаимосвязи учебных предметов в процессе обучения развивал в своей теории И. Г. Песталоцци. Он утверждал, что дело обучения должно состоять в том, чтобы, с одной стороны, - «разграничить между собой предметы», с другой, - «объединить в нашем сознании сходные и родственные, внося тем самым большую ясность в наши представления, и после полного их уяснения возвысить до четких понятий».

Огромное влияние на развитие идеи межпредметных связей оказали русские педагоги. Одним из идеологов межпредметных связей был К.Д.Ушинский. Он придавал большое значение согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своём предмете, а обо всём умственном развитии ребёнка. К.Д.Ушинскийвпервые указал на проблему классификации межпредметных связей, выделяя понятии внутрипредметных и межпредметных связей, обосновал необходимость осуществления межпредметных связей с точки зрения психологии. Большое влияние на исследование межпредметных связей оказала Н.К. Крупская. В своих статьях она указывала, что в целях воспитания всесторонне образованных людей необходимо изучать тот или иной предмет с точки зрения диалектического метода, устанавливая между предметами тесные связи  [2;15].

Известно, что современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учащимися. Познавательная деятельность ребенка возможна там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса, реализация на уроках начальной школы межпредметных связей.

Цель данного исследования: выявление взаимосвязи между учебными предметами в начальной школе и возможности реализации межпредметных связей на уроках.

«Межпредметная связь – взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое» [1;161].

Каждый учебный предмет несет в себе интеграцию разных областей знаний. Педагог И.Ф. Харламов указывает, что межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого всестороннего и прочного усвоения основ наук в школе [3;144].

С целью выявления особенностей работы учителя по формированию системы прочного усвоения знаний на базе ГУО «Гимназия №1 имени Ф.Я. Перца г. Пинска» было проведено тестирование учителей. Одним из вопросов теста был:«На каких уроках больше всего используете межпредметные связи?» Наибольший процент (23%)приходится на предмет «Человек и мир», 19% - на литературное чтение, русский язык и математику выбрали 15% учителей, 12% приходится на трудовое обучение и ИЗО, и лишь 4% учителей выбрали музыку в качестве предмета, на котором больше всего можно реализовать межпредметные связи.

На основе результатов проведенного теста можно сделать вывод, что все учителя применяют межпредметные связи на своих уроках и отмечает важность использования интеграции учебных предметов,а классическим примером учебной дисциплины, обеспечивающей интеграцию в начальных классах, является учебный предмет «Человек и мир».

Межпредметные связи включаются в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний и умений, приобретённых на других учебных предметах.

В пример приведу несколько фрагментов уроков.

Урок: человек и мир (3 класс).

Тема: Дыхание человека.

Этап урока: закрепление изученного материала.

- А сейчас, закрепим знания. Учащимся каждого ряда необходимо выполнить задание. Слушайте внимательно. Учащимся первого ряда я раздам конверты, в которых находятся части пословиц о здоровье. Ваша задача – составить пословицы и раскрыть их смысл. Учащиеся второго ряда нарисуют рисунок на тему «Курение – враг здоровья». Учащиеся третьего ряда составят правила гигиены дыхания.

Межпредметные связи: русский язык – изобразительное искусство-человек и мир. Таким образом, происходит развитие словесно-логического мышления, устной речи, творческих способностей учащихся, формирование ЗОЖ.

В одной из общеобразовательных школ была предоставлена возможность наблюдать интегрированный урок «Человек и мир – изобразительное искусство».

Тема урока: «Где зимуют птицы?»

На уроке учащиеся “путешествовали” по зимнему лесу. Изучали изменения жизни зверей и птиц зимой, развешивали кормушки, оставляли корм для животных, слушали пение птиц и учились различать их голоса. После знакомства с жизнью птиц дети учились их рисовать. Таким образом, развивалисьне только творческие способности, но и формировались экологические знания, экологическая культура учащихся, наблюдательность.

Предмет «Человек и мир» тесно связан с литературным чтением. Привлечение художественной литературы дает хороший педагогический эффект. Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок, стихотворений оживляют рассказ учителя. Это делает урок насыщенным и вызывает интерес к изучаемому материалу, расширяет и углубляет знания младшего школьника.

Ещё одним универсальным предметом для интеграции является математика. Урок: математика (4 класс).

Тема: письменное вычитание многозначных чисел с переходом через разрядную единицу.

Этап урока: минутка чистописания.

- На доске записаны числа 3 100 145 168 179.

- В каком порядке расположены числа? (В порядке возрастания)

- Какое число в данном ряду лишнее? (3 – это однозначное число)

- Что интересного вы можете рассказать об этом числе? (В христианстве оно считается священным (Святая Троица), а древние народы представляли Землю как сушу, которая находится на трех китах. На Руси это число также встречалось часто – 3 богатыря, 3 желания, 3 сына у царя. В различных произведениях число три также стало почетным («Три мушкетера», «Три поросенка», «Три орешка для Золушки» и др.).

Межпредметные связи: математика – история – человек и мир – литературное чтение.

Было замечено, что использование межпредметных связей влияет на прочность усвоения учебного материала, он закрепляется в памяти учащихся надолго. Практика показала, что межпредметные связи будут успешно реализованы, если школьники будут проявлять при этом интеллектуальную, познавательную активность, а также в том случае, если материал будет преподаваться в соответствии с правилами принципа систематичности и последовательности, сознательности и активности.

Проведя исследование, установила, что межпредметные связи способствуют прочному усвоению учебного материала, формируют познавательный интерес, расширяют кругозор младших школьников и более часто осуществляются на уроках «Человек и мир».

Один из основных факторов успешного обучения ребенка – его искренняя увлеченность самим процессом познания. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса, реализация на уроках межпредметных связей.

Библиографический список

1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика[Текст]/С.М. Вишнякова-М.:НМЦ СПО,1999.- 538 с.

2. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе: пособие для учителя[Текст]/ И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 1988 -167с.

3. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебник / И.Ф.Харламов. – 7-е изд. –Мн.: Университетское, 2002. – 560с.

4. Межпредметная интеграция как фактор формирования у учащихся целостной картины мира [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://infourok.ru.– Дата доступа: 11.11.2018


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.