Ее педагогическая ценность и роль — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Ее педагогическая ценность и роль

2019-05-27 1095
Ее педагогическая ценность и роль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ее педагогическая ценность и роль

В воспитании детей»

  (по итогам реализации проекта «Чудо-Лего»

по развитию познавательных, конструкторских и социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста)

 

 

 

Авторы-разработчики:

Карпова Гузель Гумаровна, зам. заведующего по НМР

МБДОУ «ДС «Дюймовочка»

Зарипова Эльвира Халиловна, воспитатель МБДОУ «ДС «Дюймовочка»

 

Муравленко 2016


Оглавление

Пояснительная записка

3
1 Теоретическое обоснование педагогической ценности современной игрушки в воспитании детей   7
1.1 Педагогическая ценность игры и игрушек в воспитании детей 7
1.2 Современная педагогическая классификация игрушек, ее направленность на гармоничное развитие ребенка   15
1.3 Особенность использования конструктора Лего для дошкольников ДОУ как одной из разновидности современной игрушки   21

Вывод по 1 главе

26
2 Педагогический эксперимент по использованию конструктора «Лего» с детьми старшего дошкольного возраста как одной из разновидности современной игрушки     27
2.1 Результаты констатирующего этапа исследования 27
2.2 Проект «Чудо-Лего» по развитию познавательных, конструкторских и социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент)     32
2.3. Результаты контрольного этапа исследования 36

Вывод по 2 главе

40

Заключение

41

Список использованных источников

42

Приложения

 

Актуальность исследования. Одним из основных принципов дошкольного образования, выдвинутых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., является принцип обогащения (амплификации) детского развития [23].

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Согласно ФГОС дошкольного образования [23] содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением.

Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых не возможно осуществление специфических видов детской деятельности. Одной из значимых составляющих развивающей предметной среды детства являются игрушки.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий, например конструктор Лего. Лего-конструктор даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух или более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек. Лего-конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей и стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Таким образом, педагогическая ценность игрушки состоит в том, что она служит основным дидактическим материалом для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного, художественного, эстетического развития детей. Поэтому, игрушка должна быть привлекательной для ребенка, доставлять ему радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.

В связи с этим изучение влияния роли современной игрушки, в частности Лего-конструктора, на познавательное и социально-коммуникативное развитие дошкольника представляется крайне актуальным, что и определяет тему нашего исследования: «Современная игрушка, её педагогическая ценность и роль в воспитании детей».

Объект исследования: влияние игрушки, в том числе Лего-конструктора, на познавательное и социально-коммуникативное развитие детей.

Предмет исследования: особенности современной игрушки как средства воспитания детей.

Цель исследования: изучение особенностей современной игрушки, ее педагогической ценности в рамках реализации специально разработанного нами проекта «Чудо-Лего».

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме: сделать обзор основных понятий («игра», «игрушка»), раскрыть сущность игрушки в современной педагогической науке.

2. Рассмотреть современную педагогическую классификацию игрушек, ее направленность на гармоничное развитие ребенка.

3. Раскрыть особенности использования конструктора Лего для дошкольников ДОУ как одной из разновидности современной игрушки.

4. Разработать, апробировать и проверить эффективность проекта «Чудо-Лего» основанного на игровой деятельности и направленного на познавательное и социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.

5. Обработать и проанализировать полученные результаты и сделать выводы по исследованию.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование современных игрушек, в частности конструктора Лего, в рамках специально разработанного нами проекта «Чудо-Лего», даст положительный результат в познавательном и социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых.

К современным психолого-педагогическим исследованиям, раскрывающим особенности влияния игрушки на детскую психику, относятся работы Е.А. Косаковской (1967г.,1980г.), Н.П. Линьковой (1969г.), Е.А. Флериной (1973г.), В.С. Мухиной (1985г., 1997г.), В.В. Абраменковой (1998г.), А.Н. Фроловой (2003г.)

Среди многообразных аспектов влияния на ребенка в последние годы в России и за рубежом игрушка рассматривается как средство психотерапевтического воздействия на развивающуюся психику (работы А.Г. Лэндрет (1994г.), В.С. Мухиной (1997г.), В.К. Лосевой, А.И. Лунькова (1999).

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и программно-методической литературы; разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; методы психолого-педагогической диагностики, сравнение, выводы.

Практическая значимость: предлагаемый в работе проект «Чудо-Лего» может быть использован в практической деятельности воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Муравленко, ЯНАО. В эксперименте принимали участие 20 детей старшей группы.

        

 


Вывод по 1 главе

Мы установили, что в игре, как, в ведущей деятельности ребенка формируется способность к созданию новых образов, которые отражают генетические, функциональные, структурные связи предметов, явлений и действий. Игрушка – это спутник жизни ребёнка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнёр, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка – одно из важнейших средств воспитания.

В нашем понимании игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщённой форме представлены типичные свойства предмета, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним

Рассмотрев особенности использования конструктора Лего для дошкольников ДОУ как одной из разновидности современной игрушки, мы установили, что Лего-конструкторы относят к игрушкам, направленным на формирование знаний, умений успешно действовать в социуме, способным освоить культурное богатство окружающего мира. Также лего-конструирование интегрирует со всеми областями образовательной деятельности и Лего-конструктор выступает в качестве универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым.

 


Вывод по 2 главе

В процессе изучения проблемы по теме педагогического исследования был проведен эксперимент по использованию конструктора «Лего» с детьми старшего дошкольного возраста как одной из разновидности современной игрушки.

В рамках констатирующего эксперимента, задачей которого являлось выявить на начальном этапе уровень социально-коммуникативного развития и умения детей в Лего-конструировании, был выявлен большой процент детей с низкий уровнем социально-коммуникативного развития (41%), а также достаточно большой процент детей с недостаточным уровнем сформированности конструктивных умений (низкий уровень 45%).

В соответствии с выявленной проблемой мы разработали проект «Чудо-Лего», основанный на игровой деятельности и направленный на познавательное и социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста. Проект включает в себя 13 занятий, которые проводились с детьми старшей группы во вторую половину дня с ноября по февраль 2016 г. на базе МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка».

Коллективные и индивидуальные постройки из Лего-конструктора по замыслу, по карточкам и т.д. дали положительные результаты, что подтвердилось на контрольном этапе эксперимента. Большинство ребят стали намного легче вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, стали проявлять способность заинтересовать перспективами участия в игре, в частности в Лего-конструировании; проявлять отзывчивость, оказывать взаимопомощь; в конфликтных ситуациях старались найти справедливое разрешение.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью нашего исследования было изучение особенностей современной игрушки, ее педагогической ценности в рамках реализации специально разработанного нами проекта «Чудо-Лего».

В первой главе был проведен теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, сделан обзор основных понятий. В итоге нами была раскрыта сущность игрушки в современной педагогической науке, рассмотрена классификация игрушек, особенности использования конструктора Лего для дошкольников ДОУ как одной из разновидности современной игрушки.

В рамках педагогического эксперимента был разработан и апробирован проект «Чудо-Лего» основанный на игровой деятельности и направленный на познавательное и социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.

На этапе контрольного эксперимента была доказана его эффективность, что подтверждается положительной динамикой сформированности социально-коммуникативного и познавательного развития детей. А именно, большинство ребят стали намного легче вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, стали проявлять способность заинтересованности перспективами участия в игре, в частности в Лего-конструировании, умеют сооружать постройки и объединять их одним содержанием, охотно работают в коллективе.

Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что использование современных игрушек, в частности конструктора Лего, в рамках специально разработанного нами проекта «Чудо-Лего», даст положительный результат в познавательном и социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста, в целом получила подтверждение.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Педагогическая диагностика

социально-коммуникативной компетентности (О.В. Дыбина)

 

Методические рекомендации к процедуре диагностирования

Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 5-7 лет осуществляется по следующим параметрам:

1) Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) И рассказать о нем.

2) Умение получать необходимую информацию в общении.

3) Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4) Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5) Умение спокойно отстаивать свое мнение.

6) Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7) Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).

8) Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9) Умение принимать и оказывать помощь.

10) Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Перечень диагностических заданий

Диагностическое задание 1 - Отражение чувств.

Цель: Выявить умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них.

Содержание:Исследование проводится индивидуально. Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях, и ответить на вопросы:

- Кто изображен на картинке?

- Что они делают?

- Как они себя чувствуют? Какое у них настроение?

- Как ты догадался(ась) об этом?

- Как ты думаешь, что произойдет дальше?

Оценка результатов:

3 балла - ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняет их причину и делает прогнозы дальнейшего развития ситуации;

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;

1 балл - ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не может объяснить их причину и предположить дальнейшее развитие.

Диагностическое задание 2 - Зеркало настроений.

Цель: Выявить умение детей понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.

Содержание: Методика проводится с парой ребят. Детей объединяют в пары, определяют, кто в каждой паре будет «говорящим», а кто «отражателем». Педагог шепчет на ухо «говорящему» фразу, например: «За мной пришла мама». «Говорящий» повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал сверстник в момент, когда произносил фразу (грусть, радость, стыд и т.д.). Затем дети меняются ролями.

Оценка результатов:

3 балла - ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстника в момент произнесения фразы; способен с помощью речи, мимики, телодвижений передать различные чувства и состояния;

2 балла - ребенок определяет эмоциональные состояния с помощью взрослого, фразу произносит эмоционально, но выражение чувств при этом не всегда понятно;

1 балл - ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний сверстника или определяет неверно, при произнесении фразы не может передать различные эмоциональные состояния

Диагностическое задание 3 - Интервью.

Цель: Выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

Материал: Микрофон.

Содержание: Методика проводится с подгруппой детей. Одному ребенку предлагается взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города Детсадия - остальных ребят, как они живут в своем городке, чем занимаются; взять «интервью» у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада. Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Радио»: корреспондент должен сделать сообщение для жителей города в рубрике «Новости».

Оценка результатов:

3 балла - ребенок охотно выполняет задание, самостоятельно формулирует 3-5 развернутых вопросов. В целом его «интервью» носит логичный, последовательный характер.

2 балла - ребенок формулирует 2-3 кратких вопроса с помощью взрослого, не сохраняет логику интервью.

1 балл - ребенок затрудняется в выполнении задания даже с помощью взрослого либо отказывается от выполнения.

Диагностическое задание 4 - Необитаемый остров.

Цель:  Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.

Содержание: Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопросы:

- С чего бы вы начали свое существование на острове?

- Решите, какие предметы необходимо взять с собой.

- Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить обязанности между собой.

- Кого бы вы выбрали командиром?

- На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься от них?

- На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать?

Оценка результатов:

3 балла - ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить;

2 балла - ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь; может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;

1 балл - ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивает на своем.

Диагностическое задание 5 - Помощники.

Цель: Выявить умение детей взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь.

Материал: Тазики, тряпочки; клей, ножницы, кисти, полоски бумаги; лейки, тряпочки.

Содержание: Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Как мы помогаем дома», выполнить разные поручения. Взрослый делит детей на 4 подгруппы и объясняет, что в каждой подгруппе необходимо выбрать капитана (именно он будет отчитываться о проделанной работе), подготовить необходимый материал, распределить обязанности и выполнить поставленную перед командой задачу. После этого педагог дает задание индивидуально каждой подгруппе: помочь маме вымыть столы и стулья; помочь дедушке - у него порвались его любимые книги, необходимо их подклеить; помочь бабушке полить цветы, прорыхлить землю и вытереть пыль с листьев; помочь младшему брату (сестре) навести порядок в игровых зонах.

Варианты ситуаций взаимодействия детей:

1. организация совместной продуктивной деятельности (аппликация, конструирование, рисование);

2. организация театрализованной деятельности;

3. организация сюжетно-ролевой игры «Строим новый город» (архитекторы рисуют (проектируют) новый город и делают макеты домов, улиц, площадей; строители строят город по макетам архитекторов; специалисты озеленяют город, создают парки, скверы, аллеи; руководит созданием нового города - мэр).

Оценка результатов:

3 балла - ребенок берет на себя функцию организатора взаимодействия, распределяет обязанности; проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить; способен оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику;

2 балла - ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением; знает нормы организованного взаимодействия, но может их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника); замечает затруднения сверстников, но не всегда оказывает необходимую помощь; помощь принимает, но самостоятельно за ней не обращается;

1 балл - ребенок не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий; не знает норм организованного взаимодействия или не соотносит необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляет равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказывается.

Диагностическое задание 6 - Не поделили игрушку.

Цель: Выявить умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим. Материал. Коробка, игрушки (по количеству детей), среди которых есть новая привлекательная игрушка.

Содержание: Взрослый обращает внимание детей на коробку с игрушками, предлагает каждому ребенку выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликтная ситуация из-за новой игрушки, педагог после непродолжительного наблюдения за поведением детей вмешивается и предлагает всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Можно предложить для обсуждения следующие варианты разрешения конфликта:

- отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

- никому не давать новую игрушку, чтобы не было обидно;

- играть всем вместе;

- посчитаться;

- играть по очереди;

- отдать игрушку ребенку, у которого сегодня плохое настроение и т.д.

Педагог выслушивает предложения каждого ребенка. Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.

Варианты возможных конфликтных ситуаций.

Ситуация - Карандаш: 2 ребятам предлагается закончить изображение на большом листе бумаги. В коробке карандашей находится один карандаш, привлекающий своей новизной (механический), необходимый обоим детям. Обычный карандаш такого же цвета также находился в коробке.

Ситуация - Коробка без дна: 2 ребятам предлагается поиграть в строительный конструктор, создать совместную постройку. Педагог говорит: «Здесь вам будет неудобно строить; возьмите коробку и располагайтесь на коврике». Когда кто-то из детей берет коробку, неплотно прикрепленное дно коробки падает, детали конструктора рассыпаются.

Оценка результатов:

3 балла – ребенок не провоцирует конфликт, в сложившейся ситуации старается найти справедливое решение либо обращается к взрослому;

2 балла – ребенок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет: идет на уступки, не отстаивая свое мнение; свои желания подчиняет интересам других детей;

1 балл – ребенок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, не способен спокойно высказать свое мнение, к помощи взрослого не прибегает.

По ходу диагностики социально-коммуникативной компетентности детей заполняется сводная таблица.

Уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности оценивается в соответствии с набранными баллами:

высокий уровень – от 24 до 30 баллов;

средний уровень – от 16 до 23 баллов;

низкий уровень – от 10 до 15 баллов.

 

 

 

Рисунок А.1 - Педагогическая диагностика

социально-коммуникативной компетентности (О.В. Дыбина)

 

 

Рисунок А.2 - Педагогическая диагностика

социально-коммуникативной компетентности (О.В. Дыбина)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

ее педагогическая ценность и роль

В воспитании детей»

  (по итогам реализации проекта «Чудо-Лего»

по развитию познавательных, конструкторских и социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста)

 

 

 

Авторы-разработчики:

Карпова Гузель Гумаровна, зам. заведующего по НМР

МБДОУ «ДС «Дюймовочка»

Зарипова Эльвира Халиловна, воспитатель МБДОУ «ДС «Дюймовочка»

 

Муравленко 2016


Оглавление

Пояснительная записка

3
1 Теоретическое обоснование педагогической ценности современной игрушки в воспитании детей   7
1.1 Педагогическая ценность игры и игрушек в воспитании детей 7
1.2 Современная педагогическая классификация игрушек, ее направленность на гармоничное развитие ребенка   15
1.3 Особенность использования конструктора Лего для дошкольников ДОУ как одной из разновидности современной игрушки   21

Вывод по 1 главе

26
2 Педагогический эксперимент по использованию конструктора «Лего» с детьми старшего дошкольного возраста как одной из разновидности современной игрушки     27
2.1 Результаты констатирующего этапа исследования 27
2.2 Проект «Чудо-Лего» по развитию познавательных, конструкторских и социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент)     32
2.3. Результаты контрольного этапа исследования 36

Вывод по 2 главе

40

Заключение

41

Список использованных источников

42

Приложения

 

Актуальность исследования. Одним из основных принципов дошкольного образования, выдвинутых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., является принцип обогащения (амплификации) детского развития [23].

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Согласно ФГОС дошкольного образования [23] содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением.

Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых не возможно осуществление специфических видов детской деятельности. Одной из значимых составляющих развивающей предметной среды детства являются игрушки.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий, например конструктор Лего. Лего-конструктор даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух или более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек. Лего-конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей и стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Таким образом, педагогическая ценность игрушки состоит в том, что она служит основным дидактическим материалом для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного, художественного, эстетического развития детей. Поэтому, игрушка должна быть привлекательной для ребенка, доставлять ему радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.

В связи с этим изучение влияния роли современной игрушки, в частности Лего-конструктора, на познавательное и социально-коммуникативное развитие дошкольника представляется крайне актуальным, что и определяет тему нашего исследования: «Современная игрушка, её педагогическая ценность и роль в воспитании детей».

Объект исследования: влияние игрушки, в том числе Лего-конструктора, на познавательное и социально-коммуникативное развитие детей.

Предмет исследования: особенности современной игрушки как средства воспитания детей.

Цель исследования: изучение особенностей современной игрушки, ее педагогической ценности в рамках реализации специально разработанного нами проекта «Чудо-Лего».

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме: сделать обзор основных понятий («игра», «игрушка»), раскрыть сущность игрушки в современной педагогической науке.

2. Рассмотреть современную педагогическую классификацию игрушек, ее направленность на гармоничное развитие ребенка.

3. Раскрыть особенности использования конструктора Лего для дошкольников ДОУ как одной из разновидности современной игрушки.

4. Разработать, апробировать и проверить эффективность проекта «Чудо-Лего» основанного на игровой деятельности и направленного на познавательное и социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.

5. Обработать и проанализировать полученные результаты и сделать выводы по исследованию.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование современных игрушек, в частности конструктора Лего, в рамках специально разработанного нами проекта «Чудо-Лего», даст положительный результат в познавательном и социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых.

К современным психолого-педагогическим исследованиям, раскрывающим особенности влияния игрушки на детскую психику, относятся работы Е.А. Косаковской (1967г.,1980г.), Н.П. Линьковой (1969г.), Е.А. Флериной (1973г.), В.С. Мухиной (1985г., 1997г.), В.В. Абраменковой (1998г.), А.Н. Фроловой (2003г.)

Среди многообразных аспектов влияния на ребенка в последние годы в России и за рубежом игрушка рассматривается как средство психотерапевтического воздействия на развивающуюся психику (работы А.Г. Лэндрет (1994г.), В.С. Мухиной (1997г.), В.К. Лосевой, А.И. Лунькова (1999).

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и программно-методической литературы; разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; методы психолого-педагогической диагностики, сравнение, выводы.

Практическая значимость: предлагаемый в работе проект «Чудо-Лего» может быть использован в практической деятельности воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Муравленко, ЯНАО. В эксперименте принимали участие 20 детей старшей группы.

        

 



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.