Арабские страны Ближнего Востока в средневековье (Египет, Сирия, Ирак) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Арабские страны Ближнего Востока в средневековье (Египет, Сирия, Ирак)

2019-05-27 219
Арабские страны Ближнего Востока в средневековье (Египет, Сирия, Ирак) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эрмитажная коллекция искусства арабских стран насчитывает около 2000 произведений. Среди них – памятники торевтики, изделия из кости, дерева, стекла, камня, фрагменты тканей, керамические изделия. Часть этих предметов была привезена в 1898 году В. Г. Боком из египетской экспедиции, некоторые переданы из других собраний либо приобретены у частных лиц.

 

Наиболее знаменитое произведение арабского прикладного искусства – бронзовый орел, изготовленный мастером Сулейманом в 180 году хиджры (896–897 годы), уникальный предмет, украшенный изящной гравировкой и инкрустацией, самый ранний из точно датированных памятников исламского искусства.

 

Наиболее многочисленная группа предметов арабской коллекции Эрмитажа относится ко времени мамлюкского государства (Сирия, Египет, 1250–1516). В этот период ремесленное производство в этом регионе достигает наивысшего расцвета. По заказу правителей (султанов) и важных чиновников (эмиров) для их особняков изготовлены тысячи предметов пиршественной посуды из стекла и латуни. Эти же люди были, как правило, щедрыми покровителями духовных учреждений. По их заказу производились лампы для мечетей и медресе, украшенные полихромными эмалями. Несколько таких светильников, с надписями, упоминающими имя донатора, находятся в эрмитажном собрании.

 

К арабской коллекции традиционно относятся и изделия из мусульманской Гранады (Испания), где вплоть до XV века правила династия Насридов. В эрмитажном собрании находится несколько капителей и других архитектурных деталей знаменитого дворцового комплекса Альгамбра.

 

Золотая орда

Турция

Эрмитажная коллекция турецкого искусства включает памятники, изготовленные на территории всей Османской империи, что в период ее наибольшего расширения включало Балканы, Ближний Восток, Северную Африку. Эти памятники отличаются особым разнообразием по стилю и материалу. Сюда входит керамическая посуда и изразцы, ткани, ковры, образцы каллиграфии, ювелирные изделия. Часть предметов была захвачена в качестве трофеев во время многочисленных русско-турецких войн, другие преподнесены в числе дипломатических даров российским монархам, некоторые поступили в составе других собраний. Существенную часть эрмитажной коллекции составляет оружие, хранящееся в эрмитажном Арсенале.

 

Знаменитая полихромная изникская керамика (город Изник, Малая Азия) представлена предметами XVI–XVIII веков. Среди них множество первоклассной поливной посуды различных форм (кувшины, блюда, чаши), а также изразцовые панно.

 

В коллекции широко представлены ткани и ковры. Можно проследить эволюцию турецкого текстиля периода становления, наивысшего расцвета (Ушак, Ладжин) до времени усвоения европейских стилей в XVIII–XIX веках, когда уже становится очевидным влияние барокко и рококо.

 

Большой интерес представляет группа из нескольких палаток, украшенных вышивками в различных техниках. Почти все эти шатры были добыты в качестве трофеев и различными путями поступили в эрмитажное собрание. Исключение составляет наиболее торжественно украшенная палатка, подаренная султаном Селимом III императрице Екатерине II после окончания русско-турецкой войны 1789–1791 годов.

Византия

Коллекция памятников византийской культуры в Эрмитаже - самое крупное собрание в России.

Среди небольшой группы ранневизантийской скульптуры и фрагментов скульптур IV - VI веков, следует отметить мраморную фигуру Христа в образе Доброго Пастыря (V век), найденную в развалинах церкви близ города Пандерма (Малая Азия).

Всемирно известные серебряные изделия коллекции музея дают представление о развитии византийской торевтики в VI, VII веках. Интересно блюдо, латинская надпись на котором упоминает имя епископа Патерна, жившего в конце V начале VI века и великолепные по исполнению блюда VII века, созданные на темы из античных мифов - "Мелеагр и Аталанта", "Силен и Менада".

Эрмитаж обладает прекрасным собранием изделий резной кости, в составе которого иконы, светские и церковные диптихи, туалетные коробочки-пиксиды, ларцы. К первоклассным образцам относится диптих "Травля зверей", исполненный около 500 года и створка диптиха "консул Ареобинд" (506 год).

Коллекция икон-византийских XI - XV веков и поствизантийских XVI - XIX веков, насчитывающая более 500 памятников, замечательна не только количеством, но и высоким художественным уровнем представленных в ней произведений. Лучшая икона собрания - "Григорий Чудотворец" датирована XII веком. К этому же времени относиться происходящая из праздничного алтарного цикла редкая краснофонная икона "Преображение". Интересна созданная в 1363 году для монастыря на Афоне, икона "Христос Пантократор", имеющая изображения заказчиков и жертвователей.

В музее хранятся 12 тысяч византийских свинцовых печатей VI - XV веков, составляющих вторую по численности в мире коллекцию, а также собрание резных камней, монет, образцы мозаик, эмали.

Армения

Эрмитажная коллекция средневекового искусства Армении включает более 1500 экспонатов, лучшие из которых представлены в постоянной экспозиции (залы 63 и 63а Зимнего дворца). Дохристианский период армянской истории представлен всего несколькими памятниками, среди них стоит отметить капитель колонны из храма Гарни I века, единственного языческого храма, сохранившегося на территории Армении. Гарни был разрушен землетрясением в 1679 году и восстановлен в советские времена, а ионическая колонна оттуда была подарена правительством Армении Эрмитажу и сейчас представлена на экспозиции. Значительную часть собрания составляют памятники раннего Средневековья, найденные в конце XIX – первой половине ХХ века на территории древних армянских городов (Ани, Двина, Анберда) во время археологических раскопок Н. Я. Марра, И. А. Орбели и других ученых.

 

Период зрелого Средневековья иллюстрируется выдающимися образцами армянского среброделия, художественной резьбы по камню и дереву, керамики, монументальной живописи и книжной миниатюры. С принятием христианства в 301 году, когда крест стал для армян главным символом новой веры, в Армении появился совершенно уникальный тип памятников – хачкары (арм. крест-камень: хач «крест», кар «камень»). Эти памятники получили наиболее широкое распространение в Армении с IX века и отличаются удивительным разнообразием узоров и искусностью резьбы по камню. Три хачкара хранятся в Эрмитаже, два из них можно увидеть в экспозиции. Деревянные двери и капители колонн, покрытые удивительно тонкой резьбой, а также каменные рельефы из эрмитажной коллекции демонстрируют примеры богатого убранства армянской средневековой архитектуры.

В собрании Эрмитажа есть также замечательные памятники искусства Киликийской Армении. Киликийское армянское государство образовалось на северо-восточном побережье Средиземного моря в конце XI века и просуществовало почти триста лет, до 1375 года. Само географическое положение Киликийской Армении, непосредственное соседство и с Византией, и с исламским миром стало фоном для искусства, вобравшего в себя исконно армянские традиции, западные и восточные черты. Истинным шедевром киликийского среброделия по праву считается триптих-реликварий 1293 года, изготовленный в Скеврском монастыре и попавший в Эрмитаж из коллекции А. П. Базилевского. Стихотворная надпись на задней стенке реликвария рассказывает о том, что в средник триптиха были помещены мощи святых апостолов Фаддея, Петра, Павла, святого Григория Просвятителя. В 2000 году Государственный Эрмитаж торжественно передал священные реликвии Армянской Апостольской церкви, ныне они хранятся в главном армянском храме – Святом Эчмиадзине. Замечательная серебряная ложчатая чаша, сплошь покрытая изящными резными узорами, изображениями всадников и фантастических животных, также была изготовлена в Киликийской Армении, в XII–XIII веках. Эти экспонаты занимают центральное место на экспозиции в зале 63. большая, но очень представительная коллекция рукописей включает церковные книги, изготовленные армянскими мастерами-переписчиками и миниатюристами XIII–XVII веков в Киликийской Армении, Крыму, Генуе, Амасии, Востане. В экспозиции (зал 63а) можно увидеть, к примеру, Четвероевангелие 1395 года, иллюстрированное прекрасным художником Церуном. Известны всего шесть рукописей с миниатюрами этого мастера: пять из них хранятся в ереванском институте рукописей Матенадаране, одна – в Эрмитаже. Евангелие XVII века, а также украшенный бриллиантами медальон-реликварий с мощами святого Георгия Победоносца и рукописная грамота были преподнесены императору Александру II католикосом Армении Геворгом IV.

 

Серебряная церковная утварь (поступила в Эрмитаж из Государственного Русского музея в 1932 году) и бытовые предметы, украшенные позолотой, чеканными и резными орнаментами, дают представление о выдающемся мастерстве армянских ювелиров XVII–XIX веков. Лучшие образцы из эрмитажной коллекции экспонируются в зале 63.

 

Грузия

Эрмитажное собрание памятников, происходящих из Грузии, невелико и очень разнородно. Коллекцию составляют всего порядка 200 музейных предметов, однако среди них есть истинные шедевры грузинского искусства. Древнейшие археологические памятники, найденные в Грузии, представлены в зале 55 Зимнего дворца, а в зале 62 можно увидеть материалы III века до н. э. – III века н. э. из богатых могильников Бори и Мцхета, а также замечательные образцы грузинской средневековой торевтики и художественного оружия более позднего времени.

 

Серебряные и бронзовые сосуды, золотые украшения, предметы быта с изысканными чеканными узорами из могильника Бори, случайно обнаруженного в начале ХХ века владельцем участка земли во время рытья колодца, демонстрируют в грузинской культуре рубежа эр тесное переплетение западных и восточных черт, ведь за господство в Закавказском регионе боролись Римская империя и Парфия (а позднее Сасанидский Иран), оказавшие огромное влияние на все стороны жизни Иберии и Колхиды (как в древности назывались внутренняя Грузия и территория у берега Черного моря). Серебряное блюдо с изображением коня, стоящего перед алтарем, позволяет определить, кто именно был похоронен в могильнике с таким богатым погребальным инвентарем. На оборотной стороне блюда на арамейском языке нацарапаны имя и титул местного правителя: «Бозмихр питиахш благой». Монеты, обнаруженные в том же могильнике, помогли датировать его не позднее первой половины III века. Эти материалы, а также массивный серебряный кубок III века с рельефными изображениями сцен охоты, найденный в богатом могильнике в Мцхете в 1871 году, поступили на хранение в Эрмитаж через Императорскую Археологическую комиссию. Серебряный с позолотой ритон в виде головы быка в верхнем поясе украшен чеканным изображением сцен безумия Геракла, убивающего своих детей. Ритон датируется эллинистической эпохой (II–I века до н. э.) и был случайно найден на перевале близ грузинского села Казбеги.


Искусство средневековой Грузии представлено замечательными образцами тончайшей резьбы по камню, а также фрагментами позолоченных серебряных окладов икон, книг, триптихов. Лучшие из них выставлены в зале 62. Отдельно стоит выделить серебряный процессионный крест XI века, украшенный позолотой, цветными кабошонами и удивительно выразительными рельефными изображениями святых. Процессионные кресты стали обязательным атрибутом грузинской церковной службы начиная с IX века, сам же культ креста распространился после принятия Грузией христианства в IV веке.

 

Безусловные шедевры эрмитажного собрания – медальон XI века с изображением святого Георгия, выполненный в технике перегородчатой эмали, и икона XV века «Святой Георгий Победоносец», в позолоченном окладе, украшенном гранатами и жемчугом, была подарена в 1837 году императору Николаю I духовенством собора Святого Георгия в городе Зугдиди.

 

Отдельную группу собрания составляют богато украшенные серебром предметы светского быта: сосуды для вина, пороховницы, кинжалы, шашки, пояса, выполненные в технике скань. Все эти замечательные образцы грузинского прикладного искусства относятся к XVIII–XIX векам и представлены на постоянной экспозиции искусства Грузии в зале 62, а в зале 63а можно увидеть две грузинские рукописи XVIII века: грамота царя Ираклия II и рукописный географический трактат.

Азербайджан

Собрание памятников искусства VII – XX вв., созданных на территории Республики Азербайджан, невелико. В Эрмитаже хранятся четыре каменные плиты с арабскими надписями XII в.; керамика XI – начала XIII в., найденная при раскопках г. Байлакен, и большая коллекция иранских (по месту изготовления) изразцов третьей четверти XIII в., украшавших гробницу Пир Хусейна на реке Пирсагат.

 

В эрмитажном собрании около 150 азербайджанских ковров XVIII – начала XX вв., наиболее древний из них датируется XVII – началом XVIII вв. В составе коллекции также вышивки и образцы металлических изделий XIX в.

 

Отдел нумизматики обладает собранием монет VIII – начала XX вв., чеканенных в разных владениях на территории республики.

Дагестан

Искусство Республики Дагестан представлено в Эрмитаже в основном памятниками из селения Кубачи (регион населенный даргинцами) и немногочисленными предметами из других районов.

 

Из селения Кубачи происходит большая коллекция каменных рельефов XIV –XIX вв. и шестьдесят бронзовых котлов XIV – начала ХХ вв.

 

Небольшое собрание серебряных изделий с чернью представляет одно из традиционных направлений художественного ремесла, которым славятся Кубачи. Интересна группа инкрустированных серебром латунных сосудов рубежа ХIХ – ХХ вв., имитирующих средневековые изделия.

 

В эрмитажном собрании имеются интересные ковры, исполненные в технике «сумах» в Табарасане в первой четверти ХХ в., два из них имеют точную дату изготовления.
Небольшая коллекция вышивок из Кайтага (район севернее Дербента) дает представление об этом виде художественного текстиля ХIХ – начала ХХ в.

 

Керамика Дагестана не дала каких-либо высоких образцов за всю историю своего развития в средние века и в новое время. В Эрмитаже имеются изделия Сулевкента, Балхара и других центров.

 

В Отделе «Арсенал» хранится хорошая коллекция огнестрельного и холодного оружия, созданного в Кубачи преимущественно в ХIХ – начале ХХ в.

 

Монеты разных владений, находившихся на территории Дагестана в IХ – начале ХIХ в., хранятся в Отделе нумизматики.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.