Творчество А.С. Пушкина в русском литературном контексте первой трети XIX века — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Творчество А.С. Пушкина в русском литературном контексте первой трети XIX века

2019-05-27 190
Творчество А.С. Пушкина в русском литературном контексте первой трети XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Место Пушкина в истории русской литературы. «Пушкинский» миф в русской культуре. Пушкин и споры о языке и романтизме в начале XIX века. Пушкин и жанровые процессы в литературе его времени; развитие элегии, баллады, «байронической» поэмы, литературной сказки. Пушкин и формирование русской литературной характерологии.

Творческий путь Н.В. Гоголя

Ранняя проза Гоголя (влияние литературы романтизма; специфика фольклорных образов). Образы зла в повестях Гоголя (от «Миргорода» к повестям третьего тома). Маленький человек в «петербургских повестях». Путь от художника к пророку («Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями»). Утопические мотивы второго тома «Мертвых душ». 

Направления развития русской лирики XIX века: М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев

Русская лирика XIX века и традиции романтизма. Поэзия Лермонтова: лирический герой и лирический сюжет. Восприятие времени в лирике Лермонтова. Диалог с романтизмом в лирике Некрасова. Язык и стиль поэзии Некрасова. Натурфилософские мотивы в творчестве Тютчева. Лирика Тютчева и традиции русской поэзии XVIII века.

 

Русский роман в послеромантическую эпоху: И.С. Тургенев, И.А. Гончаров

Романное новаторство И.С. Тургенева (редукция сюжетного начала, новая концепция романного времени, усиление роли героя в тексте). Поздние романы Тургенева: путь к символизму. Роман Гончарова «Обыкновенная история» и традиции натуральной школы. Идиллия в романе Гончарова «Обломов». Искусство и художник в романе Гончарова «Обрыв».

 

Эстетическая и идеологическая борьба в русской литературе и культуре 1850 – 1860-х годов

Эстетический подход к художественному творчеству (А.В. Дружинин, В.П. Боткин, П.В. Анненков). Утилитарный подход к художественному творчеству (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев). Идеология и культура русского нигилизма.

Поэтика Ф.М. Достоевского

Социально-философская и психологическая проблематика романов Ф.М. Достоевского (на примере романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. по выбору студента). Их жанровые и сюжетно-композиционные особенности. Место героя-идеолога в общем типологическом спектре Ф.М. Достоевского. М.М. Бахтин об идейно-художественной природе романов писателя («Проблемы поэтики Достоевского»). «Полифонический роман». Функция «чужого слова» и диалог идей в произведениях Ф.М. Достоевского.

 

Л.Н. Толстой как художник и как мыслитель

Раннее творчество Л.Н. Толстого. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность». «Диалектика души» и «чистота нравственного чувства» (Н.Г. Чернышевский). Роман «Война и мир». Историософия писателя в романе. «Анна Каренина» как переходный роман. Духовно-нравственный кризис Л.Н. Толстого конца 1870 – начала 1880-х годов. «Исповедь». «Смерть Ивана Ильича». «Воскресение» Л.Н. Толстого: судьбы героев и панорама жизни.

 

Драматургия А.П. Чехова

Взгляды А.П. Чехова на драматургию и театральное искусство. Изменение драматургического мышления и формирование повой эстетической системы. Особенности поэтики, композиции, жанровой формы пьес А.П. Чехова. Сквозные темы, лейтмотивы и метафоры пьес А.П. Чехова («Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»).

 

Россия и русский путь в понимании А.А. Блока

Философские основы мировосприятия А. Блока. Постижение и осмысление пути России как части общечеловеческой истории в начале ХХ века (Н. Бердяев). Определяющей чертой поэтического мышления Блока был историзм, который следует понимать не как путь ученого, но как путь художника. Все созданное им поэт назвал «трилогией вочеловечения», которая есть путь «к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру» (А. Блок). Разные оценки современниками этого пути, поэма «Двенадцать» в свете генеральных поисков и оценок А. Блока.

Герой и мировидение акмеистов: Н.С. Гумилев и О.Э. Мандельштам

Теоретическая программа акмеизма, изложенная Н. Гумилевым в статье «Наследие символизма и акмеизм» (1913). Адамизм Н. Гумилева, реабилитация самоценности земного бытия, «эллинизм» О.Мандельштама («Утро акмеизам»). Философские и религиозные основания русского акмеизма, его взаимоотношения с поэтикой и философией символизма (В. Жирмунский). «Тоска по мировой культуре» (О. Мандельштам) и человек в изображении акмеизма.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.