Процесс сенсорной интеграции — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Процесс сенсорной интеграции

2019-05-27 221
Процесс сенсорной интеграции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как же работает сенсорная интеграция? В первую очередь важно понимать, что это непрекращающийся процесс обработки и применения сенсорной информации, который осуществляет нервная система человека. Восприятие происходит за счет работы периферийных нервных путей, мозг выступает как в качестве «главного штаба», где информация анализируется и принимается решение о стратегии реагирования. После того, как решение принимается, «главный штаб» отдает приказ о выполнении «плана» действий, который осуществляют центральные нервные пути. Все этапы, которые осуществляет в своей работе нервная система видно наглядно на плакате. Рассмотрим подробнее.

Сенсорная интеграция необходима для того, чтобы человек научился адекватно воспринимать окружающий мир, знать свое тело и использовать свое тело как инструмент для успешного взаимодействия с окружающим миром. Сначала ребенок занят тем, чтобы научиться управлять своим телом и создать из него «высокотехнологичный инструмент» для собственной активности. Самым ярким проявлением нарушения контроля за своим телом является детский церебральный паралич. В этих случаях мышцы плохо выполняют посланные мозгом сигналы к движению, и дополнительно находятся в состоянии повышенного либо пониженного тонуса, что затрудняет дополнительно задачу. Такими же яркими примерами будут нарушения зрения и слуха. Недостаточное количество сенсорной информации существенно влияет на развитие ребенка, что в свою очередь влияет на его уровень собственной активности. А эффективная активность человека – это главная задача терапии сенсорной интеграции.

Процесс (цикл) сенсорной интеграции всегда запускается некой информацией, с которой сталкивается ребенок. Количество сенсорной информации, поступившей в головной мозг для обработки и интеграции зависит от того, как настроены «фильтры» сенсорной системы. Независимо от этого, мозг начинает обрабатывать поступившие сигналы, искать ей значение, сохранять ее и принимать решение о том, как на нее реагировать. Предположим, 6-ти месячная малышка лежит на животе и рассматривает игрушки, которые лежат перед ней. Ее зрительная система поставляет ей много сигналов, которые мозг активно обрабатывает и принимает решение – реагировать как-то на эти визуальные стимулы или нет. Как только эмоциональный компонент срабатывает (это мне нравится, я хочу это взять), мозг начинает посылать телу уже знакомую программу – ползи туда, протяни руку, возьми предмет себе. Если внутренняя проприоцептивная система посылает достоверные сигналы о том, какой силы мышцы и смогут ли они сейчас ползти, какой длины рука и дотянется ли она до желаемого предмета, какой силой обладают пальчики и смогут ли они успешно схватить и удержать предмет, то у ребенка получится двигаться и достичь удачно свою цель. Также требуется слаженная работа вестибулярной системы, которая поможет с помощью зрения сориентироваться в пространстве (я сейчас нахожусь на животе, поэтому я буду двигаться таким образом. Игрушка находится на таком-то расстоянии, мне до нее необходимо двигаться такое-то расстояние. Я достигла игрушки, я могу больше не ползти, теперь можно ее брать). Тактильная и висцеральные системы обеспечат состояние эмоционального и физического благополучия ребенку, что позволяет ему проявлять исследовательский интерес и не отвлекаться на возможный внутренний дискомфорт.

Восприятие сенсорными системами происходит всеми системами одновременно, но с разной степенью «напряженности». Если можно сделать такое сравнение, то все 8 сенсорных систем представляют собой систему закрытых и взаимосвязанных сосудов. Общая напряженность всех систем всегда равно 100%. В разных жизненных ситуациях разные сенсорные системы напряжены больше или меньше. Например, когда вы читаете этот текст, то ваша зрительная система забирает себе минимум 50% концентрации внимания и внутренней воли, которая позволяет дальше сосредотачиваться на тексте. Но остальные ваши сенсорные системы работают в фоновом режиме: вы слышите все звуки, которые происходят в этот момент и подсознательно перепроверяете с их помощью, что вокруг безопасная ситуация. Ваша кожа помогает вам ориентироваться в температурном режиме (тепло, комфортно, не больно, ВСЕ В ПОРЯДКЕ). Ваша вестибулярная система также постоянно руководит вашими мышцами, позволяя вам оставаться в вертикальном положении, а также вообще двигать глазами! Периодически о себе напоминает проприоцептивная система. Когда вы долгое время сидите неподвижно, мозг активирует эту систему, а она в свою очередь заставляет вас поменять положение тела, немного подвигаться. Либо, если нет возможности подвигаться, мозг «зовет» на помощь тактильную сенсорную систему, чтобы потрогать себя. Замечали ли вы, как часто и много вы трогаете свое лицо, волосы, запястья и пальцы? В волосах вообще нет никаких сенсорных окончаний, лицом активно двигать в обществе не положено, а в кистях рук совсем мало мышц, одни связки и суставы, поэтому единственный источник информации становится в этот момент кожа. Но если какая-то из систем забьет тревогу и потребует срочно вашего внимания (внезапный сильный голод или потребность пойти в туалет), то вы уже не сможете так интенсивно сосредотачивать свою зрительную систему и уделите все внимание своему голоду. Что за механизмы срабатывают в этот момент?

Человек использует свое тело как инструмент для общения с окружающим миром. Это крайне тонкий и сложный инструмент, который требует постоянного контроля в главном «пульте управления», чтобы этот инструмент не сломался. Как бы человек обращался со своими руками, если бы у него исчезла там всякая чувствительность? Никак, такие руки перестают быть частью его тела, перестают ему служить и помогать. Это касается любой части тела, любого внутреннего органа. Если в нем пропадает чувствительность, сразу меняется картина тела, меняется картина своего «Я», что тянет за собой перемены в активности самого человека. Несомненно, активность человека в инвалидной коляске совсем на другом уровне, чем у человека, который ходит своими ногами. Поэтому мозг тщательно следит за тем, чтобы каждая часть сохраняла свою «отзывчивость» - то есть посылала бы сигналы от себя самостоятельно, получала бы сигналы из мозга и выполняла бы приказы согласно задумке.

У человека, у которого нет нарушений сенсорной интеграции, все сенсорные системы находятся в своем балансе, а также позволяют произвольно менять в них «напряженность». Таким образом, когда вы слушаете лекцию, вы намеренно и успешно переводите максимум внимания на зрительный и слуховой каналы, и также намеренно игнорируете сигналы проприоцептивной системы (сейчас я спокойно сижу, подвигаюсь и разомнусь во время паузы), и часто висцеральной системы (да, я хочу спать, но я сейчас на работе и спать буду вечером дома). Здоровый человек умеет управлять своими сенсорными системами намеренно, что является значимой частью адаптационного механизма.

После того, как сенсорная система первично восприняла стимулы, начинается сложный процесс соединения сигналов, их синтеза перед отправкой в мозг. Так зрение стыкует сигналы с двух глазных яблок в единый зрительный сигнал. То же самое делает слуховая сенсорная система. Или стыкуются разные сенсорные системы для восприятия более сложных характеристик окружающего мира. Зрительная и слуховая системы позволяют человеку воспринимать письменную речь. Зрительная и вестибулярная системы – глубину и перспективу пространства. Проприоцептивная и вестибулярная системы помогают быть человеку прямоходящим. Стыковка тактильной и обонятельной систем дают, либо забирают у человека чувство безопасности. Таких особенностей много, но для раннего возраста лишь некоторые из них стратегически важны.

После того, как завершается процесс восприятия, начинается работа «центрального пульта» - мозга. Но перед этим ощущения должны пройти через крайне категоричного привратника – эмоциональная оценка ощущений. Если эмоциональная оценка ощущений положительная, то привратник пропускает сигналы в мозг и они должным образом обрабатываются и усваиваются. Если же стимулы вызвали негативные эмоции, то привратник не пропускает сенсорные стимулы, и они не будут усвоены, обработаны до тех пор, пока не поменяется эмоциональное отношение к ним. Именно поэтому в процессе обучения так важен мотивационный фактор ребенка. Если предъявляемые стимулы вызывают лишь негативные переживания, они останутся стимулами в кабинете у специалиста. А если это те переживания, которые вызывают положительные эмоции, то они с почти 100% вероятностью усвоятся ребенком и станут частью его активного опыта, другими словами, он научится новому.

Далее запускается активный процесс в головном мозге. Начинается оценка и понимание того, какую сенсорную информацию принесли с собой ощущения. Прошлый опыт обращается к памяти, где был сохранены такие же ощущения. Начинается упорядочивание и распределение ощущений – это вкусно и сладко, это снова моя любимая еда, ее можно кушать; эти картинки я уже видел и они означают, что сейчас будет рассказ мамы о мишке, мне это нравилось, я буду слушать и повторять за ней; по этой комнате я уже ползал, я знаю, что мне надо приложить столько усилить, чтобы добраться до ее конца и у меня это получалось – поэтому я снова это сделаю, и т.д. Мозг проделывает огромную работу, которую специалисты называют упорядочиванием и ассоциацией ощущений. Скорость и качество этих процессов напрямую зависят от уровня умственного развития ребенка, и также влияют на него. Иногда человеку необходимо много раз получить один и тот же опыт, чтобы усвоить его. А порой ему достаточно разового переживания, чтобы усвоить «урок», изменить свое поведение или научиться новому и успешно его использовать дальше.

Результатом всей обработки и интеграции полученных ощущений мозг выбирает определенный образец реакции на эти ощущения. У него либо уже есть готовые варианты реакции, либо он повторяет новый, который он видел, как образец. Гибкость нервной системы влияет на этот выбор. Количество раннего опыта также влияет на этот выбор. Либо человек активно экспериментирует и успешно интегрирует новые модели движения, либо он предпочитает возвращаться к старым и с трудом обучается новым.

Следующий этап называется «праксис». Слово праксис означает – активность, действия, но в более сложном исполнении, когда к своим действиям приложен умысел, и ожидается результат. Это самый важный этап, потому что это и есть цель всей работы специалистов – научить ребенка новому поведению, новой активности. И только по тому, как ребенок действует, можно делать диагностику сенсорного процесса, а также видеть, есть ли результаты работы специалиста.

Праксис состоит из 3 этапов: идеация, планирование и практическая реализация. Идеацией называют создание (или использование уже имеющейся) идеи о том, как реагировать на возникшие ощущения. Это может и очень быстрая реакция, как например, отдернуть руку от горячего предмета, либо это будет сложная реакция, например, ответить на вопрос. Речь это такая же двигательная активность, в которую включены артикуляционные мышцы, которыми тоже необходимо очень скоординированно и точно управлять. Чем сложнее действие, тем сложнее выстраивает мозг план, то есть планирует пошагово реализацию своей идеи. Для него требуется много информации о том, какими возможностями он обладает – насколько его тело слушается его, чтобы это план осуществился. Эту информацию ему постоянно посылают внутренние сенсорные системы, и при необходимости подкрепляют внешние.

Заключительный этап это реализация плана действий. Мозг отправляет обратные сигналы в мышцы, которые осуществляют план и человек двигается. Если весь процесс проходит без трудностей, то человек реагирует на сигналы из внешнего (и внутреннего) мира адекватно, обучается новому успешно, изменяет свое поведение при изменяющихся обстоятельствах.

Завершающим этапом становится получение обратной связи и коррекция своих действий. Чтобы понять как работает этот этап, можно представить ситуацию, когда человек пытается поднять тяжелый предмет и не рассчитал свои силы. Первая попытка (первый план) не сработал, мозг заметил несоответствие и начинает ее обрабатывать заново. В этот момент запустился новый цикл сенсорной информации и мозг, проанализировав новые «данные», спланировал новый план. Это выглядит так, что человек предпринял новую попытку поднять тяжелый предмет, уже приноровившись к нему и приложил большую силу.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.